Проект «сноса» 26 селений Московской области из-за действовавших в них православных храмов. 1951 г.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 94(47)+94(470.311)+930.253

DOI 10.28995/2073-0101-2022-2-546-556

Никонов, В. В.

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация

Проект «сноса» 26 селений Московской области из-за действовавших в них православных храмов. 1951 г.

Nikonov, Vadim V.

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation

Unrealized Project of “Demolition” of 26 Villages of the Moscow Region on Account of Functioning Orthodox Churches (1951)

Аннотация

В статье представлен анализ документа, предполагающего наличие на самом высоком государственном уровне планов о значительной реорганизации административного деления Московской области в начале 1950-х гг. В работе, построенной на принципах историзма, системности и объективности, с использованием сравнительно-исторического, проблемно-аналитического и проблемно-хронологического методов исторического исследования рассматривается письмо уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по городу Москве и Московской области А. А. Трушина заместителю председателя Совета С. К. Белышеву. Его суть заключалась в том, чтобы упразднить (в тексте документа употреблено слово «снести») 26 крупных сел, присоединив их к находящимся поблизости селениям, чаще всего меньшим по размеру и числу жителей. Исключение в этом ряду было, насколько можно судить, единственное, когда небольшое село Новая Деревня должно было войти в состав крупного города и районного центра Пушкино. Формальной причиной такой реорганизации было «объединение колхозов и предстоящее сселение некоторых населенных пунктов на центральные усадьбы колхозов». Анализ документов, а также сопоставление статуса и размеров селений, предполагаемых к «сселению» и тех, которые названы «центральными усадьбами», не позволяет эту причину считать убедительной. Между тем, истинные мотивы такой реорганизации очевидны и указываются в документе совершенно недвусмысленно: «к сносу намечено 26 селений, в которых имеются действующие церкви». Разумеется, что в тех селах и деревнях (а в случае с Пушкино – городе), к которым планировалось присоединить упраздняемые села, действовавших храмов не было. Учитывая же общий вектор развития взаимоотношений между Церковью и советским государством, авторы предполагаемого объединения населенных пунктов имели все основания считать, что новых храмов в укрупняемых селениях построено или восстановлено не будет никогда. Рассматриваемый документ выразительно демонстрирует истинное отношение советской власти к Русской Православной Церкви в период, который часто и не без оснований считают временем, когда антицерковный прессинг несколько ослаб, что связывается с исторической встречей И. В. Сталина с тремя митрополитами в сентябре 1943 г. На письме уполномоченного Совета А. А. Трушина, во всяком случае, на том экземпляре, с которым работал автор статьи, отсутствует какая-либо резолюция, и мы не знаем, какова было его дальнейшая судьба. Что же касается планов, в нем содержащихся, то им не суждено было сбыться, и на карте Московской области сегодня можно найти все села, которые в 1951 г. хотели упразднить только потому, что на их территории находились действовавшие православные храмы.

Abstract

The article analyses the document suggesting that in the early 1950s there were plans for a significant reorganization of the administrative division of the Moscow region at the highest state level. The work, based on the principles of historicism, systematicity, and objectivity, using comparative historical, problem-analytical, and problem-chronological methods of historical research, examines the letter of the plenipotentiary of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR for the city of Moscow and the Moscow region A. A. Trushin to the deputy chairman of the Council S. K. Belyshev. Essentially, it proposed to abolish (the word “demolish” was used) 26 large villages, attaching them to the nearby villages, often smaller in size and population. The only exception was, as far as can be judged, the small village of Novaya Derevnya which was to become part of Pushkino, a large city and district center. The formal reason for this reorganization was “merger of kolkhozes and resettlement of some localities to central farmsteads of the kolkhozes.” The analysis of documents, as well as comparison of status and size of the villages suggested for the “resettlement” to the do called “central farmsteads,” disproves this. Meanwhile, true motives for such reorganization are obvious and cited quite unambiguously: “26 villages in which there are functioning churches are scheduled for demolition.” Naturally, villages (or town in case of Pushkino), to which the abolished villages were to be attached, had no functioning temples. Considering general vector of development of the relations between the Church and the state, the authors of the proposed merger had every reason to believe that new churches in the enlarged villages would never be built or restored. The document expressively demonstrates the true attitude of the Soviet government to the Russian Orthodox Church in the period, which is often and not without reason considered a time when anti-church pressure somewhat weakened, following the historic meeting of J. V. Stalin with three metropolitans in September 1943. There is no resolution on the letter of the plenipotentiary A. A. Trushin (at least on the copy with which the author of the article has worked), and we do not know its future fate. As for the plans it contains, they were never realized, as all villages, that were to be abolished on account of functioning Orthodox churches in 1951, can still be found on the map of the Moscow region.

Ключевые слова

Источник, архивный документ, С. К. Белышев, Московская область, объединение колхозов, Русская Православная Церковь, снос селений, Совет по делам Русской Православной Церкви, Трушин А. А.

Keywords

Source, archival document, S. K. Belyshev, Moscow region, merger of kolkhozes, Russian Orthodox Church, demolition of villages, Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church, A. A Trushin.

К теме положения Русской Православной Церкви в СССР и ее взаимоотношений с государством историки обращаются на протяжении десятилетий, и интерес к ней не ослабевает. Одним из поворотных моментов в истории Церкви советского периода является рубеж 1940–1950-х гг., когда, в силу ряда обстоятельств, отношение государства к Церкви претерпевало изменения. В обществе в это время ненадолго оформились ожидания на смягчение позиции власти к верующим, появились надежды на возвращение закрытых храмов, возобновление приходской жизни. Между тем, государственная политика в этих вопросах продолжала оставаться репрессивной, что подтверждается документом, являющимся предметом рассмотрения настоящей статьи. Это – ныне рассекреченное, а прежде секретное письмо уполномоченного Совета по делам РПЦ по г. Москве и Московской области А. А. Трушина заместителю председателя Совета С. К. Белышеву, в котором говорится о планах сноса 26 сел Московской области по причине нахождения там действующих храмов.

После встречи митрополитов Православной Российской Церкви Алексия (Симанского), Сергия (Страгородского) и Николая (Ярушевича) с И. В. Сталиным в сентябре 1943 г., отношения Церкви и государства в СССР претерпели изменения. В числе этих изменений одним из наиболее существенных стало создание специального органа по взаимодействию Церкви с властью – Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР. Структура Совета предполагала организацию института уполномоченных по всем регионам СССР. Уполномоченным по г. Москве и Московской области стал сотрудник органов госбезопасности А. А. Трушин. В числе его обязанностей было составление многочисленных регулярных отчетов и докладов председателю Совета по делам РПЦ, также сотруднику госбезопасности с многолетним стажем и определенной репутацией, Г. Г. Карпову. Эти материалы, а также внутренняя переписка Совета дают богатое поле для исследования жизни Церкви в послевоенное время. Одно из писем, написанных А. А. Трушиным заместителю председателя Совета по делам Русской Православной Церкви С. К. Белышеву, является предметом рассмотрения настоящей статьи. В нем описываются планы по упразднению (в письме употреблен термин «снос») ряда крупных сел Московской области, в которых имелись действовавшие храмы, и присоединению их к близлежащим селениям и деревням, храмов не имевших.

11 апреля 1951 г. заместителю Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР тов. С. К. Белышеву был отправлен документ, который предварял следующий текст: «На Ваш запрос № 166 от 17.02.1951 года сообщаю, что в связи с объединением колхозов и предстоящим сселением некоторых населенных пунктов на центральные усадьбы установлено, что по предварительным и еще не утвержденным планам, по всей области намечено к сносу 26 селений, в которых имеются действующие церкви». Далее шел список двадцати шести намеченных к сносу сел, в которых были действующие церкви, а вот центральные усадьбы, куда предполагалось их «сселить», церквей не имели и являлись зачастую населенными пунктами, меньшими, чем присоединяемые к ним села. Цель такого объединения была прозрачна: присоединенные селения, очевидно, теряли свои наименования, ведь если одно село присоединяется к другому, то за объединенным населенным пунктом, скорее всего, сохраняется название того, к которому присоединяют, но не того, которое присоединяется. Следовательно, с карты области навсегда исчезали села, прочно ассоциировавшиеся с храмами, расположенными на их территории. И наоборот, укрупнялись бывшие деревни, в которых церквей никогда не было. Надо полагать, что, по мнению властей, это позволило бы с меньшим общественным резонансом оставшиеся храмы закрыть.

Число селений, намеченных к сносу, по районам Московской области разнилось, но нетрудно догадаться, что оно было прямо пропорционально числу действующих церквей. В Московской области по этому показателю Раменский район занимал лидирующее положение, так что неудивительно, что число уничтожаемых сел в Раменском районе также было максимальным. Если в большинстве районов «сносилось» по одному селу (исключение делалось для Дмитровского с двумя селами и для Пушкинского с тремя), то в Раменском прекратить свое существование должны были сразу шесть сел, и потому только, что в них оставались незакрытыми православные храмы.

Итак, по мысли чиновников, село Речицы (Вознесенский храм) присоединялось к деревне Турыгино, Строкино (Никитский храм) – к деревне Власовой, Игумново (Покровский храм) – к деревне Дементьевой, Игнатьево (Георгиевский храм) – к деревне Кузяевой, Малышево (Никольский храм) – к деревне Кузнецовой и, наконец, село Петровское с храмом становилось частью деревни Васильевой.

По селениям других районов Московской области, согласно документу, планировалась следующая реорганизация. Село Фенино Балашихинского района, в котором располагался действующий храм, планировалось присоединить к селу Савино, в котором прежде также имелась церковь, но в начале 1950-х гг. она уже длительное время не действовала. Село Спирово с действовавшим Введенским храмом должно было войти в состав села Теряево (Теряевой Слободы), в котором до 1930-х гг. действовал Ильинский храм, до сих пор не восстановленный. В Высоковском (ныне Клинском) районе село Селинское, в котором продолжал действовать Преображенский храм, присоединялось к селению Некрасину, где храма не было.

В городе Пушкино сегодня имеются четыре храма: Троицкий, Боголюбский, Никольский и Пантелеимоновский, а согласно материалам Совета по делам Русской Православной Церкви, в 1950-х гг. не было ни одного. Единственным действующим храмом в те годы был Сретенский, расположенный в Новой деревне, которую и планировали присоединить к городу Пушкино. Это единственный пример в списке, когда меньший населенный пункт собирались присоединить к большему, причем имевшему статус города и районного центра. Случай примечательный, который, если рассматривать его в логике чиновников Совета по делам Русской Православной Церкви, позволяет предположить, что вероятность того, что в Пушкине когда-либо появится действующий храм, ими вообще не рассматривалась, ибо в противном случае терялся смысл задуманной реорганизации.

Обращают на себя внимание еще некоторые сведения, содержащиеся в документе. Так, в таблице имеется столбец с названием: «Состоит ли на государ. охране здание». Имеется в виду церковное здание, разумеется, хотя прямо об этом не говорится. Согласно документу, большинство храмов в 1951 г. на государственной охране не состояло. Таким статусом пользовались восемь храмов из двадцати шести: в Фенине Балашихинского района; в Спирове Волоколамского района; в Юдине Звенигородского района; в Воронове Калининского района (ныне – территория Подольского района); в Акулове Кунцевского района (ныне – территория г. Москвы); в селе Холм Можайского района; в Заозерье Павлово-Посадского и в Осташкове Пушкинского. Отдельный столбец в таблице именовался: «даты переселения». Против каждого села в нем указано: «не известно», что свидетельствовало о том, что до реализации проекта было еще далеко.

Судя по всему, это предложение так и осталось на бумаге, и все перечисленные села с их многовековой историей сохранили свои названия, некоторые из которых упоминаются в документах 500-летней давности и более ранних (например, Заозерье, Игнатьево, Спирово). Во всяком случае, никаких иных сведений по этому вопросу в процессе настоящего исследования в архивах обнаружено не было. Автор интервьюировал старейших жителей некоторых из упомянутых в списке сел, но никто из них не смог припомнить о подобных планах, даже на уровне слухов.

На рубеже 1940–1950-х гг. в отношениях Церкви и советского государства на некоторое время наметилось недолгое потепление, которое, однако, довольно скоро сменилось очередной антицерковной кампанией, и рассмотренный в настоящей статье документ выразительно демонстрирует истинное отношение советской власти к Русской Православной Церкви в те годы.

Список литературы

Горбунов, А. В. Государство и религиозные организации в СССР (1940–1960-е гг.) в трудах эмигрантских и советских исследователей // Вестник КемГУ. – 2011. – № 2. – С. 10–12.

Дамаскин (Орловский, В. А.), архимандрит. Канонизация святых и псевдоканонизация усопших подвижников. Проблемы и решения // История и Архивы - 2020. – № 3. – С. 69–86.

Каиль, М. В. Православие в России 1914–1964 годов: Опыт изучения и общественная память в дискурсе репрессий и поиске альтернативных познавательных подходов // Новый исторический вестник. - 2021. – № 3. - С. – 74–86.

Мазырин, А. В. Вопрос о призвании служителей Церкви в эпоху гонений: два взгляда современников // Вестник ПСТБУ. Серия 2: История. История РПЦ. – 2011. – № 43. – С. 70–82.

Минц, М. М., Роккуччи, А. Сталин и патриарх: православная церковь и Советская власть, 1917–1958 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. – 2017. – № 4. – С. 115–118.

Никонов, В. В., Новак, Вячеслав, иер. История храма во имя Архистратига Михаила и села Константиново Раменского района Московской области. – М.: Высшая школа, 2014. – 330 с.

Никонов, В. В., Ушатова, Н. П. За Христа претерпевшие. Церковь и политические репрессии 1920–1950-х гг. на территории Раменского района Московской области. Т. 1. Раменская волость. – Гжель: ГГУ, 2016. – 616 с.

References

GORBUNOV, A. V. Gosudarstvo i religioznye organizatsii v SSSR (1940–1960- e gg.) v trudakh emigrantskikh i sovetskikh issledovatelei [State and religious organizations of the USSR (1940s–60s) in the works of emigrant and Soviet researchers. In Russ.]. IN: Vestnik KemGU, 2011, no. 2, pp. 10–12.

DAMASKIN (ORLOVSKY, V. A.), archimandrite. Kanonizatsiya svyatykh i psevdokanonizaysiya usopshikh podvizhnikov. Problemy i resheniya [Canonization of saints and pseudo-canonization of deceased ascetics. Problems and solutions. In Russ.]. IN: Istoriya i arkhivy, 2020, no. 3, pp. 69–86.

KAIL’, M. V. Pravoslavie v Rossii 1914–1964 godov: Opyt izucheniya i obshhestvennaya pamyat’ v diskurse repressii i poiske al’ternativnykh poznavatel’nykh podkhodov [Orthodoxy in Russia (1914–64): The experience of studying and public memory in the discourse of repression and search for alternative cognitive approaches. In Russ.]. IN: Novyi istoricheskii vestnik, 2021, no. 3, pp. 74–86.

MAZYRIN, A. V. Vopros o prizvanii sluzhitelei Tserkvi v epokhu gonenii: dva vzglyada sovremennikov [The question of vocation of the church ministers in the era of persecution: Two points of view of contemporaries. In Russ.]. IN: Vestnik PSTBU, 2011, no. 43, pp. 70–82.

MINTS, M. M., ROCCUCCI, A. Stalin i patriarkh: pravoslavnaya tserkov' i Sovetskaya vlast', 1917–1958 [Stalin and the Patriarch: The Orthodox church and the Soviet power, 1917–58. In Russ.]. IN: Sotsial'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura, 2017, no. 4, pp. 115–118.

NIKONOV, V. V., NOVAK, Vyacheslav, hier. Istoriya khrama vo imya Arkhistratiga Mikhaila i sela Konstantinovo Ramenskogo raiona Moskovskoi oblasti [History of the Archangel Michael church and the village of Konstantinovo of the Ramenskoye district of the Moscow region. In Russ.]. Moscow, Vysshaya shkola publ., 2014, 330 р.

NIKONOV, V. V., USHATOVA, N.P. Za Khrista preterpevshie. Tserkov' i politicheskie repressii 1920–1950-kh gg. na territorii Ramenskogo raiona Moskovskoi oblasti [Those who suffered for Christ: The Church and political repressions of the 1920s–1950s on the territory of the Ramenskoye district of the Moscow region. In Russ.]. Gzhel', GGU publ., 2016, 616 р.

Сведения об авторах

Никонов Вадим Вадимович, кандидат педагогических наук, Российский государственный гуманитарный университет, кафедра истории и организации архивного дела, доцент, г. Москва, Российская Федерация, 8-495-250-61-18, 8-926-511-10-40, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Nikonov Vadim Vadimovich, PhD in Pedagogics, Russian State University for the Humanities, department of history and organization of archiving, assistant professor, Moscow, Russian Federation, +7-495-250-61-18, +7-926-511-10-40, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 12.11.2021 г., опубликована (для цитирования):

Никонов, В. В. Проект «сноса» 26 селений Московской области из-за действовавших в них православных храмов. 1951 г. // Вестник архивиста. – 2022. - № 2. – С. 546-556. doi 10.28995/2073-0101-2022-2-546-556

Submitted 12.11.2021, published (for citation):

NIKONOV, V. V. Proekt “snosa” 26 selenii Moskovskoi oblasti iz-za deistvovavshikh v nikh pravoslavnykh khramov. 1951 g. [Unrealized Project of “Demolition” of 26 Villages of the Moscow Region on Account of Functioning Orthodox Churches (1951). In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2022, no. 2, pp. 546-556. doi 10.28995/2073-0101-2022-2-546-556

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.