Обращение чехов в православие в Омске: духовность, идеология, быт. 1916–1919 гг.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 94(47)+94(571.13)+94(271.2)+271.2:2-76

DOI 10.28995/2073-0101-2022-2-597-610

Сушко, А. В., Петин, Д. И.

Омский государственный технический университет, г. Омск, Российская Федерация

Обращение чехов в православие в Омске: духовность, идеология, быт. 1916–1919 гг.

Sushko, Aleksey V., Petin, Dmitrii I.

Omsk State Technical University, Omsk, Russian Federation

Conversion of the Czechs to Orthodoxy in Omsk: Spirituality, Ideology, Everyday Life: 1916–19

Аннотация

Статья посвящена изучению феномена массового организованного принятия православия ранее исповедовавшими католичество представителями чешского народа, находившихся в Омске в период Первой мировой войны 1914-1918 гг. в качестве военнопленных. Приводятся факторы, взаимосвязанно повлиявшие сначала на активные групповые переходы чехов в православие в 1916–1917 гг., а затем на их безразличие к общеславянской идее, национализм и «политический эгоизм» в условиях Гражданской войны в России. В основу исследования положен анализ комплекса источников, ранее не введенных в научный оборот. Это актовые записи из метрических книг православных храмов города Омска, достаточно полно сохранившиеся в Историческом архиве Омской области, материалы официального периодического издания «Омские епархиальные ведомости». Высокая актуальность публикации связывается с тем, что аспекты религиозной жизни размещенных в Западной Сибири военнопленных Первой мировой войны, не получили освещения в наработках историографии. Исходя из специфики исследования, авторами был использован комплексный методологический подход, который построен на сочетании теории социальной адаптации и антропологического подхода, а также статистического, биографического и проблемно-хронологическим методов. Указанная теоретическая совокупность позволила, насколько это представилось возможным, изучить и максимально обоснованно интерпретировать анализируемый в работе феномен, увязывая его появление с конкретно–исторической обстановкой и личностями. В заключении авторы обосновывают вывод о том, что в условиях Первой мировой войны прозелитизм являлся прикрытием геополитических интересов Российской империи, духовное стремление большинства чехов к православию было пропагандистским мифом, созданным Русской Православной Церковью. Данная публикация может представлять интерес для исследователей народов Восточной Европы, военной и социальной истории, а также национальной и религиозной политики в условиях военного времени.

Abstract

The article is devoted to the study of the phenomenon of mass organized adoption of Orthodoxy by the Czechs previously professing Catholicism, who stayed in Omsk during the First World War as prisoners of war. It cites the factors that jointly influenced, at first, mass group conversion of the Czechs to Orthodoxy in 1916–17, and later their indifference to the common Slavic idea and prompted their nationalism and “political egoism” during the Civil War in Russia. The study is based on the analysis of a complex of sources that have not yet been introduced into scientific use. These are the records from the Omsk Orthodox churches metric books (fairly well preserved in the Historical Archive of the Omsk Region) and materials from the official periodical Omsk Diocesan Vedomosti. The high relevance of the publication springs from poor coverage of religious life of the prisoners of World War I in Western Siberia in historiography. Taking into account the specifics of the study, the authors have used integrated methodological approach based on a combination of theory of social adaptation and anthropological approach, as well as statistical, biographical, and problem-chronological methods. This theoretical complex permits to study and quite reasonably interpret the phenomenon, linking its appearance with concrete historical situation and personalities. The authors contend that during the First World War proselytism was a cover for geopolitical interests of the Russian Empire, and spiritual aspiration of most Czechs to Orthodoxy was a propaganda myth created by the Russian Orthodox Church. The publication may be of interest to researchers of the peoples of Eastern Europe, military and social history, national and religious politics.

Ключевые слова

Исторические источники, чехи, миссионерство, прозелитизм, Русская Православная Церковь, Первая мировая война 1914-1918 гг., Гражданская война в России, военнопленные, Омск.

Keywords

Historical sources, Czechs, missionary work, proselytism, Russian Orthodox Church, World War I of 1914–18, Civil War in Russia, prisoners of war, Omsk.

В Первую мировую войну 1914-1918 гг. в Сибири оказались тысячи военнослужащих армии Австро-Венгрии, попавших в русский плен, преимущественно, чехов, русинов, поляков. Одним из мест их размещения в специальных концлагерях стал Омск – крупный военно-административный центр, где с сентября 1914 г. содержалось порядка 15 000 пленных. Изучены многие политические и социальные аспекты пребывания в Сибири военнопленных Первой мировой войны. Вне поля зрения осталась их религиозная жизнь, в том числе, лидирующая активность чехов среди пленных славян–католиков, массово (порядка 250 человек) принявших православие в Омске. Цель работы – исследовать этот процесс с оценкой относительно событий Русской революции.

Интерес властей России к обращению в православие славян в те годы был очевиден. Идеологически империя Романовых позиционировала себя вселенским центром православия, сочетая это со своей геополитикой. С началом Первой мировой войны и появлением массы пленных национальный вопрос в России резко осложнился, когда тысячи гражданских лиц из числа славян собирали в специальных местах для высылки, как вражеских подданных. Но в условиях популярной в российском обществе идеи панславизма каждая славянская община пыталась добиться особого отношения властей России к своей национальной группе. В итоге, такие подданные враждебных государств стали наибольшей категорией лиц, избежавших депортации.

Прозелитизм в России был не только церковным делом, но и частью политики государства. На оказавшихся в руках властей Российской империи пленных славян первым обратил внимание архиепископ Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий), в 1915 г. предложив Синоду опекать пленных православного и греко-униатского исповеданий. Указ Императора из Синода от 5 августа 1915 г. обязал архиереев и местные власти при содействии военных вести работу с пленными славянами через создаваемые в епархиях братства, снабдив их инструкцией «строго церковного и патриотического настроения».

В условиях затянувшейся Великой войны страны–участницы практиковали «имперский антиколониализм», используя пленных в своих интересах. Германия активно разжигала национализм среди «угнетенных народов» России. В ответ российский Генштаб формировал национальные воинские части из пленных, принадлежащих к этническим меньшинствам Германии и Австро-Венгрии. Россия хотела усилить свое влияние на родине славян, принявших православие, для чего подходили чехи, в большинстве ненавидевшие австрийцев. В работу активно включились военные власти и духовенство Омска. Пресса писала о стремлении новообращенных православных чехов воевать против Австро-Венгрии. «Многие выразили желание поступить в боевые дружины для борьбы с ненавистной им Австрией», – говорилось в одной из первых статей. Иной материал гордо сообщал о «19 добровольцах, поступающих в ряды чехо-словацкой дивизии бороться за освобождение славянства от швабо-мадьярского ига».

Также в малонаселенной Сибири прозелитизм решал проблему нехватки образованных людей и квалифицированных рабочих. Новообращенные заключали браки с местными православными женщинами. Накануне или в день венчания таинству предшествовал переход жениха в православие, что было важным шагом для интеграции в российский социум. Начиная крестьянский или ремесленный труд, бывшие пленные намеревались осесть в Сибири, к радости светских и духовных властей подав прошения о русском подданстве с просьбой остаться.

Кроме потребностей устроить быт и личную жизнь в Сибири, у чехов для перехода в православие были свои духовные и идеологические интересы. Это, проводя в жизнь имперскую политику, учел миссионер, священник Илья Фокин – главный проповедник среди пленных славян в Омске. Епархиальный журнал опубликовал его речь к одной из первых групп обращенных в православие чехов 2/15 февраля 1916 г. в праздник Сретения Господня в Успенском кафедральном соборе.

Российская действительность также влияла на политико-религиозную активность пленных чехов. Русские бюрократы, подчас, не видели разницы между австрийцами и чехами. Лица без российского подданства или, как минимум, не православные, рассматривались как шпионы. Для пленных чехов в условиях нестабильности принятие православия было шагом социальной мобильности и выживания, это действие формировало лояльность российского государства и общества, декларировавших защиту славян Восточной Европы, в том числе, «чехославян».

Стимулом перейти в православие стал и тяжелый быт пленных. Из обзора метрических книг костела и кирхи города Омска видно, как с конца 1914 г. военнопленные составляли значительное количество умерших католиков и лютеран. У бывших солдат германской и австро-венгерской армий были налицо примеры трагических исходов судеб соотечественников. Ситуация подталкивала к выбору: умереть в неволе от болезни или, приняв новую веру, получить шанс на улучшение быта и возможное спасение. В плену стойкие религиозные убеждения проявили лютеране (этнические немцы и австрийцы); переходы их в православие в Омске единичны. Отрекшейся от католицизма людской массой были представители народов, угнетенных германцами – чехи, русины и поляки.

Несмотря на превалирование идеологического и социально-бытового факторов при присоединении к православию чехов, у некоторых духовный выбор был осознан. Так, чех–католик, австрийский подданный из военнопленных, дворянин села Горни Дубеньки, юрист Франц Францевич Белоград, 1892 г. р., перейдя в православие 2/15 февраля 1916 г. стал Николаем. По личному желанию и ходатайству владыки Сильвестра Н. Ф. Белограда зачислили в Петроградскую духовную академию.

В начале 1917 г. чехи составляли около 50% от обращенных в православие в Омске славян. Местное духовенство и власти считали, что «движение в православие славян все усиливается». Но этот оптимизм не оправдался, что доказала начавшиеся в России революционные события 1917 г. Крах монархии исключил действие идеологического фактора при обращении в православие славян. Ни одного массового присоединения в Омске больше не состоялось. В конце мая 1918 г. выступление чехов против большевиков разожгло в стране Гражданскую войну. Сибирские архиереи организованно вошли в лагерь контрреволюции. Омское духовенство на епархиальном собрании приветствовало тогда чехов как освободителей. Воззвание идейно не соответствовало реалиям распадавшейся бывшей великой державы. Панславизм для революционной России был неактуален. А у большинства чехов в умах зрела идея нации. Приветствие Омского епархиального собрания отражало чаяния лишь малой части русской интеллигенции с консервативной дореволюционной идеологией.

Распад Российской империи и прекращение пропаганды православия среди чехов усилили католицизм. Вопрос о религиозности чехов на востоке России обсудили на Сибирском соборном совещании. На заседании 22 ноября 1918 г. челябинский священник Демидов рассказал о «сильном распространении католицизма» в своем городе, благодаря активности иезуитов, которые «устраивали лекции и снабжали население бесплатной литературой в целях пропаганды католицизма, затрачивая на это громадные деньги». Некоторые военнослужащие чехи стали успешными пропагандистами католичества. Священник считал, что чехословаки хотели занять Сибирь, покорив «в религиозном отношении ее папе [Римскому]».

В столичном Омске владыка Сильвестр возглавил Высшее временное церковное управление Сибири, став духовным лидером антибольшевистского движения, взявшего на себя защиту Церкви от большевизма. Если бы тогда массово чехи прониклись православием и панславизмом, то, как защитники веры, они могли стать основой Сибирской армии. Они не оправдали ожиданий находившейся под влиянием «архаичной» прославянской агитации антибольшевистской общественности, которая верила, что чехи будут воевать против большевиков – в зеркале белой пропаганды «ставленников Германии».

Анализ актовых записей метрических книг православных храмов Омска дает немногочисленные примеры чехов, кто перешел в православие в массовом или одиночном порядке, а затем воевал на стороне белого движения. Таков Богумил (в православии Владимир) Коту, 1893 г.р., гражданин города Слани в Чехии. Состоя агентом военного контроля штаба Сибирской армии, 2/15 ноября 1918 г. в Омске он принял новую веру, а через 2 дня обвенчался с православной девушкой. Были случаи полного обретения пленными славянами в Сибири новой жизни и родины. Так, житель Моравии Мартын Мартынович Винтарник, 1893 г. р. В числе 32 пленных перейдя в православие с именем Алексей 30 мая/12 июня 1916 г., он через 2 года женился на гражданке города Троицка, в браке родились 4 детей.

К середине 1919 г. М. Жанен отмечал в беседах с главой «омского» МИДа И. И. Сукиным, что чехов вернуться на фронт не заставит уже ничто. Чехи – «прежде всего шовинисты-националисты», такое объяснение их «политическому эгоизму» в августе 1919 г. дали белые спецслужбы, внимательно наблюдавшие за легионерами в Сибири. Их нежелание воевать с большевиками говорило о провале дореволюционной политики России по утверждению идеи всеславянского единства и перехода в православие чехов, стремившихся теперь выйти из чужой для них гражданской войны во благо своей национальной идеи.

Таким образом, для империи Романовых прозелитизм, практиковавшийся в Омске православным духовенством при поддержке властей, был частью политики панславизма против Австро-Венгрии – геополитического конкурента России. Использование обращенных в православие чехов как резерва Русской армии усилило пропаганду, апеллировавшую к исторической памяти о некогда православном чешском народе, попавшем под гнет германцев-католиков и имевшем в прошлом выдающихся национальных вождей. До февраля 1917 г., пока Российская империя была сильна, такая агитация имела среди чехов некоторый успех. Прекращение обращений пленных славян в православие с падением монархии Романовых подтвердило, что эти групповые акции чехов в Омске имели политические, национальные и бытовые, но не религиозные смыслы. Духовное стремление большинства чехов к православию было мифом пропаганды Церкви, что показала Гражданская война в России. Чехи оказались безразличны к единению славян и защите православия, став распространителями чуждого России католицизма. В тоже время частные таинства чехов перед вступлением в брак с православными сибирячками, шли в храмах Омского региона в 1918–1919 гг. – это довод о значении бытового фактора в обращениях. Многие военнопленные, долго живя вдали от дома, пытались выгодно адаптироваться к местной культуре, совершали переход в иную веру. При оценке этого явления также нельзя сбрасывать со счетов отдельных чехов, ставших православными по духовным мотивам.

Список литературы

Новиков, П. А. Омский военный округ в годы Первой мировой войны // Иркутский историко-экономический ежегодник. - 2014. – С. 411–416.

Новиков, С. В. Адмирал Колчак в Омске: к истории Гражданской войны в России и геополитического передела Европы после Первой мировой войны // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. – 2020. – Т. 5. - № 4. – С. 31–41.

Стельмак, М. М. Образ иностранных союзников антибольшевистского движения в периодической печати Западной Сибири (май 1918 – декабрь 1919 гг.). Дис. … канд. ист. наук. – Омск, 2016. – 326 с.

Суржикова, Н. В. Военный плен в российской провинции (1914–1922 гг.). – М.: РОССПЭН, 2014. – 423 с.

References

NOVIKOV, P. A. Omskii voennyi okrug v gody Pervoi mirovoi voiny [Omsk Military District in the days of the First World War. In Russ.]. IN: Irkutskii istoriko-ekonomicheskii ezhegodnik, 2014, pp. 411–416.

NOVIKOV, S. V. Admiral Kolchak v Omske: k istorii Grazhdanskoi voiny v Rossii i geopoliticheskogo peredela Evropy posle Pervoi mirovoi voiny [Admiral Kolchak in Omsk: To the history of the Civil War in Russia and geopolitical redivision of Europe after the First World War. In Russ.]. IN: Omskii nauchnyi vestnik. Seria. Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost’ [Omsk scientific bulletin. Series: Society. History. Contemparaneity], 2020, vol. 5, no. 4, pp. 31–41.

STEL'MAK, M. M. Obraz inostrannykh soyuznikov antibol'shevistskogo dvizheniya v periodicheskoi pechati Zapadnoi Sibiri (may 1918 – dekabr' 1919 gg.). Dis… kand. ist. nauk [The Image of Foreign Allies of the Anti-Bolshevik Movement in the Periodicals of Western Siberia (May 1918 – December 1919): Cand. hist. sci. diss. In Russ.]. Omsk, 2016, 326 p.

SURZHIKOVA, N. V. Voennyi plen v rossiiskoi provintsii (1914–1922 gg.) [Military captivity in the Russian periphery (1914–22). In Russ.]. Moscow, ROSSPEN publ., 2014, 423 p.

Сведения об авторах

Сушко Алексей Владимирович, доктор исторических наук, профессор, Омский государственный технический университет, кафедра истории, философии и социальных коммуникаций, профессор, г. Омск, Российская Федерация, 8–962-057-13-27, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Петин Дмитрий Игоревич, кандидат исторических наук, доцент, Омский государственный технический университет, кафедра истории, философии и социальных коммуникаций, доцент, г. Омск, Российская Федерация, 8–950–333–56–81, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Sushko Aleksey Vladimirovich, PhD in History, professor, Omsk State Technical University, department of history, philosophy, and social communications, professor, Omsk, Russian Federation, +7-962-057-13-27, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Petin Dmitrii Igorevich, PhD in History, associate professor, Omsk State Technical University, department of history, philosophy, and social communications, assistant professor; Omsk, Russian Federation, +7–950–333–56–81, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена при поддержке проекта РНФ, 21-18-00266 «Религиозный фактор в России в годы Гражданской войны: феномен, значение и региональная специфика», реализуемого в Санкт-Петербургском государственном университете.

Grant information

The article has been prepared with support of the Russian Science Foundation, project 21-18-00266 “Religious factor in Russia during the Civil War: Phenomenon, significance, and regional specificity,” implemented at the St. Petersburg State University.

В редакцию статья поступила 9.09.2021 г., опубликована (для цитирования):

Сушко, А. В., Петин, Д. И. Обращение чехов в православие в Омске: духовность, идеология, быт. 1916–1919 гг. // Вестник архивиста. – 2022. - № 2. – С. 597-610. doi 10.28995/2073-0101-2022-2-597-610

Submitted 9.09.2021, published (for citation):

SUSHKO, A. V., PETIN, D. I. Obrashchenie chekhov v pravoslavie v Omske: dukhovnost', ideologiya, byt. 1916–1919 gg. [Conversion of the Czechs to Orthodoxy in Omsk: Spirituality, Ideology, Everyday Life: 1916–19. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2022, no. 2, pp. 597-610. doi 10.28995/2073-0101-2022-2-597-610

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.