Цветовое решение российских титульных гербов XVII – начала XVIII века

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 929.6+736+94(470)

DOI 10.28995/2073-0101-2022-3-651-661

Пчелов, Е. В.

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация

Цветовое решение российских титульных гербов XVII – начала XVIII века

Pchelov, Evgeniy V.

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation

The Color Scheme of the Russian Titular Coats of Arms of the 17th – Early 18th Century

Аннотация

Статья посвящена анализу цветового решения русских титульных гербов XVI – начала XVIII в. Автором выявлено, что до конца XVII в. колористика гербов не имела значения, поскольку эмблемы титульных объектов изображались на печатях, для чего и были созданы. Однако к концу XVII в. эти эмблемы стали всё больше и больше приобретать геральдический вид. Важным этапом на этом пути было создание «Титулярника» в 1672 г. В этой книге титульные гербы были представлены в цвете, но эта колоризация не носила геральдического характера. Только два герба, заимствованных из западноевропейской геральдики, имели гербовую расцветку. В остальном гербы «Титулярника» выглядели, скорее, цветными иллюстрациями, нежели гербами в классическом смысле слова. Столь же условным был цвет гербов на золотой тарели Алексея Михайловича, сделанной мастером Ю. Фробосом в 1675 г. Здесь цветовое решение гербов выполняло функции симметрии в общей изобразительной композиции. На жалованных грамотах конца XVII – начала XVIII в. титульные гербы рисовались по образцу «Титулярника». Однако на рубеже 1700-х и 1710-х гг. на жалованных грамотах появляется колоризация титульных гербов (хотя какое-то время сохраняется и предшествующая традиция). Описание гербов в цвете впервые на русском языке было представлено в произведении «Ядро Российской истории», написанном в середине 1710-х гг. в Швеции. Авторство этой книги остаётся дискуссионным. Описание гербов из «Ядра Российской истории» находит практически точные аналогии в изображениях гербов на жалованных грамотах, начиная с 1710 г., а также повторяет расцветку с исправленных рисунков И.-Г. Корба, публиковавшихся вместе с описаниями титульных гербов в немецких изданиях 1708 и 1710 гг. По-видимому, колоризация титульных гербов была связана с губернской и военной реформами Петра Великого. Показательно, что основным геральдическим цветом для щитов титульных гербов стал лазуревый. Красный цвет не занимал доминирующего положения. В целом на цветовое решение гербов Петровской эпохи, возможно, оказало влияние создание цветовой гаммы российских флагов. Позднее цветовое решение ряда титульных гербов существенно изменилось. Такие изменения, в частности, зафиксированы в Знамённом гербовнике 1729 г. Они были связаны с более точным соответствием формальным правилам западноевропейской геральдики. Таким образом, колоризация русской титульной геральдики входила в контекст постепенной её трансформации от печатей и эмблем к гербам и во многом определяла этот процесс.

Abstract

The article is devoted to the analysis of the color scheme of the Russian titular coats of arms of the 17th – early 18th century. Until late 17th century, the color scheme of coats of arms did not matter, since the emblems of the titular objects themselves were depicted on seals, for which they were created. However, by the end of the 17th century, these emblems began to acquire increasingly heraldic appearance. An important stage on this path was creation of the “Titulyarnik” in 1672. In this book, the titular coats of arms were presented in color, but this colorization was not of heraldic nature. Only two coats of arms borrowed from Western European heraldry had a coat of arms coloring. Otherwise, the coats of arms of the “Titulyarnik” looked more like color illustrations than coats of arms in the truest sense of the word. The color of the coats of arms on the golden plate of Alexei Mikhailovich made by master Y. Frobos in 1675 was equally conditional. Here the color scheme of the coats of arms performed functions of symmetry in the overall pictorial composition. On the charters of the turn of the 18th century, titular coats of arms were drawn following the model of the “Titulyarnik.” However, at the turn 1710s, the colorization of the titular coats of arms appeared on the charters (although the previous tradition also persisted for some time). The description of coats of arms in color was first presented in Russian in “The Core of Russian History” written in mid-1710s in Sweden. The authorship of this book remains debatable. The description of the coats of arms from “The Core of Russian History” finds almost exact analogies in the images of coats of arms on charters starting from 1710, and also repeats the coloring from the corrected drawings of I.-G. Korb, published together with descriptions of the titular coats of arms in the German publications in 1708 and 1710. Apparently, the colorization of the titular coats of arms was associated with the provincial and military reforms of Peter the Great. It is significant that azur became the main heraldic color for the shields of the titular coats of arms. Gueles did not occupy a dominant position. In general, the color scheme of the coats of arms of the Peter the Great era may have been influenced by the creation of the color scheme of Russian flags. Later, the color scheme of a number of titular coats of arms changed significantly. Such changes, in particular, were recorded in the “Armorial of banners” (Znamyonnyi Gerbovnik) of 1729. They were associated with closer compliance with the formal rules of Western European heraldry. Thus, the colorization of Russian titular heraldry fell in the context of its gradual transformation from seals and emblems to coats of arms and largely determined this process.

Ключевые слова

Геральдика, цвет, титульные гербы, «Ядро Российской истории», гербы Петровской эпохи, знамёна армейских полков 1712 г., Знамённый гербовник 1729 г., Ю. Фробос, И.-Г. Корб.

Keywords

Heraldry, color, titular coats of arms, “The Core of Russian History,” Petrine coats of arms, flags of army regiments of 1712, “Armorial of banners” (Znamyonnyi Gerbovnik) of 1729, Y. Frobos, I.-G. Korb.

Титульная геральдика – комплекс гербов, обозначавших те территории, наименования которых входили в царский титул – зародилась в России в 1570-х гг. и прошла определённую эволюцию. Этапной вехой в её истории стало создание царского «Титулярника» в 1672 г., где титульные гербы были представлены в своём практически законченном виде. Однако важным вопросом в истории титульной геральдики является цветовое решение гербов. Появление гербового колорита применительно к титульным гербам России происходило в конце XVII – начале XVIII в. и абсолютно не изучено в исторической науке. Между тем, это очень важный вопрос, поскольку именно геральдическая расцветка является одним из важнейших признаков герба как такового и, следовательно, важным элементом в процессе самого формирования российской геральдики и понимания титульных эмблем (или «печатей») в качестве гербов.

Поскольку первые титульные эмблемы помещались на печатях, то и их цветовое решение никакого значения не имело. И, действительно, на тех памятниках с изображениями титульных гербов, где, казалось бы, можно ожидать хотя бы намёка на цветовое решение, такие изображения лишены характерных колористических черт. Например, на саадачном покровце Большого наряда царя Михаила Фёдоровича все фигуры в титульных гербах (на «печатях») вышиты золотными нитями. Первым по времени источником, в котором присутствует цветовая гамма применительно к титульным гербам, является «Титулярник» 1672 года (в этом году было создано три его экземпляра). В нём изображения титульных гербов даны в цвете, но эта расцветка не носит сугубо геральдического характера. Фигуры в гербах зачастую представлены в естественном, «натуральном» цветовом решении (например, медведи в новгородском или ярославском гербах). В некоторых случаях используются серебро или золото (например, серебряный лев во владимирском гербе), в некоторых – просто белый цвет (как в пермском, черниговском, нижегородском или ростовском гербах), в иных – даже чёрный (чёрный дракон в казанском гербе). Но в целом заметна тенденция к разноцветию, нехарактерному для колорита классической геральдики. Иными словами, это, прежде всего, художественные, а не геральдические изображения. Особенностью большинства из них является белый фон, на котором расположены фигуры, и зелёная земля с растительностью под ними. Только два из 33-х титульных гербов представлены в «Титулярнике» с геральдической расцветкой – и оба заимствованные. Это герб волынский с серебряным крестом на красном поле и витебский со всадником (Погоней) на красном поле. Здесь заметно влияние западноевропейской геральдики, но только этим оно и ограничивается.

В 1675 г. мастер Юрий Фробос создаёт для царя Алексея Михайловича золотую, украшенную эмалью тарель с гербами. Колористическое решение тарели роскошно – используется широкая цветовая гамма для различных изображений. В том числе в цвете представлены и титульные гербы. Однако анализ этой расцветки показывает её почти исключительно ситуационный, декоративный характер и подчинённость элементарной симметрии. На тарели по окружности изображено 8 гербов в больших щитах и ещё 8 в малых, расположенных между большими. Большие гербы представляют собой чередование золотых фигур в серебряном поле и серебряных – в золотом. При этом поля щитов в большинстве случаев имеют дамасцировку, а в казанском и смоленском гербах даже геральдическую шраффировку с точками по полю. При этом даже в случае шраффировки соблюдается полная симметрия – гербы одного цветового решения расположены строго напротив друг друга. Несмотря на чисто геральдические элементы (та же шраффировка), расцветка гербов не геральдична, поскольку к тому времени уже давно в геральдике установилось известное правило о невозможности наложения металла на металл. Малые гербы представляют собой преимущественно серебряные фигуры в щитах красного и зелёного цветов. Они также чередуются и также симметрично расположены. Только в одном гербе, удорском (который соединён в одном щите с обдорским – в точном соответствии с «Титулярником») цвет поля кажется чёрным. Здесь мы видим то сочетание красного и зелёного цветов, которое было особенно характерно для русской культуры, в том числе и придворной, в эпоху Алексея Михайловича. Никакого геральдического значения эта расцветка гербов на тарели Фробоса не имела. То же самое относится и к другой тарели, более поздней, созданной в 1694 г. для царевича Алексея Петровича и приписываемой также Фробосу (об этом может свидетельствовать почти точное повторение и цветового решения гербов на ней).

Итак, к концу XVII века колорит титульных гербов России не устоялся и не имел существенного значения. В оформлении жалованных грамот конца XVII – начала XVIII вв. титульные гербы нередко изображались по образцу «Титулярника», при этом сами фигуры в гербах помещались, как и в «Титулярнике», на белом поле (таковы жалованные грамоты С. И. Салтыкову от 27 февраля 1695 г. из собрания ГИМ; Даниилу Гурчину от 28 декабря 1701 г. из собрания ГИМ; И. С. Мазепе от 3 и 13 декабря 1703 г. из коллекции РГАДА и др.).

Список литературы

Мартынова, М. В. Московская эмаль XV–XVII веков. Каталог. – М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2002. – 303 с.

Осипов, И. А. Рисунки в сочинениях иностранных писателей о Московии XVII века: заимствования, интерпретации, фантазии // История и культура Российского Севера в исследовательском, образовательном и просветительском измерениях. – Сыктывкар: ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2018. – Ч. 2. – С. 98–131.

Пчелов, Е. В. Изображения титульных гербов России в различных экземплярах царского «Титулярника» // Геральдика: исследования и практика. Труды Государственного Эрмитажа. Т. 102. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2020. – С. 9–19.

Пчелов, Е. В. Титульная геральдика Московского царства: этапы формирования // Вопросы истории. – 2021. – № 9 (2). – С. 186–195.

Царский титулярник. Т. 1–2. – М.: Фонд Столярова, 2007. – 194 с.

References

MARTYNOVA, M. V. Moskovskaya emal’ XV–XVII vekov. Katalog [Moscow enamel of the 15th–17th century: A catalogue. In Russ.]. Moscow, Gosudarstvennyi istoriko-kul'turnyi muzei-zapovednik “Moskovskii Kreml'” publ., 2001, 303 p.

OSIPOV, I.A. Risunki v sochineniyakh inostrannykh pisatelei o Moskovii XVII veka: zaimstvovaniya, interpretatsii, fantazii [Drawings in the foreign writers’ works about Muscovy of the 17th century: Loans, interpretations, fantasies. In Russ.]. IN: Istoriya i kul’tura Rossiiskogo Severa v issledovatel’skom, obrazovatel’nom i prosvetitel’skom izmereniyakh [History and culture of the Russian North in research, educational, and enlightenment dimensions. In Russ.]. Part 2. Syktyvkar, IYaLI Komi NTs UrO RAN publ., 2018, pp. 98–131.

PCHELOV, E.V. Izobrazheniya titul’nykh gerbov Rossii v razlichnykh ekzemplyarakh tsarskigo “Titulyarnika” [Images of the titular coats of arms of Russia in various copies of the tsar’s “Titulyarnik.” In Russ.]. IN: Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha [Bulletin of the State Hermitage. In Russ.]. Vol. 102. St. Petersburg, Izd-vo Gos. Ermitazha publ., 2020, pp. 9–19.

PCHELOV, E. V. Titul’naya geral’dika Moskovskogo tsarstva: etapy formirovaniya [Titular heraldry of the Moscow Kingdom: Stages of formation. In Russ.]. IN: Voprosy istorii, 2021, no. 9 (2), pp. 186–195.

Tsarskii titulyarnik [ESKIN, Yu. M. (ed.). Tsar’s titulyarnik. In Russ.]. Vols. 1–2, Moscow, Fond Stolyarova publ., 2007, 194 p.

Сведения об авторах

Пчелов Евгений Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Историко-архивный институт, исторический факультет, кафедра вспомогательных исторических дисциплин и археографии, заведующий кафедрой, г. Москва, Российская Федерация, 8-905-581-81-76, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Pchelov Evgeniy Vladimirovich, PhD in History, associate professor, Russian State University for the Humanities, History and Archives Institute, department of special and auxiliary sciences of history, head of department, Moscow, Russian Federation, +7-905-581-81-76, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена в Российском государственном гуманитарном университете в рамках Госзадания Минобрнауки России, проект FSZG-2020-0019 «Этническая семиотика и семиотика культуры: историография и современные подходы». Регистрационный номер АААА-А20-120070890028-5.

Grant information

The article has been prepared at the Russian State University for the Humanities within the frameworks of the State Task of the Ministry of Education and Science of Russia, project FSZG-2020-0019 “Ethnic semiotics and semiotics of culture: Historiography and modern approaches.” Registration number AAAAA20-120070890028-5.

В редакцию статья поступила 16.02.2022 г., опубликована (для цитирования):

Пчелов, Е. В. Цветовое решение российских титульных гербов XVII – начала XVIII века // Вестник архивиста. – 2022. - № 3. – С. 651-661. doi 10.28995/2073-0101-2022-3-651-661

Submitted 16.02.2022, published (for citation):

PCHELOV, E. V. Tsvetovoe reshenie rossiiskikh titul'nykh gerbov XVII – nachala XVIII veka [The Color Scheme of the Russian Titular Coats of Arms of the 17th – Early 18th Century. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2022, no. 3, pp. 651-661. doi 10.28995/2073-0101-2022-3-651-661

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.