Религиозный раскол Русской православной церкви в служебных записках И. С. Аксакова 1849-1851 гг.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 271.2-86(093)+94(470)

DOI 10.28995/2073-0101-2022-3-662-673

Маджаров, А. С.

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Религиозный раскол Русской православной церкви в служебных записках И. С. Аксакова 1849-1851 гг.

Madzharov, Alexander S.

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

Religious Schism of the Russian Orthodox Church in Official Notes of I. S. Aksakov (1849–51)

Аннотация

«Записки» И. С. Аксакова по истории раскола Русской православной церкви появились на свет в 1849-1851 гг., а в 1866-1889 гг. вошли в научный оборот. В 2002 г. они были переизданы и снабжены научным комментарием. Документы как источник теоретических заключений о расколе не привлекали внимание исследователей, а доктрина старообрядчества И. С. Аксакова не была раскрыта. Возникла необходимость экспертизы «Записок» как историографического источника, определения места концепции в литературе 1850-х гг. Изучение текстов осуществлялось путем анализа их происхождения и содержания, сопоставления свидетельств записок с данными писем, соотнесения доктрин. И. С. Аксаков по-новому объяснил значение раскола, дезавуировал взгляды Платона (Левшина), Филарета Дроздова, Игнатия, Макария и др., сводивших явление к обряду, «невежеству» противников церкви и государства. Он описал раскол как духовный и материальный диссонанс в жизни общества, раскрыл смысл протеста как результата несоответствия деятельности протестантов, церкви, государства нравственному идеалу, традиции. Заключения И. С. Аксакова строились на анализе истории и современности процесса. Религиовед оценил масштаб явления, его глубину, опасность для социума. Изучив быт и нравы старообрядцев Бессарабии, он убедился, что церковь имеет дело с «организованным», «сплоченным» «обществом», которое поддерживается «огромными капиталами». Знакомство с текущей жизнью раскольников привело И. С. Аксакова к отказу от ключевого тезиса клерикалов об их невежестве. В «Краткой записке о странниках или бегунах» он отмечал, что «начитанный» еретик в дискуссии по религиозным вопросам превзойдет «любого сельского священника». Вопреки позиции историков схоластической школы, обвинявших в кризисе только старообрядцев, И. С. Аксаков считал, что доля ответственности за раскол лежит на церкви, государстве. Он сообщал в рапортах о «казенном характере церкви», мздоимстве клириков. В письме родным от 22 января 1850 г. упрекал «духовенство» в злоупотреблении «административно-полицейской стороной». Однако коренной причиной развития раскола в XVIII-XIX вв. славянофил считал реформы Петра I, изменившие жизненный уклад масс. В «Записках» 1849-1851 гг. И. С. Аксаков отверг схоластический метод историков церкви и первым исследовал раскол как историческое явление, порожденное противоречиями социума. Движение в этом направлении в рамках иной идеологии и методологии продолжили А. П. Щапов, С. М. Соловьев, Н. И. Костомаров и другие ученые, труды которых определили специфику новой историографии раскола.

Abstract

I.S. Aksakov’s “Notes” on the history of the Schism of the Russian Orthodox Church appeared in 1849–51 and in 1866–89 were introduced into scientific use. In 2002 they have been republished and provided with scientific commentary. The documents as a source of theoretical conclusions about the Schism did not attract the researchers’ attention, and I.S. Aksakov’s doctrine on Old Believers was not elucidated. Thus, it is necessary to examine the “Notes” as a historiographical source, to determine its place in the literature of the 1850s. The study of texts has included analyzing their origin and content, comparing the evidence in notes and letters, correlating doctrines. I.S. Aksakov explained the meaning of the Schism in a new way, disavowing views of Platon (Levshin), Filaret Drozdov, Ignatius, Makarius, and others who reduced the phenomenon to rite, “ignorance” of the opponents of the church and state. He described the Schism as a spiritual and material dissonance in the life of society, provided insights into the meaning of protest resulting from inconsistency of the activities of protestants, church, and state with the moral ideal, tradition. I.S. Aksakov's conclusions were based on analysis of history and modernity of the process. The religious scholar assessed the scale of the phenomenon, its depth and danger to society. Having studied life and customs of the Old Believers of Bessarabia, he became convinced that the church was dealing with an “organized” “cohesive” “society” supported by “huge capital.” His familiarity with current life of dissenters led I.S. Aksakov to reject the key thesis of clerics about their ignorance. In a “Brief Note on Wanderers or Runaways,” he noted that a “well-read” heretic could surpass “any rural priest” in discussion of religious issues. Contrary to position of historians of the scholastic school, who blamed solely Old Believers for the crisis, I.S. Aksakov believed that responsibility for the split lay with the church and state. Hid reports note “bureaucratic nature of the church,” venality of clerics. In a letter to his family dated January 22, 1850, he reproached the “clergy” for abusing the “administrative and police trend.” However, the root cause of the Schism development in the 18th – 19th centuries in the Slavophile’s opinion was reforms of Peter I that changed the masses’ way of life. In his “Notes” (1849–51), I.S. Aksakov rejected the scholastic method of church historians and was the first to investigate the Schism as a historical phenomenon generated by contradictions in the society. Within frameworks of a different ideology and methodology, this trend was continued by A.P. Shchapov, S.M. Solovyov, N.I. Kostomarov, and other scientists whose works determined the specifics of the new historiography of the Schism.

Ключевые слова

Источниковедение, старообрядчество, клерикально-охранительная литература, И. С. Аксаков, записки, происхождение, доктрина раскола.

Keywords

Source studies, old believers, clerical and conservative literature, I. S. Aksakov, notes, origin, doctrine of Schism.

Творчество общественного деятеля, идеолога славянофильства Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886) изучалось в русской, советской и постсоветской историографии. К анализу его публицистики, определению места славянофильского направления исторической мысли обращались П. И. Линицкий, П. Н. Милюков, В. И Ламанский, Б. И. Сыромятников, Н. И. Цимбаев, В. А. Китаев, А. А. Тесля, Е. Б. Фурсова, М. А. Сташнева, М. В. Атякшев, В. А. Стапченко, Д. А. Бадалян, В. И. Порох, С. В. Мотин и др. Историки исследовали истоки доктрины, общественно-политическую позицию ее носителей, этапы эволюции воззрений «хранителей либеральных воззрений», соотношение теорий славянофилов и народников.

При этом взгляды И. С. Аксакова на раскол, высказанные в его «Записках», не получили развернутого освещения в исторической литературе. Его материалы о старообрядчестве, созданные в 1849-1851 гг., в момент появления на свет не были широко известны, и лишь в 1860-1880-е гг. благодаря усилиям П. И. Бартенева, А. Ф. Аксаковой (Тютчевой), С. Е. Зверева, С. Д. Яхонтова вошли в научный оборот. В 2002 г. «Записки» были переизданы, сопровождены научным комментарием.

Рапорты И. С. Аксакова являлись не только археографическим объектом и носителем первичных эмпирических наблюдений. Они содержали новые теоретические заключения о расколе, его причинах. Однако задача анализа этих документов как источника по истории исторической науки, взглядов И. С. Аксакова на старообрядчество, определения места его доктрины в историографическом процессе, в литературе не ставилась. Учитывая наличие источниковедческой лакуны в отечественной историографии староверия второй половины XIX в., рассмотрим «Записки» И. С. Аксакова как источник славянофильской концепции раскола в контексте истории науки.

Изучение упомянутых материалов как матрицы новой суммы знаний о расколе осуществляется путем рассмотрения истории возникновения документов, сопоставления их свидетельств с данными переписки; методом сравнения славянофильских заключений с клерикально-охранительными суждениями о старообрядчестве.

В 1848-1851 гг. выпускник Императорского училища правоведения в Санкт-Петербурге И. С. Аксаков служил чиновником по особым поручениям при Министерстве внутренних дел. Он считал старообрядчество серьезной проблемой и для ее осмысления и решения изучал документы, литературу, текущее положение дел в социуме, участвовал в полицейских акциях. В письме родным 28 сентября 1850 г. из села Сопелки автор писал об обысках и арестах у местных бегунов (странников), которые проводил лично. «Записки» И. С. Аксакова появились в ходе его служебной деятельности как отчеты о проделанной работе. Их формат был задан и ограничен структурой официально предоставляемого в министерство документа.

В октябре 1848 г. чиновник был командирован для изучения раскола в Бессарабию. Итогом этой поездки явилась «Записка о бессарабских раскольниках», представленная министру Л. А. Перовскому. Об этапах и времени работы автора над текстом документа свидетельствовала переписка И. С. Аксакова с родными. В письме от 14 декабря 1848 г. он упоминал о материалах для отчета. «Я … живу в… Кишиневе, - писал И. С. Аксаков,- … думаю ограничиться … собранием сведений».

И. С. Аксаков изложил в «Записках» новый взгляд на раскол. Он впервые рассмотрел старообрядчество как общенациональное бедствие, которое охватило массы, церковь, государство, показал несоответствие деятельности всех участников процесса нравственным началам, традиции. Оценки мыслителя не сразу вошли в научный оборот. «Записки» были опубликованы позже трудов А. П. Щапова, С. М. Соловьева, Н. И. Костомарова и других, и легли «на полку». Однако в истории науки важно установление сравнительного первенства высказанных автором идей, методов, предполагающее погружение текста в «родной» историографический контекст. С этой точки зрения доктрина И. С. Аксакова, изложенная в «Записках», как свидетельство новой теории и методологии изучения старообрядчества в конце 1840-х - начале 1850-х гг., должна занять свое место в отечественной историографии раскола.

Список литературы

Бадалян, Д. А. «Колокол призывный»: Иван Аксаков в русской журналистике конца 1870-х – первой половины 1880-х годов. - СПб.: Росток, 2016. – 360 с.

Маджаров, А. С. Клерикально-охранительное направление в отечественной историографии старообрядчества 50-х годов XIX века: структура исторического исследования // Гуманитарный вектор. – 2021. – Т. 16. – № 3. – С. 24-33.

Мотин, С. В. Российский славянофил на правоохранительной службе. И. С. Аксаков – сотрудник Министерства юстиции и Министерства внутренних дел Российской Империи - Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2017. – 169 с.

References

BADALYAN, D. A. “Kolokol prizyvnyi”: Ivan Aksakov v russkoi zhurnalistike kontsa 1870-kh – pervoi poloviny 1880-kh godov ["The calling bell”: Ivan Aksakov in Russian journalism of the late 1870s - the first half of the 1880s. In Russ.]. St. Petersburg, Rostok publ., 2016, 360 p

MADZHAROV, A. S. Klerikal'no-okhranitel'noe napravlenie v otechestvennoi istoriografii staroobryadchestva 50-kh godov XIX veka: struktura istoricheskogo issledovaniya [Clerical and conservative trend in the Russian historiography on the Old Believers of the 1850s: Structure of historical research. In Russ.]. IN: Gumanitarnyi vector, 2021, vol. 16, no. 3, pp. 24–33.

MOTIN, S. V. Rossiiskii slavyanofil na pravookhranitel'noi sluzhbe. I. S. Aksakov – sotrudnik Ministerstva yustitsii i Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Imperii [Russian Slavophile in the law enforcement service: I. S. Aksakov —an employee of the Ministry of Justice and the Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire. In Russ.]. Ufa, Ufimskii YUI MVD Rossii publ., 2017, 169 p.

Сведения об авторах

Маджаров Александр Станиславович, доктор исторических наук, профессор, Иркутский государственный университет, кафедра истории России, профессор, г. Иркутск, Российская Федерация, 8-914-941-68-74, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Madzharov Alexander Stanislavovich, PhD in History, professor, Irkutsk State University, department of Russian history, professor, Irkutsk, Russian Federation, +7-914-941-68-74, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 17.01.2022 г., опубликована (для цитирования):

Маджаров, А. С. Религиозный раскол Русской православной церкви в служебных записках И. С. Аксакова 1849-1851 гг. // Вестник архивиста. – 2022. - № 3. – С. 662-673. doi 10.28995/2073-0101-2022-3-662-673

Submitted 17.01.2022, published (for citation):

MADZHAROV, A. S. Religioznyi raskol Russkoi pravoslavnoi tserkvi v sluzhebnykh zapiskakh I. S. Aksakova 1849-1851 gg. [Religious Schism of the Russian Orthodox Church in Official Notes of I. S. Aksakov (1849–51). In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2022, no. 3, pp. 662-673. doi 10.28995/2073-0101-2022-3-662-673

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.