Речной вокзал в историко-архитектурном облике Нижнего Новгорода

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 725.341:72.036 + 94(470.341-25)

doi 10.28995/2073-0101-2022-4-1248-1261

Гордин, А. А.

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород, Российская Федерация

Гордина, Е. Д.

Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, г. Нижний Новгород, Российская Федерация

Речной вокзал в историко-архитектурном облике Нижнего Новгорода

Gordin, Alexey A.

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Construction, Nizhny Novgorod, Russian Federation

Gordina, Elena D.

Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseeva, Nizhny Novgorod, Russian Federation

The River Terminal in the Historic Architectural Complex of Nizhny Novgorod

Аннотация

В центре внимания авторов статьи находится рассмотрение эволюции архитектурного облика нижегородского Речного вокзала. Здание, стоящее на стрелке рек Волги и Оки, привлекает внимание гостей приволжской столицы. Речной вокзал является украшением Нижне-Волжской набережной и одним из символов Нижнего Новгорода. Особенно актуальна тема представленной статьи в связи с недавним 800-летним юбилеем Нижнего Новгорода. Авторами рассмотрены эволюции архитектурного облика нижегородского Речного вокзала, а также трансформации его композиции в контексте исторического развития. Основную источниковую базу представленной статьи составляет впервые вовлекаемая в научный оборот техническая документация, хранящаяся в Государственном архиве специальной документации Нижегородской области (ГАСДНО). Авторы выражают благодарность главному методисту отдела использования документов и информационной работы ГАСДНО О. А. Ухлиной. Ценным источником при проведении исследования также стали материалы периодической печати. Несомненно, тема статьи междисциплинарна. На данный момент нижегородский (горьковский) Речной вокзал в научных работах рассматривается преимущественно с технической позиции. Указанные обстоятельства определяют научную новизну представленной статьи. Хронологические рамки статьи охватывают 1930-е –2000-е гг. В годы первых пятилеток, когда город превратился в крупный индустриальный центр страны, его потребности в развитии водного транспорта и речной инфраструктуры существенно возросли. В 1930-е гг. архитектором П. Сабуровым был разработан первый проект здания речного вокзала, однако его не удалось реализовать. В годы Великой Отечественной войны и послевоенный период вокзала в городе не было, и лишь по окончании восстановительного периода, в 1950-е гг., вновь была поставлена задача разработки проекта здания вокзала. Коллективом Ленинградского проектного института на речном транспорте под руководством М. И. Чурилина и Л. С. Смирновой был разработан новый проект, что позволило в 1959 г. начать строительство. Внешне здание Речного вокзала воспринимается как корабль благодаря сильно вытянутым вдоль реки и улицы главным фасадам и повышению высотности здания к центральной оси ступенчатыми объемами. После открытия в 1964 г. Речной вокзал ежегодно принимал тысячи пассажиров, город стал крупным туристическим центром. В 1987 г. Речной вокзал серьезно пострадал от пожара, а в 2003 г. – был отреставрирован по проекту В. Романовой.

Abstract

The authors focus on the evolution of architectural appearance of the Nizhny Novgorod River Terminal. The building on the spit of the Volga and Oka rivers attracts the attention of guests of the Volga region capital. The River Terminal is an adornment of the Nizhne-Volzhskaya embankment and one of the symbols of Nizhny Novgorod. The topic of the presented article is most relevant in connection with the recent 800th anniversary of Nizhny Novgorod. Our goal is to consider the evolution of architectural appearance of the Nizhny Novgorod River Terminal and also the transformations of its composition in the context of historical development. The main source base of the article is technical documentation, which is stored in the State Archive of Special Documentation of the Nizhny Novgorod Region (GASDNO) and is being introduced into scientific use for the first time. The authors express their gratitude to O. A. Ukhlina, the chief methodologist of the department for the use of documents and information work of the GASDNO. Another valuable source is materials of the periodical press. Undoubtedly, the topic is interdisciplinary. Presently, scientific works consider the Nizhny Novgorod (Gorky) River Terminal mainly from a technical and architectural position. This circumstance determines the scientific novelty of the article. The chronological framework covers the 1930s-2000s. In the years of the first five-year plans, when the city of Gorky became a major industrial center of the country, its need for development of water transport and river infrastructure increased significantly. In the 1930s architect P. Saburov developed the first draft of the River Terminal building, which remained unrealized. During the Great Patriotic War and in the post-war period, there was no terminal in Gorky, and only after the end of the restoration period, in the 1950s, the task to carry out the design of the terminal was set anew. The team of the Leningrad Design Institute for River Transport headed by M.I. Churilin and L.S. Smirnova developed the new project, permitting the construction to begin in 1959. Externally, the station reminds a ship, as its main facades are elongated along the river and the street, and it rises along its central axis in stepped volumes. Since its opening in 1964, the River Terminal has received thousands of passengers per year and Gorky has become a major tourist center. In 1987, the River Terminal was seriously damaged by fire; in 2003 it was restored upon the project of V. Romanova.

Ключевые слова

Исторические источники, Речной вокзал, история советской архитектуры, историография, уровень жизни.

Keywords

Historical sources, River Terminal, history of Soviet architecture, historiography, standard of living.

Благодаря своему расположению в месте слияния рек Оки и Волги на протяжении всей своей 800-летней истории Нижний Новгород являлся крупным центром речных торговых путей. Речной пассажирский вокзал в городе Нижнем Новгороде (Горьком) является одним из ярких образцов советской архитектуры конца 1950-х – начала 1960-х гг. В последние годы заметен интерес к теме речных вокзалов как со стороны историков, так и архитекторов, дизайнеров, экологов. Ряд исследований посвящен общим вопросам, некоторые работы – вокзалам, расположенным в разных городах России, в частности, Москве, Твери и др. Тема Речного вокзала в Нижнем Новгороде раскрывается в немногочисленных имеющихся научных работах исключительно с архитектурной точки зрения.

К началу 1930-х гг. опыт строительства водных вокзалов в мире в целом был незначительным. Такие объекты были спроектированы и построены в больших приморских портах Западной Европы и США (Централь¬ный атлантический вокзал в Лондоне (Англия), Морской вокзал в Триесте (Италия) и некоторые другие). В СССР в годы первых пятилеток строительству речных вокзалов придавалось большое значение: «Огромный рост пассажирооборота на водном транспорте требует реконструкции существующего порядка и условий обслуживания пассажиров, а это в свою очередь требует иных условий работы, новых форм обслу¬живания. Водный транспорт не может обходиться без водных вокзалов, дающих нормальные условия причали¬вания пароходов и высадки пассажиров, диспетчерской и сигнализационной службы, удобства обслуживания пас¬сажиров… На период закрытия навигации вокзал должен использоваться как культурный центр: кино, концертный зал, зимнее помещение клуба водников, спортзал. Это даст новые возможности культурного роста, в особенности в отдаленных окраинах Союза, например, северных реках, где водный транспорт является зачастую основным способом передвижения, где водный вокзал будет зачастую одним из основных общественно-культурных зданий».

Именно в 1930-е гг. появился проект водного вокзала в городе Горьком, разработанный архитектором П. Сабуровым (Государственный институт проектирования на водном транспорте). Для вокзала была отведена набережная напротив Блиновского сквера (сейчас – площадь Маркина), выходящего противоположной стороной на Кооперативную улицу (сейчас – Рождественскую) – одну из основных магистралей города в то время. Речной вокзал был рассчитан на 5 причалов по 120 м каждый, общая длина перрона в 600 м привела к увеличению здания по длине. Этому способствовала ограниченная по ширине территория, отведенная под постройку. Вокзал был запроектирован на насыпной территории, ограниченной со стороны реки вертикальной железобетонной набережной специальной конструкции, имеющей причальные площадки, соединенные с перроном лестницами для высадки пассажиров при любом колебании уровня воды в реке. Багаж и грузы должны были подниматься в аккумуляторных тележках. Под зданием был расположен грузовой этаж, имеющий выезды со стороны площади и частично служащий также для выхода приехавших пассажиров, не заходящих в здание вокзала.

Архитектурное решение речного вокзала по-настоящему отражает его функциональные качества, соответствует типологии общественных зданий речных вокзалов, поддерживает тему воды, речного пространства, и, что самое главное, не устаревает до сих пор. На первом этаже здания располагались большой и малый залы ожидания, ресторан. Большой зал, рассчитанный на 480 пассажиров, − «это царство света, стекла и алюминия». Мозаичный пол, в теплые тона окрашенные стены. Портрет молодого М. Горького, барельеф на тему Данко украшали всю стену над входом в зал. В период, когда отсутствует навигация, большой зал перепрофилировался в кинотеатр. Малый зал ожидания стал одним из уютных уголков речного вокзала. Он был оформлен художественной композицией, изображающей в аллегориической форме образ слияния Волги и Оки, показывающей город на Волге как столицу речников, крупный культурный и промышленный центр. Зал мог быть использован для размещения выставок и проведения концертов. На первом этаже располагался ресторан на 80 мест, из окон которого открывался красивый вид на Волгу. На третьем и четвертом этажах размещалась гостиница на 100 мест. К услугам гостей были двухместные номера, душевые, телефон. В гостиничной зоне были и номера люкс. На пятом этаже была сделана галерея открытого типа для кафе. «С галереи речного вокзала пассажиры увидят величественную панораму Горьковского речного порта, смогут следить за движением пароходов на рейде». В цокольном этаже размещались управление Горьковского речного пассажирского агентства, камера хранения ручного багажа и другие службы.

Строительство речного вокзала завершилось его торжественным открытием 29 апреля 1964 г. «Все писавшие о нем сравнивали вокзал с кораблем, приставшим к берегу одного из красивейших старинных городов России. Набережная уже была «уложена» в бетон, оформились, стали удобны для транспорта и пешеходов ее спуски к реке… город превратился в один из водных туристических центров».

24 декабря 1987 г. в здании произошел пожар. «Огонь охватил левое крыло. Горело все внутри, пламя выбивалось из окон, стекла трескались от жары». Окончательная реконструкция здания завершилась только в 2003 г. В новом проекте московской фирмы «Триарт», подготовленным В. Романовой и сохранявшем лучшие традиции ленинградских зодчих М. И. Чурилина и Л. С. Смирновой, к зданию были добавлены полукруглые боковые эркеры. Эти элементы конструкции имелись в первоначальном проекте, но затем их убрали из-за экономии средств .

Речной вокзал города Нижнего Новгорода является ярким памятником советской архитектуры общественных зданий периода 1950-1960-х гг. Будучи во многом уникальным, он при этом отразил историю и культуру нашей страны, воплотил в себе лучшие традиции архитектуры речных вокзалов советского периода.

Список литературы

Григорьев, Ю. С., Труш, Л. И., Агеева, Е. Ю., Кудряшова, Н. Е. Обследование строительных конструкций надземной и фундаментно-подвальной частей речного вокзала в Нижнем Новгороде // Архитектура и строительство-2003. – Нижний Новгород, 2004. - С. 79–81.

Клименко, А. И., Порошин, О. С., Федоров, А. Н., Храмцов, А. Б. Мировой и отечественный опыт проектирования причальных сооружений // Архитектура, строительство, транспорт. – 2021. – № 1. – С. 6–19.

Левиков, А. В., Назаров, Д. А. Альтернативный способ ренновации уникальных зданий на примере Речного вокзала г. Твери // Colloquium-journal. – 2019. – № 24-1 (48). – С. 14–16.

Сабуров, П. Архитектура сооружений водного транспорта // Советская архитектура. − 1933. − № 6. − С. 51–58.

References

GRIGORIEV, Yu. S., TRUSH, L. I., AGEEVA, E. Yu., KUDRYASHOVA, N. E. Obsledovanie stroitel'nykh konstruktsii nadzemnoi i fundamentno-podval'noi chastei rechnogo vokzala v Nizhnem Novgorode [Inspection of building structures of the Nizhny Novgorod River Terminal superstructure and substructure. In Russ.]. IN: Arkhitektura i stroitel'stvo-2003 [Architecture and construction-2003. In Russ.]. Nizhny Novgorod, 2004, pp. 79–81.

KLIMENKO, A. I., POROSHIN, O. S., FEDOROV, A. N., KHRAMTSOV, A. B. Mirovoi i otechestvennyi opyt proektirovaniya prichal'nykh sooruzhenii [World and national experience in design of berthing facilities. In Russ.]. IN: Arkhitektura, stroitel'stvo, transport, 2021, no. 1, pp. 6–19.

LEVIKOV, A. V., NAZAROV, D. A. Al'ternativnyi sposob rennovatsii unikal'nykh zdanii na primere Rechnogo vokzala g. Tveri [An alternative way to renovate unique buildings on the example of the River Terminal in Tver. In Russ.]. IN: Colloquium-journal, 2019, no. 24-1 (48), pp. 14–16.

SABUROV, P. Arkhitektura sooruzhenii vodnogo transporta [Architecture of water transport structures. In Russ.]. IN: Sovetskaya arkhitektura, 1933, no. 6, pp. 51–58.

Сведения об авторах

Гордин Алексей Александрович, доктор исторических наук, доцент, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, проректор по учебной работе, кафедра истории, философии, педагогики и психологии, заведующий кафедрой, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, 8-910-388-17-61, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Гордина Елена Дмитриевна, доктор исторических наук, доцент, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, кафедра методологии, истории и философии науки, заведующая кафедрой, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, 8-910-388-18-27, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Gordin Alexey Alexandrovith, PhD in History, associate professor, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Construction, vice rector for academic affairs, department of history, philosophy, pedagogy, and psychology, head of the department, Nizhniy Novgorod, Russian Federation, +7-910-388-17-61, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Gordinа Elena Dmitrievna, PhD in History, associate professor, R. E. Alekseev Nizhny Novgorod State Technical University, department of methodology, history, and philosophy of science, head of the department, Nizhny Novgorod, Russian Federation, +7-910-388-18-27, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 4.05.2022 г., опубликована (для цитирования):

Гордин, А. А., Гордина, Е. Д. Речной вокзал в историко-архитектурном облике Нижнего Новгорода // Вестник архивиста. – 2022. - № 4. – С. 1248-1261. doi 10.28995/2073-0101-2022-4-1248-1261

Submitted 4.05.2022, published (for citation):

GORDIN, A. A., GORDINA, E. D. Rechnoi vokzal v istoriko-arkhitekturnom oblike Nizhnego Novgoroda [The River Terminal in the Historic Architectural Complex of Nizhny Novgorod. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2022, no. 4, pp. 1248-1261. doi 10.28995/2073-0101-2022-4-1248-1261

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.