Документальная публикация / Document publication
УДК 930.24+930.253+930.255+930.23+93/94+35.077.558+62-531.6+625.1/.5
doi 10.28995/2073-0101-2023-1-159-171
Плех, О. А., Черникова, Н. В.
Институт российской истории РАН, г. Москва, Российская Федерация
Крушение императорского поезда у станции Борки в 1888 г. глазами очевидца
Plekh, Olesya A., Chernikova, Nataliya V.
Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation
The Imperial Train Disaster at the Borki Station in 1888 through the Eyes of an Eyewitness
Аннотация
Публикуется неизвестный ранее источник о крушении императорского поезда у станции Борки Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Дневник гофмаршала императора Александра III князя В. С. Оболенского-Нелединского-Мелецкого, сохранившийся в отделе письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ), содержит множество подробностей из жизни императорской семьи и придворного мира, в том числе детали катастрофы, произошедшей 17 октября 1888 г. В дневнике отражено состояние выживших в крушении, их настроение, поведение, а также переживания и оценки тех приближенных к императорской семье лиц, кто, не будучи в царском поезде, тем не менее мог наблюдать реакцию переживших крушение со стороны. В силу особенной близости к императорской чете, с которой автор дневника был связан не только служебными, но и дружескими отношениями, он имел возможность наблюдать императора и императрицу в семейной обстановке, знал их скрытые от публики чувства. Отдельный интерес представляют распространившиеся среди свиты императора (и до сих пор встречающиеся в литературе) слухи о причинах крушения, а также авторство некоторых инициатив, как, например, изменение пути следования императорского поезда. Источник раскрывает повседневную жизнь императорской семьи и до сих пор не привлекавшие внимания современников и исследователей отношения, сложившиеся между аристократическим придворным кругом и прислугой. Анализ всех этих сюжетов потребовал максимального использования возможностей источника, его подробного комментирования. В ходе работы привлечены как опубликованные, так и неопубликованные материалы, а также периодическая печать. Отдельное внимание уделено выявлению информации об упомянутых в дневнике лицах, многие из которых впервые появляются на страницах исторического исследования. Особую сложность представляла идентификация ближайшего окружения автора дневника, поскольку в этих случаях он использовал уменьшительные имена (Софа, Варя) и не называл фамилий. С целью определения родственных и дружеских связей В. С. Оболенского в работе был широко использован историко-генеалогический метод. Свидетельство В. С. Оболенского о крушении в Борках, предшествующих и последующих днях путешествия императорской семьи, отличается высоким информационным потенциалом и достоверностью. При этом оно не только расширяет источниковую базу исследований, посвященных этому событию, но и корректирует утвердившиеся в литературе представления об Александре III, его окружении, а также об эпохе в целом.
Abstract
This is the first publication of the previously unknown testimony on the imperial train disaster at the Borki station of the Kursk—Kharkov—Azov railway. The diary of the Hofmarshal of Alexander III, Lord V. S. Obolensky-Neledinsky-Meletsky, preserved in the Department of Written Sources of the State Historical Museum (OPI GIM), contains many details from the life of the imperial family and the court, including those of the catastrophe, which occurred on October 17, 1888. The diary reflects the condition of the survivors of the crash, their mood, behavior, as well as the experiences and assessments of those close to the imperial family who, although absent on the tsar's train, could nevertheless observe the survivors’ reaction. Due to his closeness to the royal couple, with whom he was connected not only by official, but also by friendly relations, the author of the diary had the opportunity to observe the emperor and empress in a family setting and knew their feelings hidden from the public. Of particular interest are the rumors about the causes of the crash that spread among the emperor's retinue (and still emerge in the literature), as well as the authorship of some initiatives, such as changing the route of the imperial train. The diary highlights the daily life of the imperial family and the relations between the aristocratic court and servants that have not attracted the attention of contemporaries or researchers. The analysis of all these themes has required maximum use of the source and its detailed commentary. The study draws on both published and unpublished materials, as well as on periodicals. Special attention has been paid to identifying data on the persons mentioned in the diary, many of whom have been researched for the first time. Identification of the author’s immediate environment was particularly problematic, as he used diminutive names (Sofa, Varya) and did not mention surnames. To determine the kinship and friendship ties of V. S. Obolensky, the historical and genealogical method has been widely used. The testimony of V. S. Obolensky about the Borki train disaster, as well as preceding and subsequent days of the journey, is characterized by high information potential and reliability. Not only it expands the source base, but also corrects some established notions on Alexander III, his environment, and era.
Ключевые слова
В. С. Оболенский, император Александр III, императорская семья, станция Борки, железнодорожная катастрофа, железные дороги, императорский поезд, дневник.
Keywords
V. S. Obolensky, Alexander III, imperial family, Borki station, railway disaster, railways, imperial train, diary.
Крушение императорского поезда у станции Борки Курско-Харьково-Азовской железной дороги – одно из наиболее ярких и трагичных событий периода правления Александра III. Катастрофа, произошедшая 17 октября 1888 г., вызвала широкий общественный резонанс, породила немало домыслов и слухов. Упоминания о ней сохранились в заметках и воспоминаниях очевидцев, а также тех, кто в том или ином качестве оказался причастен к расследованию причин и последствий происшествия. При этом имеющиеся сведения весьма противоречивы, что заставляет исследователей снова и снова обращаться к этому сюжету.
Осенью 1888 г. императорская семья возвращалась из поездки на Кавказ. От Батума шли морем на пароходе «Москва». Поздно ночью 15 октября прибыли в Севастополь. Дальнейший путь лежал по железной дороге, но назначенные на 16 октября парадные мероприятия несколько задержали отъезд. Между тем встречи императора на станциях и охранные мероприятия были распланированы заранее, и нужно было нагнать упущенное время. Это стало одной из причин превышения допустимой скорости движения императорского поезда. 17 октября недалеко от Харькова, между станциями Тарановка и Борки, около полудня императорский поезд, состоявший из 15 вагонов и 2 локомотивов, сошел с рельс. Императорская семья с приближенными в это время заканчивала завтрак в вагоне-столовой. По утверждению одного из присутствовавших, художника М. А. Зичи, счастливому спасению всех сидевших за столом помогла куполообразная крыша вагона, благодаря которой их «не очень придавило»: «между стенкой вагона и крышей было отверстие», через которое оказалось возможным без труда покинуть разрушенный вагон. Обер-прокурор уголовного кассационного департамента Сената А. Ф. Кони, проводивший расследование происшествия, обрисовал похожую картину и пришел к выводу, что «крушение произошло от чрезмерной скорости при чрезмерной тяжести на расшитом слабом пути».
На современников чудесное спасение императорской семьи в катастрофе, унесшей жизни десятков людей, произвело неизгладимое впечатление. Среди неопубликованных свидетельств выделяется дневник гофмаршала Александра III князя Владимира Сергеевича Оболенского-Нелединского-Мелецкого. Его видение произошедшей катастрофы, как непосредственного участника событий, отличается особым ракурсом. Оболенский вместе с женой, бывшей фрейлиной императрицы Марии Федоровны, входил в ближайшее окружение императорской четы, пользовался полным доверием императора. Он вел дневник в «Памятных книжках» карманного формата (15 х 11 см), в твердом переплете – именно такие дарила ему на каждый новый год императрица Мария Федоровна. Небольшой размер предназначенных для ежедневных записей страниц обусловливал краткость изложения, побуждал автора выделять наиболее примечательные черты происходящего. Пересказывая события октябрьских дней 1888 г., В. С. Оболенский особое внимание уделил не собственным переживаниям и страхам, не слухам о причинах крушения, а погибшим и серьезно пострадавшим в катастрофе людям, многих из которых он перечислил поименно в записи, сделанной уже в день крушения. Это позволяет говорить об особых отношениях, складывавшихся между придворным миром и обслуживающим персоналом. Другими отмеченными В. С. Оболенским событиями стал общий, объединивший всех переживших крушение, аристократию и прислугу, обед после молебна на станции Лозовая, а также похороны погибших (лакеев, ездовых, писцов), на которых присутствовал и он сам.
Документ приводится в соответствии с современными правилами правописания, сокращения раскрыты в квадратных скобках.
Список литературы
Боханов, А. Н. Император Александр III. – М.: Русское слово, 2019. – 509 с.
Кудрина, Ю. В. Императрица Мария Федоровна (1847–1928 гг.). – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 317 с.
Черникова, Н. В. «Решительно самый интимный» Их Величествам человек: гофмаршал Александра III князь В. С. Оболенский // У истоков российской государственности. – Калуга: Эйдос, 2019. – С. 165–169.
References
BOKHANOV, A. N. Imperator Aleksandr III [Emperor Alexander III. In Russ.]. Moscow, Russkoe slovo publ., 2019, p.
KUDRINA, Yu. V. Imperatritsa Mariya Fedorovna (1847–1928 gg.) [Empress Maria Feodorovna (1847–1928). In Russ.]. Moscow, OLMA-PRESS publ., 2000, 317 p.
CHERNIKOVA, N. V. “Reshitel'no samyi intimnyi” Ikh Velichestvam chelovek: gofmarshal Aleksandra III knyaz' V. S. Obolenskii [“Decidedly the most intimate” person to Their Majesties: The Hofmarshal of Alexander III, Lord V. S. Obolensky. In Russ.]. IN: U istokov rossiiskoi gosudarstvennosti [At the origins of Russian statehood. In Russ.]. Kaluga, Eidos publ., 2019, pp. 165–169.
Сведения об авторах
Плех Олеся Анатольевна, кандидат исторических наук, Институт российской истории Российской академии наук, центр «История России XIX – начала ХХ вв.», научный сотрудник, г. Москва, Российская Федерация, 8-925-584-29-75, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Черникова Наталья Владимировна, кандидат исторических наук, Институт российской истории Российской академии наук, центр «История России XIX – начала ХХ вв.», старший научный сотрудник, г. Москва, Российская Федерация, 8-916-270-21-59, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About the authors
Plekh Olesya Anatolievna, PhD in History, Russian Academy of Sciences, Institute of Russian History, Center “History of Russia of the 19th – early 20th century,” researcher, Moscow, Russian Federation, +7-925-584-29-75, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Chernikova Nataliya Vladimirovna, PhD in History, Russian Academy of Sciences, Institute of Russian History, Center “History of Russia of the 19th – early 20th century,” researcher, Moscow, Russian Federation, +7-916-270-21-59, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Сведения о грантах
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РНФ № 22-28-01607 («Дневник гофмаршала Александра III князя В. С. Оболенского. 1886–1888 гг.»).
Grant information
The article has been prepared with financial support of the Russian National Science Foundation, grant no. 22-28-01607 (“Diary of the Hofmarshal Alexander III Lord V. S. Obolensky: 1886–88”).
В редакцию статья поступила 21.06.2022 г., опубликована (для цитирования):
Плех, О. А., Черникова, Н. В. Крушение императорского поезда у станции Борки в 1888 г. глазами очевидца // Вестник архивиста. – 2023. - № 1. – С. 159-171. doi 10.28995/2073-0101-2023-1-159-171
Submitted 21.06.2022, published (for citation):
PLEKH, O. A., CHERNIKOVA, N. V. Krushenie imperatorskogo poezda u stantsii Borki v 1888 g. glazami ochevidtsa [The Imperial Train Disaster at the Borki Station in 1888 through the Eyes of an Eyewitness. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 1, pp. 159-171. doi 10.28995/2073-0101-2023-1-159-171
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.