Церковная дипломатия в СССР 1960-х гг. в частном рапорте епископа Питирима (Нечаева) митрополиту Никодиму (Ротову) о паломничестве в Святую Землю

Печать PDF

Документальная публикация / Document publication

УДК 930.22+930.27+930.25+003.07+651.5+930.23+260.1+261.6+261.7+261.8

+348+269

doi 10.28995/2073-0101-2023-2-474-490

Каиль, М. В.

Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Российская Федерация

Церковная дипломатия в СССР 1960-х гг. в частном рапорте епископа Питирима (Нечаева) митрополиту Никодиму (Ротову) о паломничестве в Святую Землю

Kail, Maksim V.

Smolensk State University, Smolensk, Russian Federation

Church Diplomacy in the USSR of the 1960s in a Private Report of Bishop Pitirim (Nechaev) to Metropolitan Nikodim (Rotov) on the Pilgrimage to the Holy Land

Аннотация

Статья посвящена опыту осмысления характера и особенностей церковной православной дипломатии 1960-х гг. как элемента государственно-церковных отношений и внутрицерковных управленческих практик. В контексте документального комплекса по истории Московской Патриархии и государственно-церковных отношений 1960-х гг. на основе уникального «частного сообщения», составленного одним из активных и ярких деятелей церковной дипломатии епископом Питиримом (Нечаевым, 1926-2003) в адрес главы церковной дипломатии – председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии митрополиту Никодиму (Ротову, 1929-1978) реконструируется практика осуществления церковно-дипломатических миссий в СССР второй половины 1960-х гг. Целью исследования является реконструкция одного из мощных векторов общественной дипломатии Советского Союза середины ХХ в. – церковной: на основе уникального корпоративного источника акцентируются ее ценностные и целевые установки. Публикация построена на методах современной археографии, реконструктивном методе и факторном анализе исследуемой церковно-дипломатической практики. Актуальность такой исследовательской и публикационной практики обусловлена острым дефицитом исследований и публикаций, посвященных церковной дипломатии изучаемой эпохи. Исследование показало, что сам владыка Никодим начинал свою церковно-дипломатическую карьеру в качестве начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме (1957-1959 гг.) и не оставлял Ближневосточную повестку и позднее. Публикуемый документ необычен и познавательно значим тем, что в отличие от официальных рапортов, известных и отложившихся отдельными экземплярами в фонде Совета по делам Русской Православной Церкви при Совмине СССР (Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991) и в силу недоступности основного их массива (корпоративный архив ОВЦС закрыт для исследователей), этот отчет содержит личностные и эмоциональные характеристики, приоткрывает завесу над неформальной коммуникацией иерархов церкви в обсуждении вопросов церковной дипломатии. Отчетную записку епископа Питирима отличает психологизм и внимание к деталям, настроению собеседников и участников взаимодействия – оценка настроения партнеров была важной частью дипломатической аналитики эпохи. Введение в научный оборот таких уникальных источников обогащает наши представления о церковной дипломатии второй половины ХХ века, ее персональном измерении, средствах и практиках.

Abstract

The article attempts to consider the nature and features of the Orthodox church diplomacy of the 1960s as an element of state-church relations and intra-church management practices. In the context of a documentary complex on the history of the Moscow Patriarchate and state-church relations of the 1960s and on the basis of a unique “private message” compiled by one of the active and prominent figures of church diplomacy, Bishop Pitirim (Nechaev, 1926–2003), addressed to the head of church diplomacy, Chairman of the Department of External Church Relations of the Moscow Patriarchate, Metropolitan Nikodim (Rotov, 1929–19), the practice of church diplomatic missions of the second half of the 1960s is reconstructed. The study is to reconstruct of one of the powerful vectors of public diplomacy of the Soviet Union in the mid-20th century, ecclesiastical diplomacy; drawing on a unique corporate source, its values and objectives are emphasized. The publication is based on the methods of modern archaeography, reconstructive method, and factor analysis of church diplomatic practice. Its relevance is due to acute shortage of research and publications devoted to the church diplomacy of the era. The study shows that bishop Nikodim began his church diplomatic career as head of the Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem (1957–59) and did not leave the Middle East agenda. The published document is unusual and informative; unlike known official reports deposited in separate copies in the fond of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR (fond 6991 of the State Archive of the Russian Federation), mostly inaccessible, it contains personal and emotional characteristics, lifting the veil over informal communication of the church hierarchs when discussing issues of church diplomacy. Bishop Pitirim’s report is distinguished by psychologism and attention to detail and mood of correspondents and participants of interaction, as their assessment was an important part of diplomatic analytics of the era. Introduction of such unique sources into scientific use enriches our notion on church diplomacy of the second half of the 20th century, its personal dimension, means and practices.

Ключевые слова

Исторический источник, Церковная дипломатия, Московский Патриархат, епископ Питирим (Нечаев), митрополит Никодим (Ротов), Святая Земля, паломничества.

Keywords

Historical source, church diplomacy, Moscow Patriarchate, Bishop Pitirim (Nechaev), Metropolitan Nikodim (Rotov), Holy Land, pilgrimages

В истории Русской Православной Церкви послевоенного периода проблематика церковной дипломатии, участия Московской Патриархии в международной повестке – ключевая тема. Созданный в период «сталинского поворота» в церковной политике 1943 г. специальный правительственный орган – Совет по делам Русской православной церкви при СНК (затем – Совете Министров) СССР стал ключевым актором коммуникации правительства с руководителями церковной иерархии. Репрезентативные материалы переписки патриарха Алексия (Симанского) с Советом демонстрируют, что тема международной повестки и участия РПЦ в международной коммуникации явно была доминирующей, составляя свыше ¾ контактов церкви и государства.

Столь масштабная международная деятельность Московской Патриархии требовала кадрового обеспечения, в то время как церковь к 1943 г. лежала в руинах: на свободе находилось несколько архиереев, большинство из которых подобного опыта не имели. Массовые епископские и священнические хиротонии середины 1940-х гг. не могли обеспечить растущие потребности. Но с возрождением структур церковного образования в церковь пришло новое молодое поколение священнослужителей, которым и предстояло нести отныне основную публичную функцию церковной иерархии – дипломатическую.

К числу первых студентов открывшихся в 1944 г. в Москве Богословско-пастырских курсов, преобразованных в 1946 г. в Московскую духовную академию, стал к тому времени окончивший первый курс студент Московского института инженеров транспорта Константин Владимирович Нечаев (1926-2003), происходивший из священнической семьи. С 1945 г., с первых месяцев патриаршества Алексия (Симанского), Константин стал патриаршим иподиаконом, что выделяло его среди сокурсников и сулило высокую церковную карьеру. Окончивший в 1951 г. академию, Константин был оставлен профессорским стипендиатом и начал преподавать историю и разбор западных исповеданий. В 1952 г. патриархом рукоположен в диакона, в конце 1954 г. – во священника, но не был отправлен на приход, а приписан к патриаршему крестовому храму. Великим постом 1959 г. в Троице-Сергиевой Лавре пострижен в монашество с именем Питирим в честь епископа Питирима Тамбовского (о родстве с которым говорила семейная традиция). Далее следовал стремительный взлет – в преддверии главного академического праздника патриархом возведен в сан архимандрита, назначен инспектором академии и семинарии. С начала 1962 г. был назначен ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии», в мае 1963 г. избран епископом Волоколамским, викарием Московской епархии (патриарха) с назначением председателем издательского отдела Московской Патриархии.

Пик его церковно-дипломатической активности придется на 1980-е гг., когда он совершал по несколько поездок в течение одного месяца, вошел во влияние при последнем генеральном секретаре КПСС М. С. Горбачеве и был введен в состав Советского фонда культуры, часто и непосредственно взаимодействуя с Р. М. Горбачевой. С падением советского строя международная деятельность владыки сошла на нет. Далее было конфликтное и тяжелое отлучение от Издательского отдела и редакции «Журнала Московской Патриархии» в 1994 г., сугубо церковная работа в последнее десятилетие жизни и примирение с патриархом Алексием II в 2003 г. В общественной памяти владыка Питирим остался как издатель и создатель системы церковного книгоиздания, его деятельность в качестве церковного дипломата осталась за фасадом и отражена в уникальном личном архиве владыки, документ из которого ярко иллюстрирует эту сторону его деятельности.

Список литературы

Беглов, А. Л., Белякова, Н. А. Церковная дипломатия в условиях «холодной войны»: направления международной деятельности Русской Православной Церкви в период разрядки международной напряженности 1970-х гг. // Электронный научно-образовательный журнал «История». - 2021. - Т. 12. - № 11 (109).

Письменюк, И. Православие и Всемирный совет церквей в 1948-1975 гг. // Церковь и время. - 2020. - № 3 (92). - C. 123-138.

References

BEGLOV, A., BELYAKOVA, N. Church Diplomacy in the Conditions of the Cold War: Directions of International Activity of the Russian Orthodox Church during the Period of Defusing International Tensions of the 1970s. IN: Digital scientific and educational magazine “History,” 2021, vol. 12, no. 11(109).

PISMENYUK, I. Orthodoxy and the World Council of Churches in 1948-75. IN: Tserkov' i vremya, 2020, no. 3 (92), pp.123-138.

Сведения об авторах

Каиль Максим Владимирович, кандидат исторических наук, Смоленский государственный университет, кафедра истории России, заведующий кафедрой, г. Смоленск, Российская Федерация, 8-481-270-02-16, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Kail Maksim Vladimirovich, PhD in History, Smolensk State University, department of Russian history, head of the department, Smolensk, Russian Federation, +7-481-270-02-16, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 3.03.2022 г., опубликована (для цитирования):

Каиль, М. В. Церковная дипломатия в СССР 1960-х гг. в частном рапорте епископа Питирима (Нечаева) митрополиту Никодиму (Ротову) о паломничестве в Святую Землю // Вестник архивиста. – 2023. - № 2. – С. 474-490. doi 10.28995/2073-0101-2023-2-474-490

Submitted 3.03.2022, published (for citation):

KAIL, M. V. Tserkovnaya diplomatiya v SSSR 1960-kh gg. v chastnom raporte episkopa Pitirima (Nechaeva) mitropolitu Nikodimu (Rotovu) o palomnichestve v Svyatuyu Zemlyu [Church Diplomacy in the USSR of the 1960s in a Private Report of Bishop Pitirim (Nechaev) to Metropolitan Nikodim (Rotov) on the Pilgrimage to the Holy Land. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 2, pp. 474-490. doi 10.28995/2073-0101-2023-2-474-490

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.