Научная статья / Scientific article
УДК 930.22+241.8+930.23+930.25+930.24+006.95+651.5+23/28+241.82+241.83+321.01+321.8+323.21+323.212+172.3+261.7+348.71+322.22+393.05.95+395.3
doi 10.28995/2073-0101-2023-3-651-662
Усачев, А. С.
Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация
Кем был в миру Патриарх Иоасаф I (1634–1640 гг.)?
Usachev, Andrej S.
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation
Who Was Patriarch Joasaphus (1634–40) in His Worldly Life?
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению вопроса о происхождении и статусе в миру патриарха Иоасафа I (1634–1640 гг.), ранее являвшегося настоятелем Псково-Печерского монастыря (1621–1627 гг.) и псковским архиепископом (1627–1634 гг.). Иоасаф занял Всероссийскую кафедру после кончины Филарета (Романова) (1619–1633 гг.). Исследователи отмечали близость иерархов друг к другу. Единственным ранее известным источником о его происхождении являлся Хронограф астраханского архиепископа Пахомия (середина XVII в.), сообщавший о том, что Иоасаф являлся выходцем из дворовых детей боярских. Исследователям были известны и иноческие имена родителей Иоасафа (Боголеп и Юлия), представленные в Синодике Корнильева-Комельского монастыря. Автору статьи удалось обнаружить новые данные. Показано, что Синодик ярославского Спасо-Преображенского монастыря сообщает светское имя Иоасафа (в момент внесения записи в синодик псковского владыки) – Иван Борисов сын Тонкого. Также удалось обнаружить сделанный до пострига вклад Ивана – рукописный Сборник XVI в. – в Антониев Сийский монастырь (1609 г.) по своим родителям. В этом монастыре ранее в ссылке проживал Филарет (1601–1605 гг.). Возможно, отец Ивана Боголеп/Борис проживал в стенах обители вместе с будущим патриархом. Запись о вкладе сообщает статус Ивана – в миру он являлся сыном боярским ростовского митрополита Филарета. Учитывая отсутствие имен Ивана и его отца в перечне служилых людей Ростовского архиерейского дома 1591/92 г., высказывается предположение о том, что Иван мог быть связан с Филаретом до занятия им Ростовской кафедры, возможно, являясь послужильцем Романовых (аристократы уровня Федора Никитича Романова располагали десятками лиц подобного статуса). Скорее всего, Иван после захвата в плен поляками Филарета, лишившись сюзерена, принял постриг в Соловецком монастыре (ок. 1611–1612 гг.). После его возвращения в Москву во многом благодаря связи с Филаретом Иоасаф сделал успешную церковную карьеру. Этому также мог способствовать и интерес Ивана/Иоасафа к книгам. Вклад Сборника нетипичен для представителя «класса служилых землевладельцев». Они, как правило, в церкви и монастыри дарили Евангелия, Псалтири или Минеи. Не исключено, что интерес к книгам Иван унаследовал от отца. Вкладная книга Антониева Сийского монастыря сообщает о том, что инок Боголеп (вероятно, отец будущего патриарха) в конце XVI в. вложил в обитель не менее 6 книг. Исследование основано на данных записей на рукописных книгах, синодиков, вкладных и кормовых книг русских монастырей.
Abstract
The article is devoted to the patriarch Joasaphus I’s (1634–40) origin and status in worldly life. Earlier he was the abbot of the Pskov-Caves Monastery (1621–27) and the Pskov archbishop (1627–34). Joasaphus became the metropolitan after the death of Philaret (Romanov) (1619–33). The researchers noted that they had a close relationship. The only earlier known historical source informing of Joasaphus’s origin is the Chronograph of the Astrakhan archbishop Pachomius (mid-17th century). It reports that Joasaphus was a descendant of servitors of Boyar scions (deti boyarskie). His parents’ names in religion (Julia and Bogolep) are known to researchers from the Synodic of the Cornelius Komelski monastery. The author of the article has managed to find new data. Synodic of the Yaroslavl Transfiguration of the Savior Monastery notes Joasaphus’s secular name: Ivan Borisov, son of Tonky (the Thin). The author has also established that, prior to taking his monastic vows (1609), Ivan made a donation (a 16th century manuscript) to the Siya Monastery of St. Antonius to commemorate his parents. In 1601–05 Philaret lived in this monastery in exile. Ivan’s father, Boris (Bogolep), might have lived in this monastery with him. The record of donation mentions Ivan’s status: he was a Boyar scion of the Rostov metropolitan Philaret. Considering absence of the names of Ivan and his father in the list of servitors of the Rostov metropolitan’s house (1591/92), the author supposes that Ivan had been connected with Philaret before the latter became the Rostov metropolitan. Probably he was a servitor of the Romanovs (aristocrats like Fedor Nikitich Romanov had a lot of them). Ivan might have taken the monastic vows in the Solovetsky monastery (ca. 1611-12) after his overlord Philaret had been captured by the Poles. After his returning in Moscow thanks to his relationship with Philaret, Joasaphus made a successful church career. Ivan/Joasaphus’s interest in books might have been instrumental in this. His donation to the monastery was not typical for a representative of service class people. As a rule, they donated the Gospel, Psalter, Menaion to churches and monasteries. Ivan possibly inherited his interest in books from his father. The Gift book of the Siya Monastery of St. Antonius informs that monk Bogolep (probably, the father of the future patriarch) gave no less than 6 books to the monastery in late 16th century. The research is based on the colophons, Synodics, Commemoration books of the Russian monasteries.
Ключевые слова
История России, история Церкви, XVII век, церковная иерархия, духовенство, епископат, Освященный собор, патриарх Иоасаф I (1634–1640 гг.), патриарх Филарет (1619–1633 гг.), Антониев Сийский монастырь, Соловецкий монастырь, исторические источники.
Keywords
Russian history, church history, 17th century, church hierarchy, clergy, episcopate, church council, patriarch Joasaphus I (1634–40), patriarch Philaret (1619–33), Siya Monastery of St. Antonius, Solovetsky Monastery, historical sources.
К числу наименее изученных вопросов в истории церковной элиты России раннего Нового времени относится вопрос о принципах ее комплектования и происхождении наиболее значимых ее представителей. Особое значение этот вопрос приобретает в случае с руководителями Русской церкви. Ниже мы обратим внимание на одного из них – патриарха Иоасафа I (1634–1640 гг.) и предпримем попытку объяснить возможные причины весьма успешной карьеры настоятеля Псково-Печерского монастыря (1621–1627 гг.) и псковского архиепископа (1627–1634 гг.), после кончины Филарета (Романова) занявшего Всероссийскую кафедру. Что нам известно о происхождении Иоасафа?
Составленный весьма информированным представителем церковной элиты – астраханским архиепископом Пахомием (1641–1655 гг.) – Хронограф сообщает, что Иоасаф был поставлен «по изволению царя Михаила Федоровича всея Русии и по благословению Филарета патриарха, понеже был дворовой сын боярской, во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновенен». На этом основании исследователи делали вывод о происхождении Иоасафа из военно-служилой среды. Известны имена (правда, иноческие) родителей Иоасафа (Боголеп и Юлия), которые фигурируют в записи его рода в синодике Корнильева-Комельского монастыря, а также во вкладной книге Соловецкого монастыря.
Закономерен вопрос: каким именно был статус Иоасафа в миру и могли ли факты его биографии до принятия пострига способствовать весьма успешной церковной карьере? Прав ли Пахомий, намекавший на связь статуса в миру Иоасафа с его поставлением на Всероссийскую кафедру? Новые данные, ранее не привлекавшиеся учеными при изучении биографии этого иерарха, позволяют ответить на этот вопрос.
При знакомстве с Синодиком ярославского Спасо-Преображенского монастыря наше внимание привлекла следующая запись: «Род Иоанна Борисова сына Тонкого, что Иоасаф архиепископ Псковский». Трудно сомневаться в том, что речь идет о будущем патриархе. Очевидно, что запись сделана в период его пребывания на Псковской кафедре, т. е. в 1627–1634 гг. Лицо, сделавшее запись, хорошо знает мирское имя архиерея. Косвенно это может указывать на то, что постриг он принял сравнительно недавно. В Кормовой книге Иоасаф фигурирует уже без светского имени как патриарх: «Тогож дни [24 июля], корм кормити по родителех святейшаго Иoacaфa, Патpиapxa Московскаго и всеа Poccии, по отце его иноке Боголепе и по матери его инокине Иулии, и Владимире, Амбросии, инокини Анисии». В Синодике ростовского Успенского собора записан «Род Ивана Борисова сына Тонково». Очевидно, что в этот собор Иван сделал вклад до пострига. В иных известных нам синодиках светское имя Иоасафа не фиксируется. Факт упоминания в данных синодиках Иоасафа со светским именем побуждает предполагать его связь с Ростово-Ярославской землей. Напомним, что Хронограф Пахомия сообщал о том, что Иоасаф в миру «был дворовой сын боярской». Если это так, то, вероятнее всего, он и служил по этому региону. Каким именно был статус Ивана Борисова сына Тонкого и мог ли он оказать какое-либо влияние на его последующую церковную карьеру?
В поисках ответа обратим внимание на вкладную запись на Сборнике XVI в. из Архангельского собрания Научно-исследовательского отдела рукописей Библиотеки Академии наук (НИОР БАН): «Лета 7117 маия в 11 день ростовскаго митрополита Филарета сын боярской Иван Борисов сын Тонкова в дом живоначальные Троицы и Пречисты Богородицы и чодотворца Антония Сиского положил книгу по своих родителех в вечный поминок, а подписал яз, Иван, своею рукою».
Принявший постриг не ранее 1609 г. происходивший с территории Ростово-Ярославской земли сын боярский ростовского митрополита Филарета (Романова) Иван Борисов сын Тонкова (в иночестве – Иоасаф) после его поставления на Всероссийскую кафедру в 1621 г. стал настоятелем значимого монастыря, в 1627 г. занял кафедру, пусть и не самую значимую, а в 1634 г. после смерти своего покровителя занял его место.
Список литературы
Алексеев, А. И. Синодик московского Богоявленского монастыря 1670–1730 гг. // Вестник церковной истории. – 2021. – № ¾ (63/64). – С. 5–211.
Белова, Л. Б., Ефимова, Н. А. Корпус записей на рукописных книгах Архангельского собрания отдела рукописей БАН. – СПб.: БАН, 2022. – 535 с.
Кром, М. М. Частная служба в России XVI века // Русское средневековье: Сб. ст. в честь проф. Ю. Г. Алексеева. – М.: Древлехранилище, 2012. – С. 422–432.
Макарий (Веретенников). Соловецкий постриженик на Патриаршем престоле: (Патр. Иоасаф I, 1634–1640 гг.) // Альфа и Омега. – 2006. – № 1 (45). – С. 80–98.
References
ALEKSEEV, A. I. Synodic of the Moscow Epiphany Monastery 1670–1730. IN: Vestnik tserkovnoi istorii, 2021, no. ¾ (63/64), pp. 5–211.
BELOVA, L. B., EFIMOVA, N. A. Corpus of records on handwritten books of the Arkhangelsk Collection of the Department of Manuscripts of the Library of the Russian Academy of Sciences. St. Petersburg, BAN publ., 2022, 535 p.
KROM, M. M. Private service in Russia of the 16th century. IN: Russkoe srednevekov'e. Moscow, Drevlekhranilishche publ., 2012, pp. 422–432.
MAKARIUS (VERETENNIKOV). Solovetsky monastery professed on the Patriarchal throne: (Patr. Joasaphus I, 1634–40). IN: Al'fa i Omega, 2006, no. 1(45), pp. 80–98.
Сведения об авторах
Усачев Андрей Сергеевич, профессор РАН, доктор исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, кафедра истории и теории исторической науки, профессор, г. Москва, Российская Федерация, 8-917-540-4379, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
About the authors
Usachev Andrei Sergeevich, professor of the Russian Academy of Sciences, PhD in History, associate professor, Russian State University for the Humanities, department of history and theory of historical science, professor, Moscow, Russian Federation, +7 917-540-4379, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Сведения о грантах
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 20-18-00218), https://rscf.ru/project/20-18-00218/
Grant information
The research has been prepared with the financial support of the Russian Science Foundation (project no. 20-18-00218), https://rscf.ru/project/20-18-00218/
В редакцию статья поступила 30.05.2023 г., опубликована (для цитирования):
Усачев, А. С. Кем был в миру патриарх Иоасаф I (1634–1640 гг.)? // Вестник архивиста. – 2023. - № 3. – С. 651-662. doi 10.28995/2073-0101-2023-3-651-662
Submitted 30.05.2023, published (for citation):
USACHEV, A. S. Kem byl v miru patriarkh Ioasaf I (1634–1640 gg.)? [Who Was Patriarch Joasaphus (1634–40) in His Worldly Life? In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 3, pp. 651-662. doi 10.28995/2073-0101-2023-3-651-662
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.