Исследовательский потенциал эпистолярного наследия профессора Б. С. Абалихина. 1959-1993 гг.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 930.25+930.253+930.2+929+930.85+001.4+651.5+003.074+17.023.36+001.51+001.61+001.9+001.92+001.38+371.1+371.2+371.64/.69+371.8

doi 10.28995/2073-0101-2023-3-922-931

Соловьева, С. В., Болотова, Е. Ю.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Исследовательский потенциал эпистолярного наследия профессора Б. С. Абалихина. 1959-1993 гг.

Solovyova, Svetlana V., Bolotova, Elena Yu.

Volgograd State Social and Pedagogical University, Volgograd, Russian Federation

The Research Potential of the Epistolary Heritage of Professor B. S. Abalikhin: 1959–93

Аннотация

В статье раскрывается значение эпистолярных источников для познания феномена личности, изучения опыта отдельных людей, особенностей личностного восприятия определенных исторических процессов. Авторы на примере значительного эпистолярного наследия волгоградского профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Б. С. Абалихина раскрывают исследовательский потенциал его частной переписки. Документы впервые вводятся в научный оборот. Авторы - ученики Б. С. Абалихина. Личный фонд Р – 2808 «Борис Сергеевич Абалихин – доктор исторических наук, профессор» Государственного архива Волгоградской области (ГАВО) состоит из 192 единиц хранения, в составе которых 937 документов за 1935 -1995 гг. Состав личного фонда представлен шестью группами документов. Первая включает научные труды и творческие материалы ученого, посвященные, главным образом, Отечественной войне 1812 г. и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Многие документы сохранились в рукописном виде с автографом автора. Вторая группа содержит документы автобиографического характера, среди которых характеристики-рекомендации, автобиография; третья – материалы научно-организационной, педагогической, общественной и иной деятельности: планы научно-методической работы, отзывы и рецензии, договоры с издательствами, отчеты о работе и др.; четвертая – личную переписку с различными корреспондентами; пятая состоит из фотографий Б. С. Абалихина со студентами, выпускниками, в кругу родных и коллег; шестая содержит материалы служебной деятельности (удостоверения, приглашения на конференции, списки научных трудов, заметки из газеты «Учитель» и др.). Письма позволяют проследить эволюцию научных интересов историка, охарактеризовать основные пути поиска исторической информации, определить основных научных соратников и оппонентов, обозначить трудности на тернистом пути ученого-исследователя, охарактеризовать Б. С. Абалихина как личность, педагога, мужа, отца. Авторы делают вывод о значимости частной переписки для представления научно-исторической биографии ученого, реконструкции его исследовательской лаборатории.

Abstract

The article reveals the importance of epistolary sources for cognition of the phenomenon of personality, study of the experience of individual people, peculiarities of the personal perception of certain historical processes. On the example of his considerable epistolary heritage, the authors reveal the research potential of the private correspondence of the Volgograd professor, "Honored Scientist of the RSFSR" B.S. Abalikhin. The documents have been introduced into scientific use for the first time. The authors were students of B.S. Abalikhin, having entered the Historical and Philological Faculty of the Volgograd State Pedagogical Institute in 1978. S.V. Solovyova moved from student research to a PhD thesis under his guidance. Personal fond no. R–2808 “Boris Sergeyevich Abalikhin—Doctor of Historical Sciences, Professor” in the State Archive of the Volgograd Region (GAVO) consists of 192 storage units, including 937 documents dating from 1935 to 1995. The personal provenance fond is composed by six groups of documents. The first one includes scientific works and creative materials of the scientist, devoted mainly to the Patriotic War of 1812 and the Great Patriotic War of 1941–45. Many are preserved in handwritten form with autograph of the author. The second group contains documents of autobiographical nature, including characteristics-recommendations, autobiography; the third one is materials of scientific and organizational, pedagogical, social, and other activities (plans of scientific and methodological work, reviews, contracts with publishers, work reports, etc.); the fourth group is personal correspondence with various reporters; the fifth one consists of photos of B. S. Abalikhin with students, graduates, relatives, and colleagues; the sixth group contains materials of official activities (certificates, invitations to conferences, lists of scientific papers, notes from the newspaper “Teacher,” etc.). The letters permit to trace the evolution of the historian’s scientific interests, to characterize his ways of searching for historical information, to identify his main scientific associates and opponents, to assess difficulties on the thorny path of the researcher, to characterize B. S. Abalikhin as a person, teacher, husband, father. The authors make a conclusion about importance of private correspondence for presentation of scientific and historical biography of the scientist, for reconstruction of his research laboratory.

Ключевые слова

Источники личного происхождения, деловые и частные письма, эпистолярные источники, исследование, историческая информация, субъективность, адресат.

Keywords

Personal provenance sources, business and private letters, epistolary sources, research, historical information, subjectivity, recipient.

Эпистолярные источники представляют одну из разновидностей источников личного происхождения. Им незаслуженно уделяли до недавнего времени меньше внимания, по сравнению с мемуарами и дневниками. Методика использования частных писем в историческом исследовании недостаточно представлена в современной историографии. Вместе с тем отметим исследования А. Ю. Иванова, посвященные фронтовым письмам XX в. и методике их анализа. Но особого внимания заслуживают работы И. В. Кобак, в которых обстоятельное внимание уделяется задачам и приемам изучения писем как исторического источника. Автор, используя личный опыт анализа переписки из архива В. П. Гаевского, обозначает трудности при использовании этой разновидности источника и акцентирует внимание на анализе эпистолярных отношений. И. В. Кобак делает вывод о том, что «как переписка в целом, так и единичное письмо выражают определенное взаимодействие корреспондентов, будучи продуктом их эпистолярных взаимоотношений».

Для молодых исследователей несомненный интерес вызовут частные письма профессора Волгоградского государственного педагогического университета Б. С. Абалихина, хранящиеся в Государственном архиве Волгоградской области (ГАВО) в личном фонде Р-2880 «Борис Сергеевич Абалихин – доктор исторических наук, профессор». В фонде хранится 12 дел на 522 листах за 1959-1993 гг., содержащих переписку с различными адресатами. Если за основу классификации взять статус адресата, то в фонде имеются как официальные письма или деловые, то есть направленные в адрес организаций, так и неофициальные или частные, направленные частным лицам. Письма имеют рукописный и машинописный вид, автографы автора, карандашные рисунки и деловые записи о неотложных делах, планы лекций и спецсеминаров на обороте. Документы представлены черновиками отправленных писем, ответами адресатов, почтовыми конвертами. Письма из Китая написаны на бумаге китайского производства. Есть письма на немецком, чешском, украинском, французском, польском, болгарском языках. Эти языки выучил Борис Сергеевич для работы с необходимыми документами. На черновиках некоторых писем Б. С. Абалихин писал резюме ответов. Все письма имеют три традиционных части – зачин, основной текст, заключение. Выбор формулировок элементов письма обусловлен характером взаимоотношений корреспондентов, а также характером информации.

Эпистолярное наследие Б. С. Абалихина служит историографическим и историко-психологическим источником изучения личности, помогает воссоздать научно-историческую биографию профессора, эмоциональную атмосферу исторического исследования, особенности разговорной речи корреспондентов, принадлежавших к определенной культурной среде. Сочетание документальных и личных источников в научном исследовании позволит реконструировать исторические события в их полноте и достоверности, сравнить содержащуюся в них информацию, придать ему эмоциональную окраску.

Список литературы

Иванов, А. Ю. Фронтовые письма XX в. как исторический источник: методика анализа // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – Т. 150. – Кн. 1. – 2008. – С. 49-53.

Кобак, И. В. Письма как исторический источник: задачи и приемы изучения // Вестник СПбГУ. Серия 2. – 2012. – Вып. 2. – С. 142-148.

References

IVANOV, A. Yu. Frontovye pis'ma XX v. kak istoricheskii istochnik: metodika analiza [Frontline letters of the 20th century as a historical source: Methods of analysis. In Russ.] IN: Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, vol. 150, book 1, 2008, pp. 49-53.

KOBAK, I. V. Letters as a historical source: tasks and methods of study. IN: Vestnik SPbGU. Ser. 2, 2012, issue 2, pp. 142-148.

Сведения об авторах

Соловьева Светлана Васильевна, кандидат исторических наук, доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, кафедра отечественной истории и историко-краеведческого образования, доцент, г. Волгоград, Российская Федерация, 8-442-60-28-54, 8-937-704-77-07, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Болотова Елена Юрьевна, доктор исторических наук, профессор, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, кафедра отечественной истории и историко-краеведческого образования, профессор, г. Волгоград, Российская Федерация, 8-442-60-28-54, 8-905-334-66-34, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Solovyova Svetlana Vasilievna, PhD in History, associate professor, Volgograd State Social and Pedagogical University, department of national history and local history education, assistant professor, Volgograd, Russian Federation, +7-442-60-28-54, +7-937-704-77-07, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Bolotova Elena Yurievna, PhD in History, professor, department of national history and local history education, professor, Volgograd State Social and Pedagogical University, Volgograd, Russian Federation, +7-442-60-28-54, +7-905-334-66-34, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 11.01.2023 г., опубликована (для цитирования):

Соловьева, С. В., Болотова, Е. Ю. Исследовательский потенциал эпистолярного наследия профессора Б. С. Абалихина. 1959-1993 гг. // Вестник архивиста. – 2023. - № 3. – С. 922-931. doi 10.28995/2073-0101-2023-3-922-931

Submitted 11.01.2023, published (for citation):

SOLOVYOVA, S. V., BOLOTOVA, E. Yu. Issledovatel'skii potentsial ehpistolyarnogo naslediya professora B. S. Abalikhina. 1959-1993 gg. [The Research Potential of the Epistolary Heritage of Professor B. S. Abalikhin: 1959–93. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 3, pp. 922-931. doi 10.28995/2073-0101-2023-3-922-931

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.