Первоисточники учения о стадиальности Пути в индо-тибетской Махаяне

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 930.272+930.24+294.3+930.23+001.4+001.51+001.53+001.61+001.92+001.94+001.99+002.2+002.513.5+002.61+091+003.038+003.077+003.072+003.071+124.6+124.4+122+165.19+304.444

doi 10.28995/2073-0101-2023-4-971-982

Урбанаева, И. С. Лощенков, А. В.

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, г. Улан-Удэ, Российская Федерация

Первоисточники учения о стадиальности Пути в индо-тибетской Махаяне

Urbanaeva, Irina S. Loschenkov, Alexey V.

Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, Russian Federation

Primary Sources of the Teaching about the Stages of the Path in the Indo-Tibetan Mahayana

Аннотация

Махаянская концепция постепенного обучения Дхарме и стадиальной реализации Пути Просветления в Тибете была разработана Цонкапой и другими в виде практического руководства по этапам Пути (Ламрим). Однако Ламрим не является тибетским учением и выражает универсальную буддийскую концепцию стадиальности, имеющую индийское происхождение. Целью статьи является презентация индийских первоисточников этой концепции в их системе, реконструированной с учетом «внутренней» буддийской позиции в систематизации и классификации учений Будды, представленной индийскими мадхьямиками – Арьей Нагарджуной (II в. н. э.), основоположником школы мадхьямика, и его последователями, а также реформатором тибетского буддизма Чже Цонкапой (1357–1419). Авторы приходят к выводам, содержащим новизну. Во-первых, концепт «Три поворота Колеса Учения», сформулированный в «Самдхинирмочана-сутре», является первой герменевтической схемой упорядочения и классификации множества учений Будды. Она была основана на принципе постепенности усвоения учениками онтологии пустоты (шуньяты). В рамках данной схемы, основанной на философском (онтологическом) критерии классификации учений Будды, сутры праджняпарамиты являются коренным источником стадиальной концептуализации буддизма в философском, педагогическом и практическом (сотериологическом) аспектах. Во-вторых, махаянская концепция стадиальности имеет эксплицитный и имплицитный аспекты. Эксплицитный аспект представлен теми праджняпарамитскими сутрами, в которых главным предметом является доктрина пустоты и содержится обоснование стадиальности Пути в зависимости от глубины постижения пустоты и бессамостности. Этот эксплицитный праджняпарамитский аспект объясняется в шести трактатах Нагарджуны по мадхьямаке. Чандракирти, основоположник прасангики, подшколы мадхьямики, раскрыл связь онтологии пустоты с этапами Пути бодхисаттв. В-третьих, наряду с онтологической схемой обоснования стадиальности в индийских первоисточниках представлены также практические схемы стадиальной систематизации Учения Будды: концепт трех колесниц («Лотосовая сутра»), а также учение об уровнях-бхуми («Йогачарабхуми» Асанги) и о шести (десяти) парамитах («Бодхичарья-аватара» Шантидевы). Данная работа является частью более масштабного изучения источников махаянской концепции стадиальности. Его результаты значимы для корректной источниковедческой систематизации буддийских доктрин и практик.

Abstract

The Mahāyāna concept of gradual Dharma teaching, learning and staged realization of the Path of Enlightenment in Tibet was developed by Tsongkhapa and others as a practical guide to the stages of the Path (Lamrim). However, Lamrim is not a Tibetan teaching and expresses a more general concept of gradualness, which has an Indo-Buddhist origin. The article is to present the system of Indian primary sources of this concept. The novelty of the approach is due to the fact that the authors consider the “internal” position in the systematization and classification of the teachings of the Buddha, presented by the Madhyamikas, especially the reformer of Tibetan Buddhism, Je Tsongkhapa, to be a very significant factor in the reconstruction of the Mahāyāna concept of gradualness. The authors come to conclusions also containing novelty. First, the concept of the "Three Turns of the Wheel of the Teaching" formulated in the “Samdhinirmochana Sūtra” is the first hermeneutical scheme for ordering and classifying the many teachings of the Buddha. It was based on the principle of gradual assimilation of the ontology of emptiness by students. Within this gradualism conceptualization scheme, based on the philosophical (ontological) criteria for classifying the teachings of the Buddha, the Prajnaparamita Sūtras are the root source of the concept of gradualness. Secondly, the Mahāyāna concept of gradualness has both explicit and implicit aspects. The explicit aspect is represented by those Prajnaparamita Sūtras, in which the main subject is the doctrine of emptiness and contains the substantiation of the gradualness of the Path, depending on the depth of comprehension of emptiness and selflessness. This aspect of the Prajnaparamita is presented in Nāgārjuna's six treatises on the Madhyamaka. Chandrakirti revealed the connection of the deep view with the stages of the Path of the Bodhisattvas. Thirdly, along with the ontological scheme for substantiating gradualness, the Indian primary sources also present practical schemes for the gradual systematization of the Buddha's teachings: the concept of three chariots ("Lotus Sūtra"), as well as the doctrine of bhūmi ("Yogācārabhūmi" by Asanga) and six (ten ) paramitās ("Bodhicharyāvatāra" by Śantideva). This article is part of a larger study of the sources of the Mahāyāna concept of gradualness. Results of this analysis are significant for the correct source systematization of Buddhist doctrines and practices.

Ключевые слова

Первоисточники, постепенный Путь, Ламрим, праджняпарамита, Три поворота Колеса Учения, три колесницы, Нагарджуна, онтология пустоты, «Абхисамаяланкара», Пять Путей, Цонкапа, исторические источники.

Keywords

Primary sources, Gradual Path, Lamrim, Prajñāpāramitā, Three Turnings of the Wheel of Teaching, Three Vehicles, Nāgārjuna, Ontology of Emptiness, “Abhisamayalamkara”, five Paths, Tsongkhapa, historical sources.

Учение об «этапах Пути» (тиб. Lam-rim) было детально разработано Чже Цонкапой в его «Lam-rim-chen-mo» и во множестве тибетских комментариев к нему, в совокупности образующих Ламрим – традицию постепенного Пути к состоянию Будды. Тем не менее оно не является тибетским «изобретением», а имеет индийские корни и источники. К настоящему времени появился ряд переводов и исследований тибетских текстов «Ламрим». При этом в научном дискурсе нет ясного понимания того‚ что Ламрим это сотериологический подход, основанный на индийских источниках, и что он выражает универсальную концепцию стадиального обучения Дхарме и реализации Пути, которая базируется на онтологическом основании. В «Самдхинирмочана-сутре» был сформулирован концепт «Три поворота Колеса Дхармы (Учения)», который объясняет, что Будда дал два вида теоретической Дхармы – хинаянскую абхидхарму, метафизику сущего, в Первом повороте Колеса Дхармы и доктрину пустоты (шуньята) об отсутствии самобытия всего сущего – учение праджняпарамиты – во время Второго поворота. Третий вид учений, о «трех природах», был дан во время Третьего поворота. Как было установлено Чже Цонкапой в его трактате «Legs bshad snying po», в этой схеме определяющим фактором разделения учений Будды на Три поворота явилось то, как представлена бессамостность/пустота. Эта первая герменевтическая схема упорядочения множества учений Будды была основана на педагогическом принципе постепенного усвоения онтологического учения об абсолютной природе. Тибетские систематизаторы придают важнейшее значение учениям Второго поворота Колеса Дхармы – радикальной концепции бессамостности и пустоты всех объектов достоверного познания, утверждающей отсутствие у всего сущего любых признаков собственной природы. Термин «праджняпарамита» относится к высшей мудрости, которая превосходит всю мудрость сансарного мира и переправляет практикующего в состояние нирваны. Главным и эксплицитным содержанием учений Второго поворота стал конечный смысл пустоты (шуньяты). Вторым, имплицитным, предметом наставлений этого цикла было учение о Пути и деяниях бодхисаттв. Те из сутр праджняпарамиты, что были переведены на тибетский язык и вошли в состав буддийского канона Кангьюр, известны как семнадцать «материнских» и «сыновних» сутр. Материнскими называются сутры, которые стали главными источниками для интерпретации системы достижения освобождения и просветления как постепенного Пути‚ поскольку именно в материнских сутрах объясняются все восемь «ясных постижений» буддийских практиков. В таких сутрах как «Стотысячная», «Двадцатипятитысячная» и «Восьмитысячная праджняпарамита» объясняются онтология пустоты и стадиальность ее постижения в виде трех материнских мудростей, соответствующих трем янам.

Большое значение имеет еще одна схема концептуализации постепенного Пути: это система шести парамит, образующих ступенчатую иерархию. Она была изложена в VIII в. Шантидевой в философской поэме «Бодхичарья-аватара» . Высшая из парамит – это парамита мудрости. С нее начинается Путь Видения и первый бхуми бодхисатта. Чже Цонкапа в своем «Океане аргументов» объясняет положение Нагарджуны, далее развиваемое Шантидевой, о том, что практика всех остальных парамит предназначается для развития праджняпарамиты, – парамиты мудрости, или прямого постижения пустоты, – являющейся противоядием от омраченного неведения, корня сансары. То есть имплицитный аспект праджняпарамиты, или линия учений об обширных деяниях – это искусные уловки, использованные Буддой для постепенного обучения своих слушателей эксплицитному содержанию сутр праджняпарамиты, – доктрине пустоты и бессамостности.

Стадиальность преподавания Учения (bstan-rim), стадиальность реализации общего Пути (Lam-rim), стадиальность быстрого Пути тантр (sngags-rim) – эти концепты тибетской традиции стадиального обучения Дхарме и ее стадиальной практической реализации основаны на индийских первоисточниках, содержащих базовую буддийскую концепцию стадиальности, имеющую онтологический, сотериологический, педагогический аспекты.

Список литературы

Āryadeva's Four Hundred Stanzas on the Middle Way: with Commentary by Gyel-tsap; additional Commentary by Geshe Sonam Rinchen. New York‚ Snow Lion Publication, 2008‚ 398 p.

HAR DYEL. The Bodhisattva Doctrine in Buddhist Sanskrit Literature. Varanasi‚ Motilal Banarsidass, 1970‚ 392 p.

rJe tsong kha pa chen poi gsung ‘bum. Pe cin‚ Khrung go’i bod rigs pa dpe skrun khang, 2012‚ Vol. 15‚ 663 p. (In Tibetan).

LOPEZ‚ DONALD S. The Heart Sutra Explained. Albany‚ State University of New York Press, 1988‚ 230 p.

References

Āryadeva's Four Hundred Stanzas on the Middle Way: with Commentary by Gyel-tsap; additional Commentary by Geshe Sonam Rinchen. New York, Snow Lion Publication, 2008, 398 p.

HAR DYEL. The Bodhisattva Doctrine in Buddhist Sanskrit Literature. Varanasi‚ Motilal Banarsidass, 1970‚ 392 p.

rJe tsong kha pa chen po'i gsung ‘bum. Pe cin‚ Khrung go’i bod rigs pa dpe skrun khang, 2012, vol. 15‚ 663 p. (In Tibetan).

LOPEZ‚ DONALD S. The Heart Sutra Explained. Albany‚ State University of New York Press, 1988‚ 230 p.

Сведения об авторах

Урбанаева Ирина Сафроновна, доктор философских наук, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ СО РАН), отдел философии‚ культурологии и религиоведения‚ главный научный сотрудник, г. Улан-Удэ, Российская Федерация‚ 8-3012-43-35-51, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Лощенков Алексей Вячеславович, кандидат исторических наук, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ СО РАН), отдел философии‚ культурологии и религиоведения‚ научный сотрудник, г. Улан-Удэ, Российская Федерация, 8-924-753-32-01, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Urbanaeva Irina Safronovna, PhD in Philosophy, Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IMBTS SB RAS), department of philosophy, culturology, and religious studies‚ chief researcher‚ Ulan-Ude, Russian Federation‚ +7-3012-43-35-51, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Loschenkov Alexey Vyacheslavovich, PhD in History, Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IMBTS SB RAS), department of philosophy, culturology, and religious studies researcher, Ulan-Ude, Russian Federation‚ +7-924-753-32-01, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья написана в рамках государственного задания (проект «Трансформация направлений и школ буддизма: история и опыт взаимодействия с религиями и верованиями России, Центральной и Восточной Азии (с периода распространения буддизма до современности: Россия – ХVIII-XXI вв.; Китай – II-XXI вв.; Тибет – VII-XXI вв.; Монголия – ХVI-XXI вв.»), № 121031000261-9

Grant information

The research has been carried out within the framework of state assignment (project “Transformation of Buddhist Trends and Schools: History and Experience of Interaction with Religions and Beliefs of Russia, Central and East Asia (from the Period of Spread of Buddhism to the Present: Russia – 18th – 21st Centuries; China – 2nd – 21st; Tibet – 7th – 21st Centuries; Mongolia – 16th – 21st Centuries), no. 121031000261-9

В редакцию статья поступила 30.04.2023 г., опубликована (для цитирования):

Урбанаева, И. С. Лощенков, А. В. Первоисточники учения о стадиальности Пути в индо-тибетской Махаяне // Вестник архивиста. – 2023. - № 4. – С. 971-982. doi 10.28995/2073-0101-2023-4-971-982

Submitted 30.04.2023, published (for citation):

URBANAEVA, I. S. LOSHCHENKOV, A. V. Pervoistochniki ucheniya o stadial'nosti Puti v indo-tibetskoi Makhayane. [Primary Sources of the Teaching about the Stages of the Path in the Indo-Tibetan Mahayana. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 4, pp. 971-982. doi 10.28995/2073-0101-2023-4-971-982

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.