Архивные фонды и коллекции документов профессора Г. З. Байера в Санкт-Петербурге и Глазго

Печать PDF

Научная статья

УДК 001.38+001.89+061.6+930.1+001.4+001.53+001.812+001.92+001.814+001.814.2+001.814.4+001.816+001.818+655.253+655.52+06.048.6+303.01+303.02+303.4+303.6+303.8+001.891+93/94+930.85+929.535+929.532.9+929

doi 10.28995/2073-0101-2024-1-28–42

Для цитирования

Соколов, С. В., Гилевич, Н. Д. Архивные фонды и коллекции документов профессора Г. З. Байера в Санкт-Петербурге и Глазго // Вестник архивиста. 2024. № 1. С. 28–42. doi 10.28995/2073-0101-2024-1-28–42

Соколов, С. В., Гилевич, Н. Д.

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Архивные фонды и коллекции документов профессора Г. З. Байера в Санкт-Петербурге и Глазго

Готлиб Зигфрид Байер (1694–1738) – востоковед, филолог, историк, один из первых профессоров Петербургской академии наук. Его биография и научные труды привлекали ранее внимание исследователей. Родился Байер в Кенигсберге, обучался в гимназии и Кенигсбергском университете. После окончания университета он совершает ученое путешествие (Studienreise) по немецким землям. Сферой его научных интересов являлись античность, история церкви, восточные языки. В конце 1725 г. Байер получает место в Петербургской академии наук. Будучи в Петербурге Байер посчитал нужным расширить проблематику своих научных изысканий, включив исследования по русской истории, истории государств и народов Северного Причерноморья. В российской исторической науке Байер известен как «первый норманист», хотя тема происхождения варяжских князей осталась лишь эпизодом в его научной деятельности.

За годы пребывания в России он издал несколько крупных сочинений, внес большой вклад в работу Академической гимназии, но в силу ряда обстоятельств решил подать в отставку и вернуться в Кенигсберг. В 1737 г. Байер получает разрешение на отъезд из Петербурга, отправляет в Кенигсберг свою библиотеку и часть бумаг, намереваясь вскоре последовать за ними, но тяжело заболевает и умирает 10 (21) февраля 1738 г. Таким образом, личный архив Байера оказался разделен на две части.

Рукописное наследие умерших академиков принималось в Конференц-архив в «связки», формируемые по авторскому принципу. Особое внимание при составлении архива уделялось сохранению корреспонденции ученого и его научных трудов. Часть оставшихся в Санкт-Петербурге документов Байера поступили в Конференц-архив Академии. К сожалению, в этот перечень не попали издания библиотеки Байера. По свидетельству Г. Ф. Миллера, вдова Байера пыталась продать библиотеку ученого Академии, однако не преуспела в этом.

В 1819 г. некоторые работы Байера были изъяты из Конференц-архива и переданы в фонды Библиотеки АН. В итоге они оказались в составе формируемого Азиатского музея (в 1930 г. вошел в Институт востоковедения АН СССР). Среди переданных документов были многотомный китайско-латинский словарь, статья о варягах и две другие статьи, различные бумаги (научные труды, заметки, копии манускриптов других лиц, письма), в том числе три документа за авторством С. Негри, одного из наставников Байера во время его Studienreise. Большинство документов связаны с изучением китайского, персидского, арабского, маньчжурского, монгольского, калмыцкого, татарского языков, истории и культуры этих народов. В дальнейшем эти материалы вошли в состав фонда 784 – личного фонда Байера в СПбФ АРАН (Оп. 1. Д. 1–23, 25, 26, 36). Интересно, что для Азиатского музея в 1829 г. были приобретены письма XVIII в., написанные членами иезуитской миссии в Пекине, которые «ранее находились во владении Академии». Переписку с ними поддерживал Байер. В Архиве академии наук (Архиве Конференции) же оставались, согласно обозрению 1933 г., заметки Байера, касающиеся русской истории, выдержки и выписки из книг, бумаги, относящиеся к передаче в Академию рукописного наследия, список книг, оставшихся после его смерти, письма к Байеру за 1710–1737 гг. от разных лиц.

В 1949 г. документы Байера были переданы из Рукописного отдела Института востоковедения АН СССР и в совокупности с материалами Архива АН составили основу личного фонда 784, находящегося ныне в СПбФ АРАН. Материалы фонда объединены в 2 описи: «Рукописи трудов и материалы о Байере Т. З.» (Оп. 1. Д. 1–56) и «Переписка» (Оп. 2. Д. 1–8).

В первой описи представлены несколько категорий материалов. Во-первых, рукописи научных сочинений Байера, опубликованные и неопубликованные. Среди них можно выделить китайско-латинский словарь (Д. 1–23), рукописи статей по хронологии, географии, нумизматике и языку народов Азии (Д. 25–27, 29–30, 32). Сюда же можно отнести его работы по истории Восточной Европы (Д. 25, 28, 31, 35), включающие рукописи опубликованных статей, черновики и наброски вошедшие в опубликованные статьи (например, заметка о походе князя Олега на Константинополь), а также несколько неопубликованных небольших по объему заметок: «О Рюрике», «О святой княгине Ольге», «О князе Владимире I». Вторая небольшая категория – это предложения Байера по научным и организационным вопросам (Д. 33–34): об изготовлении Малабарской карты или о воспитании знатных юношей. Третья обширная категория – это выписки, копии писем разных лиц, переводы источников и различные подсобные материалы для исследований (Д. 29, 36–44, 56). Следующая категория – это документы, являющиеся частью делопроизводства Академии либо составленные Байером по служебной необходимости, а также связанные с публикацией его трудов и историей формирования фонда (Д. 25, 45–46, 49, 51, 52–55). Следует особо отметить «каталог книг проф. Байера» (Д. 47–48), «Похвальное слово академику Байеру» В. Е. Ададурова (Д. 50) и опубликованное «Похвальное слово Екатерине I» самого Байера (Д. 24).

Вторая опись состоит из восьми дел, сформированных в основном по хронологическому принципу. Здесь представлены письма к Байеру от различных лиц, копии отправленных писем Байера, а также его черновые автографы. Корреспонденция отражает широту и разнообразие академических и личных связей ученого. Байер получал письма из Индии, Китая, Англии, Франции, германских государств, поддерживал интенсивную переписку с различными лицами в России. Основное содержание переписки – обсуждение научных вопросов, обмен книгами и новостями. Часть писем посвящена административным делам. Например, работа Академической гимназии обсуждается в письмах к президенту И. А. Корфу (Д. 6. Л. 9–37об.). Стоит специально отметить довольно объемную переписку Байера с архиепископом Феофаном (Прокоповичем), иллюстрирующую взаимоотношения высокопоставленного лица империи и профессора Академии (Ф. 784. Оп. 2. Д. 2–3, 5, 8; Ф. 121. Оп. 2. Д. 120). Переписка велась Байером на латинском и немецком языках. Имеются единичные письма на русском и французском. Также довольно часто в письмах встречаются фрагменты на языках тех народов, о которых идет речь в тексте.

Архивные материалы Байера в Санкт-Петербурге и в Глазго во многом взаимодополняют друг друга. Фонды СПбФ АРАН гораздо богаче в отношении переписки ученого. Коллекция в Глазго дает больше для понимания востоковедческих исследований Байера. На основе архивных документов из обоих собраний можно не только реконструировать научные представления историка, но и «заглянуть» в его кабинет, понять, какую огромную черновую работу вел Байер: неутомимо собирал тексты на самых разнообразных восточных языках, копировал, делал выписки и комментарии. По обширной переписке ученого можно исследовать научные связи эпохи, составить представление о трансляции знаний, обмене книгами и мнениями.

Аннотация

В статье представлен обзор архивных документов, связанных с Готлибом Зигфридом Байером (1694–1738), профессором первого состава Санкт-Петербургской академии наук. Научные интересы Байера весьма были разнообразны и включали изучение языков и культуры народов Востока, Поволжья, Урала, Сибири, историю Причерноморья, вопросы происхождения варягов и Руси. Документы Байера в основном сконцентрированы в двух хранилищах: Санкт-Петербургском филиале Архива Российской академии наук (СПбФ АРАН) и в фонде Специальных коллекций Университетской библиотеки Глазго (ULG). В статье рассматривается история формирования и состав архивных коллекций, а также наиболее значимые публикации документов. В СПбФ АРАН существует личный фонд Байера, сформированный в советский период. Фонд включает две описи: рукописи трудов, материалы и переписку ученого, в общей сложности 64 дела. Помимо личного фонда, документы Байера можно найти и в других фондах и разрядах СПбФ АРАН. В архиве хранятся записки, проекты, организационно-распорядительная, кадровая, финансовая документации, в том числе связанная с деятельностью Байера на посту инспектора Академической гимназии. Документы Байера в Университетской библиотеке Глазго осели там в начале XIX в. Коллекция составлена из документов, отправленных незадолго до смерти ученого в Кенигсберг, и включает черновики статей, заметки, разнообразные копии и выписки, переписку, книги из библиотеки Байера, всего 261 единица хранения. Практически все документы в Глазго связаны с востоковедческими интересами Байера. Комплексы документов в Санкт-Петербурге и в Глазго включают автографы ученого. Большая часть документов – рукописи. В незначительном количестве встречаются печатные издания, в том числе китайского происхождения (ULG). Отдельные документы дублируются в обоих комплексах, например, переписка Байера с иезуитскими миссионерами в Китае. Первые публикации архивных документов Байера сделаны еще в XVIII в. Выдержки из документов публиковались в различных изданиях XIX в. по истории Академии наук. В ряде научных статей и монографий приводились пространные цитаты из переписки Байера. Значительный объем единиц хранения был пересказан и процитирован в каталоге коллекции Байера в Глазго. Несколько переводов текстов Байера приведены в новейшем издании по истории Академии наук. Архивные коллекции Байера взаимно дополняют друг друга, позволяют оценить исследовательские практики ученого, проследить связи и взаимодействие в академической среде XVIII в.

Ключевые слова

Готлиб Байер, Санкт-Петербургский филиал архива Российской академии наук, Библиотека Университета Глазго, исторические источники, происхождение варягов, история Руси, академическая среда XVIII в., профессоры первого состава Санкт-Петербургской академии наук, античность, история церкви, восточные языки, происхождения варяжских князей.

Список литературы

Архив Академии наук СССР: обозрение архивных материалов Т. 1. / Под ред. Г. А. Князева. Ленинград: АН СССР, 1933. С. 173–174.

Готлиб Зигфрид Байер – академик Петербургской Академии наук / Под ред. Н. П. Копаневой, С. Б. Кореневой, А. В. Прохоренко. Санкт-Петербург: Европейский дом, 1996. 79 с.

В. Н. Татищев. Записки. Письма. 1717–1750 гг. Москва: Наука, 1990. 436 с.

Кирикова, О. А. Теофил Зигфрид Байер // Петр Великий и основание Петербургской академии наук. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2022. С. 199–213.

Костина, Т. В., Кирикова О. А. Учебные книги в гимназии Академии наук 1730-х гг. // Детские чтения. 2018. Т. 13. № 4. С. 194–219.

Материалы для истории Императорской академии наук. Т. 1. Санкт-Петербург: Тип. ИАН, 1885. 732 с.

Пекарский, П. П. История Императорской академии наук в Петербурге. Т. 1. Санкт-Петербург: Издание Императорской Академии наук, 1870. С. 180–196.

Кулябко, Е. С., Перельмутер, И. А. Из научной переписки петербургских ученых XVIII в. // Страны и народы Востока. Вып. VIII. Москва: Наука, 1969. С. 138–144.

Протоколы заседаний Конференции Императорской академии наук. Т. 1. 1725–1743. Санкт-Петербург: Тип. ИАН, 1897. 873 с.

Ученые – фондообразователи Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук: А–В / Науч. ред. и сост. Е. Ю. Басаргина, И. В. Тункина. Санкт-Петербург: Реноме, 2018. С. 33–34.

Weston, D. The Bayer Collection. A preliminary catalogue. Glasgow: University of Glasgow, 2022, 261 p.

[Bayer, T. S.] Krieges und Friedens-Geschaffte derer Großfürsten Oleg und Igor mit dem Griechischen Kayserthum. IN: Sammlung Russischer Geschichte. 1734. Bd. 1. St. 5, pp. 407–419.

Babinger, F. Gottlieb Siegfried Bayer (1694–1738). Ein Beitrag zur Geschichte der morgenländischen Studien im 18. Jahrhundert. München: J. Schon publ., 1915, 86 p.

Dorn, B. A. Das Asiatische Museum der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften zu St. Petersburg. St. Petersburg, Buchdruckerei der Kaiserl. Akademie der Wissenschaften, 1846, 216 p.

Lunbaek, K. T.S. Bayer, 1694-1738: Pioneer Sinologist. Malmo: Curzon Press, 1986, 241 p.

Dorn, B. A. Das Asiatische Museum der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften zu St. Petersburg. St. Petersburg, Buchdruckerei der Kaiserl. Akademie der Wissenschaften, 1846, 216 p.

[Bayer, T. S.] Krieges und Friedens-Geschaffte derer Großfürsten Oleg und Igor mit dem Griechischen Kayserthum // Sammlung Russischer Geschichte. 1734. Bd. 1. St. 5, pp. 407–419.

Zorin A., Menyev B., Walravens H. G. S. Bayer and Gabriel the Mongol: Some of the Earliest Documents on Tibetan and Mongolian Studies in Europe. IN: Journal of the International College for Postgraduate Buddhist Studies, 2022. Vol. 26, pp. 99–163.

Сведения об авторах

Соколов Сергей Васильевич, кандидат исторических наук, доцент, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, кафедра истории России, заведующий кафедрой, старший научный сотрудник, г. Екатеринбург, Российская Федерация, 8-343-389-94-69, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Гилевич Никита Дмитриевич, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, лаборатория цифровых технологий в историко-культурных исследованиях, инженер-исследователь, кафедра истории России, аспирант г. Екатеринбург, Российская Федерация, 8-902-448-45-78, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РНФ, проект № 23-28-01692 «Народы Восточной Европы и начальная история Древней Руси в научном наследии Готлиба Зигфрида Байера».

В редакцию статья поступила 5.09.2023 г., рекомендована к опубликованию 20.12.2023 г.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.