Сбор эйсфоры в Аттике второй половины IV в. до н. э. по данным договоров об аренде теменосов

Печать PDF

Научная статья

УДК 001.85+330.12+347.238.12+003.62+303.024.3+303.1+351.853+929.737+303.222+338.51++338.58+338.556+342.722+342.723+342.739+347.235+332.252+332.2+347.238.11+34.037+631/635+349.422.231+904+ 003.02

doi 10.28995/2073-0101-2024-1-154-165

Для цитирования

Булычева, Е. В. Сбор эйсфоры в Аттике второй половины IV в. до н. э. по данным договоров об аренде теменосов // Вестник архивиста. 2024. № 1. С. 000-000. doi 10.28995/2073-0101-2024-1-000-000

Булычева, Е. В., Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация

Сбор эйсфоры в Аттике второй половины IV в. до н. э. по данным договоров об аренде теменосов

Во все времена проблема налогообложения была одной из самых злободневных. В Древней Греции с самого начала существования государственной власти граждане облагались различными видами налогов. Начиная с конца V в. до н. э., в связи с событиями Пелопоннесской войны должностные лица афинского полиса вводят специальный чрезвычайный налог – эйсфора. При этом взимание этого вида налога продолжалось после завершения военных действий, что вызывало негативную реакцию у граждан Афин. В историографии этой теме посвящены некоторые исследования. Как правило, авторы рассматривают вопросы, связанные с установлением хронологических рамок взимания эйсфоры, количеством суммы, необходимой для уплаты. В качестве основного источника исследователи используют сведения античных авторов, прежде всего, Демосфена и Полибия. При этом практически неизученными остаются вопросы, связанные с системой взимания эйсфоры в Аттике (области Афин) в ходе различных экономических сделок. Кроме того, ислледователи в неполной мере используют информацию эпиграфического материала, которая представляет большую ценность при рассмотрении ряда вопросов, связанных с взиманием чрезвычайного налога во второй половине IV в. до н. э. В связи с этим целью статьи является изучение проблемы сбора эйсфоры в ходе экономической сделки по передаче в аренду теменосов (священных земель) в Аттике второй половины IV в. до н. э.

Благодаря содержанию эпиграфического материала известно, что священные земли (теменосы) находились во владении афинского полиса, который мог передать их в распоряжение различных территориально-административных подразделений Афин (демов), а также религиозных сообществ. Эти коллективы стремились осуществлять тщательный уход за данной категорией земель, сдавая их в аренду. Свидетельством этих сделок являются надписи, посвященные аренде священных земель, которые будут использованы в данной работе в качестве основного источника. Большинство текстов этих надписей представлены в сборниках эпиграфических материалов, опубликованных под редакцией Й. Кирхнера и Х. Плекета. Многие из этих надписей сохранились хорошо, лишь некоторые строки договоров об аренде священных земель представлены фрагментарно из-за сколов каменных стел, на которые они были нанесены.

Эпиграфический материал можно датировать временем от 350 до 307 г. до н. э., поскольку в текстах надписей указаны имена архонтов, управлявших афинским полисом в этот период. В договорах о сдаче в аренду священной земли подробно говорится о том, на каких условиях проводится сделка, представлены стороны, заключающие соглашение: арендодатели – демы и религиозные сообщества (оргеоны), а также арендаторы – частные лица, граждане афинского полиса, многие из которых проживают в Аттике (области Афин). Судя по сведениям надписей, посвященных передаче в аренду теменосов, в процессе сделки ее участники периодически осуществляют выплату эйсфоры. Благодаря информации, содержащейся в текстах договоров, можно предположить, что сбор чрезвычайного налога проводился полисными властями в соответствии с постановлением, которое принимало Народное собрание. При этом, судя по сообщеням, которые содержатся в текстах надписей об аренде священной земли, решение о введении эйсфоры, по-видимому, не было постоянным, а зависело от текущей ситуации.

Опираясь на сведения античных авторов, исследователи пришли к выводу, что, начиная с 378 г. до н. э. в Аттике имущество, подлежащее обложению чрезвычайным налогом, составляло около 6 тысяч талантов. Можно предположить, что в это число также входила сумма, получаемая от участников аренды священной земли. При этом весьма интересно отметить тот факт, что в договорах об аренде теменосов в качестве налогоплательщиков представлены как граждане афинского полиса, так и целые сообщества, коллективы, принимающие участие в сделке в качестве арендодателей. Характерно, что арендаторы (граждане Афин) названы в качестве плательщиков чрезвычайного налога только в двух случаях. Так, в договоре об аренде священных земель тейтрасийцев говорится, что гражданин Ксантипп, выступающий в качестве арендатора, должен будет нести ответственность по уплате эйсфоры. В надписи, посвященной сдаче в аренду теменоса в Пирее также сказано об обязанности арендатора Евкрата по внесению в полисную казну чрезвычайного налога. В остальных случаях выплату эйсфоры проводят арендодатели. В частности, в надписи об аренде теменоса, распорядителями которого являются эксонейцы сказано, что именно дем Эксоны вносит в полисную казну чрезвычайный налог, когда это необходимо.

В договоре, посвященном сдаче в аренду священной земли героя Эгрета, сообщество оргеонов, которые являются арендодателями, также ответственны за уплату эйсфоры. Cреди налогоплательщиков в текстах о сдаче в аренду теменосов также фигурируют дем Пирея и сообщество диалейцев. Весьма примечателен тот факт, что по сведению надписей о сдаче в аренду теменосов в Аттике второй половины IV в. до н. э. основными налогоплательщиками эйсфоры выступают не граждане, а целые сообщества. В историографии традиционно отмечается, что чрезвычайный налог вносили граждане.

В текстах надписей о сдаче в аренду теменосов также сказано о том, что демарх проводил сбор чрезвычайного налога после того, как центральная власть полиса принимала решение о сумме и сроках его взимания. При этом в некоторых случаях участникам сделки по аренде священной земли предписано выплачивать эйсфору демарху в течение определенного месяца. Так, в договоре о сдаче в аренду теменоса демом тейтрасийцев говорится, что арендатору необходимо провести выплату эйсфоры демарху в течение месяца элафеболиона. В надписи, посвященной аренде священных земель в деме Пирее, арендодателям также предписано передать чрезвычайный налог демарху в срок на протяжении определенного месяца.

Таким образом, благодаря этим сведениям, можно постараться представить процесс сбора эйсфоры в ходе аренды священных земель. По-видимому, местные власти Аттики получали из центра Афин информацию о необходимости взимания чрезвычайного налога. После этого демарх составлял предписание о сроках и сумме предоставления эйсфоры в полисную казну. На основании этих предписаний местная власть осуществляла сбор и передачу чрезвычайного налога из отдельных областей Аттики в Афины. При этом можно предположить, что решение о том, кто будет являться налогоплательщиком эйсфоры в ходе аренды теменосов, скорее всего, принималось властью дема или религиозного сообщества, которые распоряжались землями храма и следили за процессом сделки в каждом конкретном случае. В договоре о сдаче в аренду теменосов демом Тейтры сказано о том, что решение принято тейтрасийцами. В надписи о передаче в аренду священных земель героя Эгрета решение по различным вопросам, в том числе о налогоплательщиках эйсфоры, принимают оргеоны, которые проводят аренду.

Таким образом, благодаря сведениям надписей об аренде священных земель, мы получаем важную информацию о том, как происходил сбор эйсфоры в Аттике второй половины IV в. до н. э. Судя по сведениям этого эпиграфического материала, чрезвычайный налог взимался не только с граждан, как сказано в большинстве источников, но также и с коллективов, участвующих в экономических сделках. Сбор эйсфоры, как правило, осуществлялся демархом (высшим должностным лицом областных подразделений) в соответствии с решением полисных властей. При этом в большинстве случаев сложно установить точно, какая взималась сумма чрезвычайного налога, поскольку в надписях отсутствуют сведения о его количестве, а сказано лишь о том, что он взимается в соответствии с оценкой стоимости имущества, сданного в аренду.

Аннотация

В статье рассматривается проблема организации системы взимания эйсфоры (чрезвычайного налога) в Аттике второй половины IV в. до н. э. Проблема уплаты эйсфоры в Афинах середины IV в. до н. э. является одной из самых сложных в историографии, прежде всего, по той причине, что до нашего времени сохранилось небольшое количество источников, благодаря сведениям которых можно изучить этот вопрос. При этом данная тема является весьма актуальной, т. к. во все времена система налогообложения была для граждан очень важна, поскольку затрагивала их собственные, финансовые интересы. В современной историографии встречаются отдельные работы, посвященные проблеме взимания этого вида налога. Как правило, авторы уделяют особое внимание принципам уплаты чрезвычайного налога в Афинах, его распределения среди гражданского населения и метеков. При этом в исследовательской литературе не затрагивается вопрос о взимании чрезвычайного налога в ходе проведения экономической сделки. В качестве основного источника исследователи используют сообщения античных авторов и некоторые сведения эпиграфики, не привлекая к изучению надписи о сдаче в аренду священных земель. В связи с этим цель статьи заключается в том, чтобы рассмотреть систему взимания экстраординарного налога на территории Аттики во второй половине IV в. до н. э., используя в качестве основного источника тексты договоров, посвященные сдаче в аренду теменосов (священных земель). Этот эпиграфический материал представляет особую ценность при изучении данного вопроса, поскольку в нём содержится информация о том, как происходило взимание чрезвычайного налога с участников аренды земельных участков, принадлежавших богам и героям. На основании изучения текста договоров об аренде священных земель в Аттике второй половины IV в до н. э. автор приходит к выводу о том, что сбор эйсфоры проводился не только в центре афинского полиса, но и в его области Аттика. Сравнительный анализ эпиграфики со сведениями античных авторов дает возможность исследователю предположить, что эйсфора, как правило, взималась в соответствии с оценкой стоимости имущества. Использование просопографического метода исследования позволяет автору установить, что уплата чрезвычайного налога возлагалась на арендаторов, граждан, имеющих высокий социальный статус. Кроме того, анализируя эпиграфический материал, автор статьи приходит к заключению, что большинство налогоплательщиков эйсфоры это коллективы (демы, религиозные сообщества), а не отдельные граждане древнегреческого полиса. В целом сделан вывод о том, что уплата эйсфоры проводилась не только частными лицами, но и целыми объединениями граждан, которые участвовали в экономических сделках, в частности, аренде священных земель. В Аттике существовали специальные должностные лица (демархи, казначеи), которые осуществляли надзор за своевременным внесением эйсфоры.

Ключевые слова

Налог, аренда, священные земли, полис, Древняя Греция, должностные лица, имущество, гражданин, коллектив.

Список литературы

Бузескул, В. П. Афинская демократия. Москва: Вече, 2019. 480 c.

Зинько, В. Н., Зинько, А. В. Сакральный комплекс из раскопок боспорского города Тиритака // Боспорские исследования. 2020. Вып. XLI. С. 133-146.

Harris, E. M. Some recent developments in the study of Ancient Greek Law. IN: Journal of Ancient Civilizations, 2018, pp. 187-265.

Worthington, I. Athens After Empire. A History from Alexander the Great to the Emperor Hadrian. Oxford, Oxford University Press, 2020, 424 p.

Сведения об авторах

Булычева Елена Владимировна, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, кафедра всеобщей истории, доцент, г. Москва, Российская Федерация, 8-495-250-64-56, 8-963-765-52-05. Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 5.09.2023 г., рекомендована к опубликованию 20.12.2023 г.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.