Противодействие распространению антиправительственных изданий на железных дорогах России в последней четверти XIX – начале XX в. По материалам жандармской железнодорожной полиции
Научная статья
УДК 93/94+930.23+651.5+930.25+001.6+001.53+001.85+002.6+651.9+303.04+303.092+303.64+316.023.6+316.443+316.356.4+316.342.6+32.019.51+32.019.52+32.019.57+659.4+329.14+329.15+329.285+329.286+329.61+329.63+329.8+17.023.36
doi 10.28995/2073-0101-2024-1-179-192
Для цитирования
Колпаков, П. А. Противодействие распространению антиправительственных изданий на железных дорогах России в последней четверти XIX – начале XX в. По материалам жандармской железнодорожной полиции // Вестник архивиста. 2024. № 1. С. 179-192. doi 10.28995/2073-0101-2024-1-179-192
Колпаков, П. А., Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, г. Москва; Российская Федерация
Противодействие распространению антиправительственных изданий на железных дорогах России в последней четверти XIX – начале XX в. По материалам жандармской железнодорожной полиции
В настоящее время обращение к историческому опыту обеспечения безопасности транспорта отечественными специальными службами приобретает особую актуальность. В постсоветской исторической науке служба жандармских железнодорожных частей и подразделений сформировалась в качестве самостоятельного предмета исследований. Исследователи рассматривают служебную деятельность императорской железнодорожной полиции как сложный многовекторный процесс, реализовывавшийся в целях защиты государственных интересов на железных дорогах. Вместе с этим, вопросы противодействия распространению противоправительственных изданий на железных дорогах России в последней четверти XIX – начале XX в. не были в полной мере изучены.
Пропагандистской литературе в дестабилизации монархических устоев революционеры определяли особое значение. Выявление распространителей незаконных изданий являлось важным направлением деятельности железнодорожных жандармов. Борьба с революционными идеями требовала пресечения их насаждения через печатное слово в пределах стальных магистралей. Социальной среде, сложившейся вокруг железных дорог, были присущи многолюдность, поверхностность контактов и интенсивность перемещений пассажиров. Такие условия являлись привлекательными для революционной агитации. Кроме того, тяжесть труда железнодорожников и низкая оплата нередко обуславливали их интерес к антимонархическим воззрениям.
Новые смыслы обрела агитация в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. Согласно циркулярам железнодорожной полиции, пацифистские общества использовали «доставку органов повременной печати в действующую армию, госпитали и лазареты, а также в поезда с эшелонами войск и раненых воинов в целях распространения революционных воззваний путем вкладывания таковых в газетные листы и журналы».
Для ориентирования чинов железнодорожной полиции на выявление запрещенной литературы и газет в адрес управлений и отделений Департаментом полиции МВД высылались засекреченные перечни. Опасность революционной пропаганды для монархии заключалась в навязывании населению неприятия мер государственной политики. Так, 9 ноября 1906 г. был издан указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Нормативный акт разрешал крестьянам выделять свое хозяйство из общины. Этот процесс являлся «краеугольным камнем» аграрной реформы П. А. Столыпина. По замыслу преобразований крестьянство должно было состояться как класс полноправных собственников земли, заинтересованных в эффективном производительном труде. Заинтересованными в политической дестабилизации силами в 1910 г. началось распространение, в том числе в пределах «чугунки» брошюры «Крестьянское землеустройство о законе 9 ноября 1906 г.», в которой «помимо обычных в революционных изданиях нападок на Правительство и отдельные его органы» содержался призыв к крестьянам вести против реформы саму упорную борьбу. В связи с антиправительственным характером призыва железнодорожные жандармы получили приказ «следить за появлением среди крестьян агитации в духе означенной брошюры таковую отбирать» и с составленными протоколами направлять начальникам своих отделений.
Особое внимание обращалось на издания, направленные на дискредитацию представителей императорской фамилии. Секретным распоряжением Департамента полиции МВД от 15 ноября 1915 г. № 17531 железнодорожным жандармам было приказано принять меры к изъятию из обращения печатной продукции, содержавшей совместные изображения Николая II и Вильгельма II. Новые реалии военного времени требовали предания забвению связи двух правителей, объединенных родственными узами (германский император приходился российскому троюродным дядей). Их совместное изображение использовалось для антиправительственной агитации населения, сводящейся к тому, что оба монарха одинаково несут простому русскому народу войну и разорение.
Печатное слово использовалось не только против императора Николая II, но и для дискредитации иностранных правителей. 31 декабря 1916 г. в адрес Жандармского полицейского управления железных дорог (ЖПУЖД) был направлен секретный циркуляр контрразведывательного отделения штаба Минского военного округа, в котором сообщалось о том, что в Женеве журналистом Светолином Якишком была издана брошюра «Сербия на чужбине». Издание содержало оскорбления сербского короля Петра I Карагеоргиевича. Также к описанию содержания брошюры военная контрразведка прибавляла, что в ней «ясно подчеркнуто желание автора поссорить Сербию со своими союзниками, и видна тенденция повернуть Сербскую армию против ее короля». По просьбе сербского правительства издание было запрещено к продаже на территории Российской империи. Очевидно, что информационное воздействие, направленное на формирование негативного восприятия Сербии как военного союзника России, в условиях противостояния Тройственному союзу было недопустимым.
Изымавшиеся из торговли экземпляры газет направлялись начальниками отделений в адрес вышестоящих организаций: в ЖПУЖД и в канцелярии градоначальников, где таковые имелись.
Аресты изданий, наложенные по постановлениям органов по делам печати, утверждались судами. Подтверждением такой организации изъятия литературы является циркуляр, адресованный начальникам отделений Московского ЖПУЖД от 13 января 1909 г. В документе сообщалось о том, что определениями Санкт-Петербургских судебных установлений утверждены аресты № 1 газеты «Социал-демократ», выпущенного типографией РСДРП 1 октября 1904 г., № 2 и 3 от 25 февраля и 15 марта 1907 г., нелегального издания эсеров под названием «Земля и воля», листка под заглавием «Всеобщее равное, прямое и тайное избирательное право» и брошюры «Чартистское движение».
Надзорная деятельность железнодорожных жандармов распространялась также на мероприятия, проводившиеся на станциях и вокзалах. Согласно секретному циркуляру штаба Отдельного корпуса жандармов от 31 декабря 1989 г. № 508 на железнодорожную полицию возлагалась обязанность требовать от устроителей зрелищ и представлений надлежащего удостоверения о том, что номера программы не противоречили цензурным правилам. Интересной особенностью отдельных мероприятий развлекательного и просветительского характера являлось использование вагонов¬–выставок и вагонов–лекториев. Жандармерией принималась во внимание опасность распространения в местах их остановки «вредных изданий». Например, в 1913 г. начальником Северных железных дорог был учрежден вагон–выставка «для курсирования по линиям дорог с целью распространения среди железнодорожного населения сведений о вреде алкоголизма, ознакомления с заразными болезнями и средствами предохранения от них, а равно и другими отделами здравоохранения». При выставке на станциях организовывались чтения санитарных, участковых и больничных врачей с демонстрацией рисунков и диаграмм, препаратов под микроскопом, восковых слепков и раздачей слушателям брошюр и листовок. Жандармами Вологодского отделения Санкт-Петербургского ЖПУЖД осуществлялось сопровождение мероприятий при вагоне–выставке на предмет пресечения возможных попыток распространения революционной литературы.
Жандармские проверки проводились не только на основании информации осведомителей об отправлениях грузов литературы, но и о деятельности железнодорожных рабочих и служащих, заподозренных в ее распространении. Примером этого является дело об увольнении служащего станции Карачев Риго¬–Орловской железной дороги Михаила Фалеева. 15 сентября 1903 г. в связи с получением агентурной информации о причастности Фалеева к революционной агитации на станцию Карачев был направлен жандармский унтер–офицер Марк Романович, который по прибытию произвел обыск в служебной комнате товарной конторы, предназначавшейся для отдыха служащих. В ходе осмотра спальных мест под тюфяком кровати попавшего под подозрения служащего было обнаружено семь брошюр, выпущенных эсерами, издания 1902 и 1903 гг. В связи с изобличением Фалеев был уволен со службы, а начальник товарной конторы Ершов, допустивший в своем учреждении агитацию, был переведен на другую станцию, на его место по согласованию с начальником Риго–Орловской дороги было запланировано назначение агента–осведомителя. Такая мера могла быть определена тем, что агитация оказывала тлетворное влияние и на других служащих конторы, в связи с чем возникла необходимость негласного сбора сведений как в ее пределах, так и на станции в целом.
Использованные в исследовании источники позволяют сделать вывод о том, что для пресечения распространения революционной печати в пределах железных дорог жандармская полиция принимала разнообразные меры, стремясь как перехватывать грузы с литературой, так и задерживать причастных к агитации лиц. В указанных направлениях задействовались негласные осведомители. Однако глубина кризисных явлений в России, вызванные ими симпатия и широкая вовлеченность железнодорожников в дело революции создавали условия, в которых жандармы не могли кардинальной повлиять на распространение противоправительственной агитации.
Аннотация
Статья посвящена реконструкции исторического опыта противодействия распространению революционной и антивоенной литературы в пределах стальных магистралей Российской империи в последней четверти XIX¬¬–начале XX вв. На основе анализа делопроизводственной документации жандармской железнодорожной полиции определены два основных направления борьбы жандармов с противоправительственными изданиями – надзорная деятельность и получение сведений от негласных осведомителей. Важность противодействия распространению незаконных изданий на железных дорогах определялась концентрацией пассажиров в пределах их инфраструктуры. Особое значение эта борьба приняла в годы Первой мировой войны, когда активность агитаторов была обращена на насаждение пацифистских настроений среди нижних чинов и офицеров. Через печать революционеры критиковали царское правительство и принимавшиеся им решения; дискредитировали императорскую фамилию и правящие династии союзных России стран. О допусках представителей общественных организаций и издательств на железнодорожные станции Департамент полиции МВД уведомлял жандармские полицейские управления железных дорог (ЖПУЖД). Законность деятельности распространителей литературы проверялась жандармскими чинами. Нередко агитаторы шли на ухищрения, передавая революционную литературу под не вызывавшими подозрений обложками. Надзор жандармской железнодорожной полиции охватывал также мероприятия, проводившиеся при передвижных вагонах¬–выставках и вагонах–лекториях. Изучались книги и брошюры, выдававшиеся их посетителям. Наибольшее количество запрещенных изданий выявлялось в ходе осмотров книжных шкафов библиотек, размещавшихся на железнодорожных станциях. Для обнаружения скрывавшихся экземпляров к библиотекарям допускалось подсылать осведомителей с просьбой предоставить для чтения запрещенную литературу. Оказание такой услуги библиотекарем становилось основанием для внимательной проверки вверенного ему учреждения. Взаимодействие железнодорожных жандармов с осведомителями не ограничивалось надзором за библиотеками. От находившихся в среде революционеров агентов поступала информация о грузах незаконной литературы, перевозившихся железнодорожным транспортом. Наименования таких грузов в сопроводительной документации искажались отправителями. Вскрывались случаи содействия железнодорожных служащих транспортировке революционной литературы в поездах. Сделан вывод о том, что жандармерией реализовывался широкий спектр мероприятий, направленных на пресечение распространения вредной литературы в пределах вверенной им железнодорожной инфраструктуры. Вместе с этим глубина социально–политического кризиса в России, завершившегося разрушением империи в 1917 г., не позволяла жандармам кардинально повлиять на распространение революционной агитации.
Ключевые слова
Железнодорожная полиция, железнодорожная жандармерия, железная дорога, революционные издания, антимонархическая печать, антивоенная агитация, исторические источники, архивные документы.
Список литературы
Рыжова, Ю. В. Жандармские полицейские управления железных дорог в системе обеспечения транспортной безопасности Российской империи. Москва: Проспект, 2020. 136 с.
Гончарова, Ю. В. Жандармские полицейские управления железных дорог, 1867–1917 гг. Дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2000. 239 с.
Никонов, К. О. К вопросу о становлении жандармских полицейских управлений железных дорог на Дальнем Востоке России (конец XIX – начало XX вв.) // Современная научная мысль. 2021 № 3. С. 26–32.
Потёмкин, И. А. Основные направления деятельности и взаимодействия жандармских полицейских управлений железных дорог в годы Первой Мировой войны // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2019. № 4 (52). С. 103–112.
Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. Т. 2: 1895–1897. Москва: Издательство политической литературы, 1967. 678 с.
Сведения об авторах
Колпаков Петр Александрович, кандидат исторических наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, кафедра истории России, старший преподаватель, г. Москва, Российская Федерация, 8-985-749-61-18, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
В редакцию статья поступила 9.10.2023 г., рекомендована к опубликованию 20.12.2023 г.
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.