Российская деревня 1905-1907 гг. в исторической памяти поколения «революционного перелома». На материалах Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев

Печать PDF

Научная статья

УДК 32.019.57+343.326+32.019.52+316.334.22+002.2+091+303.025+303.214.4+316.014+316.032+329.14+002.6.048.26+316.356+329.285+329.61+329.8+332.012.36+332.364+711.144+332.365+343.3/.7+343.301+343.323+392.91+81'373.23+63-057.2+929.532+347.183

doi 10.28995/2073-0101-2024-1-193-204

Для цитирования

Вязинкин, А. Ю., Якимов, К. А. Российская деревня 1905-1907 гг. в исторической памяти поколения «революционного перелома». На материалах Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев // Вестник архивиста. 2024. № 1. С. 193-204. doi 10.28995/2073-0101-2024-1-193-204

Вязинкин, А. Ю., Якимов, К. А., Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация

Российская деревня 1905-1907 гг. в исторической памяти поколения «революционного перелома». На материалах Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев

Поколенческие исследования в истории позволяют устанавливать новые причинно-следственные связи между историческими событиями в эпоху радикальных перемен, требующих коллективного усилия, поскольку фокусируются на изменениях в мышлении социально-демографической группы, выступающей подлинным актором истории. В исследовании предметом изучения выступает историческая память поколения «революционного перелома» о важнейших социально-политических событиях начала XX в. В этой памяти сохранено нетривиальное представление об уникальном социальном опыте поколения, оказавшего существенное влияние на деревенскую среду в годы «революционного перелома».

Само понятие поколения «революционного перелома» заимствовано из теоретико-социологических изысканий Ю. А. Левады, относившего к нему тех, кто был рожден «примерно в 90-х годах XIX века». В фокусе исследования воспоминания членов Общества политкаторжан, представителей указанного поколения, поскольку в него входили наиболее активные участники революционных событий начала прошлого столетия. В соответствии с определением К. Манхейма, считаем поколением социально-демографическую группу, в которой все связаны друг с другом тем, что «они испытывают на себе воздействие социальных и интеллектуальных симптомов процесса динамической дестабилизации». При столкновении с новыми обстоятельствами («новые контакты» поколения) в сознании поколения происходят существенные трансформации, поэтому можно сказать, что поколение «революционного перелома» становится носителем революционного умонастроения. Его представители являются не только выразителями, но и распространителями революционного мышления, осуществляя их трансферт из города в деревню.

При этом наша исследовательская стратегия отвечает проблематике поколения как «места памяти». П. Нора акцентирует внимание на том, что молодежь является ведущей социальной группой, определяющей конкретные эпохи внутри XX в. Он характеризует динамичную ситуацию роста фактора молодежи в социуме, «прогрессирующую автономизацию молодежного материка». Можно сказать, что спусковым крючком этого процесса в России стали революционные события 1905-1907 гг. При этом следует понимать, что отождествление «места памяти» и исторического факта недопустимо. Для исторической памяти характерно не только достоверное изложение фактического материала, но и его искажение под влиянием существенного компонента воображения. Так, В. А. Ипполитов в ходе своего исследования на основе архивных источников приходит к выводу о том, что для крестьянских воспоминаний событий 1905-1907 гг. «характерна “романтизация” революционных событий в деревне».

Трудности материального характера были одним из главных факторов роста привлекательности революционных идей среди молодежи «революционного перелома». Например, крестьянин-бедняк Петров, будучи гимназистом военно-фельдшерской школы, отмечал, что «стремление осмыслить окружающее, узнать почему одни, ничего не делая, живут в полном достатке, а другие, работая, как волы, не имеют достаточно хлеба, свели с теми, кто шел с пропагандой в царскую казарму». Крестьянин Корочкин вспоминал о том, что бедственное положение деревни стало главным фактором радикализации его настроений. Анализ автобиографий политкаторжан показывает, что нередко молодые крестьяне уезжали в город в поиске альтернативной возможности заработка, где и знакомились с революционными идеями.

Атмосфера аграрных волнений усиливала леворадикальные настроения части молодых крестьян. Будучи свидетелем аграрных беспорядков в Балашовском уезде Саратовской губернии, крестьянин Коротков отмечал у себя прилив «революционной энергии». Впрочем, он же вспоминал о том, что на его односельчанина Яханова «выкуривание помещиков из их вековых гнезд» подействовало иначе, он, испугавшись, пересмотрел свои взгляды и вернулся к родителям, покинув революционную ячейку. По всей видимости, для части молодых сельчан увлечение леворадикальными идеями было своеобразным проявлением нонконформизма, свойственным молодежи в целом. Далеко не все были готовы к радикальным способам борьбы с существующими порядками.

Одним из важных факторов радикализации настроений деревенских ребят были детские и юношеские впечатления, которые производила на них атмосфера повседневности революционных дней. Например, Цветков-Просвещенский отмечал, что, будучи мальчиком, приезжал из деревни к отцу в Вышний Волочек, где в разгар всеобщей октябрьской стачки стал свидетелем усмирения казаками бастующих рабочих. Это событие по его личным свидетельствам стало определяющим в стремлении познакомиться с революционерами и их идеями. Уроженец Кубанской области крестьянин Безуглый утверждал, что детские впечатления событий первой российской революции стали не только поводом для игр в «забастовщиков», но и способствовали изучению народнической литературой. Не менее примечателен отрывок из автобиографии крестьянина Цветкова: «События 9 января положили начало моему знакомству с освободительным движением».

Выходец из крестьянской семьи Шандыбин вспоминал о том, что революционная эмоция захлестнула Сибирь, в центр которой (г. Иркутск) из сельских территорий стекала вся каторга и ссылка. В своих воспоминаниях он утверждал, что это был только «революционный угар» накануне настоящей революции 1917 г. Последнее, конечно, является не реальным переживанием, а искажением исторической реальности с учетом последующего опыта, однако, наглядно отражает трансформацию сознания молодых крестьян.

Распространенным явлением становились случаи участия сельской молодежи в распространении революционной литературы. Так, крестьянин Владимирской губернии Кучанов, вступив в революционный кружок, стал снабжать родную деревню изрядным количеством нелегальной литературы. Уроженка Витебской губернии Левина-Гуревич, примкнув к эсерам, занималась распространением революционной литературы среди крестьян до тех пор пока на нее не донес помещик. Автобиографии политкаторжан крестьянского происхождения свидетельствуют о распространенности подобных явлений во многих губерниях Российской империи. Как верно заметил Д. А. Сафонов, левая пропаганда постепенно проникала в сознание сельской молодежи, способствуя формированию нового менталитета крестьян поколения «революционного перелома».

В то же время самим молодым крестьянам заниматься революционной агитацией на селе было весьма затруднительно. Многим из них приходилось тайно посещать революционные кружки, что нередко становилось поводом для возникновения семейных и межпоколенческих конфликтов. Примкнувший к эсерам крестьянин Прасолов так описывал атмосферу, в которой должен был работать сельский революционер: «Бойся шпиков, храни в секрете от семьи, а там смерть от товарищей… Выходы находили разные: одни уходили на заработки, бросая семью, другие и секрет открывали». Крестьянин Филипповский отмечал, что преимущественно революционной пропагандой среди сельчан приходилось заниматься в лесах и оврагах, а зимой кружковая работа подчас и вовсе велась в банях.

Таким образом, революционные идеи (которые в понятиях социологии поколений К. Манхейма следует трактовать как «новые контакты») проникали в деревню по-разному: через подпольные типографии революционеров, пропаганду выходцев из крестьянской среды, через железнодорожных машинистов или ссыльных народников, которые были сознательными агентами революции и занимались трансфертом радикальных идей в деревню. В свою очередь трудности материального характера и атмосфера революционных волнений создавали благоприятную почву для восприятия революционных идей сельской молодежью.

В исторической памяти членов Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев отражены мотивы общего дела, революционной солидарности. Знакомство деревенской молодежи с леворадикальными идеями приводило к ломке традиционных ценностей и формированию нового менталитета, кристаллизовавшегося в уникальном поколенческом стиле. Как активные участники революционного движения 1905-1907 гг., молодые крестьяне преимущественно занимались агитацией и распространением нелегальной литературы, что могло приводить к возникновению межпоколенческих конфликтов в деревне, тем самым создавая более четкие очертания самобытного поколенческого стиля.

Аннотация

В начале XX в. трансформация сознания русского крестьянства резко увеличила темпы, и помимо традиционных факторов, оказавших влияние на это, следует выделить также и поколенческий фактор. В статье исследуется историческая память поколения «революционного перелома» о революционных событиях 1905-1907 гг. в российской деревне. Проблема исторической памяти поколения крайне редко становится предметом исследования отечественных историков. При этом поколение «революционного перелома», несомненно, накопило весьма существенный социальный опыт, исследование памяти о котором представляет собой действительно значимую историческую проблему. Цель исследования заключается в необходимости устранить пробел в научном знании по обозначенной теме. Исследование построено на принципах историзма и объективности с использованием историко-сравнительного, дедуктивного и ретроспективного методов. Авторы опираются на теоретико-методологические подходы поколенческих исследований, сформулированные К. Манхеймом и П. Нора. Объектом исследования является историческая память радикалов поколения «революционного перелома», то есть родившихся в конце XIX в. и принимавших активное участие в революционных событиях 1905-1907 гг. в деревне. Источниковую базу исследования составляют материалы фонда Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), включая биографические анкеты, воспоминания и другие сопроводительные материалы представителей поколения «революционного перелома», вовлеченных в революционный процесс в деревне в 1905-1907 гг. Воспоминания представляют собой наиболее ценный материал по изучению исторической памяти поколения о событиях первой русской революции. Анализ этого материала позволяет выявить специфический поколенческий стиль и источники его формирования. Изучение источников позволяет утверждать, что выработка самостоятельного поколенческого стиля у молодежи «революционного перелома» нашла свое отражение в исторической памяти поколения о революционных событиях в деревне в 1905-1907 гг. Речь идет не только о специфической и совершенно новой для поколения агитационной и пропагандистской работе по организации ячеек в деревне, но и о социальном опыте солидарности между самими революционерами, а также о попытке наладить контакты в рамках принципа совместного действия между революционным элементом и сельскими жителями. Представителями поколения двигали не только революционные идеи, но и революционные эмоции, что нашло свое отражение в воспоминаниях.

Ключевые слова

Российская деревня, русская революция 1905-1907, поколение «революционного перелома», историческая память, история поколений.

Список литературы

Головашина, О. В. Исторический факт как место памяти: П. Нора и исследования локального прошлого // Tempus et Memoria. 2022. Т. 3. № 2. С. 6-12.

Левада, Ю. А. Ищем человека: Социологические очерки, 2000-2005. Москва: Новое издательство, 2006. 384 с.

Манхейм, К. Проблема поколений // Новое литературное обозрение. 1998. № 2 (30). С. 7-47.

Нора, П. Поколение как место памяти // Новое литературное обозрение. 1998. № 2 (30). С. 48-72.

Сафонов, Д. А. Крестьянское поколение «революционного перелома»: начало становления // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 3 (204). С. 673-688.

Сведения об авторах

Якимов Кузьма Александрович, кандидат исторических наук, Тамбовский государственный технический университет, кафедра истории и философии, доцент, г. Тамбов, Российская Федерация, 8-953-707-30-73, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Вязинкин Алексей Юрьевич, кандидат философских наук, доцент, Тамбовский государственный технический университет, кафедра истории и философии, доцент, г. Тамбов, Российская Федерация, 8-920-231-57-62, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00132, https://rscf.ru/project/22-18-00132/

В редакцию статья поступила 13.10.2023, рекомендована к опубликованию 20.12.2023 г.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.