Получение российского гражданства подданными неприятельских стран в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг.: этничность или лояльность
Научная статья
УДК 93/94+314.745.22+314.7.045+930.2+314.7.044+314.745.4+314.745.23+314.745.25+351/354+314.7+316.42+001.94+001.9+001.85+316.6+304.5+304.9+304.444+341.783+341.783+341.231.14+342.922+342.924+341.3+351.94+930.253
doi 10.28995/2073-0101-2024-1-205-218
Для цитирования
Бахтурина, А. Ю. Получение российского гражданства подданными неприятельских стран в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг.: этничность или лояльность // Вестник архивиста. 2024. № 1. С. 205-218. doi 10.28995/2073-0101-2024-1-205-218
Бахтурина, А. Ю., Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация
Получение российского гражданства подданными неприятельских стран в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг.: этничность или лояльность
С началом Первой мировой войны граждане государств-противников становятся объектом пристального внимания со стороны гражданских и военных властей в странах - участниках конфликта. Гражданские и военные власти стремились не допустить укрепления противоборствующей армии и, как следствие, запрещали выезд иностранцев-мужчин призывного возраста на родину. Данная проблема в Российской империи оказалась более сложной из-за постоянно проживавших и даже родившихся на ее территории граждан Австро-Венгрии, Германии, Болгарии, Турции. Наиболее полно в историографии исследовано положение немцев, где значительное внимание уделено карательным мерам в их отношении. Характеристика российской политики как однозначно репрессивной не учитывает тесную связь неприятельских подданных, особенно немцев, с российской экономикой, образованием и культурой, наличием личных связей в разных кругах российского общества. В действительности в политике высших имперских учреждений с начала войны сочетались как разработка мер по интернированию, так и формированию правовых основ для дифференцированного подхода в принятии решений относительно неприятельских подданных.
Одним из направлений политики гражданских властей стало предоставление неприятельским подданным российского гражданства. Американский исследователь Э. Лор, опираясь на официальные документы, опубликованные в первые недели войны, обратил внимание на этот феномен и отметил, что в годы Первой мировой войны правительство Российской империи «запретило натурализацию… граждан враждебных государств... и с беспрецедентной настоятельностью придерживалось этнического критерия, когда речь заходила о политике гражданства». Но процесс предоставления российского гражданства неприятельским подданным, как и вся российская политика, не был статичным, меняясь с ходом войны, не всегда зависел от национальности, что демонстрируют не только официальные документы, но и переписка должностных лиц, прошения о получении гражданства, частные письма из фондов федеральных и региональных архивов России.
Предоставление гражданства «неприятельским подданным»: от министерских циркуляров до Указа 28 июля 1914 г. Вопрос о статусе подданных воюющих с Россией держав не был принципиально новым. Так, во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. действовал указ от 12 мая 1877 г., где говорилось, что «подданным Турции разрешается продолжать во время войны свое пребывание и свои мирные занятий в пределах Империи, под защитою действующих законов». Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. проблема с японскими подданными решалась аналогичным образом. В начале войны их правовое положение определяли ст. 82 Основных государственных законов Российской империи и Закон о состояниях в редакции 1899 г. Для получения российского гражданства иностранцам устанавливался 5-летний срок «предварительного водворения в пределах империи», который сокращался для лиц известных «замечательными талантами», «учеными познаниями» или поместивших «значительные капиталы в общеполезные русские предприятия».
С началом Первой мировой войны первоначальные распоряжения российских властей касались граждан Германии и Австро-Венгрии. Циркулярными телеграммами товарища министра внутренних дел В. Ф. Джунковского от 26 июля 1914 г. предписывалось арестовывать и высылать германских и австро-венгерских подданных, числившихся на действительной военной службе или в запасе, а после объявления призыва в действующие армии Германии и Австро-Венгрии - «всех австрийских и германских подданных мужского пола 18 до 45 лет». Были сделаны исключения для славян, подавших прошения о получении российского гражданства. В срочных циркулярных телеграммах МВД говорилось, что вышеперечисленные меры не применяются «к австрийским подданным из чехов и галичан», подавшим прошения о получении российского подданства, «если они не подозреваются в шпионстве» и «за них ручаются чешские или галицко-русские благотворительные общества». Циркулярной телеграммой за подписью министра внутренних дел Н. А. Маклакова германским и австрийским гражданам польского происхождения, выселяемых из Царства Польского, если они подавали прошения о принятии в российское подданство, разрешалось до решения вопроса выезжать не по этапу, а за свой счет.
Индивидуальный подход в предоставлении российского гражданства. Зимой 1915 г. принцип индивидуального подхода при предоставлении российского гражданства «неприятельским подданным» начинает доминировать. Этому способствовал рост борьбы со шпионажем в тылу и на фронте. Так, в марте 1915 г. Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич поддержал ходатайство временного правления Съезда чехов в России об облегчении чехам - австрийским подданным натурализацию в империи. После этого члены Совета министров на заседании 31 марта 1915 г. высказались категорически против приема в российское подданство только на основании этнического критерия, заявив, что дополнительные льготы чехам предоставлять не следует, поскольку практика первых месяцев войны показала причастность некоторых из них к шпионажу. Они признали недопустимым предоставление российского гражданства лишь на основании национальности, установив, что окончательное решение о подданстве отныне принимается в индивидуальном порядке при наличии согласия со стороны МВД.
После этого все большую роль стали играть ходатайства и рекомендации различных лиц, начиная от императрицы Александры Федоровны и заканчивая директорами предприятий, представителями бюрократии не только высшего, но и среднего звена. В МВД стали формироваться списки германских и австрийских подданных, которым гражданство предоставлялось вне формальных требований по личному распоряжению министра. Н. А. Маклаков 19 февраля 1915 г. представил в Совет министров список из 22 человек, которых он «в виду исключительных обстоятельств полагал бы возможным принять в подданство России в изъятие из общих правил. В список были включены 15 германских, 6 австрийских и 1 персидский подданный. В большинстве случаев это были преподаватели гимназий, врачи. Все они представили рекомендации крупных чиновников или общественных деятелей. За германских подданных ручались петроградский градоначальник, московский градоначальник, харьковский губернатор, эстляндский губернатор и другие. Ходатайство германского подданного Медора Брандта, директора Киевского электрического общества, поддерживали член Государственной думы В. Я. Демченко и председатель Киевского губернского отдела Союза Михаила архангела А. И. Любинский.
Практика получения российского гражданства. Процедура получения гражданства неприятельскими подданными занимала несколько месяцев. В 1915 г. усложнилась форма прошения о предоставлении российского гражданства, добавился пункт о том, что проситель готов нести воинскую повинность, и сведения о подданном на типовом типографском бланке, включавшие вопросы о месте рождения, национальности, вероисповедании. Также спрашивалось: «Отлучался ли за границу?», «Не сохранил ли связь с родиной?», «Отбывал ли воинскую повинность за границей?», «Владеет ли русским языком?», «Есть ли члены семьи, принятые в русское подданство?». Также требовалось свидетельство о политической благонадежности.
Анализ личной переписки лиц, подавших прошения о приеме в российское подданство, показывает, что ожидание растягивалось на долгие месяцы. Это приводило к тому, что лица, подавшие прошение, меняли место жительства, скрывали германское и австрийское подданство до получения российского гражданства. Такие случаи, если обнаруживались, карались высылкой. Решения МВД и Совета министров о предоставлении гражданства демонстрировали, что на первом месте при положительных решениях оказывалась потенциальная лояльность власти и связь с Россией по рождению. Например, натурализовался в империи германский подданный В. Ф. Адлер, подавший прошение о российском подданства 8 августа 1914 г. Он был сыном немца, родившегося в России, а мать до замужества имела русское подданство.
Получение российского гражданства «неприятельскими подданными» с началом Первой мировой войны помогало избежать высылок и других правовых ограничений и одновременно давало возможность гражданским учреждениям империи сократить поток интернированных иностранцев, снизить нагрузку на полицейские учреждения, пути сообщения. С начала 1915 г. при предоставлении гражданства на первое место выходят не национальные критерии, а лояльность власти. Совет министров препятствовал получению российского подданства из меркантильных соображений. Именно с этим было связано введенное в российское законодательство требование о несении новыми гражданами империи воинской повинности. С развитием военных действий, на фоне роста шпиономании к 1915 г. наиболее предпочтительной становится не формализованная процедура предоставления гражданства неприятельским подданным, а индивидуальный подход при рассмотрении каждого отдельного прошения, привлечение ходатайств крупных сановников, представителей императорской фамилии, выступавших гарантами политической благонадежности будущих граждан. Отказ от полностью регламентированной процедуры предоставления им гражданства являлся косвенным подтверждением того, что далеко не всегда новые граждане империи осознавали себя ее неотъемлемой частью.
Аннотация
В статье рассмотрены условия и особенности процесса получения российского гражданства неприятельскими подданными в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. В российской и зарубежной историографии с 1990-х гг. данный вопрос пристально не рассматривался. Преимущественно авторы обращали внимание на массовые высылки неприятельских подданных в отдаленные губернии из прифронтовых районов, обвинения последних в шпионаже в пользу противника, ограничение прав. В немногочисленных исследованиях, затрагивающих вопросы получения ими российского гражданства, делается вывод о доминировании этнического и вероисповедного критериев при приеме в подданство Российской империи: наличии славянского происхождения или принадлежности к христианскому вероисповеданию для граждан Османской империи. На основе нормативных актов начала войны и широкого круга архивных документов 1914-1915 гг., отразивших изменения позиций правящих верхов по вопросу о российском подданстве, в статье реконструируется процесс натурализации неприятельских подданных. Наряду с законодательными актами в статье используются их прошения, документы Совета министров и МВД из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). На основе документов фонда МВД (РГИА) о результатах рассмотрения прошений делается вывод о количестве положительных решений и вводятся в оборот новые статистические данные о числе неприятельских подданных, получивших российское гражданство в 1914-1915 гг. Сделаны выводы о том, что массовое перемещение интернированных иностранцев в отдаленные российские губернии создавало множество проблем для государственных органов в центре и на местах. Натурализация неприятельских подданных в империи позволяла сохранить на рабочих местах ценных специалистов, предотвратить закрытие оборонных предприятий, учебных заведений. По мере развития военных действий, борьбы со шпионажем должностные лица, особенно члены Совета министров и руководство МВД, все более настороженно относились к предоставлению российского гражданства неприятельским подданным исключительно на основе этнического и вероисповедного критериев. На первое место выдвигается лояльность государственной власти, а не национальная принадлежность, система личного поручительства. Анализ решений Совета министров и МВД о натурализации неприятельских подданных показывает тесную ее зависимость от субъективных факторов: личной поддержки должностных лиц высокого ранга и представителей привилегированных сословий.
Ключевые слова
Первая мировая война 1914-1918 гг., интернирование, Российская империя, «неприятельские подданные», Совет министров, получение российского гражданства.
Список литературы
Вормс, А. Гражданские права австрийских и германских подданных во время настоящей войны // Вестник права. 1914. № 34. С. 1013-1018.
Кириллов В. М. Современная отечественная историография кампании «борьбы с немецким засильем» в годы Первой мировой войны // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2015. № 2 (29). С. 88-97.
Познахирев В. В. Турецкие военнопленные и гражданские пленные в России в 1914-1924 гг.: документы, факты, исследования. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2014. 290 с.
Совет министров Российской империи в годы Первой мировой войны. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1999. 558 с.
Соболев И. Г. Борьба с «немецким засильем» в России в годы Первой мировой войны (1914-1917 гг.). Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2004. 176 с.
Лор, Э. Русский национализм и Российская империя: Кампания против «вражеских подданных» в годы Первой мировой войны / Перевод с английского В. Макарова. Москва: Новое литературное обозрение, 2012. 304 с.
Lohr, Eric. Russian citizenship Harvard University Press. 2012. IN Russ, ed.: Lohr, E. Moscow, NLO publ., 2017, 336 p.
Stibbe, M. Civilian Internment during the First World War. A European and Global History 1914-1920. London: Palgrave Macmillan, 2019. 364 p.
Сведения об авторах
Бахтурина Александра Юрьевна, доктор исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Историко-архивный институт, исторический факультет, кафедра истории государственных учреждений и общественных организаций, профессор, Москва, Российская Федерация, 8-495-606-01-19, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Сведения о грантах
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГГУ (проект «Германские подданные на территории Российской империи в годы Первой мировой войны: локальное, персональное, социальное»), конкурс «Проектные научные коллективы РГГУ», https://www.rsuh.ru/science/programma-podderzhki-nauchno-obrazovatelnykh-proektov-rggu/proektnye-nauchnye-kollektivy-rggu/
В редакцию статья поступила 7.11.2023 г., рекомендована к опубликованию 20.12.2023 г.
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.