Выпускники факультета восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета на службе в инородческих управлениях конца XIX-го – начала XX века

Печать PDF

Научная статья

УДК 93/94+001.92+930.25+304.3+304.2+304.44+316.42+292/299+008+651.9+002.6.048.26+297.1+001.6+009+001.53+001.99+297.17+304.444+314.8+334.02+334.025+351.71+351.74/.76+351.82+351.9+63-057.2+32.019.5+659.4+323.1+323.3+342.724+37.035.4+341.231

doi 10.28995/2073-0101-2024-2-341-357

Для цитирования

Лиджиева, И. В. Выпускники факультета восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета на службе в инородческих управлениях конца XIX-го – начала XX века // Вестник архивиста. 2024. № 2. С. 341-357. doi 10.28995/2073-0101-2024-2-341-357

Лиджиева, И. В.

Южный научный центр РАН, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Выпускники факультета восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета на службе в инородческих управлениях конца XIX-го – начала XX века

Предметом историко-антропологического исследования выступает всеподданнейший доклад министра внутренних дел В. К. Плеве «О производстве из калмыцкого общественного капитала расходов на содержание лиц, подготавливающихся к службе по местному управлению калмыками». Документ составлен в контексте проблемы подготовки кадров для инородческих управлений, на примере Управления калмыцким народом Астраханской губернии. Публикуемый документ выявлен в фонде 1291 «Земский отдел МВД» Российского государственного исторического архива (РГИА). С 23 декабря 1902 г. управление калмыками, кочующими в Астраханской и Ставропольской губерниях, были переданы в ведение Министерства внутренних дел.

Проблема дефицита кадров на периферийных территориях Российской империи, в особенности в инородческих управлениях, ощущалась на протяжении всего периода XIX – начала XX в., что рассматривается в целом ряде работ. Несмотря на интерес со стороны исследователей к теме чиновничества, корпус попечителей Калмыцкой степи, в особенности кадровая их подготовка, остались вне пределов внимания, что обусловило ее актуальность.

В июне 1811 г. канцелярия генерал-лейтенанта и кавалера Н. Ф. Ртищева по его поручению обратилась к М. Д. Скибневскому, состоящему на службе при коллегии иностранных дел, с просьбой рекомендовать чиновников, которые «имеют способности и желают быть занятыми по делам с соседственными народами, снискав знание в их языке …».

Решением проблемы ротации кадрового состава, в том числе инородческих управлений, с одновременным выдвижением способных чиновников, стало предписание от 11 июня 1842 г. данное министром государственных имуществ П. Д. Киселевым. В соответствии с которым по истечении года управляющие палатами в губерниях обязывались представлять «секретные списки с аттестациями о подведомственных чиновниках и особо конфиденциальные сведения о тех, кто заслуживает повышение и навлекает на себя нарекания». Сведения запрашивались под грифом «секретно», по следующей форме: 1) должность, чин, имя и фамилия чиновника; 2) знает ли делопроизводство; 3) усерден ли к службе и полезен ли на занимаемой должности; 4) каких правил служебных и какой нравственности; 5) заслуживает ли повышения. Однако данное нововведение не получило ожидаемого эффекта. Добиться выделения и продвижения перспективных чиновников таким способом оказалось бесперспективно, так как требовало значительного временного ресурса.

19 апреля 1903 г. губернатор М. А. Газенкампф направил на согласование в Земский отдел Министерства внутренних дел для внутреннего перемещения кандидатуры улусных попечителей. Несмотря на поднимаемую им проблему кадрового дефицита, в данном случае интересен не сам документ, а дополнительный текст, написанный карандашом: по образовательному цензу чины УКН [Управление калмыцким народом] распределяются: с высшим образованием - 2 (13 ¾ %); с полным средним - 9 (20 %); с неполным средним - 11 (24 4/9 %); с низшим (уезд., дух., юнк.) - 19 (42 3/9 %).

11 декабря 1908 г. губернатор И. Н. Соколовский в письме, направленном в Земский отдел МВД, констатировал об «установившейся практике замещения должностей улусных попечителей лицами, окончившими курс по факультету восточных языков».

Далее им сообщалось о двух выпускниках указанного факультета, состоявших по должности помощника улусного попечителя: губернский секретарь Проскуряков и не имеющий чина Винников. Документ интересен тем, что вторая подпись стоит заведующего калмыцким народом С. А. Козина, который некогда входил в состав «кадрового резерва».

14 июля 1900 г. в прошении на имя ректора И. И. Проскуряков пишет: «Желая для продолжения образования поступить в Санкт-Петербургский университет, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство сделать зависящее распоряжение о принятии меня на факультет восточных языков». Следующее его прошение о принятии на службу, где он отмечает: «желая посвятить себя служебной деятельности среди калмыцкого народа» датировано 28 мая 1907 г. и адресовано управляющему Земским отделом.

Упомянутый губернатором И. Н. Соколовским М. И. Винников в 1909-1910 гг. состоял на службе в Малодербетовском улусном управлении по должности помощника попечителя.

Проведенный анализ показывает, что только единицы из квалифицированных кадров оставались для службы в инородческом управлении. Но именно их деятельность послужила на благо калмыцкого народа, оставив в его память яркий след. Как правило, получение образования и поступление на гражданскую службу по ведомству Министерства внутренних дел, могло обеспечить достойный старт в дальнейшей карьере чиновника. Устоявшаяся в обществе траектория службы изначально двигала выпускников престижных учебных заведений на имперские окраины, которые в дальнейшем стремились обеспечить себе более достойное место в столичных или ближайших к столице государственных учреждениях.

Аннотация

Российская империя на протяжении XIX – начала XX в. сохраняла сложную административно-территориальную конструкцию, включающую территории, в том числе, населенные кочевыми инородцами, которые сохраняли особый статус не только в социальной структуре общества, но и отдельные традиционные элементы в системе управления. Целью данной статьи выступает историко-антропологический анализ всеподданнейшего доклада министра внутренних дел В. К. Плеве, подготовленного по проблеме подготовки кадров для инородческих управлений, на пример Калмыцкой степи Астраханской губернии. Выявленный в фондах Российского государственного исторического архива документ, показывает остроту проблемы, стоявшей перед имперскими властями на протяжении всего позднеимперского периода. Сложившаяся в первой половине XIX в. попечительская система, также как и существовавший ранее институт приставства, нуждалась в квалифицированных кадрах, способных наладить коммуникативный канал с автохтонным населением и эффективно инкорпорировать его в состав общеимперского пространства. В ходе исследования с позиций просопографического подхода рассматривались карьерные стратегии выпускников факультета восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета, поступивших на службу в Управление калмыцким народом, через Земский отдел министерства внутренних дел с временной финансовой поддержкой, выделяемой из средств общественного калмыцкого капитала. В числе первых четырех человек, прошедших апробацию данного нововведения стали: Джантюрин С. С., Козин С.А., Лучич К. В., Махинин Г. И., но не все из них служили в Калмыцкой степи. В последующем еще несколько выпускников со стипендией пройдут по этому пути. Как правило, получение образования и поступление на гражданскую службу по ведомству министерства внутренних дел, могло обеспечить достойный старт в дальнейшей карьере чиновника. Устоявшаяся в обществе траектория службы изначально двигала выпускников престижных учебных заведений на имперские окраины, которые в дальнейшем стремились обеспечить себе более достойное место в столичных или ближайших к столице государственных учреждениях. По мнению властей, языковые навыки, приобретенные ими за годы учебы, позволили бы им адаптироваться в инородческой среде, что повысило бы эффективность управленческого процесса. В заключении автор приходит к выводу о том, что только единицы из выпускников «востфакта» оставались для службы в инородческом управлении. Но именно их деятельность послужила на благо калмыцкого народа, оставив в его память яркий след.

Ключевые слова: инородческое управление, Калмыцкая степь, Астраханская губерния, Ставропольская губерния, подготовка кадров, С. А. Козин, С. С. Джантюрин, К. В. Лучич, Г. И. Махнин.

Список литературы

Абазов А. Х., Нахушева, И. Р. Приставские управления на северном Кавказе в последней трети XVIII – первой половине XIX века: эволюция деятельности // Научный диалог. 2020. № 8. С. 287-300.

Бухарин, М. Д. «Мы оба работаем для России, для науки …»: переписка С. Ф. Ольденбурга и Н. Н. Кроткова из архивных собраний РАН // Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. 2016. № 5. С. 395-457.

Избасарова, Г. Б. Принципы функционирования властной элиты в политической организации Российской империи (на примере службы султана Ахмета Джантюрина) // Вестник Московского университета. Серия: История. 2015. № 5/6. С. 64-79.

Карнишина, Н. Г. Просвещенная бюрократия во второй половине XIX – начале XX в. в структуре имперской системы управления окраинами Российской империи // Известия высших учебных заведений. Приволжский регион. Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 3-9.

Лиджиева, И. В. Социально-демографический анализ состава корпуса главных попечителей калмыцкого народа в позднеимперский период // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия: История. 2023. Т. 68. Вып. 4. С. 943-961.

Лучич, К. В. Тарбагатай: Тарбагатайский окр. Синьцзян. Провинции в Западном Китае. Санкт-Петербург: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1913. 27 с.

Малахова, Г. Н., Чегарнова, В. Н. Политика Российской империи в области подготовки элиты для просвещения и государственной службы на Кавказе из числа горского населения // Научная мысль Кавказа. 2013. № 4. С. 53-59.

Mongolica-XVI. Сборник научных статей по монголоведению посвящается 180-летию исследователя Центральной Азии, этнографа, публициста, монголоведа-фольклориста Григория Николаевича Потанина / Ред. И. В. Кульганек и др. Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2016. 104 с.

Национальные окраины в политике Российской империи и русской общественной мысли. Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2020. 608 с.

Отчет о летней практике студента А. Бордзинкевича в калмыцкие кочевья Астраханской губернии // Mongolica-XVI. Сборник научных статей по монголоведению посвящается 180-летию исследователя Центральной Азии, этнографа, публициста, монголоведа-фольклориста Григория Николаевича Потанина / Ред. И. В. Кульганек и др. Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2016. С. 60-78.

Свечникова, Л. Г. Обычай в правовой системе (на материалах правового развития народов Северного Кавказа в XIX в.). Ставрополь: АГРУС, 2003. 231 с.

Сизова, А. А. Консульская служба России в Монголии (1861-1917 гг.). Москва: Наука-Вост. лит., 2015. 295 с.

Урушадзе А. Горец на русской службе в годы Кавказской войны (1801–1864 гг.): посредник, маргинал, предатель // Журнал фронтирных исследований. 2020. № 4 (5). C. 127-151.

Sultangalieva, G. S. Transformation of Social Life in Kazakh Steppe: Case of Dynasty Bekimbaevs (XIX c.) // Bulletin of the Karaganda university. History. Philosophy Series. 2021. Т. 101. № 1. С. 76-81.

Sultangalieva, G. S., Seitz, J. B. ‘They Do Not Help, Only Demoralize': Peasant Nachalniks and the Last Imperial Russian Reform on the Kazakh Steppe, 1902–1917 // Central Asian Survey. 2020. Т. 39. № 2. С. 167-184.

Сведения об авторах

Лиджиева Ирина Владимировна, доктор исторических наук, Южный научный центр Российской академии наук, лаборатория истории и этнографии, ведущий научный сотрудник, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, 8-961-546-97-77, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Публикация подготовлена в рамках реализации Государственного задания Федерального исследовательского центра Южного научного центра РАН, № гр. проекта 122020100347-2.

В редакцию статья поступила 13.01.2024 г., рекомендована к опубликованию 20.03.2024 г.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.