Празднование годовщины установления антибольшевистской власти в Сибири 7 июня 1919 г. По документам Омской городской думы

Печать PDF

Научная статья

УДК 93/94+32.019.5+321.01+321.013+351.85+351/354+321.014+342.32/.33+328.32+342.52+659.4+321.011.5+321.011.7+328.36+321.8+329.058.1+329.058.2+329.052+329.14+329.2+329.23+329.271+329.273+329.61+329.8+304.2+304.5+304.9+341.3+351.9+351.84+35.977.535.3+35.083+35.089.7

doi 10.28995/2073-0101-2024-2-370-380

Для цитирования

Петин, Д. И. Празднование годовщины установления антибольшевистской власти в Сибири 7 июня 1919 г. По документам Омской городской думы // Вестник архивиста. 2024. № 2. С. 370-380. doi 10.28995/2073-0101-2024-2-370-380

Петин, Д. И.

Омский государственный технический университет, г. Омск, Российская Федерация

Празднование годовщины установления антибольшевистской власти в Сибири 7 июня 1919 г. По документам Омской городской думы

В современной историографии возникновение и трансформация государственных праздников входит в число востребованных тем, рассматриваемых в ключе культурной антропологии. События Гражданской войны в России оказали прямое влияние на формирование новых официальных дат, что было связано не только с победившей в противостоянии советской стороной. Не менее любопытен опыт антибольшевистских сил, пытавшихся формировать у населения соответствующую белой идее историческую память. Как видится, одним из инструментов здесь выступали государственные праздники. Сибирь была самым крупным регионом, длительно подконтрольным в годы Гражданской войны белой власти. Правая консервативная идея стала основой активной пропаганды утвердившегося в конце 1918 г. с центром в Омске Российского правительства А. В. Колчака. Именно с этой властью связана попытка утверждения новой общегосударственной праздничной даты – 7 июня – годовщины вступления в Омск белых сил. В историографии этот вопрос нашел лишь обзорное отражение сквозь призму публикаций прессы, написанных постфактум. Обращение к неопубликованным источникам – протоколам заседаний столичной Омской городской думы – детализирует подготовку и итоги проведения праздника.

Обсуждение будущего мероприятия в Омской городской думе началось на внеочередном заседании 16 мая 1919 г. Председатель думы В. Н. Новиков доложил, что «совет старейшин думы возбудил вопрос об ознаменовании дня освобождения от большевиков Омска». Докладчик также сообщил, что «те общественные организации, которые признают необходимым ознаменовать годовщину свержения большевиков, высказали пожелание, чтобы дело это было проведено всем городом и по указанию городской думы, как представителя населения города». Совет старейшин, соглашаясь с этим мнением, постановил предложить думе поручить проработку вопроса Омской городской управе, дабы «в спешном порядке войти в думу с докладом об ознаменовании дня 7 июня, как годовщины освобождения и начала возрождения России».

Предложение приняли без возражений. На заседании Омской городской думы 20 мая 1919 г. был заслушан доклад городской управы, каковая просила председателя думы и городского голову для начала «выяснить точку зрения правительства и в положительном случае выяснить также желательную для правительства форму празднования и способы его организации». Этот шаг был продиктован тем, что «день освобождения города Омска является вместе с тем и началом организации Российского правительства и возрождения Российской государственности, что, таким образом, день этот приобретает характер общегосударственного праздника».

Совет министров Российского правительства А. В. Колчака на заседании 23 мая 1919 г., заслушав представление управляющего делами Г. К. Гинса о праздновании грядущих годовщин свержения советской власти в Сибири (25 мая) и в Омске (7 июня), признал необходимым поддержать инициативу Омской городской думы. Военному министерству в эти дни поручили назначить в Омске парады и послать поздравительную телеграмму командующему Сибирской армией Р. Гайде. Совет министров, обсудив 6 июня 1919 г. устное заявление министра юстиции Г. Г. Тельберга о назначенном на 7 июня торжественном заседании Омской городской думы по случаю годовщины свержения советской власти в Омске и о необходимости приветствовать думу от лица правительства, решил направить докладчика на это мероприятие, как официального представителя высшей власти. План проведения торжеств опубликовали в прессе Омска.

Анализируемые источники демонстрируют, как усилиями представителей консервативного крыла Омской городской думы была реализована основанная сугубо на идеологической подоплеке инициатива учреждения политического праздника белой Сибири, символизирующего новую государственность. Этот аспект для нее был весьма важен, что подтверждается как присутствием первых лиц на параде и заседании Омской городской думы 7 июня 1919 г., так и активным вниманием прессы. Выявленные документы иллюстрируют принятые и отклоненные инициативы, озвученные в прениях, а что особенно важно – активность конкретных личностей на уровне омского муниципалитета, «политически» проявивших себя в организации торжеств. Да, нельзя отрицать авторитета сенатора В. Н. Новикова в высшей власти. Но все же поддержанная колчаковским правительством идея учреждения «Дня освобождения Сибири» формально пришла именно «снизу». Сама инициатива имела важность для статуса столичного Омска, позволяя позиционировать день установления здесь антибольшевистской власти, как общий праздник для всего белого востока России.

Любопытное проявление в исследуемых омских событиях обрела такая дискуссионная дефиниция современной историографии Гражданской войны, как религиозный фактор. Сама организация торжеств 7 июня 1919 г. в Омске исходила с учетом грядущего одного из главных православных праздников, что влияло на возможность горожан посетить светские мероприятия. Одно из центральных и почетных мест в торжествах по случаю «Дня освобождения Сибири» занимали местные церковные иерархи. Это символизировало идеологическую роль православия в политической жизни белой Сибири. Знаковыми были места торжеств – главная площадь города, кафедральный собор, гарнизонное собрание – как символы триумвирата власти, армии и церкви. Развивая эту мысль, отметим, что в событийной части праздника показательно сказывалась эпоха. У торжеств было две составляющих: военная (массовые мероприятия на площади) и политическая (мероприятие для узкого круга лиц в гарнизонном собрании). Торжества в колчаковской столице имели черты типичного для дореволюционной России официозного военного праздника. В то же время, наряду с воинскими элементами (приглашение армейского руководства, парад) значимой частью памятных событий 7 июня 1919 г. в Омске были религиозные ритуалы (приглашение правящего архиерея, крестный ход, молебны, панихиды). Однако спустя пять месяцев, общеизвестные события привели к тому, что дата «7 июня» канула в лету, будучи отпразднована в белом Омске лишь единожды.

Аннотация

В работе анализируется сюжет истории омского городского самоуправления, связанный с попыткой утверждения нового государственного праздника в антибольшевистской Сибири – годовщины вступления в Омск белочешских отрядов. Дана связь исследуемого вопроса с историографией проблемы, на основе этого актуальность работы связывается с введением в научный оборот неопубликованных источников из фондов Исторического архива Омской области. Эти документы позволяют детализировать возникновение, обсуждение и согласование инициативы, ход и результаты проведения в колчаковском Омске официальных торжеств 7 июня 1919 г., позиционировавшихся как день «освобождения Сибири» и «возрождения российской государственности». Важность тех мероприятий связана с тем, что Омск тогда имел официальный статус столицы антибольшевистской России. Цель работы – проанализировать на основе новых источников – протоколов заседания Омской городской думы за конец мая – начало июня 1919 г. – подготовку и итоги указанного празднования. Теоретическая основа исследования представляет собой сочетание традиционных для исторической науки подходов (институционального, системного, антропологического) и методов (проблемно–хронологического, сравнительно-исторического). Это дает возможность установить степень участия институций власти в попытке установления нового государственного праздника, имеющего потенциальную значимость для всей антибольшевистской Сибири, а также роль в реализации той инициативы конкретных общественно-политических деятелей. Характер и ход проведения праздника демонстрируют консервативность взглядов власти в белом Омске (и на уровне Российского правительства, и на уровне городской думы), а также особую важность праздничных мероприятий 7 июня 1919 г. для высших кругов антибольшевистской государственности. Кроме того, изучение торжеств в колчаковской столице наталкивает на размышления о заметном влиянии религиозного фактора в Гражданской войне на востоке России. Исследование – пример того, когда казусный эпизод локальной истории обрел всероссийское значение. Наработка акцентирует внимание и на незыблемом для исторического поиска постулате о том, что для полновесной оценки событий непременно важен учет максимально широкого круга источников. Публикация может быть интересна академическим специалистам, изучающим Гражданскую войну и антибольшевистское движение на востоке России, историю государственных праздников, а также общественно-политическую и повседневную жизнь в эпоху социальных катаклизмов.

Ключевые слова: исторические источники, культурная антропология, государственный праздник, Гражданская война в России, белое движение, история муниципалитета, городская дума, краеведение, Омск.

Список литературы

Назырова, В. В. Освобождение Омска от власти большевиков: отражение годовщины событий 7 июня 1918 г. в местной периодике // Гражданская война на востоке России: взгляд сквозь документальное наследие: материалы V международной научно-практической конференции. Омск, 18–19 октября 2023 г. Омск: ОмГТУ, 2023. С. 232–237.

Сизов, С. Г. Белая столица России: повседневная жизнь Омска (июнь 1918–ноябрь 1919 гг.). Омск: СибАДИ, 2018. 240 с.

Сушко, А. В. К вопросу о характере и значении колчаковской пропаганды в Гражданской войне // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 411. С. 148–157.

Фирсов, С. Л. На переломе: Русская Православная Церковь в годы великих потрясений (о новой монографии А. С. Пученкова, В. В. Калиновского) // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2022. Т. 7. № 1. С. 62–68.

Сведения об авторах

Петин Дмитрий Игоревич, кандидат исторических наук, доцент, Омский государственный технический университет, кафедра истории, философии и социальных коммуникаций, доцент, г. Омск, Российская Федерация, 8–950–333–56–81, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 7.11.2023 г., рекомендована к опубликованию 20.03.2024 г.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.