Донорское движение в Москве в 1950–1970-е гг.: по документам Центрального государственного архива города Москвы
Научная статья
УДК 93/94+930.2+930.85+651.5+930.253+930.255+303.09+303.1+314.044+364.017+614.0.06+930+930.23+930.25+303.424+303.425.6+303.425.2+314.06+364.012+364.013+364.014+364.016+614.255.1+614.255.3+614.255.4+614.39
doi 10.28995/2073-0101-2024-2-423-440
Для цитирования
Горлова, Н. И. Донорское движение в Москве в 1950–1970-е гг.: по документам Центрального государственного архива города Москвы // Вестник архивиста. 2024. № 2. С. 423-440. doi 10.28995/2073-0101-2024-2-423-440
Горлова, Н. И.
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация
Донорское движение в Москве в 1950–1970-е гг.: по документам Центрального государственного архива города Москвы
Актуальность. Тема безвозмездного донорского движения в СССР в 1950–1970-е гг. – важная составляющая отечественной социальной истории. Однако, несмотря на значительные достижения в деле исследования гражданских форм общественно значимой деятельности в СССР, донорское движение остается практически не изученным.
Введение. Советская система здравоохранения и оказания высокоспециализированной помощи в послевоенный период требовала успешно функционирующей государственной системы донорства крови. Как следствие, в 1950–1970-х гг. безвозмездное донорское движение вышло за границы узкомедицинской проблемы, когда решался вопрос только об обеспечении кровью лечебных учреждений. Донорство становится проблемой социальной, отражающей взаимоотношения между людьми и тем самым затрагивающей интересы всего общества.
В процессе своего концептуального и идеологического оформления безвозмездное донорство, во-первых, позиционировалось как добровольная социально значимая практика, инициативный вид общественной самодеятельности; во-вторых, рассматривалось с точки зрений проявления гуманности, самовыражения и как форма патриотического воспитания; в-третьих, в качестве моральной обязанности каждого советского гражданина принять посильное участие в оказании помощи нуждающимся.
В безвозмездном донорском движении закладывался ключевой принцип, связанный с правом каждого гражданина в случае необходимости на получение крови и ее компонентов для лечебного применения, что, в свою очередь, проявилось в актуализации таких взаимосвязанных понятий, как донор и реципиент крови.
Распространение идеи ответственного донорства и повышение уровня грамотности населения в вопросах донорства крови и ее компонентов на государственном уровне признавалось стратегическим направлением советского здравоохранения. Одной из ключевых задач, поставленных перед отечественной системой здравоохранения и Союзом обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР в послевоенный период, была организация массового донорского движения на территории всей страны. Как следствие, Общество берет курс на позиционирование регулярности и безвозмездности донаций как абсолютной нормы и поведенческой модели в советском обществе, возможности внести вклад в жизни и будущее других людей, системное развитие донорства. «Донор – это передовик производства, общественник, активист, политически сознательный советский человек! Мы слышали от самих доноров, что донорство не мешает, а помогает и в труде, и в общественной работе. Нужно всячески поднимать общественное мнение о донорстве. Ведь быть донором – это значит любить своей народ, служить своей Родине», – с такими словами обращалась организация ко всем своим отделениям.
Московский городской комитет общества Красного Креста (МГК ОКК) в исследуемый период стал одним из крупнейших отделений Общества с разветвленной сетью своих филиалов. К 1971 г. в столице действовало 5 618 первичных ячеек с 2 423 102 членами. Примечательно, что спустя 5 лет 37,5% населения Москвы состояло в краснокрестной организации.
Историографический обзор. Исторический опыт развития безвозмездного донорства как важнейшей отрасли в системе здравоохранения представлен в советской историографии серией публикаций, к числу которых можно отнести труды Л. П. Дмитриевой, Е. К. Безган, А. А. Липац, Л. В. Орловского, А. Д. Тюляндина. Как показал анализ, работы авторов зачастую страдают излишней иллюстративностью в ущерб объективному анализу и интерпретации конкретных исторических фактов в свете пропаганды успехов советской системы здравоохранения и практик социальной мобилизации граждан, а также детерминирующей роли партийных и комсомольских органов в развитии массового донорского движения.
В отечественной историографии проблема регулярности и безвозмездности донаций как одного из приоритетных направлений в реализации социальной политики государства, так и не стала автономным предметом конкретно-исторического комплексного исследования. Основной пласт литературы фрагментарно касается исторического обзора развития службы крови и донорства в контексте освещения деятельности общества Красного Креста в 1920–1930-е гг. и в годы Великой Отечественной войны. Наиболее освоенными в исследовательском плане стали региональные работы по изучению исторического опыта функционирования служб крови в послевоенное время.
Исследовательский интерес представляет исторический обзор мер социальной поддержки доноров крови в СССР (Р. С. Серебряный, Д. В. Камельских, А. В. Чистяков). В статьях М. Binder, М. Haсkl, В. Lough, R. Tiessen в контексте анализа волонтерской деятельности, в том числе и в сфере здравоохранения, затрагиваются практики донорства крови. Авторы отмечают, что уровень развития добровольческого движения в различных странах исторически определяется соответствующими культурно-историческими традициями, а также показателями социально-экономического развития и доходами граждан.
В соответствии с распоряжением Совета министров СССР от 30 ноября 1955 г. № 8065р «О гарантиях и компенсациях, предоставляемых донорам» рабочим и служащим – донорам полагался день отдыха после каждого дня сдачи крови, а также отдавался приоритет при распределении путевок в дома отдыха и санатории. Отчетные документы районных комитетов также изобилуют примерами поощрения добровольных реципиентов крови. Так, в 1957 г. в Госбанке СССР донор Кондратьева была премирована путевкой в санаторий Крыма. Сотрудники-доноры Шинного завода Ждановского района В. Б. Харламова и А. В. Никитина были премированы денежной суммой в размере 650 руб. на лечение в доме отдыха. Еще один пример: Комитет профсоюза Машиностроительного завода им. М. В. Хруничева в 1969 г. около 150 донорам выдал бесплатные путевки в дома отдыха.
Реализация МГК ОКК и его отделениями программ системной поддержки и развития донорского движения позволила повысить донорскую активность населения столицы. Если в 1970 г. в Москве было 85 214 доноров, то к концу 1977 г. насчитывалось 324 тыс. человек, безвозмездно сдавших кровь. За 7 лет лечебные учреждения города получили 300 тонн крови от 1 млн 400 тыс. доноров. К концу 1977 г. на 1000 жителей столицы проходилось более 42,2 безвозмездных доноров.
В целом в рамках предпринятого исследования был представлен комплексный обзор исторического опыта развития безвозмездного донорского движения в системе советского здравоохранения на материалах МГК ОКК, конкретизированы основные организационные формы социальной мобилизации граждан и методы работы столичных добровольных помощников.
Аннотация
Статья посвящена малоизученной теме в отечественных исследовательских кругах – истории безвозмездного донорства в столице под эгидой Московского городского комитета общества Красного Креста (МГК ОКК) в 1950–1970-е гг. Донорское движение за несколько десятилетий проделало значительный путь от стихийно инициируемых мероприятий до формирования устойчивого сообщества доноров со своими традиционными акциями, системой поддержки и мотивации. Работа актуализирует проблему развития отраслевой сферы приложения добровольческих усилий – безвозмездного донорства крови – с исторической точки зрения. Системное и плановое развитие донорского движения МГК ОКК позволило повысить донорскую активность населения столицы, сформировать идеологию социально значимой практики с ее ключевыми принципами и культуру ответственного поведения граждан. МГК ОКК использовал широкий арсенал организационных форм социальной мобилизации граждан на добровольных началах для привлечения внимания жителей столицы к проблемам регулярности и безвозмездности донаций. В статье описаны доказавшие свою эффективность на практике меры социальной поддержки доноров. Совместная деятельность МГК ОКК, районных комитетов и первичных отделений со службами крови, учреждениями здравоохранения в тесном контакте с органами власти стала залогом успешного выполнения взятых плановых обязательств по вовлечению советских граждан в ряды безвозмездных доноров столицы в 1950–1970-е гг. Эмпирическую базу исследования составили архивные материалы фонда Центрального государственного архива города Москвы, многие из которых автором вводятся в научный оборот впервые. Особый интерес представляет делопроизводственная документация МГК ОКК (стенограммы, отчеты, годовые справки о деятельности, распоряжения, циркуляры, решения и резолюции), разнообразная по своему характеру и содержанию. Методологической основой для всестороннего исследования стали общепринятые в исторической науке принципы системности, историзма, объективности, а также комплексного использования широкого круга источников, позволившие рассмотреть развитие безвозмездного донорского движения в г. Москве в условиях конкретно-исторической детерминированности, социальной обусловленности и последовательности его оформления. Учет исторического опыта развития безвозмездного донорства актуален в настоящее время в процессе решения как современных, так и перспективных задач российской системы здравоохранения, востребован Всероссийским общественным движением «Волонтеры-медики» и Российским Красным Крестом в условиях реализации добровольческих программ, волонтерских инициатив и проектов развития отечественной службы крови.
Ключевые слова: исторические источники, донорское движение, доноры, здравоохранение, социальная поддержка, служба крови, Московский комитет общества Красного Креста, Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Центральный государственный архив города Москвы.
Список литературы
Акимова, И. Н., Липац, A. A., Ермоленко, Б. В. Во имя жизни: массовое донорство. Москва: Медгиз, 1968. 24 с.
Балтийский, В. А. Советский Красный Крест в решении задач здравоохранение военного времени // Советское здравоохранение. 1985. № 5. С. 26–27.
Дмитриева, Л. П. Участие комсомольских организаций в развитии безвозмездного донорства: (Из опыта работы на местах). Москва: Медицина, 1976. 14 с.
Здравоохранение в годы Великой Отечественной войны, 1941–1945: Сборник документов и материалов / Сост. Л. И. Завалищенко и др.; под ред. М. И. Барсукова, Д. Д. Кувшинского. Москва: Медицина, 1977. 575 с.
Ипполитов, С. С. Российское общество Красного Креста в Сибири и на Дальнем Востоке: организация и помощь армии и населению (1919–1920 гг.) // Новый исторический вестник. 2013. № 1 (35). С. 56–67.
Ипполитов, С. С., Голотик, С. И. Российское общество Красного Креста (1917–30-е гг.) // Новый исторический вестник. 2001. № 2 (4). С. 238–242.
Липац, A. A. Донорство. Москва: [б.и.], 1974. 19 с.
Липац, A. A., Безган, Е. К. Донорство почетно. Москва: Медицина, 1964. 34 с.
Орловский, Л. В. Безвозмездное донорство. Москва: ЦНИИПС, 1978. 27 с.
Петровский, М. А. Служба крови: комплектование донорских кадров на территории Республики Коми (1935–1957 гг.) // Вестник Чувашского университета. 2010. № 1. С. 52–61.
Петровский, М. А. Служба крови: развитие на территории Республики Коми в послевоенное десятилетие (1945–1955) //
Становление и развитие системы управления в России. Вып. 5 / Отв. ред. Т. И. Славко. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2009. 207 с.
Свинцова, М. Н. Помощь общественных организаций фронту, органам здравоохранения и населению в годы войны. На материалах Кировской областной организации Красного Креста // Военно-исторический журнал. 2020. № 5. С. 82–86.
Семенов, М. А. Документы о деятельности Красного Креста в Новосибирской области в 1941–1942 гг. // Исторический курьер. 2019. № 5 (7). С. 83–99.
Серебряный, Р. С., Камельских, Д. В. Меры социальной поддержки доноров крови в годы становления донорского движения в СССР // Гематология и трансфузиология. 2022. № 67(2). С. 295–300. Электронный ресурс. Режим доступа: https://doi.org/10.35754/0234-5730-2022-67-2-295-30 (дата обращения 10.12.2023).
Солдатенков, В. Е., Чечеткин, А. В. Донорство крови в блокадном Ленинграде // Трансфузиология. 2014. № 15 (1). С. 15–23.
Тюляндин, А. Д. Донорство – на службу человеку. Москва: О-во «Знание» РСФСР, 1984. 36 с.
Чистяков, А. В. Государственные награды как фактор активизации донорского движения в России // Управленческое консультирование. 2021. № 9 (153). С. 102–111.
BINDER, М., FREYTAG, А. Volunteering, subjective well-being and public policy. IN: Journal of EcoNоmic Psychology, 2013, vol. 34, pp. 97–113.
HACKL, F., HALLA, M., PRUCKNER, G. J. Volunteering and the state. IN: Public Choice. 2012, no. 151 (3-4), pp. 465–495.
LOUGH, B. J., OPPENHEIM, W. Revisiting Reciprocity in International Volunteering. IN: Progress in Development Studies, 2017, vol. 20, pp. 197–213.
LOUGH, B., TIESSEN, R., LASKER J. Effective practices of international volunteering for health: perspectives from partner organizations. IN: Globalization and health, 2018, vol. 14, no. 11. pp. 197–213.
TIESSEN, R., LOUGH, B. International Volunteering Capacity Development: Volunteer Partner Organization Experiences of Mitigating Factors for Effective Practice. IN: Forum for development studies, 2018, vol. 46, no. 2, pp. 299–320.
Сведения об авторах
Горлова Наталья Ивановна, доктор исторических наук, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, кафедра гостиничного и туристического менеджмента, профессор, г. Москва, Российская Федерация, 8-919-777-86-72, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
В редакцию статья поступила 31.11.2023 г., рекомендована к опубликованию 20.03.2024 г.
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.