Документы Российского государственного архива экономики о торговом обслуживании железнодорожников в 1950-е гг.
Научная статья
УДК 93/94+002.6.01/.09+658.6+304.442+304.444+366-058+366.14+366.534+366.546.4+349.232+338.26+910.3+910.4+332.142.4+330.111.4+625.165+651.5+651.75+651.77+658.7.07+658.7+658.8+658.628.011.48
doi 10.28995/2073-0101-2024-2-593-606
Для цитирования
Головин, Е. А., Коровин, В. В. Документы Российского государственного архива экономики о торговом обслуживании железнодорожников в 1950-е гг. // Вестник архивиста. 2024. № 2. С. 593-606. doi 10.28995/2073-0101-2024-2-593-606
Головин, Е. А., Коровин, В. В.
Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Российская Федерация
Документы Российского государственного архива экономики о торговом обслуживании железнодорожников в 1950-е гг.
Со времени появления первых железных дорог их роль в экономическом развитии отдельных регионов, государств в рамках международной интеграции неуклонно росла. Высокие требования к уровню профессиональной компетенции железнодорожников и специфические условия труда способствовали формированию системы социальных гарантий, обеспечивающих качественное выполнение ими функциональных обязанностей.
Максимального развития система социальной защиты работников отечественного железнодорожного транспорта достигла во второй половине XX века. Действовавшие на железных дорогах страны учреждения здравоохранения, дошкольного и общего образования, спорта и культуры, торговли, общественного питания и бытового обслуживания в совокупности формировали социальную сферу отрасли, которая по справедливой оценке А. А. Конова обеспечивала работоспособность железнодорожников, удовлетворение их материальных и духовных потребностей, создавая условия для стабильности железнодорожных коллективов и способствуя повышению производительности труда, профессиональному росту и совершенствованию личности.
Важным направлением реализации отраслевой социальной политики стало специализированное снабжение железнодорожников продовольственными и промышленными товарами. Сеть торговых предприятий, функционировавших на транспорте, обеспечивала удовлетворение потребностей работников, чей труд носил разъездной характер и не нормировался стандартными рамками рабочего времени. При этом история железнодорожной торговли до сих пор остается одним из малоизученных аспектов в исследовании опыта торгового обслуживания населения СССР. Подобная тенденция сохраняется в современных научных трудах, отражающих как практику организации советской торговли в целом, так и посвященных истории железнодорожного транспорта. Лишь отдельные публикации раскрывают некоторые аспекты функционирования торговых предприятий на железнодорожном транспорте.
Подготовленная публикация призвана восполнить пробел в исследовании исторического опыта специализированного торгового обслуживания работников железнодорожного транспорта на примере организационно-распорядительной деятельности Главного управления рабочего снабжения (Главурс) Министерства путей сообщения (МПС) СССР. Созданная в 1930-е гг. система рабочего снабжения успешно действовала на протяжении всего советского периода отечественной истории. Для характеристики основных проблем в организации транспортной торговли выбран десятилетний временной отрезок середины ХХ столетия, ознаменовавший завершение восстановительных работ и начало модернизационных процессов на железных дорогах Советского Союза.
Отчетные документы планово-экономического отдела Главурс дают представление о масштабах отраслевой торговли в системе МПС СССР. На 1 января 1957 г. в ней функционировало 5106 продовольственных магазинов, в которых трудились 8943 человека. Лишь 813 магазинов из них являлись специализированными. Ведомственная торговля была представлена также 1757 промтоварными и 3324 комбинированными магазинами. Таким образом, отрасль располагала 10 187 магазинами с 19 964 работниками. Кроме магазинов, торговая сеть железных дорог СССР включала 4193 палатки; 958 вагонов-лавок и 37 автолавок; 9 мелкооптовых баз, 10 складов, площадок и палаток по розничной торговле топливом и стройматериалами; 478 единиц развозной и разносной торговли.
К 1959 г. более чем на 15,5 тыс. предприятиях железнодорожной торговли трудились 57 169 специалистов. Розничный товарооборот за текущий год составил 21 875 479 тыс. рублей. Вполне внушительные результаты профессиональной деятельности свидетельствуют об эффективности сложившейся в рассматриваемый период системы торгового обслуживания железнодорожников.
Документальные материалы, находящиеся на хранении в Российском государственном архиве экономики, в полной мере дают представление о специфике работы транспортной торговли. На основе анализа распорядительных актов Главурс МПС СССР необходимо признать существование действенного механизма централизованного управления ведомственной торговлей. Создание условий для полноценного удовлетворения потребностей в продуктах питания и промышленных товарах всех работников, связанных с движением поездов, а также других служащих отрасли и пассажиров, являлось первоочередной задачей управлений и отделов рабочего снабжения. Основными способами повышения качества обслуживания покупателей руководство отрасли справедливо считало укрепление материально-технической базы, снабжение качественными товарами и повышение уровня профессиональной подготовки кадров торговых предприятий.
Аннотация
В статье на основе анализа комплекса архивных документов, отражающих деятельность органов управления ведомственной торговлей на железнодорожном транспорте, рассматриваются ключевые направления организации торгового обслуживания советских железнодорожников в 1950-е гг. Несмотря на наличие отдельных трудов по истории отечественной торговли и железнодорожной инфраструктуры, выполненных на общесоюзном, республиканском и региональном уровнях с учетом современных достижений исторической науки и разработанности источниковой базы, до сих пор остаются неисследованными в полной мере вопросы деятельности управлений и отделов рабочего снабжения в части руководства работой предприятий железнодорожной торговли. Выбор хронологических рамок проведенного исследования обусловлен несколькими обстоятельствами. Во-первых, в СССР к середине 1950-х гг. завершается этап послевоенного восстановления отечественного железнодорожного транспорта и его инфраструктуры. Во-вторых, во второй половине 1950-х гг. начинается активная модернизация отрасли, вызванная актуальными потребностями экономического развития страны. Основным источником для исследования заявленной темы являются архивные документы, отражающие специфику управленческой деятельности по организации торговли на железнодорожном транспорте. Авторы статьи выявили документальные материалы в фонде 1884 - Министерство путей сообщения СССР Российского государственного архива экономики (РГАЭ), представленные распорядительными актами Главного управления рабочего снабжения. Они раскрывают специфику транспортной торговли, характер мер, предпринимаемых для повышения качества обслуживания покупателей. В территориальном отношении централизованное администрирование ведомственной торговлей осуществлялось на всей сети железных дорог СССР. На основе анализа содержания этих документов представлен круг проблем, которые приходилось решать управленческим структурам с целью обеспечения эффективности функционирования торговых предприятий. Архивные документы вполне объективно освещают ситуацию, складывавшуюся в транспортной торговле. Отчетные документы планово-экономических подразделений отрасли содержат ценные статистические данные о количестве торговых предприятий, контингенте их работников и объемах товарооборота. Их введение в научный оборот будет способствовать достоверному отражению роли отраслевой социальной политики, призванной создавать работникам достойные условия труда и жизни в качестве важнейшего фактора, стимулирующего добросовестное выполнение профессиональных обязанностей.
Ключевые слова: исторические источники, архивные документы, железнодорожный транспорт, ведомственная торговля, отдел рабочего снабжения, специализированный магазин, продовольственные товары, покупательский спрос, управленческая деятельность.
Список литературы
История железнодорожного транспорта России, XIX-XXI вв. / Ред.: Е. И. Пивовар. Москва: Издательский дом Мещерякова, 2012. 736 с.
Конов, А. С. Социальная сфера железнодорожного транспорта Урала в 1956–1991 гг.: жилищная проблема // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал (Online). 2019. № 3. С. 95-110.
Коровин, В. В., Коровин, Р. В. Организация специализированного торгового обслуживания работников железнодорожного транспорта в 1930-е годы (по материалам Курского региона) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2023. Т. 13. № 1. С. 166–176.
Мороз, И. А. Государственная торговая сеть: проблемы развития и итоги, 1950–1960 годы: по материалам Брянской области. Дис. ... канд. ист. наук. Брянск, 2019. 221 с.
Социально-политические факторы развития отечественного железнодорожного транспорта в 1940–1960-е годы (по материалам Курской области). Курск: Юго-Западный государственный университет, 2017. 300 с.
Сведения об авторах
Головин Евгений Анатольевич, кандидат исторических наук, Юго-Западный государственный университет, юридический факультет, кафедра конституционного права, доцент, г. Курск, Российская Федерация, 8-471-222-24-49, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
ORCID 0000–0003–0199–7423
Коровин Владимир Викторович, доктор исторических наук, Юго-Западный государственный университет, юридический факультет, кафедра конституционного права, профессор, г. Курск, Российская Федерация, 8-471-222-24-49, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
ORCID 0000–0001–8353–526X
Сведениях о грантах
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания на 2023 г. «Трансформация частного и публичного права в условиях эволюционирующих личности, общества и государства» (№ 0851–2020–0033)
В редакцию статья поступила 29.08.2023 г., рекомендована к опубликованию 20.03.2024 г.
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.