Планировка буддийских храмов в городе Чанъань при династии Тан. 618–907 гг.

Печать PDF

Научная статья

УДК 93/94+364.14+394.011+294.311.61+294.311.23+294.321+130.2+17.023.36+651.5+394.012+002.6+930.253+692.2+69.036+69.009.1+930.22+930.255+006.95+394.014+394.48+394.6+394.944+395.3+711.00+712.00+712.01+712.5

doi 10.28995/2073-0101-2024-3-651-668

Для цитирования

Марханова, Т. Ф. Планировка буддийских храмов в городе Чанъань при династии Тан. 618–907 гг. // Вестник архивиста. 2024. № 3. С. 651-668, doi 10.28995/2073-0101-2024-3-651-668

Марханова, Т. Ф.

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, г. Улан-Удэ, Российская Федерация

Планировка буддийских храмов в городе Чанъань при династии Тан. 618–907 гг.

Исследования китайского буддизма — это область, накопившая огромную литературу на китайском, японском и западных языках. В ней традиционно доминируют ученые, выделяющие в буддизме чисто духовную традицию спекулятивного мышления. Литература в основном сосредоточена на изучении текстовых традиций, таких как переводы и комментарии санскритских писаний, а также написание китайских апокрифов, агиографий и мистических произведений, таких как чаньские антологии. Традиция изучения китайского буддийского искусства также сосредоточена на древних скульптурах (и в гораздо меньшей степени живописи), шедевры которой давно разграблены и нашли свое применение в различных музеях мира: их изучают в основном без какой-либо ссылки на их физический контекст. Однако в XX веке начала серьезно изучаться и организация монастырей. Источников для таких исследований существует множество: помимо священных и поэтических произведений монахи и монахини прошлого оставили нам большое количество историографических работ; существуют сотни монастырских справочников XVI–XX вв., которые были переизданы; десятки тысяч надписей на камнях - важнейший источник по социальной истории религиозных институтов в Китае.

Китай называют «вторым домом» буддизма, так как во времена династии Восточная Хань учение впервые проникло в Китай, и именно в это время начинается его развитие. С момента основания династии Суй в 581 г. и до конца правления династии Тан в 907 г., за 300 лет с конца VI в. до начала X в., буддизм в Китае достигает своего пика. В этот период появилось более десяти различных буддийских сект, а масштабное строительство буддийских храмов, поддерживаемое императорами и при участии государства, привело к тому, что буддийское храмовое строительство достигло своего пика. При династии Суй было 3 792 храма, при династии Тан – 5 358 храмов, а при поздней династии Тан после разрушительного восстания Ань Ши – 4 600 храмов. Храмы династии Тан достигли небывалых масштабов и размеров. Например, крупнейшие храмы могли иметь десятки, а иногда почти около ста дворов.

Число буддийских храмов в городе Чанъань, столице династии Тан, было беспрецедентным по количеству и масштабам; архитектура храмов была великолепна, красива и уникальна. В то время космополитический город Чанъань был не только центром китайской буддийской культуры, но и центром мировой буддийской культуры. Такая архитектура в городе Чанъань не только установила основную форму китайской буддийской храмовой архитектуры, но также оказала важное влияние на буддийскую храмовую архитектуру в соседних странах и регионах, особенно в Северо-Восточной Азии.

Буддийские храмы с несколькими дворами были популярны в столице Тан, но было также много буддийских храмов с одним двором. Независимо от этого, все буддийские храмы в городе Чанъань сосредотачивались вокруг Будда зала. Пагода строилась сбоку от храма, позади храма или в другом дворе, или вовсе не устанавливалась. Такова характерная особенность планировки буддийских храмов в городе Чанъань.

Династия Тан была самой могущественной династией в истории Китая, и ее буддийское архитектурное планирование также отражало высокую степень процветания, сильный творческий потенциал и уверенность в себе. Прежде всего, масштабность, многофункциональность и высота зданий отражали процветание общества и буддизма данного периода.

В соответствии с планировочными идеями ханьских китайских городов планировка дворовых комбинаций отражает полное доверие буддийской общины династии Тан к собственной архитектурной традиции и суждению, хотя и вынуждена заимствовать название индийской традиции.

Аннотация

Статья посвящена изучению буддийских храмов в городе Чанъань в эпоху династии Тан. Автор опирается на ограниченное количество справочных работ, а также на собственное изучение таких первоисточников, как «Цзю Таншу» («Старая история Тан»), «Цзычжи тунцзянь» («Всеобщее зерцало, управлению помогающее»), «Сю Гаосэн чжуань» («Продолжение жизнеописания достойных монахов»), «Чанъань чжи» («Записи Чанъань»). Показано, что династия Тан была периодом процветания китайского буддизма, а также периодом расцвета строительства буддийских монастырей в Китае. В городе Чанъань, столице династии Тан, насчитывалось множество знаменитых и величественных буддийских храмов. В основном они располагались на западе и востоке города, а также в юго-восточном и северо-восточном углах. В статье впервые рассматривается историческое формирование монастыря в его физическом и пространственном измерении конкретного периода. В результате показано, что в танский период произошли изменения в композиционном построении храмов, когда влияние буддийской религии на официальные круги Китая становится особенно очевидным. Так, центральное место в храмовом ансамбле начинает занимать главный храм со статуями Будды. Пагоды строились сбоку от храма, позади храма, в других дворах или даже двор обходился вовсе без них. В статье отмечается, что запрет на строительство пагод в главном дворе буддийских храмов начался в первые годы правления императора Гаоцзуна из династии Тан. К концу периода его правления новое расположение пагод в других дворах стало широко распространенным правилом. Новизна исследования состоит в том, что впервые на основе перевода материалов исследования показаны два основных типа буддийских храмов периода Тан: буддийские храмы с одним двором (даньюаньши фосы) и буддийские храмы с несколькими дворами (доюаньши фосы). Выявлено, что все они были сосредоточены в центре Будда-зала. Были определены изменения в архитектуре, планировке, которые повлияли на будущую архитектуру храмовых комплексов Китая. С этого времени привнесенный из Индии принцип построения буддийского ансамбля заменяется исконно китайской архитектурной традицией. Центральное место, а следовательно, и место сакрального объекта, в храмовых комплексах и монастырях занимает не пагода, а храм с алтарем. Данная планировка стала важным поворотным моментом в китайской буддийской храмовой архитектуре и оказала далеко идущее влияние не только на китайские буддийские храмы, но и на планировку буддийского храма в г. Шанцзин рядом с Бохайским заливом, буддийского храма в г. Силла, в доме Фудзивара и буддийских храмов в г. Хэйан-кё. В целом, статья демонстрирует то, что династия Тан была самой могущественной династией в истории Китая, и ее буддийское архитектурное планирование также отражало высокую степень процветания, сильный творческий потенциал и уверенность в себе. Прежде всего, масштабность, многофункциональность и высота зданий отражали процветание общества, а вместе с ним и буддизма данного периода.

Ключевые слова: средневековый Китай, династия Тан, город Чанъань, буддизм, китайские буддийские храмы, планировка буддийских храмов, храмовая архитектура, зал Будды, пагода, исторические источники.

Список литературы:

История Китая с древнейших времен до начала XXI в. В 10 т. / Гл. ред. C. Л. Тихвинский. Т. III: Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220–907). Москва: Наука–Восточная литература, 2014. 991 с.

Хайлун, Ц. Особенности архитектурных форм комплексов буддийских храмов на территории Чанъань-Тянь-Шанского коридора Великого шелкового пути // Архитектон: известия вузов. 2022. № 4 (80). С. 1-12.

Янгутов, Л. Е. Китайский буддизм в системе миров махаянского буддизма // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2024. Т. 28. № 1. С. 69-77.

Янгутов, Л. Е. Трансформация религиозных и философских принципов буддизма в цивилизационном пространстве Китая // Вопросы философии. 2022. № 3. С. 182-192.

Лю, Сюй. Цзю Таншу (Старая история Тан): цз. 96 «Яо чунь чуань». Пекин: Чжунхуа шуцзю,1975. 5407 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://zh.wikisource.org/wiki/%E8%88%8A%E5%94%90%E6%9B%B8/%E5%8D%B796 (дата обращения 01.05.2024).

Лю, Сюй. Цзю Таншу (Старая история Тан): цз. 88 «Вэйсыли чуань» (Биография Вэйсыли). Пекин: Чжунхуа шуцзю, 1975. 5407 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://zh.wikisource.org/wiki/%E8%88%8A%E5%94%90%E6%9B%B8/%E5%8D%B788 (дата обращения 01.05.2024).

Сы, Магуан. Цзычжи тунцзянь (Всеобщее зерцало управлению помогающее): цз. 224 «Тандайцзун дали эрнянь» (Второй год эпохи Дали императора Тайцзуна династии Тан). Пекин: Чжунхуа шуцзю, 1995. 294 с. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ziyexing.com/files-5/zizhitongjian/zizhitongjian_224.htm (дата обращения 01.05.2024).

Сю, Сун. Танлян цзинчэн фанкао (Исследование двух столиц династии Тан). Пекин: Бэйцзин дасюэ тушугуань, 2010. 91 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ctext.org/wiki.pl?if=gb&res=273359&remap=gb (дата обращения 30.04.2024).

Хуэй, Ли., Янь, Тай. Дацыэньсы саньцзан фашичуань (Биография Мастера Трипитаки храма Дациэнь), цз. 7. Пекин: Чжунхуа шуцзю, 1983. 280 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cbetaonline.dila.edu.tw/zh/T2053_007 (дата обращения 30.04.2024).

Хуэй, Ли., Янь, Тай. Дацыэньсы саньцзан фашичуань (Биография Мастера Трипитаки храма Дациэнь), цз. 10. Пекин: Чжунхуа шуцзю, 1983. 280 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cbetaonline.dila.edu.tw/zh/T2053_010 (дата обращения 30.04.2024).

Цзань, Нин. Сун гаосэнчжуань (Биография выдающихся монахов эпохи Сун), цз. 16 «Хуэйлинчуань». Пекин: Чжунхуа шуцзю, 1987. 870 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.putixia.net/big5/wenku/read_4852_2.html#autoload (дата обращения 30.04.2024).

Цзе, Юнцян. Танду Чанъань чэндэ фоцзяо сыюань цзяньчжу (Буддийская храмовая архитектура в городе Чанъань, столице династии Тан) // Чанъань сюэяньцзю цзи Хуанди вэньхуа хуэйи чжуаньти (Материалы конференции по изучению Чанъань и культуры Желтого императора). 2014. № 16. С. 1-6. Электронный ресурс. Режим доступа: http://skxb.chd.edu.cn/oa/defindexnum.aspx?id=1 (дата обращения 30.04.2024).

Эннин. Жутан цюфа сюньли синцзи (Паломничество в династию Тан для поиска дхармы), цз. 4 «Тан Уцзун Хуэй чан сынянь тиюэ» (Июль четвертого года Хуэйчана, императора Уцзуна династии Тан). Пекин: Чжунхуа шуцзю, 2019. 585 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cbetaonline.dila.edu.tw/zh/B0095_004 (дата обращения 30.04.2024).

Liang Ssu-Cheng (Liang Sicheng) and Fairbank, Wilma (1991), A pictorial history of Chinese Architecture: a study of the development of it’s structural system and the evolution of it’s type, The Massachussetts Institute of Technology (reprint), Cambridge, 200 p.

Prip-Moller, Johannes (1967), Chinese Buddhist Monasteries: their plan and it’s function as a setting for Buddhist Monastic life, reprint, Hong-Kong University Press, Hong-Kong, Copenhaguen and London, 396 p.

Welch, Holmes (1967), The practice of Chinese Buddhism, 1900-1950, Harvard university press, Cambridge, Massachusetts, 596 p. https://terebess.hu/zen/mesterek/Holmes-Welch-The-Practice.pdf (date of address 30.04.2024).

Welch, Holmes (1968), The Buddhist revival in China, Harvard university press, Cambridge, Massachusetts, 385 p.

Сведения об авторах

Марханова Татьяна Фридриховна, кандидат исторических наук, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ СО РАН), младший научный сотрудник, г. Улан-Удэ, Российская Федерация, 8-924-777-30-34, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

ORCID 0009-0003-0449-1484

Сведения о грантах

Статья подготовлена в рамках государственного задания - проект «Трансформация направлений и школ буддизма: история и опыт взаимодействия с религиями и верованиями России, Центральной и Восточной Азии (с периода распространения буддизма до современности: Россия – ХVIII-XXI вв.; Китай – II-XXI вв.; Тибет – VII-XXI вв.; Монголия – ХVI-XXI вв.», № 121031000261-9, https://imbt.ru/science/nauchnaya-deyatelnost/programmy-i-proekty/

В редакцию статья поступила 20.03.2024 г., рекомендована к опубликованию 20.06.2024 г.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.