Власть и общество в условиях Русско-турецкой войны 1877–1878 гг.: по документам Смоленского государственного архива

Печать PDF

Научная статья

УДК 93/94+930.85+364.057+303.446.4+355.01+316.254+303.032.4+930.24+930.253+651.5+002.6.048.26+303.4.028+303.724.1+316.257+659.4+353.2+353.8+355/359.08+35.076.2+35.076.13+364.02+364.054+364.65

doi 10.28995/2073-0101-2024-3-685-702

Для цитирования

Горская, Н. И. Власть и общество в условиях Русско-турецкой войны 1877–1878 гг.: по документам Смоленского государственного архива // Вестник архивиста. 2024. № 3. С. 685-702, doi 10.28995/2073-0101-2024-3-685-702

Горская, Н. И.

Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Российская Федерация

Власть и общество в условиях Русско-турецкой войны 1877–1878 гг.: по документам Смоленского государственного архива

Большой пласт исследований о последней в XIX веке Русcко-турецкой войне посвящен изучению боевых действий, ее причинам и последствиям в контексте международных отношений и международной дипломатии второй половины XIX века. Война 1877-1878 гг. интересует исследователей и с точки зрения «проверки» военной реформы Д. А. Милютина, отношения к войне правительственных кругов, деятельности славянских комитетов и развития общественного и добровольческого движения. В последнее время лидирующие позиции стали занимать такие темы, как история Красного Креста во Второй Восточной войне и роль сестер милосердия, восприятие войны и жителей Балканского полуострова русским обществом, отражение событий Балканской войны в печати.

Но в целом, за исключением военной литературы, исследования многих сторон Русско-турецкой войны остаются в тени больших войн и историй больших общественных движений. Примечательно, что одна из самых значительных работ в плане изучения профессиональной идентичности медицинского персонала, оставляет за рамками медицинские практики времени Русско-турецкой войны

Белым пятном в изучении Русско-турецкой войны остается взаимодействие государственных и общественных структур в тылу, как в целом по стране, так и в рамках отдельных регионов. Несмотря на то, что в последнее время стали появляться первые региональные исследования по взаимоотношению власти и общественных организаций, этот пробел очевиден на фоне большого массива литературы о совместной деятельности государственных и общественных учреждений в годы Первой мировой войны.

Вместе с тем данная проблематика в рамках Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. интересна с точки зрения того, что это был первый пореформенный опыт взаимодействия власти и общества в общероссийской программе содействия армии, анализу которого и посвящена настоящая статья. Региональный аспект исследования и введение в научный оборот документов местного архива дает возможность сфокусировать внимание на взаимодействии государственных и общественных структур в губерниях, выявить соотношение местных и общенациональных интересов в их деятельности.

Информирование населения и правовое регулирование. События Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. вызывали неизменный интерес в России. Правительство в свою очередь стремилось к использованию местных ресурсов и инициатив для оказания помощи фронту. Оно было заинтересовано в расширении возможностей информирования населения с целью его вовлечения в благотворительные акции и поддержания позитивного образа войны как войны «за православную веру» и за «братьев славян». Поэтому в инструкциях «сверху» содержалось обязательное требование «сообщить» и «разъяснить» заинтересованным лицам их содержание.

Сведения о событиях на Балканском полуострове сообщали официальные газеты «Смоленские губернские ведомости» и «Смоленские епархиальные ведомости», доступные образованному обществу. Вместе с тем Главное управление по делам печати «в целях доставления бедным людям возможности узнавать о ходе военных действий» разрешило перепечатывать правительственные телеграммы из «Правительственного вестника» в Губернских ведомостях и «на отдельных листках наклеивать на видных местах». Этим разрешением воспользовались губернские, городские и уездные власти. Так, Рославльская городская управа «вывешивала в своих окнах для публики телеграммы с театра военных действий, а затем и разные слухи». Сообщения о военных событиях быстро доходили до городов губернии. Уже 3 декабря 1877 г. в Дорогобуже «по случаю падения Плевны» (Плевна пала 28 ноября) в соборном храме был отслужен торжественный молебен «при участии военных и гражданских чинов всех классов общества».

Центральное место в информировании губернских властей и побуждению их к действиям имели перепечатанные из «Правительственного вестника» законы, а также циркуляры и инструкции МВД и Военного ведомства. Прямое отношение к Смоленской губернии имели циркуляры «О правилах распределения и развозки раненых и больных с театра военных действий» от 25 сентября 1877 г. и «О снабжении теплой одеждой раненых» от 28 сентября 1877 г.

Эти акты определяли место Смоленской губернии в лечении раненых, исходя из наличия железных дорог, проходивших через губернию и губернский город, а также существования всесословного земского и городского самоуправления. Накануне военных действий было создано две эвакуационных комиссии: в Яссах и во Владикавказе. В их задачу входило распределение раненых, поступающих из действующих армий, в государственные (военные и гражданские) госпитали и госпитали Красного Креста. В то время лечебные учреждения располагались близко к театру военных действий. К сентябрю 1877 г. они оказались переполнены, и возникла необходимость лечения раненых в отдаленных от фронта губерниях. С этой целью были созданы еще две эвакуационные комиссии: Киевская и Московская. Рубежной линией между ними стала железная дорога Смоленск – Москва – Владимир – Нижний Новгород. Лечебные заведения, лежавшие к югу от этой линии и госпитали города Смоленска, были причислены к Киевской эвакуационной комиссии. А все лечебные заведения на линии Смоленск – Москва – Владимир – Нижний Новгород и к северу от нее относились к Московской эвакуационной комиссии.

Госпитали для лечения раненых «прижимались» к дороге из-за сложности транспортировки раненых от железнодорожных станций. Положительное значение имел факт нахождения железнодорожных станций в городах Гжатске, Вязьме и Смоленске. Через Смоленск проходила еще Орловско-Рижская дорога, по которой также перевозили раненых, пленных и военные грузы, направлявшиеся к театру военных действий.

С осени 1877 г., по новым Правилам распределения и развозки раненых и больных с театра военных действий, госпитальная сеть расширялась не только территориально, но и за счет новых субъектов, получивших право на создание тыловых лечебниц. К ним относились общественные организации, среди которых были земства и города, имевшие статус «общественных» учреждений, и частные лица, «если будут содержать все условия содержания, лечения, своевременного возвращения раненых». Таким образом, лечение раненых, размещение военнопленных и решение всего комплекса сопутствующих вопросов возлагалось на ряд местных государственных и общественных институтов.

Система учреждений. Документы Смоленского государственного архива позволяют описать учреждения и общества, занимавшиеся решением вопросов, которые можно назвать помощью армии и различным категориям населения, пострадавшим от войны. К ним относились так называемые местные комитеты Красного Креста: губернское управление, шесть уездных отделов (Смоленское, Бельское, Гжатское, Духовщинское, Рославльское, Юхновское) и одно городское (Вяземское). Как правило, в делопроизводственной документации 1877-1878 гг. и по закону от 3 мая 1867 г. они назывались обществами Попечения о раненых и больных воинах (в комитеты Красного Креста были переименованы в 1879 г.) и действовали под общим патронажем императрицы Марии Александровны и в мирное, и в военное время. Попечения носили характер добровольных общественных организаций, но покровительство императрицы повышало их статус в глазах населения и местной администрации. На территории Смоленской губернии управление и комитеты Попечения действовали только во время войны (с октября 1877 г. до декабря 1878 г.), и были нацелены на благотворительность и на лечение раненых. Кроме того, в общую работу были включены дамские комитеты, Смоленское благотворительное общество (создано 20 апреля 1872 г.), переименованное в ходе войны в губернское Попечительство для пособия нуждающимся семействам; губернское и уездные земства, городские управы, волостные правления, уездные исправники, церковь и частные лица. Координация действий всех этих институций принадлежала губернатору.

В годы Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на территории Смоленской губернии, находившейся в глубоком тылу, была создана система властных и общественных институтов, оказывавшая помощь воюющей армии и семьям, пострадавшим от войны. На примере одной губернии можно констатировать, что впервые крупные гуманитарные акции стали совместным делом населения и администрации. В их основе лежали правительственные инициативы, санкционированные законом, но имело место и движение снизу, базировавшиеся на понимании справедливого характера войны. В Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. были апробированы основные практики взаимодействия власти и общества, применявшиеся в годы Первой мировой войны.

Аннотация

В статье речь идет о взаимодействии власти и общества по решению задач в тылу в связи с Русско-турецкой войной 1877-1878 гг. Смоленская губерния, благодаря наличию железных дорог и органов самоуправления в лице земств и городов, несмотря на удаленность губернии от фронта, была вовлечена в общероссийские программы содействия армии и населению, пострадавшему от войны. Однако до настоящего времени эти события на территории губернии не изучены. Наличие в Смоленском государственном архиве десятков дел, обладающих большим информационным потенциалом, дает возможность проанализировать вклад жителей Смоленской губернии и ее администрации в освобождение славянских народов Балканского полуострова. Материалы Смоленского государственного архива по теме носят делопроизводственный характер. Они отложились в фондах Канцелярии смоленского губернатора (Ф. 1), Смоленской губернской земской управы (Ф. 7), Смоленской городской управы (Ф. 65). Видовое однообразие источников соответствует задачам исследования. С позиций системного подхода и ивент-анализа исследуется система местных административных учреждений и общественных организаций по лечению раненых, размещению пленных и оказанию помощи семьям военнослужащих и мероприятий, сопутствующих этим направлениям деятельности. Анализ источников показал, что система тыловых учреждений и связей сложилась под воздействием центральной власти, но ее организационные формы, практики и процедуры взаимодействия формировались на местах и являлись отражением не только правительственной политики, но и положительного восприятия войны со стороны местного населения и наличия на территории Смоленской губернии необходимых общественных структур. Центральное место в системе этих учреждений занимало местное Попечение о раненых и больных воинах, являвшееся структурным подразделением Красного Креста на территории губернии, а роль координатора выполнял губернатор. В годы войны в Смоленской губернии была создана разветвленная сеть временных эвакуационных госпиталей, находившаяся в ведении губернского управления Попечения о раненых и больных и земских учреждений. В них прошли лечение тысячи раненых. В статье представлены и другие акции по оказанию помощи армии: сбор теплых вещей среди населения, помощь семьям военнослужащих, пострадавшим от войны. Автор приходит к выводу, что сложившиеся в Смоленской губернии в годы Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. организационные формы и практики стали своеобразной апробацией аналогичных мер, применявшихся в тылу в годы Первой мировой войны.

Ключевые слова: Русско-турецкая война 1877-1878 гг., Смоленская губерния, власть и общество, местная администрация, Красный крест, земство, тыловые госпитали, социальная поддержка, исторические источники.

Список литературы

Айрапетов, О. Р. Испытание войной: реформы и вооруженные силы России и Турции в 1860-1870–е годы // Российская история. 2016. № 6. С. 15-27.

Асташов, А. Б. Мобилизация и санитария в тылу русской армии в 1914-1918 годы: социально-экономический анализ // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2021. № 2 (53). С. 27-37.

Бушнелл, Джон. Д. Милютин и Балканская война: испытание войной // Великие реформы в России. 1856-1874. Москва: МГУ, 1992. С. 239-259.

Дьяков, В. А. Славянский вопрос в общественной жизни дореволюционной России. России. Москва: Наука, 1993. 207 с.

Кайдышева, Н. Н. Благотворительная деятельность как проявление гражданской активности в годы Первой мировой войны // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2015. № 2 (29). С. 113-123.

Калиганов, И. И. Воспоминания участника Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генерала М. А. Газенкампфа // Вестник славянских культур. 2017. Т. 45. С. 7-18.

Кочуков, С. А. «За братьев-славян»: Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в восприятии общества, власти и армии Российской империи. Саратов: Наука, 2012. 298 с.

Линденмейр, А. Добровольные благотворительные общества в эпоху Великих реформ // Великие реформы в России. 1856-1874. Москва: МГУ, 1992. С. 283-300.

Мамонов, А. В. Самодержавие и «славянское движение» в России в 1875-1877 годах // Российская история. 2004. № 3. С. 60-77.

Мельникова, Л. В. Общины сестер милосердия и женские православные монастыри во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. // Российская история. 2016. № 6. С. 28-45.

Gleason, W. E. (1982), The All – Russian Union of Zemstvos and World War I. IN: The Zemstvo in Russia. Cambridge University Press, Cambridge, New York, USA, pp. 365-382.

Follows, T. (1978), Politics and the war effort in Russia: The Union of Zemstvos and the organization of the food supplay1914-1916, Slavic Review, vol. 37, № 1, pp. 37-58.

Menning, B. W. (2000), Bayonets before Bullets. The imperial Russian Army, 1861-1914. Indiana University Press, Bloomington, USA, 334 p.

Miller, F. A. (1968), Dmitrii Miliutin and the Reform Era in Russia. Vanderbilt University Press, Nashville, 246 p.

Lindenmeyr, A. (1993), Public Life, Private Virtues: Women in Russian Charity, 1762 1914, Journal of Women in Culture and Society, vol. 18, № 3, pp. 562-591.

Hutchinson, John F. (1996), Champions of Charity: War and the Rise of the Red Cross, West view Press, Boulder, 448 р.

Grant, Susan (ed.) (2017), Russian and Soviet health care from an International perspective: comparing professions, practice and gender, 1880-1960, Palgrave Macmillan, Liverpool, 281 p.

Сведения об авторах

Горская Наталья Ивановна, доктор исторических наук, профессор, Смоленский государственный университет, факультет истории и права, кафедра истории России, профессор, г. Смоленск, Российская Федерация, 8-910-761-69-80, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ (проект № 24-28-20194) в рамках регионального конкурса «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными группами»: https://grant.rscf.ru/site/user/bids?role=master

В редакцию статья поступила 12.03.2024 г., рекомендована к опубликованию 20.06.2024 г.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.