Введение карточной системы в осажденном Ленинграде летом 1941 г.

Печать PDF

Научная статья

УДК 93/94+339.194+930.85+338.246.025.87+930.253+002.6+651.9+308+304.2+304.9+338.246.8+930.23+336.055+336.055.4+338.246.025.04+338.246.028+338.245+338.246.86+338.245.4+339.726.2+339.19

doi 10.28995/2073-0101-2024-3-766-778

Для цитирования

Ходяков, М. В. Введение карточной системы в осажденном Ленинграде летом 1941 г. // Вестник архивиста. 2024. № 3. С. 766-778, doi 10.28995/2073-0101-2024-3-766-778

Ходяков, М. В.

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение карточной системы в осажденном Ленинграде летом 1941 г.

Несмотря на то, что о нормированном снабжении населения Ленинграда и существовании многочисленных карточек на продукты питания говорится практически во всех исследованиях, посвященных блокаде города, тема до сих пор не получила всестороннего освещения в историографии.

Конечно, историки не прошли мимо вопросов, связанных с продовольственными трудностями населения, распределением продуктов на начальном этапе блокады, преступлениями, сопровождавшими изготовление и распространение фальшивых продовольственных карточек. Затрагивалась и система продовольственных привилегий, существовавших в осажденном, а затем в блокированном городе. В последние годы появились исследовательские работы, в которых намечены новые направления для изучения этой перспективной проблематики. Ведь в стране выпускались десятки видов карточек. Если в 1941 г. их было 12, то к 1944 г. – свыше 130. В 1944 г. в Москве существовало 149 видов карточек и талонов, а в Ленинграде – 171. Их выдачу на территории страны в тот момент обеспечивали 1779 карточных бюро и 8749 сотрудников.

Вопрос о возврате к карточной системе, существовавшей в России с перерывами с 1916 г., был поставлен осенью 1939 г. наркомом торговли А. В. Любимовым. В следующем году он еще раз повторил свое предложение. Начавшаяся война ускорила переход к нормированному распределению продуктов, к чему существовавшая система торговли не была готова.

В Наркомате торговли СССР (НКТ) разработали проект постановления правительства под грифом «совершенно секретно», который рано утром 23 июня 1941 г. был направлен заместителю председателя Совнаркома. Машинописный текст с пометкой красным карандашом «К делу» датирован 1 июля. Проект предполагал введение карточной системы сначала в Москве и Ленинграде, а затем в «остальных городах и населенных пунктах» в июле 1941 г. Сохранившиеся образцы продовольственных талонов свидетельствуют о том, что нормированную выдачу продуктов питания Управление заборных книжек Мосгорисполкома планировало начать уже 1 июля.

Не получая конкретных указаний и инструкций от вышестоящих органов, нарком торговли инициировал ряд действий по подготовке к введению карточек на товары первой необходимости. В своей записке от 27 июня 1941 г. он сообщил заместителю председателя СНК СССР Н. А. Булганину: «нормированная торговля хлебопродуктами до 1 июля введена не будет…». Вслед за этим, 4 июля, он проинформировал Л. П. Берию о том, что СНК СССР пока только рассматривает проект постановления о введении карточной системы, предусматривающий снабжение рабочих и служащих предприятий нефтяной промышленности по специальному списку «вне зависимости от места нахождения предприятий». В связи с этим А. В. Любимов отметил «нецелесообразность организации специального торга» для обслуживания предприятий Грозненского нефтекомбината.

Начальником городского управления по учету и выдаче продовольственных и промтоварных карточек был назначен начальник планово-финансового сектора отдела торговли Ленсовета И. Г. Стожилов. 10 августа 1941 г. Ленгорисполком утвердил руководителей районных отделений по учету и выдаче карточек. Аппарат, призванный обеспечить функционирование карточной системы, к тому времени насчитывал 948 человек.

В постановлении ЛГК от 16 июля 1941 г. отмечалось, что райкомы партии и исполкомы районных Советов должны были довести до сведения горожан порядок получения и пользования продовольственными и промтоварными каточками. Поскольку глубина грядущего продовольственного кризиса руководителям города в тот момент времени до конца не осознавалась, исполкому Ленгорсовета поручалось «установить количество магазинов для торговли продовольственными товарами без карточек по повышенным ценам». Постановление правительства «Об организации коммерческой торговли в Москве, Ленинграде, отдельных городах и пригородных районах Московской и Ленинградской областей», утвержденное Политбюро ЦК ВКП(б) 18 июля 1941 г., а также приложение к нему предусматривали осуществление коммерческой торговли в 50-70 магазинах Ленинграда, в 7-14 магазинах городов Ленинградской области и в 6-12 магазинах пригородных районов Ленинградской области. Правда, учитывая продовольственную ситуацию в Ленинграде, В. М. Молотов, Г. М. Маленков, А. Н. Косыгин и А. А. Жданов уже 29 августа направили в адрес И. В. Сталина, А. И. Микояна и Л. М. Кагановича докладную записку, в которой предлагали «в целях экономии продуктов» прекратить коммерческую торговлю продуктами питания в Ленинграде и установить с 1 сентября месячные нормы на выдачу некоторых продуктов для рабочих, служащих, иждивенцев и детей. Началось свертывание коммерческой торговли, включая предприятия общественного питания, торговавшие по повышенным ценам.

В осажденном Ленинграде изготовление продовольственных карточек было возложено на управление издательств и полиграфии исполкома Ленгорсовета. Наиболее мощной из всех оказалась типография имени Володарского, где и осуществлялась их печать. Первоначально для этого использовалась бумага с водяными знакам, произведенная на фабрике Гознака. В конце 1941 г. от нее пришлось отказаться и организовывать печать карточек «на безузорной писчей бумаге».

Спустя 10 лет после окончания войны, в декабре 1955 г., в связи с обсуждением планов возможного введения в стране нормированного распределения продуктов министру торговли СССР Д. В. Павлову, который на начальном этапе блокады являлся уполномоченным Государственного комитета обороны по снабжению войск Ленинградского фронта и населения Ленинграда, был представлен секретный доклад. В нем анализировалась деятельность НКТ за военные годы и звучало предложение «…более подробно изучить опыт нормированного снабжения в СССР (в 1918–1921 годах, 1929–35 годах и в 1941–47 годах)». По оценке специалистов НКТ в начале войны оказался не готов к введению карточной системы. Действие карточек в Москве и Ленинграде, Московской и Ленинградской областях началось только 17–20 июля 1941 г. Карточки на хлеб во многих городах страны вводились в августе – октябре 1941 г., а карточки на промышленные товары – в январе – апреле 1942 г.

Введение и функционирование карточной системы в годы Великой Отечественной войны регламентировалось многочисленными приказами и инструкциями. Но это не был «карточный хаос». Система эволюционировала, она отражала те изменения, которые происходили в вопросах обеспечения населения продовольствием, а власть на всех этапах существования принципов нормированного снабжения контролировала этот процесс.

Аннотация

В ходе начавшейся Великой Отечественной войны введение карточной системы в Советском Союзе было осуществлено с большой задержкой. Это произошло спустя почти месяц после начала войны. Выявленные в РГАЭ и ЦГА СПб материалы позволяют проследить за ходом важного процесса, связанного с принятием решения о введении карточной системы и деления населения на группы. Проект, а затем постановление правительства возлагало все работы по изготовлению и выдаче карточек на СНК союзных и автономных республик. Содержание городских и районных карточных бюро осуществлялось за счет средств населения, которое должно было оплачивать их деятельность, внося деньги за получаемые на руки продовольственные карточки. Не осознавая всей глубины грядущего продовольственного кризиса, руководители Ленинграда одновременно с введение карточной системы разрешили функционирование торговли по повышенным ценам. Некоторые категории населения, имевшие высокий доход, использовали эту возможность и в начале войны активно пользовались коммерческими магазинами. Однако уже в сентябре 1941 г. пришлось отказаться от продажи населению товаров и продуктов по повышенным ценам. Проблемы, связанные с нормированным распределением продуктов, сопровождались изготовлением и распространением фальшивых продовольственных карточек, выдачей льготных талонов и карточек различным категориям трудящихся Ленинграда – первоначально рабочим «горячих» цехов, а затем также донорам крови и беременным женщинам. Система продовольственных привилегий, существовавших в осажденном городе, имела свои законы. Появившиеся в июле 1941 г. карточки не имели указания ни на одну из четырех установленных инструкцией групп населения (рабочие, служащие, иждивенцы и дети). В августе на хлебных карточках иждивенцев и детей появилось указание соответствующих категорий (И, Д.), а с сентября карточки имели все обозначения категорий населения (Р – рабочая, С – служащая, И – иждивенческая, Д – детская). Постановление Ленгорисполкома, принятое 26 июля 1941 г., предусматривало выдачу продовольственных карточек на август месяц. Одновременно в нем говорилось о переводе на котловое довольствие (без выдачи карточек) целой группы ленинградцев. К этой категории были отнесены воспитанники детских домов, учащиеся школ фабрично-заводского обучения, ремесленных и железнодорожных училищ Главного управления трудовых резервов. Система нормированного распределения продуктов, существовавшая в ряде городов страны с июля 1941 г., в том числе в Ленинграде, развивалась и усложнялась. Она сыграла свою роль в условиях острого дефицита продовольствия в годы войны и была отменена в декабре 1947 г.

Ключевые слова: карточная система, распределение продовольствия, Ленинград, 1941 год, Великая Отечественная война, исторические источники.

Список литературы

Берггольц, О. Ф. Блокадный дневник (1941–1945). Санкт-Петербург: Вита Нова, 2015. 556 с.

Ломагин, Н. А. В тисках голода. Блокада Ленинграда в документах германских спецслужб, НКВД и в письмах ленинградцев. 2-е изд. Санкт-Петербург: Аврора-Дизайн, 2014. 360 с.

Ломагин, Н. А. Неизвестная блокада. В 2 кн. Кн. 1. 2-е изд. Санкт-Петербург: Издательский дом «Нева», 2004. 576 с.

Орлов, И. Б. Карточное снабжение в 1941–1943 гг.: расчеты и просчеты // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. № 3. С. 36–42.

Осокина, Е. А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927–1941. Москва: РОССПЭН, 1999. 271 с.

Повседневные документы ленинградцев в годы войны и блокады 1941–1945 гг. Альбом / Отв. ред. А. Н. Чистиков. Санкт-Петербург: Арт-Эспресс, 2020. 236 с.

Пянкевич, В. Л. «Люди жили слухами»: Неформальное коммуникативное пространство блокадного Ленинграда. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2014. 479 с.

Соболев, Г. Л. Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Книга первая: июнь 1941 – май 1942. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. 696 с.

Твердюкова, Е. Д. Борьба со злоупотреблениями в сфере карточного снабжения населения СССР. 1941–1947 гг. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: История. 2010. № 2. С. 32–40.

Яров, С. В. Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941–1942 гг. Москва: Центрполиграф, 2012. 603 с.

Bidlack, R., Lomagin, N., Schwartz, M. (2012), The Leningrad blockade, 1941–1944: A new documentary history from the Soviet archives, Yale University Press, 487 p.

Hass, Jeffrey K. (2021), Wartime Suffering and Survival: The Human Condition under Siege in the Blockade of Leningrad, 1941–1944, Oxford University Press, 440 p.

Hass, J. K., Lomagin, N. A. (2021), ‘Seeing like a Starving State: The Soviet Political Economy of Death in the Blockade of Leningrad’, Modern History of Russia, vol. 11, №. 2, pp. 324–338.

Сведения об авторах

Ходяков Михаил Викторович, доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории, кафедра новейшей истории России, профессор, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-921-563-44-07; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда № 24-18-00305 «Продовольственное обеспечение блокадного Ленинграда: организация производства, практики распределения, память», https://rscf.ru/project/24-18-00305/

В редакцию статья поступила 27.05.2024 г., рекомендована к опубликованию 20.06.2024 г.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.