Социально-политический состав участковых комиссий по выборам во Всероссийское Учредительное собрание в ноябре 1917 г. По материалам Калужской губернии

Печать PDF

Научная статья

УДК 93/94+930.25+308+304.4+304.5+304.9+321.01+342.1+930.23+930.253+651.5+002.66+651.9+303.832.3+323.212+323.226+323.233+323.232.019.57+323.3.01/.06+323.32+323.38+323.396+323.398+323.4+347.168+81'373.23

doi 10.28995/2073-0101-2024-3-794-809

Для цитирования

Мухина, М. В. Социально-политический состав участковых комиссий по выборам во Всероссийское Учредительное собрание в ноябре 1917 г. По материалам Калужской губернии // Вестник архивиста. 2024. № 3. С. 794-809, doi 10.28995/2073-0101-2024-3-794-809

Мухина, М. В.

Калужский государственный университет, г. Калуга, Российская Федерация

Социально-политический состав участковых комиссий по выборам во Всероссийское Учредительное собрание в ноябре 1917 г. По материалам Калужской губернии

После смены государственной власти в феврале – марте 1917 г. Временное правительство совместно с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов приняло 2 марта решение о необходимости созыва Всероссийского Учредительного собрания. Особое совещание по разработке Положения о выборах начало свою работу в конце мая 1917 г. Кризисы власти и намерения членов комиссии учесть все нюансы многонационального государства, часть населения которого находилась на фронтах Первой мировой войны, замедляли разработку избирательного законодательства. Имелся и другой резон у новой не имевшей легитимности элиты – удержаться во властных структурах. В разработке проекта Положения о выборах во Всероссийское Учредительное собрание приняли участие более 100 человек, среди которых были известные юристы Гессен, Котляревский, Кокошкин, Набоков. Последние поправки и разъяснения к документу появились в конце сентября 1917 г. В связи с вышеизложенным, представляет интерес обращение к социально-политическому составу участковых комиссий.

Заявленная проблема является узкой и неисследованной, поэтому публикации по ней практически отсутствуют. Современные отечественные исследователи обращаются к различным аспектам изучения истории выборов во Всероссийское Учредительное собрание. Историки анализируют избирательный процесс в регионах, участие отдельных социальных групп в голосовании, влияние Учредительного собрания на политическую ситуацию в государстве.

Положение о выборах во Всероссийское Учредительное собрание предполагало наличие следующих избирательных единиц (от общегосударственного уровня к местному): Всероссийская по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия (Всевыборы) – Окружная комиссия – городская либо уездная комиссия – участковая комиссия. Во Всевыборы входило 16 человек по назначению Временного правительства (8 человек от социалистических партий), окружная комиссия состояла из 6 человек (председатель окружного суда, два представителя от городской управы, два представителя от губернской управы). Городская или уездная комиссия состояла из 6 человек (административный судья и заместитель, двух членов по избранию уездной земской управы и двух по избранию местной городской управы). По политическим предпочтениям члены указанных уровней комиссий являлись членами партий народной свободы или относили себя к социалистам-революционерам. За формирование участковых комиссий согласно избирательному законодательству отвечали городские, уездные, волостные управы. Комиссии должны были состоять из 4 человек, включая секретаря и председателя.

Осенью 1917 г. Отдел по подготовке Учредительного собрания при Всероссийском Центральном Исполнительном комитете Советов рабочих и солдатских депутатов выпустил брошюру «Наказ о применении раздела I и инструкция к разделу III Положения о выборах в Учредительное собрание». Единственным уточнением по поводу участковых комиссий в Наказе является требование к грамотности членов комиссий. Отметим, что работа членов участковых комиссий не предполагала оплаты, так как рассматривалась составителями Положения о выборах как простая и кратковременная.

Октябрьские события 1917 г. на некоторое время затормозили работу комиссий всех уровней, но идея проведения выборов все еще поддерживалась большинством политических партий. В Калужской губернии представители местной власти, общественных организаций, партий, поддерживающих Временное правительство, создали «Орган губернской власти по спасению родины и революции». Стоит заметить, что Совет солдатских депутатов, возглавляемый калужскими большевиками, был распущен 18 октября 1917 г. из-за неподчинения губернской власти.

К этому времени стало очевидным, что выборы будут проходить в очень напряженной атмосфере. Всевыборы в начале ноября обратились к комиссиям с призывом отмечать все факты нарушений, неправильностей в ходе проведения процедуры голосования. От членов участковых комиссий зависело объективное отражение хода выборов на местах, пресечение попыток повлиять на ход голосования. Так, на одном из участков Калужского избирательного округа очевидцами был зафиксирован факт агитации в день выборов за список № 7 (большевики) и распространения политической литературы, не получивший официальной огласки со стороны участковой комиссии. Учитывая обстановку в губернии, есть основания полагать, что такие случаи не были единичными. Важно, с нашей точки зрения, отметить, что участковые комиссии производили подсчет голосов, который не перепроверялся на других уровнях, так как уездные и окружные комиссии работали именно с предоставленной документацией, где было зафиксировано количество голосов за каждый кандидатский список по данному участку.

Единственным документом, где отражен состав участковых комиссий по Калужскому избирательному округу, является дело 248 «Статистические ведомости о ходе подготовки к выборам, для подсчета голосов при выборах в Учредительное собрание и списки членов участковых комиссий Калужской губернии», хранящееся в фонде 1810 «Всероссийская по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия» Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). В деле, с 83 по 188 лист, находятся заполненные бланки, обозначенные «форма № 2», где содержится основная информация о членах участковых комиссий. На форме курсивом указано «Отправить Всероссийской комиссии не позднее, чем через три дня после публикации кандидатских списков». Секретарю участковой комиссии необходимо было указать название местности, губернии, уезда, волости, города, селения. Затем следовала таблица, состоящая из следующих граф: Ф.И.О., положение в комиссии, пол, возраст, образование, профессия, национальность, политическая принадлежность. Форма заканчивается местом для подписи председателя комиссии. Документ можно отнести к материалам избирательного делопроизводства. Никаких знаков о дате отправки и получения ни один из бланков не имеет. Требований к заполнению формы выявить не удалось, исходя из первичного анализа всех бланков, можно утверждать, что точных указаний по их заполнению не поступало.

В деле 248 представлены материалы по личному составу 103 (из 723) участковых комиссий семи уездов Калужского избирательного округа (Боровский уезд – 8 комиссий, Козельский уезд – 43 комиссии, Лихвинский – 2, Малоярославецкий – 8, Медынский – 10, Мещовский – 9, Перемышльский – 23). В деле помещены бланки пяти комиссий, которые не отражают требуемой информации. В трех бланках не заполнена информация о названии участка и волости. В бланке от деревни Кричина Козельского уезда проставлено двенадцать подписей без какой-либо дополнительной информации. Комиссия деревни Дудино Козельского уезда поместила в бланке следующее обращение: «Товарищи большевики и социалисты-революционеры, левые борцы, даем ответ на этот незаполненный список, мы все принадлежим партии большевиков, голосовало по нашему избирательному списку Паневского уезда шетьсот пять записок за № 7 (большевики) и за № 2 (социалисты-революционеры) двадцать три записки. И всего голосовало избирателей 628 записок, так что за список 7 – 605 человек, а за список 2 – 23 человека. Притом мы все граждане и мы боремся, и в крови. Как были за свободу и желаем землю и всю народную власть, даже желаем вооружиться, кто идет против этого. Подпись за председателя комиссии».

Члены участковых комиссий должны были назначаться минимум за десять дней до начало выборов из числа грамотных избирателей участка. Несмотря на требование к количеству членов комиссии, в рассматриваемых документах встречаются комиссии численностью от одного до шести человек. Например, в Козельском уезде большая часть комиссий состояла из пяти человек. В Позднянском избирательном участке этого же уезда в комиссии состоял всего один человек.

Реконструкция социально-политического состава участковых комиссий. В ходе работы с документами было выявлено, что общая численность членов комиссий на 103-х участках составляла 398 человек. Целесообразным представляется общий анализ содержания бланков в соответствии с пунктами таблицы, которая заполнялась секретарями комиссий.

Вторым после столбца «ФИО, положение в комиссии» следовал пункт «пол». Большая часть комиссий состояла из мужчин. Женщины занимали должность секретаря в 22 участках (21% от общего количества участков), в одном участке Медынского уезда сельская учительница была членом комиссии (0,3%), а в Козельском уезде на одном из участков учительница сельской школы была председателем (а также единственным членом комиссии). Стоит заметить, что все женщины в рядах участковых комиссий имели профессию учитель либо являлись студентками училищ. По всей видимости, в комиссию женщины привлекались, как наиболее грамотные люди.

При подсчете данных графы «возраст» было выявлено, что средний возраст председателей комиссий составлял 44 года, секретарей – 31 год. Членами комиссий были граждане от 20 до 65 лет.

В комиссиях, где было отмечено наличие неграмотных участников, практически всегда был грамотным секретарь. Исключение в данном исследовании составляет только комиссия с. Долбина Лихвинского уезда, где все ее члены числятся неграмотными. Данных о причине избрания их членами комиссии выявить не удалось. Практика привлечения неграмотных граждан к работе в участковых комиссиях применялась и в других губерниях. Так, в нескольких уездах Могилевской губернии в ряде участков трудились неграмотные члены комиссии, в одном из них был неграмотным председатель.

В графе «профессия или занятие» были зафиксированы следующие записи: хлебопашец, земледелец, крестьянин, фабричный рабочий, чернорабочий, столяр, плотник, штукатур, слесарь, солдат, военная служба, ротный фельдшер, священник, псаломщик, учитель, секретарь, кондитер, художник, мастер музыкальных инструментов, член земской управы, письмоводство, кооператор, агроном, солдат. Профессиональная деятельность участников комиссий была разделена на несколько групп: крестьяне, рабочие, военные, учителя, земские служащие, духовенство, ремесленники. Самую многочисленную группу представляют крестьяне – 235 человек (59%), из них 62 были председателями и 24 секретарями участковых комиссий.

Партийная принадлежность членов избирательных комиссий. В условиях менявшейся политической ситуации в Калужской губернии особый интерес представляет графа «От какой партии или учреждения входит в комиссию». К беспартийным относилось 160 человек, отметку «избран(а) волостным земством» имеют 172 человека. Следовательно, 83% членов участковых комиссий не относили себя ни к одной из партий, борющихся за влияние. К партии социалистов-революционеров причисляли себя 39 человек, к РСДРП(б) – 23 человека, а также еще 4 «сочувствующих». Подобное можно объяснить общей политической пассивностью и аморфностью населения провинции. Сказывалась и политическая неподготовленность населения, которое относило волостное земство к партийной организации. Еще летом социалистические партии имели большее количество сторонников, чем либеральные, так как их лозунги были доступны и близки населению провинции. С социалистическими партиями связывался выход из кризиса и решения аграрного вопроса в пользу крестьянства. В обозначенном деле представлены бланки по личному составу уездных комиссий, этим можно объяснить отсутствие среди ее членов представителей партии народной свободы. Последние оставались популярны лишь в городах Калужской губернии. Кадеты занимали лидирующие позиции на выборах и в городах других избирательных округов. Так, в уездных центрах, городах и пригородах Псковской губернии большая часть населения проголосовала за партию народной свободы, тогда как по губернии лидировали социалисты-революционеры. По данным Всевыборов, лишь около 10% состава комиссий по всему государству указали свою партийную принадлежность (чаще – эсеры). В последней графе «национальность» указывалось – «великорусская или русская», либо использовалась формулировка «православная».

Влияние на работу членов участковых комиссий в ряде уездов Калужской губернии в первую очередь могли оказывать уровень образования, профессиональная принадлежность, добросовестное отношение к возложенной на них ответственности. Появившиеся летом 1917 г. волостные земства, отвечавшие за формирование комиссий, состояли в основном из крестьян. Чаще всего членами комиссий становились лица, имевшие опыт работы в органах местного самоуправления или пользовавшиеся авторитетом у населения. По роду основной деятельности в комиссиях лидировали крестьяне, как самая многочисленная категория жителей губернии. В комиссии входили граждане обоего пола в возрасте от 20 до 65 лет. Прямым нарушением избирательного законодательства было включение в состав комиссий неграмотных граждан (около 9%). На подобное нарушение органы, ответственные за формирование комиссий, могли пойти ввиду отсутствия грамотных людей. Также стоит учитывать, что на данный момент не выявлено каких-либо рекомендаций Всевыборов по заполнению исследуемой формы документа вообще и графы «образование» в частности. Подавляющее число членов комиссий не относили себя ни к одной из политических партий. Политическая культура членов участковых комиссий оставляла желать лучшего во многом из-за отсутствия должной разъяснительной работы со стороны земств и местных партийных ячеек. Частым явлением, зафиксированным уже на уровне уездных комиссий, было несоответствие избирательной документации участков заявленным формам, отсутствие штампов и прошивки избирательных записок. Это можно объяснить как нежеланием выполнять неоплачиваемую работу членов комиссий, так и отсутствием или несвоевременной отправкой необходимых инструкций для комиссий.

Аннотация

Автор предпринимает источниковедческий анализ документа, выявленного в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). На его основе реконструирует социально-политический состав низовых единиц избирательной системы – участковых комиссий. В обстановке нарастающего политического кризиса ответственная работа членов участковых комиссий по подсчету голосов и объективному отражению процесса голосования представляется особенно важной. В статье рассмотрен состав 103-х из 723-х участковых комиссий 7 уездов из 11 Калужской губернии (Калужского избирательного округа), что составляет 14% от общего количества участков. Исходя из содержания исследуемого документа, автором выделены следующие параметры для анализа социально-политического состава комиссий: пол, возраст, образование, профессия, национальность, партийная принадлежность. Автор использует традиционный историко-генетический метод, а также методы количественного анализа для подсчета данных по заданным параметрам. Несмотря на предоставленную по новому избирательному законодательству возможность участия в политической жизни женщинам, подобная практика была новой, особенно для жителей провинции. В связи с этим автором установлено, что в Калужском избирательном округе доля участия женщин в комиссиях была сравнительно небольшой – 22%. Женщины в подавляющем числе случаев привлекались в комиссии как наиболее грамотные люди в данной местности и исполняли роль секретарей. Все участницы комиссий были учителями или получали образование по этой профессии. В участковые комиссии входили люди разных возрастных категорий (самому молодому члену комиссии было 20 лет, наиболее возрастному – 65 лет). В статье показано, что вопреки требованиям избирательного законодательства около 9% состава комиссий были отмечены как неграмотные, что может объясняться нехваткой людей, готовых исполнять обязанности членов комиссий. Самой многочисленной профессиональной группой были крестьяне (59%), которые и составляли большую часть жителей губернии. Учителя, земские служащие, представители духовенств, имевшие опыт работы в органах местного самоуправления и являвшиеся наиболее грамотной категорией жителей составляли 21% членов участковых избирательных комиссий. Свою партийную принадлежность указали 16% состава комиссий, которые относили себя к членам партии социалистов-революционеров (эсеры) или РСДРП(б). Невысокий уровень политической культуры проявился в отнесении волостного земства к политической партии, около 43% членов комиссии отметили «избран волостным земством». Для большей наглядности данные оформлены и представлены в таблицах. Автор пришел к выводу, что на работу членов участковых комиссий в меньшей степени оказывала влияние их партийная принадлежность, так как общий уровень политической культуры населения провинции находился на низком уровне. Большую роль могли играть профессиональная принадлежность и уровень образования членов комиссий.

Ключевые слова: Всероссийское Учредительное собрание, Временное правительство, Калужская губерния, участковые комиссии, социально-политический состав, исторический источник.

Список литературы

Акульшин, П. В. Выборы в Учредительное собрание и политическая борьба в губерниях центральной России в 1917–1920 гг. (на материалах Владимирской, Калужской, Рязанской и Тульской губерний) // Таврические чтения 2018. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность. Сборник научных статей. Ч. 2 / Под ред. А. Б. Николаева. Санкт-Петербург: Астерион, 2019. С. 161–170.

Базанов, С. Н. Итоги выборов в Учредительное собрание в действующей армии в ноябре 1917 года (правда и вымысел) // Общество и власть в Императорской России, СССР и современной Российской Федерации. Материалы международной научной конференции, посвященной памяти доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки РФ Э. М. Щагина. Москва: МПГУ, 2018. С. 117–125.

Буховец, О. Г. Выборы во Всероссийское Учредительное собрание на территории Белорусских губерний: электоральная статистика и новые горизонты изучения // Новый исторический вестник. 2023. № 1 (75). С. 35–48.

Воробьев, А. А., Яковицкий, О. Ч. Выборы во Всероссийское Учредительное собрание на территории Рогачевского и Чериковского уездов Могилевской губернии // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 2 (28). С. 21–22.

Вторушин, М. И. Сибирское общество и Всероссийское Учредительное собрание в контексте кризиса революции 1917 года // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2019. № 3. С. 22–30.

Гордеев, П. Н. «Ложа Учредительного собрания»: «хозяин земли русской» и бывшие императорские театры // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2022. № 1 (56). С. 105–111.

Калашников, В. В. Роспуск Учредительного собрания как причина гражданской войны: pro et contra // Таврические чтения 2020. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность. Сборник научных статей. Ч. 2. / Под ред. А. Б. Николаева. Санкт-Петербург: Астерион, 2021. С. 123–137.

Калужский край в XX веке: исторические очерки / И. Б. Белова и др. Калуга: КГИМО, 2014. 416 с.

Корольков, О. П. Выборы в Учредительное собрание в Псковской губернии (1917 г.) // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2016. № 45. С. 45–67.

Матвеев, М. Н., Турганова, О. В. Исторические и правовые аспекты введения волостного земства Временным правительством // Вестник Самарского университета. Серия: История, педагогика, филология. 2019. № 2. C. 7–10.

Сведения об авторах

Мухина Марина Владимировна, Калужский государственный университет, Институт истории и права, кафедра истории, аспирант, г. Калуга, Российская Федерация, 8-953-329-1078, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 21.01.2024 г., рекомендована к опубликованию 20.06.2024 г.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.