Новые документы к биографии русского реставратора Андрея Филипповича Митрохина. 1765–1845 гг.

Печать PDF

Документальная публикация

УДК 930.23+645.5+930.253+351/354+651.5+003.074+930.25+930.255+35.0728+364.025+364.026+364.025.4+393.05+393.05.9+393.05.1+67-05+67.02+67.06+645.493+745/749+741.02+929+930.2+930.85

doi 10.28995/2073-0101-2024-3-810-830

Для цитирования

Окрошидзе, Л. Г., Юренков, А. К. Новые документы к биографии русского реставратора Андрея Филипповича Митрохина. 1765–1845 гг. // Вестник архивиста. 2024. № 3. С. 810-830, doi 10.28995/2073-0101-2024-3-810-830

Окрошидзе, Л. Г.

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация

Юренков, А. К.

Секретариат заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

Новые документы к биографии русского реставратора Андрея Филипповича Митрохина. 1765–1845 гг.

Искусство реставрации, как живопись, скульптура и архитектура, длительное время развивалось благодаря иностранным мастерам, которые приезжали в Россию и привозили с собой европейские новшества, художественные традиции и техники. Десятилетия работы иностранных специалистов позволили обучить новое поколение отечественных мастеров. Яркой фигурой в истории отечественной механической реставрации стал Андрей Филиппович Митрохин. Он родился примерно в 1765 г. в Торопце Псковской губернии и в юности был учеником местного художника Гаврилы Лохова. Однако к профессиональным занятиям искусством он пришел не сразу.

А. Ф. Митрохин сначала служил в Софийском полку. Кавалерийская воинская часть Софийский карабинерный полк был сформирован в 1783 году и участвовал в Русско-турецкой войне (1787-1791). В частности, полк 7 сентября 1789 г. принимал участие в бою между Большой и Малой Салчей. Можно предполагать, что, находясь на службе в Софийском полку, А. Ф. Митрохин мог принимать участие в боевых действиях.

Затем А. Ф. Митрохин был назначен стряпчим конюхом в Санкт-Петербурге, а после — придворным лакеем в «живописной команде» и лишь в 1801 г. был принят в Эрмитаж в качестве реставратора.

Реставратор практиковался в живописи. В Государственном Эрмитаже хранится единственная идентифицированная на данный момент работа кисти А. Ф. Митрохина — портрет Павла I. На картине император впервые изображен с мальтийским крестом Ла-Валетта. После заключения Конвенции в январе 1797 года, торжественные мероприятия принятия титула протектора проходят в ноябре того же года, где Павлу I вручаются регалии Протектора (Покровителя) Ордена св. Иоанна Иерусалимского, в том числе и крест, изображенный в последствии А. Ф. Митрохиным на портрете.

Других сохранившихся портретов кисти Андрея Филипповича не сохранилось, либо авторство его на данный момент еще не установлено. Но очевидно, что в историю А. Ф. Митрохин вошел не как живописец, а как реставратор произведений живописи из коллекции Эрмитажа.

«Первоклассным мастером» называет его В. Ф. Левинсон-Лессинг, благодаря которому сохранились до наших дней такие переложенные с дерева на холст руками А. Ф. Митрохина шедевры Рубенса как «Вакх» и «Пир у Симона Фарисея».

Важнейшей заслугой А. Ф. Митрохина является разработка метода перевода живописи с дерева на холст. Необходимость в нём была вызвана быстрым процессом разрушения писанных на дереве картин под влиянием чрезмерной сухости помещений Эрмитажа. Только в следующем, XX веке, в реставрационном деле появятся новые составляющие — это правильно оборудованная вентиляция помещений и наличие достаточного количества света.

А. Ф. Митрохину в работе помогал огромный накопленный им опыт. Свои знания в конце жизни он оформил в труд по искусству реставрации, который передал в Эрмитаж для использования последующими поколениями. В настоящий момент труд считается утраченным, предположительно, он пропал из архивов музея в середине прошлого века. Тем не менее, на многих принципах реставрации, применяемых А. Ф. Митрохиным, базируется и современная Эрмитажная школа реставрации.

Но, как верно отметил Макс Фридлендер, историк и теоретик искусства, трудно представить себе более неблагодарное занятие, чем реставрация. Реставратора в лучшем случае не видно, а все его мастерство остается скрытым от людских глаз. Именно поэтому, несмотря на всю значимость своей деятельности, своего труда, фигура А. Ф. Митрохина оказалась в тени на многие десятилетия.

До недавнего времени была известна лишь дата смерти А. Ф. Митрохина, но ни обстоятельства последних месяцев его жизни и завершения его земного пути, ни факты, связанные с его погребением, не были известны.

Всего А. Ф. Митрохину было посвящено несколько работ. Первым, кто написал о реставраторе стал поэт Н. В. Кукольник. Он знал реставратора лично и даже имел счастье наблюдать за процессом реставрации в мастерской Митрохина. В следующий раз о деятельности Митрохина в стенах музея напишет сотрудник Эрмитажа С. А. Гамалов-Чураев. Его работа, базирующаяся на архивных документах музея, детально повествует о деятельности Митрохина, о его школе реставрации и учениках, но, как и прежде, многие аспекты биографии остались неизученными. Очередной раз, когда личность А. Ф. Митрохина вызвала интерес в научных кругах, произошел в середине ХХ века. Биографию А. Ф. Митрохина начала изучать сотрудница Эрмитажа К. А. Орлова, однако, результатом стали лишь две заметки, опубликованные в сборниках докладов после конференций.

Для зарубежного искусствознания личность А. Ф. Митрохина и вовсе неизвестна. Единственная публикация на английском языке, в которой говорится о деятельности А. Ф. Митрохина, посвящена изучению истории реставрации в Эрмитаже. Недавно авторами выявлены архивные документы, которые позволяют восстановить этот пробел в его биографии. Среди документов Российского государственного исторического архива (РГИА) обнаружено дело, которое непосредственно связано с А. Ф. Митрохиным, в котором содержатся рапорт о смерти А. Ф. Митрохина и справочный лист о его жаловании. В первую очередь, здесь важно обратить внимание на то, что сам рапорт был составлен непосредственным начальником реставратора — Ф. И. Лабенским, который руководил Эрмитажной галереей.

Документ представляется крайне важным, так как в нем содержатся не только данные о дате смерти А. Ф. Митрохина 10 октября 1845 г., но и дается краткое описание последних часов его жизни: указано точное время, когда с реставратором случился удар, описываются всевозможные меры, предпринятые для стабилизации его состояния — вызов лекарей, врачей, священника. Помощь оказалась безуспешной, и на следующее утро, а именно в 10 часов Андрея Митрохина не стало. Это очень конкретные и точные данные, которые ранее не были известны исследователям и никогда не фигурировали в их работах.

К этому делу также приложена справка о рестораторе 9-го класса, в которой указано, что А. Ф. Митрохин состоял на службе с 23 апреля 1792 г., и ему выплачивалось жалования в год серебром: 1000 руб., а также сверх этой суммы еще около 300 рублей «добавочного жалования».

Важно отметить, что здесь также отмечается, что сам император Николай I распорядился уволить по старости «Ресторатора по механической части 9 класса Митрохина», но при этом оставил его в Эрмитаже сверх штата, «во уважении долголетней и полезной его службе», а также определил ему годовое содержание, которое выплачивалось «особо из Государственного Казначейства».

Существует еще одно дело, связанное с кончиной реставратора А. Ф. Митрохина. В нем содержится несколько документов, касающихся смерти А. Ф. Митрохина, передачи его квартиры, находящейся в здании Эрмитажного театра, другому чиновнику. В деле также содержится детальный план здания Эрмитажного театра, на котором обозначены все помещения, среди которых под 7-м номером фигурирует и квартира реставратора А. Ф. Митрохина.

Установление точного месторасположения квартиры А. Ф. Митрохина в здании Эрмитажного театра позволило обратиться к поискам церкви, где должны были его отпевать. Это могла быть ближайшая церковь или церковь придворного ведомства. Среди подобных церквей можно перечислить несколько церквей, среди которых была и церковь Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади. Она представлялась наиболее вероятным вариантом, так как в 1792 г. 23 апреля А. Ф. Митрохин «поступил в ведомство Конюшенной команды стряпчим конюхом».

Историческое здание придворных конюшен в Санкт-Петербурге является выдающимся памятником архитектуры. Оно занимает целый квартал между набережными Мойки и канала Грибоедова. В огромном каменном здании размещались не только конюшни, но и магазины и жилища для конюшенных служителей. Вероятно, именно там и жил в первые годы своего пребывания в Санкт-Петербурге, недавно назначенный стряпчий конюх А. Ф. Митрохин. Кроме того, над южными воротами по проекту архитектора Василия Стасова была построена церковь.

Очередной поиск привел к делам Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), в которых обнаружились неизвестные ранее данные.

В метрической книге церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади за 10 октября 1845 г. имеется запись о смерти А. Ф. Митрохина. Похороны реставратора, организованные духовенством Зимнего дворца, прошли 12 октября на Большеохтинском кладбище.

Информация о месте захоронения позволяет обратиться к архивным материалам Большеохтинского кладбища. Важными оказались записи из «Ведомостей церкви св. Георгия Победоносца об умерших, погребенных на Большеохтинском (Георгиевском) кладбище», датированные 12 октября 1845 г. Поиск информации продолжился в «Книге для записи вкладов» Большеохтинского кладбища, где в записи от 12 октября отмечено, что при погребении А. Ф. Митрохина за катафалк и могилу в сумме было внесено 25 рублей серебром.

Аннотация

Публикация вводит в научный оборот документы, существенно уточняющие обстоятельства биографии, смерти и погребения первого русского реставратора Андрея Филипповича Митрохина (1765–1845). Обстоятельства жизни А. Ф. Митрохина, за исключением его профессиональной деятельности, до последнего времени практически не исследовались, а отсутствие документальных данных способствовало забвению личности реставратора на многие десятилетия. Настоящая публикация позволяет восполнить этот пробел путем введения в научный оборот архивных документов. А. Ф. Митрохин родился в городе Торопец Псковской губернии. В ранние годы стал учеником местного художника Гаврилы Лохова. Служил в рядах Софийского полка, а затем был причислен к Ведомству конюшенной команды. За этим последовал переход на должность придворного лакея в «живописной команде» (группа художников, бывших универсальными специалистами по выполнению отделочных, живописных, реставрационных и проч. работ). В 1801 г. А. Ф. Митрохин поступил в Эрмитаж в качестве реставратора. А. Ф. Митрохин сыграл важнейшую роль в развитии отечественной реставрации в начале XIX в., разработав новые методы механического восстановления станковой живописи. Под руководством А. Ф. Митрохина в Эрмитаже была организована школа реставрации, где молодых учеников и выпускников Академии художеств обучали основам восстановления картин. Впоследствии многие ученики А. Ф. Митрохина стали достойными реставраторами, продолжив его дело в стенах Эрмитажа. В конце жизни А. Ф. Митрохиным был написан трактат о реставрации, который он передал в Эрмитаж с надеждой на дальнейшее применение его знаний и опыта. В середине ХХ в. трактат был признан утраченным. В ходе исследования жизни и деятельности реставратора выявлены архивные документы, позволяющие существенно дополнить обстоятельства его кончины, а также уточнить его материальное и социальное положение в последние месяцы жизни. Документы также показывают пример заботы императора Николая I о престарелых служащих придворного ведомства: реставратору было сохранена квартира и жалование. Точное указание на возраст, в котором умер А. Ф. Митрохин, позволяет точно подтвердить его дату рождения: 1765 г. Установленные по документам обстоятельства погребения позволяют утверждать, что шансов обнаружить могилу А. Ф. Митрохина в настоящее время практически нет. Введение в научный оборот выявленной подборки документов не только позволяет уточнить биографию первого русского реставратора А. Ф. Митрохина, но и может послужить основой для дальнейших исследований.

Ключевые слова: А. Ф. Митрохин, биография, реставрация, Эрмитаж, искусство, живопись, реставрация живописи, Большеохтинское кладбище.

Список литературы

Алешин, А. Б. Реставрация станковой масляной живописи в России: развитие принципов и методов. Ленинград: Художник РСФСР, 1989. 158 с.

Вилинбахов, Г. В., Бахарева, Н. Ю. Мальтийский орден. История ордена в произведениях из собрания Эрмитажа. Санкт-Петербург: Издательство государственного Эрмитажа, 2015. 49 с.

Гамалов-Чураев, С. А. Ресторатор 9-го класса Андрей Митрохин // Старые годы. 1916. Апрель-июнь. С. 51–66.

Горбачевич, К., Хабло, Е. Почему так названы улицы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург: Норинт, 2007. 347 с.

Грабарь, И. Э. Исследования, реставрация и охрана памятников. О древнерусском искусстве. Москва: Наука, 1966. 387 с.

Захаров, В. А. Император Павел I и Орден святого Иоанна Иерусалимского. Санкт-Петербург: Алетейя, 2020. 281 с.

Звегинцов, В. В. Русская армия (1700–1917 г.). В 7 ч. Ч. 1: Формирования частей – по царствованиям и родам войск. Париж, 1961. 242 с.

Керсновский, А. А. История русской армии. Ч. 1: От Нарвы до Парижа (1700–1814). Белград: Издание «Царского Вестника», 1933. 256 с.

Кириков, Б. Улица Желябова / Большая конюшенная. Ленинград: Товарищество «Свеча», 1990. 78 с.

Кукольник, Н. В. Андрей Филиппович Митрохин // Иллюстрация: Еженедельное издание всего полезного и изящного. 1846. Т. 2. № 14. С. 219–220.

Левинсон-Лессинг, В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). Москва: Искусство, 1985. 407 с.

Орлова, К. А. Новые данные о реставраторе А. Ф. Митрохине [1766-1845] // Сообщения Государственного ордена Ленина Эрмитажа. T. 23. Ленинград: Аврора, 1962. С. 31.

Орлова, К. А. Деятельность А. Ф. Митрохина в Эрмитаже (1801–1845 г.) // Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных художественных ценностей. Сообщения. Москва: ВЦНИЛКР, 1975. С. 179–190.

Фридлендер, М. Об искусстве и знаточестве. 2-е изд., испр. Санкт-Петербург: Андрей Наследников, 2013. 205 с.

Nikogosyan, М. (2012). The Restoration of Paintings at the Imperial Hermitage (Saint Petersburg) at the Beginning of the 19th Century, CeROArt [Online], HS, http://journals.openedition.org/ceroart/2344 (date of access 25.04.2024).

Сведения об авторах

Окрошидзе Лия Гурамиевна, исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, деканат, старший инспектор, Q-ART Gallery, искусствовед-исследователь, г. Москва, Российская Федерация, 8-985-738-09-48, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

ORCID: 0000-0003-4685-7619

Юренков Артём Константинович, референт Секретариата заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, 8-495-985-48-19, а Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 05.04.2024 г., рекомендована к опубликованию 20.06.2024 г.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.