«Во всех консерваториях обучаются всем видам искусства, кроме русского, национального». Письмо П. И. Нечепоренко В. М. Андрианову об исполнительстве и обучении игре на народных инструментах. 1950 г.

Печать PDF

Документальная публикация

УДК 93/94+930.85+78.081+371.2+371.64/.69+398.81+398.85+398.89+78.087+78.089+78.083.6+364.05

doi 10.28995/2073-0101-2024-3-864-878

Для цитирования

Лупанова, Е. М. «Во всех консерваториях обучаются всем видам искусства, кроме русского, национального». Письмо П. И. Нечепоренко В. М. Андрианову об исполнительстве и обучении игре на народных инструментах. 1950 г. // Вестник архивиста. 2024. № 3. С. 864-878, doi 10.28995/2073-0101-2024-3-864-878

Лупанова, Е. М.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

«Во всех консерваториях обучаются всем видам искусства, кроме русского, национального». Письмо П. И. Нечепоренко В. М. Андрианову об исполнительстве и обучении игре на народных инструментах. 1950 г.

Становление профессионального исполнительства на народных музыкальных инструментах обычно датируется 1920–1930 гг., но процесс не развивался бесперебойно. Налаженная было в указанный период система обучения как любительского, так и профессионального уровня была практически разрушена во время Великой Отечественной войны. Восстановление было невозможно без политической воли – партийных директив, выделения финансирования, активной работы музыкантов и просветителей на местах.

Одним из важных толчков к началу этой деятельности общесоюзного масштаба стал публикуемый источник – официальное письмо балалаечника-виртуоза и главного дирижера Оркестра народных инструментов Ленинградского радиокомитета П. И. Нечепоренко первому секретарю Ленинградского обкома ВКП(б) В. М. Андрианову. В тексте письма музыкант вскрывает ряд проблем работы и профессионального обучения народников-инструменталистов: малочисленность, поздний возраст начала обучения, низкое качество учебной литературы, дефицит произведений для исполнения, недостаточная заинтересованность широкого профессионального сообщества, низкое качество выпускаемых инструментов, отсутствие системы поощрений, неудовлетворительные условия работы для популяризации данного вида искусства. Текст письма сочетает в себе деловой стиль с едва сдерживаемой эмоциональностью. В конце автор делает приписку о том, что это обращение – «результат многолетних дум», и о необходимости решать вопрос в общегосударственном масштабе.

В советское время было не принято открыто признавать наличие проблем, о решении которых ранее торжественно было объявлено как о достижениях социализма. Вследствие этого: содержание письма было подвергнуто серьезной проверке, в результате чего был наведен ряд справок о соответствии содержания действительности и о составе оркестра Ленинградского радиокомитета и сформировано дело под заголовком «Переписка с Ленинградским радиокомитетом о положении дел в оркестре народных инструментов и о постановке обучения игре на русских народных инструментах в Советском Союзе»; на весь комплект документов был наложен гриф «секретно», снятый только в 2023 г.

Обстановка в среде музыкальной интеллигенции в 1950 г. была неспокойной. Шли острые дискуссии, в результате которых утвердились андреевские образцы трехструнных балалаек и домр квартового строя как в наибольшей степени приспособленные для исполнения народной музыки и потому единственные признаваемые профессиональным сообществом; баяны, флейты и гобои вошли в состав оркестров русский народных инструментов как полноправные и неотъемлемые участники. Споры по этим вопросам, в соответствии с духом времени, велись на языке борьбы с космополитизмом, а несогласие с требуемой точкой зрения было чревато репрессиями.

В результате проверки информация, изложенная в письме П. И. Нечепоренко, подтвердилась, проблемы были признаны актуальными, требующими решения, предложения автора со временем реализованы. Инициатива нашла благодатную почву как в партийном руководстве, так и в профессиональной среде. М. П. Зарайский, бывший секретарем и администратором еще в дореволюционном Великорусском оркестре, также стал активно выступать за решение обозначенных проблем.

Таким образом выявленное в архиве письмо в свое время дало мощный импульс восстановлению системы обучения игре на народных инструментах и поднятию его на новый уровень, пересмотру технологии изготовления инструментов на фабриках, становлению системы мониторинга ситуации и поощрения успешной деятельности. В целом комплекс мероприятий способствовал популяризации в массах данного вида искусства и повышению общего культурного уровня в стране.

Аннотация

Историографическая традиция соотносит становление широкого профессионального исполнительства на русских народных музыкальных инструментах в период 1920–1930-х гг., связывая этот подход с советскими реформами музыкального образования, когда на смену академическим традициям дореволюционного времени должна была прийти культура трудящихся, важной составляющей которой было исполнение музыки на народных инструментах. На этом фоне появился ряд директив, направленных на создание соответствующих специализаций в образовательных учреждениях, стали поощряться выступления коллективов различного уровня на концертных сценах, в кинотеатрах при сопровождении показа немого кино, в городских парках и садах. 1920–1930-е гг. отмечены появлением талантливых исполнителей, как солистов, так и ансамблей; создавались новые профессиональные и любительские творческие коллективы. Однако этот процесс не был линейным и однозначным. Великая Отечественная война нанесла серьезный удар по культуре – как по исполнительству, так и по системе образования. В советской официальной печати и открытых общественных дискуссиях было принято если не скрывать имеющиеся недостатки, то говорить о них в завуалированной форме. В соответствии с этой практикой публикуемый документ получил статус дела государственной важности и гриф секретности. Источник представляет собой письмо выдающегося балалаечника П. И. Нечепоренко. Автор-музыкант предстает в новом ракурсе – как неравнодушный человек, внимательно наблюдавший за культурной жизнью, размышлявший над происходящим и радевший за поднятие уровня исполнительства на русских народных инструментах. Письмо адресовалось первому секретарю Ленинградского обкома ВКП(б) В. М. Андрианову. В тексте изложены основные проблемы работы профессиональных оркестров народных инструментов: их малочисленность (четыре на всю страну), недостатки работы учебных заведений, определяющие ситуацию кадрового дефицита; недостатки работы фабрик по изготовлению музыкальных инструментов. Обсуждение написанного в 1950 г. письма, вероятно, вышло за пределы Ленинградского обкома ВКП(б). Неповоротливая бюрократическая машина в течение десятилетия была переориентирована в сторону, указанную П. И. Нечепоренко – по всей стране была создана сеть классов народных инструментах в детских музыкальных школах и кафедр в консерваториях, расширены планы приема в средние учебные заведения, пересмотрены фабричные технологические карты, развернулась большая работа по поднятию профессионального уровня мастерства и пропаганде данного вида искусства в массах. Имя П. И. Нечепоренко по праву должно встать рядом с именем М. П. Зарайского в истории становления современного оркестрового исполнительства.

Ключевые слова: источник, архивный документ, П. И. Нечепоренко, русские народные музыкальные инструменты, оркестры, профессиональное музыкальное образование, советская государственная политика 1920-1960-х гг. в сфере культуры.

Список литературы

Колокольников, И. А. История развития народной музыкальной культуры Иркутска в 1905-1960 гг. // Культурное наследие России. 2016. № 1. С. 79-85.

Кочеков, В. Ф. Культурно-исторические предпосылки становления профессионального народно-инструментального исполнительства на Южном Урале (1920–1930 гг.) // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. №3 (39). С. 114-120.

Сидорчук, И. В. Досуг в бюджетах времени советских горожан (по материалам исследований 1920-х – начала 1930-х годов) // Научный диалог. 2021. № 10. С. 462–480.

Файзрахманова, Л. Т. Музыкальное образование в Казани (40-50-е годы прошлого века) // Образование и саморазвитие. 2009. № 5 (15). С. 212–217.

Suetin, I. N. (2022), Soviet musicians Researchers about Domestic Musical Education, Estudios Históricos, vol. 14, № 28, Article № 14.

Сведения об авторах

Лупанова Евгения Михайловна, доктор исторических наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, старший научный сотрудник, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-812-328-10-11, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 09.10.2023 г., рекомендована к опубликованию 20.06.2024 г.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.