Городское управление и общественные организации г. Усть-Сысольска Вологодской губернии во второй половине XIX - начале XX века

Печать PDF

Научная статья

УДК 930.253+304.2+316.35+930.23+651.5+304.444+364.02+651.9+930.85+009+304.442+364.05+364.29+364.62+316.023.5+316.342.6+316.614+316.733+316.75+659.4+342.71+342.8+342.53+328.32+338.23+331.1+346.2+334.7+346.9+353.2+353.9+371.64/.69+37.014.5

doi 10.28995/2073-0101-2024-3-879-895

Для цитирования

Гагиева, А. К., Шестакова, А. А. Городское управление и общественные организации г. Усть-Сысольска Вологодской губернии во второй половине XIX - начале XX века // Вестник архивиста. 2024. № 3. С. 879-895, doi 10.28995/2073-0101-2024-3-879-895

Гагиева, А. К.

Коми республиканская академия государственной службы и управления, г. Сыктывкар, Российская Федерация

Шестакова, А. А.

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация

Городское управление и общественные организации г. Усть-Сысольска Вологодской губернии во второй половине XIX - начале XX века

Изучение институтов общегородского управления и городских общественных организаций уездных центров Российской империи в конце XIX - начале XX века продолжает сохранять свою актуальность. Это связано не только с недостаточной изученностью данного вопроса, но и с дискуссией о роли местных органов управления при их создании, контроле деятельности и их ликвидации.

Ряд исследователей считают, что «местные органы власти полностью регламентировали деятельность создающихся городских общественных организаций», другие утверждают, что «несмотря на известные факты противостояния местной власти и общественных организаций, в целом можно говорить о доминирующей тенденции их взаимопонимания и сотрудничества (особенно в социокультурной сфере)». Признавая правомерность заявленных положений, следует отметить, что они, в основном, базируются на исследовании городской власти и общественных организаций в губернских центрах, тогда как в уездных городах, ситуация была не столь однозначна.

Необходимо признать, что история городского управления на изучаемой территории нашла освещение в контексте изучения истории сословий, городских общественных организаций, благотворительности, попечительства и так далее. Л. А. Габов был одним из первых, кто обратил внимание на городское управление. В его научном отчете, посвященном буржуазным реформам конца XIX в., представлены деятельность городской думы и городской управы, а также их роль в системе управления. В работах В. В. Шаньгиной, посвященных уездному купечеству конца XIX в., впервые определена его роль при формировании городских управленческих структур. В то же время эти исследователи, как отечественный, так и зарубежные, не рассматривали вопросы отношений между органами управления и общественными организациями на изучаемой территории. В более поздних работах по истории Республики Коми данные проблемы также не стали предметом специального обсуждения.

Рассмотрение общегородского управления и общественных организаций г. Усть-Сысольска Вологодской губернии во второй половине XIX - начале XX века использовались как опубликованные, так и архивные источники, часть из которых была впервые введена в научный оборот. Последние представлены документами Национального архива Республики Коми (НАРК): журналами Усть-Сысольского уездного полицейского управления за 1863-1917 гг., делопроизводственными документами Усть-Сысольской городской думы за 1807-1918 гг. и Усть-Сысольской городской управы за 1872-1918 гг.

Исторические комплексы, находящиеся в фондах НАРК, являются уникальными историческими источниками. По принятой в российском источниковедении классификации они относятся к директивному (постановления и решения) и организационному (протоколы заседаний) типам. В них прослеживается единообразие при подготовке документов, основанное на принципах министерского делопроизводства. Сохранен журнальный вид подачи, а также однотипность формы, тяготеющей к стандартизации и наличие законодательно установленного формуляра. Отдельно выделена постановляющая часть «городская дума постановила», а также подписи присутствующих на заседании. Некоторые из представленных источников достаточно хорошо известны, а многие из них уже опубликованы. Вместе с тем, в контексте изучения взаимодействия городских органов власти и общественных организаций они представлены впервые.

Городской голова обладал широкими полномочиями. Он председательствовал в думе и в городской управе, руководил работой всех органов местного самоуправления. Только городской голова имел право «сношений» с губернским начальством. Несмотря на мещанский состав, на пост городского головы после контрреформы 1892 г. избирались исключительно представители купечества. Один из них, Иван Платонович Комлин, купец 2 гильдии, основатель первого городского общественного банка. Обучался в Усть-Сысольском уездном училище, «но курса не окончил», владел деревянным двухэтажным домом, оцененным по городской оценке в 1450 руб. В 1894-1918 гг. был избран гласным Усть-Сысольской городской думы и городским головой.

Городской голова, члены управы и секретарь являлись государственными служащими. Их утверждал губернатор, жалование им платилось из городской казны. Например, на заседании Усть-Сысольской городской думы 19 июня 1900 г. было принято решение о жаловании в размере 40 руб. в год членам городской управы С. И. Цивилеву и А. А. Улитину. Городские головы также получали жалование, но как показывают исторические источники, часть его, они отдавали на развитие городского образования, открытие сиротских приютов и т. д.

Постепенно на протяжении изучаемого периода складывались влиятельные семейные кланы, которые регулярно избирались в органы управления. Например, купец В. П. Комлин избирался в думу шесть раз, а его брат И. П. Комлин четыре раза. Мещанин А. Е. Суханов избирался в гласные пять раз и дважды был городским головой, как и его отец.

Городские органы управления на протяжении изучаемого времени решали как финансовые, так и хозяйственные вопросы. Доходная часть бюджета состояла из следующих статей: 40-50% сборы с городских и недвижимых имуществ и оброчных статей, 9-10% сборы с недвижимого имущества городских обывателей, 10-12% сборы от подготовки делопроизводственных документов на право торговли и промыслов, сборы с трактиров, постоялых дворов и лавок, с собак и другие.

Общие поступления были незначительны. Так, в 1883 г. доходная часть бюджета составляла 8,5, а в 1893 г. 14,2 тыс. руб. 80% этой суммы уходило на содержание полиции, тюрьмы, пожарной команды, городского управления, 8% на содержание городских образовательных учреждений (мужского приходского училища, женской гимназии и других), остальные суммы шли на благоустройство, ремонт тротуаров и другое. Городские общественные организации, создаваемые в этот период, не финансировались вообще.

До 1906 г. деятельность уездных общественных организаций не регламентировалась. Представители администрации имели обширные полномочия по открытию, контролю над деятельностью и закрытию общественных организаций. Однако, в изучаемое время, власть иногда шла на компромиссы по взаимодействию с уездной общественностью при создании общественных организаций. Это было связано как с изменением взгляда на общественные организации как на организации, приносящие пользу местному хозяйству и культуре, так и с изменением городской среды уездного общества. Это приводило к тому, что городской досуг приобретал все большие черты публичности и домашнее времяпровождение – семейные и индивидуальные формы проведения свободного времени вытеснялись общественными.

Активизации общественного досуга в г. Усть-Сысольске способствовали различные общества по организации «свободного времяпровождения». Кроме них, в изучаемое время формировались и иные общества, которые ставили более широкие задачи. В городе отсутствовали профессиональные учреждения культуры (музеи, театры и др.). Общественность активно создавала их на любительской основе. Примером может служить городской любительский театр, который на протяжении изучаемого периода смог сформировать репертуар, поставить водевили и драмы, а также стать «культурным явлением» в жизни уездного города. Открытие театра стало в будущем основой для развития профессионального театрального искусства в изучаемом регионе. В театре силами энтузиастов была создана музыкальная группа, состоящая из любителей, которая сопровождала все театральные постановки.

Существовавшие отношения местной власти и общественных организаций в г. Усть-Сысольске целиком и полностью зависели от личности городского головы, его мировоззрения и человеческих качеств. Примером служит деятельность уже упоминавшегося городского головы И. П. Комлина. Он много сделал для развития просвещения, популяризации новых знаний, традиций, культуры народа коми, а также для изучения миссионерской деятельности Стефана Пермского. Аналогично действовали и другие представители городского управления. Как показывают источники, практически все городские уездные головы поддерживали развитие благотворительности, частной инициативы в вопросах свободного времяпровождения, борьбы с пьянством и т. д.

С одной стороны, деятельность местных органов власти и общественных организаций в уездном городе была довольно успешна. Многие члены городской думы, чиновники уездной канцелярии были сами активными участниками проводимых общественных организациями мероприятий. С другой, как показывают исторические документы, каждая общественная организация от зарождения до закрытия, находилась под «гласным и негласным» надзором полицейских органов.

Сформированные к концу изучаемого периода взаимоотношения городской власти и общественности в губернских и уездных городах отличались. В губернских центрах наблюдалось доминирование сотрудничества, тогда как в уездных местная администрация с большой осторожностью и опаской рассматривала предложения об открытии новых общественных организаций и постоянно контролировала деятельность уже существовавших. Городская дума и городская управа играли основную роль в жизни уездного города. Они активно участвовали в благоустройстве города, по мере своих финансовых возможностей помогали образовательным и общественным организациям.

Аннотация

Изучение истории общегородского управления и городских общественных организаций уездных центров Российской империи в конце XIX-начале XX века продолжает сохранять свою актуальность. Это связано не только с недостаточной изученностью вопроса, но и с дискуссией о роли местных органов управления при их создании, контроле деятельности и их ликвидации. Одни исследователи считают, что местные органы власти полностью регламентировали деятельность общественных организаций, другие отмечают, что в исследуемое время власть поддерживала инициативу населения по формированию городской среды. Признавая правомерность заявленных положений, следует отметить, что они, в основном, базируются на исследовании взаимодействия власти и общественных организаций в губернских центрах, тогда как в уездных городах ситуация была не столь однозначна. Цель работы - рассмотрение общегородского управления и общественных организаций г. Усть-Сысольска Вологодской губернии во второй половине XIX -начале XX века. Использовались как опубликованные, так и архивные источники, часть из которых впервые введена в научный оборот. История городского управления на изучаемой территории нашла освещение в контексте изучения истории сословий, городских общественных организаций, благотворительности, попечительства и т. д. Отношения городской уездной власти и общественных организаций, особенно в национальных регионах, до настоящего времени не было предметом специального исследования. Исторические комплексы, находящиеся в фондах Национального архива Республики Коми (НАРК), являются уникальными историческими источниками. По принятой в российском источниковедении классификации они относятся к директивному (постановления и решения) и организационному (протоколы заседаний) типам. В результате изучения показано, что досуг населения уездного города к концу исследуемого периода приобретал все больше публичности, а домашнее времяпровождение – семейные и индивидуальные формы проведения свободного времени вытеснялись общественными. Местные органы власти и общественные организации уездного города успешно взаимодействовали между собой. Как показывают исторические документы, это происходило при «гласном и негласном» надзоре полицейских и городских органов власти. В уездных городах местная администрация с большей осторожностью и опаской рассматривала предложения об открытии новых обществ и постоянно контролировала деятельность уже существовавших, тогда как в губернских центрах наблюдалось доминирование сотрудничества городских обществ и власти.

Ключевые слова: городская дума, городская управа, городской голова, общественный досуг, заседатели, гласные, общественные организации, исторические источники.

Список литературы

Захарова, Л. Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории // Отечественная история. 2005. № 4. С. 156-165.

Игнатова, Н. М., Вишнякова, Д. В., Обедков, А. П. и др. Численность и воспроизводство населения Республики Коми во второй половине XIX-XX вв.: историко-демографические и историко-географические исследования Российского Севера. Сыктывкар: ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, 2022. 276 с.

Казакова–Апкаримова, Е. Ю. Формирование гражданского общества: городские сословные корпорации и общественные организации на Среднем Урале (вторая половина XIX-начало XX в). Екатеринбург: Уро РАН, 2008. 287 с.

Миронов, Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. T. 2. Санкт-Петербург: Дм. Буланин, 2003. 583 с.

Рогачев, М. Б., Цой, А. И. Усть-Сысольск: Страницы истории. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1989. 155 с.

Рощевская, Л. П. Архитектура и строительство в Коми крае в конце XIX - начале XX веков. Очерки истории. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005. 79 с.

Степанский, А. Д. Самодержавие и общественные организации России на рубеже XIX-XX вв.: Учеб. пособие по спецкурсу. Москва: Б. и., 1980. 96 с.

Туманова, А. С. Самодержавие и общественные организации в России 1905-1917 гг. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. 487 с.

Ульянова, Г. Н. Благотворительность в Российской империи. XIX - начало XX вв. Москва: Наука, 2005. 402 с.

Шаньгина, В. В. Буржуазная реформа 60-70-х гг. XIX в.: промышленность и торговля // История Коми АССР с древнейших времен до наших дней. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1978. 560 с.

Barnett, Vincent (2005), A history of Russian economic thought, vol. XIV, Routledge, London; New York, 172 p.

Offord, D. (1999), Nineteenth century Russia Opposition to Autocracy. L-N-Y., 193 p.

Pipes, Richard. (2005), Russian Conservatism and its Critics: A Study in Political Culture, Published New Haven, Yale University Press, CT, USA, 303 p.

Fukuyama, F. (1992), The End of history and Last Man. Penguin UK or Macmillan, USA, 448 p.

Black C. E. (1975). The dynamic of modernization: A study in comparative History. Harper Colophon Books, N. Y., USA, 206 p.

Сведения об авторах

Гагиева Анна Капитоновна, доктор исторических наук, доцент, Коми республиканская академия государственной службы и управления, кафедра государственного и муниципального управления, профессор, г. Сыктывкар, Российская Федерация, 8-212-30-27-80, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Шестакова Анна Александровна, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, кафедра истории и философии, ассистент, г. Москва, Российская Федерация, 8-495-800-12-00, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 20.02.2024 г., рекомендована к опубликованию 20.06.2024 г.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.