Периодическая печать Казанского пединститута в развитии самокритики и практики публичного покаяния в годы массовых репрессий второй половины 1930-х гг.

Печать PDF

Научная статья

УДК 930.253+304.2+316.35+930.23+651.5+304.444+364.02+651.9+930.85+009+304.442+364.05+364.29+364.62+316.023.5+316.342.6+316.614+316.733+316.75+659.4+342.71+342.8+342.53+328.32+338.23+331.1+346.2+334.7+346.9+353.2+353.9+371.64/.69+37.014.5

Научная статья

УДК 93/94+316.628.6+321.74+651.9+002.66+304.3+002.6.048.26+304.44+304.444+37.013.78+316.61+316.621+316.75+321.02+353.2+378.014.15+378.1+378.6+394.014

doi 10.28995/2073-0101-2024-3-896-912

Для цитирования

Галимзянова, А. Т. Периодическая печать Казанского пединститута в развитии самокритики и практики публичного покаяния в годы массовых репрессий второй половины 1930-х гг. // Вестник архивиста. 2024. № 3. С. 896-912, doi 10.28995/2073-0101-2024-3-896-912

Галимзянова, А. Т.

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, г. Казань, Российская Федерация

Периодическая печать Казанского пединститута в развитии самокритики и практики публичного покаяния в годы массовых репрессий второй половины 1930-х гг.

Проблема массовых репрессий периода сталинизма вызывает непреходящий интерес отечественных и зарубежных исследователей. Это связано прежде всего с тем, что многие архивные источники до сих пор остаются недоступными для ученых, а опубликованные материалы порождают новые темы для дискуссий.

Имея обширный массив научной литературы по заявленной теме для современных исследователей актуальным становится использование в своей работе микроисторического подхода. Он позволяет более детально рассмотреть причины, этапы и механизмы реализации политики Большого террора на примере судеб отдельных людей или социальных институтов. В рамках исследования большую ценность представляют работы, посвященные роли периодической печати в реализации репрессивной политики 1930-х гг. Исследователи показывают, что советские СМИ, являясь главным инструментом агитации и пропаганды, не столько информировали общественность и отражали реальность, сколько способствовали ее формированию, внедряя в мировозрение граждан коммунистические догмы.

В отдельную группу можно выделить региональные исследования, раскрывающие проблему сталинского террора. Несмотря на то, что репрессивная политика велась и контролировались из центра, можно обнаружить различия между реализацией правительственных установок в приграничных и национальных областях. Если говорить о Татарской АССР, то широкий массив фактологического материала, который раскрывает основные этапы и механизмы борьбы с «врагами народа» представлены в трудах Ф. Н. Багаутдинова, А. Л. Литвина, С. Ю. Малышевой, А. Ф. Степанова, Б. Ф. Султанбекова.

Ежедекадная газета «За педагогические кадры» была основана в октябре 1936 г. Она курировалась студенческим партактивом КГПИ и первоначально выходила тиражом 1 600 экземпляров, с восьмого номера количество сократили до 1 000. Первый номер состоял из одного листа. На каждой странице размещалось по 5 газетных колонок с заметками и статьями, сообщающими в большей степени о партийно-организационной работе и комсомольской пропаганде. Последняя колонка под названием «Короткие сигналы» была посвящена обзору сложившегося внутреннего распорядка в общежитиях (об отсутствии возможности самостоятельной работы студентов из-за шумной нерабочей атмосферы и прочее). Важно отметить, что критика здесь была направлена в адрес самих студентов, и лишь одна небольшая заметка в 11 строк сигнализировала о том, что руководство института не обеспечило студентов чернилами.

На фоне разворачивающейся кампании против контрреволюционной оппозиции, в советской Татарии продолжалась активная борьба с буржуазными националистами. По этому обвинению в Пединституте был арестован ряд преподавателей. В этих условиях партактив КГПИ объявил курс на повышение самокритики, а газета провозглашалась основным проводником данной политики.

Основываясь на том, что еще «не окончательно вытравлены» следы вредительской деятельности в стенах института, от учащихся требовали без боязни указывать на ошибки своих преподавателей. Поэтому уже во втором номере газеты за 1936 г. была напечатана заметка «Против верхоглядства, за подлинное научное знание», где впервые был раскритикован преподаватель – Георгий Федорович Юдин.

Под разгромной статьей было указано: «Группа студентов. Следует шесть подписей». Как выяснилось позже, это были студенты 4 курса исторического факультета. Они обвиняли лектора в приверженности к социологии, крайне малом употребление исторических фактов, отсутствии учета времени при чтении курса, использовании материалов «элементарного учебника» Л. И. Рыклина, в котором отсутствовал материал о революции 1848 г. в Италии, из-за чего Г. Ф. Юдиным якобы «были извращены характер и движущие силы» этих событий. Но главная претензия заключалась в замалчивании историком руководящей роли Ленина и большевиков в борьбе против центризма при изложении истории Германии конца XIX и начала ХХ в.

Студенты наговаривали на своих преподавателей не только на страницах вузовской периодики, но также писали доносы в Молотовский райком партии г. Казань. В результате чего от руководства пединститута потребовали составить для Татарского обкома ВКП(б) докладную записку о состоянии партийной и политико-массовой работы. Этот документ послужит основанием для привлечения директора КГПИ Г. К. Касымова к ответственности за «очковтирательский» отчет, в котором он якобы скрыл недостатки в работе своего коллектива.

Психологическое напряжение в педагогическом коллективе возрастало и приняло более острый характер в связи с нависшей угрозой новых арестов. Показательны в этом отношении поведение Г. Ф. Юдина и Е. И. Устюжанина. Во время очередного партсобрания института 26 декабря 1936 г. они все еще сохраняли свои позиции по отношению к заметке в газете «За педагогические кадры». Но уже 28 декабря Георгий Федорович вынужден был полностью «признать и осудить свое антипартийное поведение». Так же и Е. И. Устюжанин, которого упрекали за грубый зажим самокритики, непартийное отношение к вузовской печати, согласился со всеми обвинениями.

Тем не менее потерь избежать не удалось: 30 декабря был арестован директор института Г. К. Касымов. Секретарь парткома КГПИ Д. А. Еналеев, осознавая нависшую над ним опасность, 6 января 1937 г. опубликовал объемную покаянную статью под названием «За широкую большевистскую самокритику», где признал ошибки парторганизации и руководства института в зажиме самокритики. При этом он указал, что Г. Ф. Юдин и Е. И. Устюжанин сознались в антипартийном поведении только под давлением парткома, который сумел предъявить историкам «неопровержимые факты».

Газета «За педагогические кадры» служила не объективному отражению действительности, а способом ее переформатирования в негативном ключе. Студенческому активу в лице редакторов многотиражки удалось убедить педагогический состав полностью признать предъявляемые им обвинения и принести извинения за допущенные «идеологические ошибки» и «непартийное поведение» при обсуждении публикаций. Своевременное осведомление о политических ошибках лекторов было объявлено необходимой и неотъемлемой частью студенческой жизни. Так, традиционные ценности в научно-образовательной среде были заменены на новые формы поведения, продиктованные страхом потерять доверие партии.

Аннотация

В статье автор на основании анализа материалов газеты «За педагогические кадры» Казанского государственного педагогического института (КГПИ) раскрывает роль вузовской печати в трансформации системы традиционных ценностей в научно-образовательной среде в период массовых репрессий 1930-х гг. Являясь главным механизмом манипуляции массовым сознанием, вузовская многотиражка способствовала популяризации кампании самокритики; насаждая атмосферу страха и подозрительности, принуждала к признанию вины за несовершенные ошибки. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что КГПИ в 1930-е гг. являлся единственным вузом Поволжья, где осуществлялась подготовка историков и обществоведов. Его коллектив был представлен высококвалифицированными специалистами дореволюционной старой школы и выпускниками столичных вузов. Раскручивание новой волны политических репрессий, начавшееся после убийства в 1934 г. С. М. Кирова, происходило именно здесь. Между тем, в исследованиях, посвященных становлению и развитию КГПИ, период массовых репрессий замалчивается, а многие аспекты, касаемые организации научно-образовательного процесса в условиях сталинизма, количественных и качественных показателей жертв репрессий, хронологии событий, до сих пор остаются неосвещенными в научной литературе. Автор, опираясь на материалы периодической печати, установил, что первоначально газета «За педагогические кадры» была нацелена на освещение партийной жизни, учебной работы, быта студенчества, но очень скоро превратилась в орудие политической борьбы студентов с преподавателями, при этом доносительство в институте приобрело новую – открытую форму. В исследовании при работе с историческими источниками использована методология феноменологической герменевтики, которая позволила восстановить последовательность событий в КГПИ, связанных с периодом массовых репрессий 1930-х гг., объяснить мотивы студенческих доносов и причины примиренческого поведения преподавателей с учетом особенностей их мировоззрения, социально-экономических, политико-идеологических условий жизнедеятельности. Анализ публикаций вузовской печати и архивных материалов позволил проследить момент разлома и деформации прежних моральных ценностей, принятых форм корпоративной этики и отношений между преподавателями и студентами. Под воздействием меняющейся политико-идеологической обстановки участники событий были вынуждены корректировать свои взгляды и оценки на действительность, приводить их в соответствие с новыми социальными требованиями и ожиданиями.

Ключевые слова: советские историки, Татарская АССР, периодическая печать, Казанский государственный педагогический институт, исторические источники.

Список литературы

Дендиев, К. Г. Средства массовой информации и технология репрессий 1930-х гг. (по материалам региональной прессы) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. Т. 5. № 3. С. 25–28.

Дубровский, А. М. Историки в 1930-х гг.: судьбы и восприятие жизни. Москва: ЦИОГНИС, 2018. 280 с.

Кириллов, В. М. Отражение истории политических репрессий в публикациях периодической печати Урала (1928–1939 гг.) // Ученые записки НТГСПИ. Серия: История и филология. 2021. № 4. С. 56–75.

Краева, Л. Г. Возвращенные имена // Музейный вестник ТГГПУ. Вып. 6. Казань: БАГИРА, 2009. 162 с.

Лейбович, О. Л. Исповеди, проповеди и разоблачения на партийных собраниях 1936–1938 годов // Вестник Пермского университета. История. 2015. № 3 (30). С. 160–168.

Литвин, А. А., Малышева, С. Ю., Сальникова, А. А. Бремя выбора. Историки Казанского университета в первые советские десятилетия. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2021. 156 с.

Лягушкина, Л. А. Социальные характеристики репрессированных в годы Большого террора (1937–1938 гг.) в Карельской АССР // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2014. № 3 (26). С. 36–44.

Непомнящий, А. А. «Многие теперь прячутся…»: Б. Д. Греков и крымоведение 30-х гг. ХХ в. // Вестник Томского государственного университета. Серия: История. 2019. № 58. С. 112–116.

Попов, М. В., Протасова, Э. Е. Репрессивная политика советской власти в отношении уральского учительства в 1930-е гг. // Педагогическое образование в России. 2017. № 7. С. 6–14.

Разгон, В. Н. Большой террор 1937–1938 гг.: выбор жертв репрессий (на материалах следственных дел УНКВД по Алтайскому краю) // Известия Алтайского государственного университета. 2016. № 4 (92). С. 128–134.

Щелкунов, А. А. Тотальный следственный подлог как инструмент Большого террора // Российская история. 2018. № 4. С. 43–57.

Kaiser, P. (2019), Between conformity, subjugation and obstinacy, Jahrbucher fur Geschichte Osteuropas, vol. 67, № 2, pp. 239–269.

Kuromiya, H. (2014), Stalin's Great Terror and the Asian Nexus, Europe-Asia Studies, vol. 66 (5), May, pp. 775–793.

Lynne, V. (2018), New sources on Soviet perpetrators of mass repression: a research note, Canadian Slavonic Papers, vol. 60, № 3–4, pp. 592–604.

Lynne, V. (2017), Stalinist Perpetrators on Trial: Scenes from the Great Terror in Soviet Ukraine, Oxford University Press, New York, USA, 304 p.

Сведения об авторах

Галимзянова Алина Тагировна, кандидат исторических наук, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, отдел новейшей истории, старший научный сотрудник, г. Казань, Российская Федерация, 8-843-292-84-82, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 22.03.2024 г., рекомендована к опубликованию 20.06.2024 г.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.