Особенности подготовки национальных интеллектуальных кадров в Николаевском-на-Амуре техникуме народов Севера в 1930-е гг.

Печать PDF

Научная статья

УДК 93/94+930.85+377.5+17.023.36+930.23+377.1+930.25+651.5+304.2+316.42+304.442+304.444+365.644+365.646+351.778.54+002.66+316.72+002.6.048.26+365.22+351.778.5+365.274+314.04+314.9+37.013.78+372.8+377.8

doi 10.28995/2073-0101-2024-3-913-929

Для цитирования

Ахметова, А. В., Ковальчук, М. А., Бобышев, С. В. Особенности подготовки национальных интеллектуальных кадров в Николаевском-на-Амуре техникуме народов Севера в 1930-е гг. // Вестник архивиста. 2024. № 3. С. 913-929, doi 10.28995/2073-0101-2024-3-913-929

Ахметова, А. В., Ковальчук, М. А., Бобышев, С. В.

Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск, Российская Федерация

Особенности подготовки национальных интеллектуальных кадров в Николаевском-на-Амуре техникуме народов Севера в 1930-е гг.

Межвоенный период в советской России - время от окончания Гражданской войны до начала Великой Отечественной – один из самых сложных, противоречивых и драматичных в истории нашей страны, полный достижений и трудностей. Это относится и к культурной политике в отношении малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, направленной на ликвидацию неграмотности.

Первые исследования этой политики были предприняты перед Великой Отечественной войной и сразу после ее окончания. Как правило, они носили поверхностный и в основном комплиментарный характер. Впоследствии появились фундаментальные исследования по данной проблематике. Эта тема остается актуальной и для современных авторов.

Главное внимание в современных трудах отводится народам Крайнего Северо-Востока, проживающим на Камчатке и Чукотке. Процесс ликвидации неграмотности среди малочисленных народов Нижнего Амура практически не рассмотрен ни советской, ни современной историографией. Важную роль в этом процессе сыграл Николаевский-на-Амуре техникум народов Севера. Однако имеющиеся о нем публикации крайне скудны, содержат серьезные погрешности. Сегодня наблюдается пробел в отечественной историографии, который необходимо ликвидировать, чтобы представление о культурной политике советского государства было более полным и достоверным.

В западной историографии обсуждались только общие вопросы целей и характера советской национальной политики в отношении малочисленных этносов Дальнего Востока. Особенно подчеркивалась положительная роль Комитета Севера как влиятельного и авторитетного органа, созданного для реализации политики «особой заботы» о малочисленных народах. В то же время у ряда исследователей наблюдалось стремление оценивать цели и характер советской политики с негативной точки зрения. Автор первого зарубежного комплексного исследования развития культуры коренного населения Сибири и Дальнего Востока Дж. Форсайт выделяет достижения и просчеты национальной политики. После революции 1917 г. и перипетий Гражданской войны советский режим принес «автономию», медицинское обслуживание и образование. Однако политика сталинской эпохи – коллективизация, перевод кочевого населения на оседлость, укрупнение поселков, русификация и разрушительные экологические последствия промышленного развития – свела на нет все начальные достижения. Конкретных исследований по образовательным учреждениям для коренных малочисленных народов Дальнего Востока им не обнаружено.

Эти аргументы не возымели действия. Однако даже опытный партиец П. Г. Смидович не мог предположить, что переезд техникума в Николаевск-на-Амуре будет иметь трагические последствия. Если в Хабаровске техникум нуждался в дополнительных площадях для размещения учебных классов и общежития, то в Николаевске свободных площадей для этого вообще не было.

После переезда в Николаевск-на-Амуре в конце лета 1932 г. техникуму выделили недостроенное здание, стены которого не были утеплены и побелены, в большинстве оконных рам вместо стекол была пергаментная бумага. Зимой 1932-1933 г. в помещениях техникума было холодно и неуютно. Несмотря на то, что печи топились по два раза в сутки, а по кабинетам были установлены камины, надлежащей температуры они не обеспечивали.

Надо отметить, что коллектив техникума и врачебные службы принимали все от них зависящее, чтобы предотвратить катастрофу. Прежде всего, им удалость привлечь внимание руководящих органов к случившемуся. Был выделен дополнительный медицинский персонал и медикаменты. После обнаружения тифозной инфекции всем учащимся была проведена прививка «Девакции» от брюшного тифа и паратифа «Б». К уголовной ответственности был привлечен вспомогательный персонал, приворовывавший продукты питания у учащихся в общественной столовой. Заболевших цингой лечили «народными средствами» - отваром из хвои стланика.

Несмотря на чрезвычайно трудные условия, в которых находились студенты и преподаватели техникума, учебный процесс в 1932–1933 учебном году, не прерывался. Обучающиеся продолжали ходить на занятия в холодных помещениях, а преподаватели – вести занятия, проводить внеклассную и воспитательную работу. В техникуме обучалось 198 чел. Часть обучающихся была оставлена в Хабаровске по состоянию здоровья на момент переезда, часть – покинула его весной 1932 г., 10 чел. – умерло. Таким образом, всего насчитывалось 220 – 250 чел. обучающихся.

Из-за переезда в Николаевск-на-Амуре и связанных с этим неурядицами учебный процесс начался в октябре 1932 г., процент успеваемости не превышал 86%. Отсев учащихся был огромным. Не более четверти учащихся, поступивших на подготовительное отделение, смогли дойти до выпускного курса и окончить техникум. С первой подготовительной группы и до четвертой – выпускной изучались национальные языки. Языковая работа велась на четырех языках: тунгусский (тунгусы и якуты), гольдский (гольды, ульчи, негидальцы), гиляцкий (гиляки), корякский (коряки, чукчи, эскимосы). Основные проблемы – нехватка учебных пособий и грамотных педагогов. По этой причине языковой подготовкой было охвачено не более половины учащихся.

В 1935–1936 учебном году была очень сильная эпидемическая вспышка гриппа. Во время эпидемии хорошо себя зарекомендовали новые санитарные единицы – санитарный комитет из числа студентов. Они осуществляли уход за больными. Также по настоянию санкома для студентов был выделен парикмахер для систематической стрижки, проводились соревнования на лучшую комнату, на лучшую койку. Девочки сдавали нормы ГСО («Готов к санитарной обороне»). В марте 1936 г. с приходом доктора Тельнюк был организован санитарный пункт, который оказывал как консультационные услуги студентам, так и медицинскую помощь.

В 1935 г. техникум был преобразован в педагогическое училище Народов Севера – первое на Дальнем Востоке учебное заведение такого рода. Его директором стал Евграф Моисеевич Шемяков. За 1932–1940 гг. из стен техникума, а затем училища, было выпущено 86 специалистов.

Формирование письменности малочисленных этносов способствовало их просвещению, равно как и вновь созданная сеть специальных учебных заведений, где готовили национальные кадры. Наиболее авторитетным и многочисленным по количеству учащихся, обслуживающих большую часть национальных районов, являлся педтехникум в г. Николаевске-на-Амуре. Он готовил учителей для северных начальных школ края, исключая школы Чукотского и Корякского национальных округов Камчатской области. Другими словами, кадры готовились в основном для эвенкских, эвенкийских, нанайских, ульчских и нивхских начальных школ, которых насчитывалось в крае не менее ста.

Наиболее трудными вопросами на начальных этапах деятельности техникума оказались не проблемы организации педагогического процесса, а медицинское обслуживание и устройство быта обучающихся и педагогов. Благодаря слаженной работе администрации техникума и приезжего медицинского персонала, техникум «пережил» все трудности переезда и на новом месте осуществлял сложную работу по подготовке национальных интеллектуальных кадров с еще большей результативностью.

Аннотация

В статье раскрываются проблемы подготовки национальных кадров в Николаевском-на-Амуре педагогическом техникуме народов Севера в период коренной трансформации национальной политики 1930-х гг. Авторы проанализировали документы государственных и муниципальных архивов, в которых выявлены факты, свидетельствующие о становлении и развитии образовательного учреждения, а также о тех трудностях, с которыми пришлось столкнуться преподавателям и студентам из-за переезда из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре. В статье исследована деятельность среднего специального учебного заведения на начальном этапе его существования на основе использования документов из архивов и ранее не вовлекавшимися в научный оборот. Кроме принципов историзма, объективности и комплексности, в исследовании использован биополитический подход, благодаря которому учтены биосоциальные факторы при рассмотрении проблем организации педагогического процесса. Особое значение имеет рассмотрение документов фонда Муниципального архива Николаевского района (МАНР), посвященного деятельности Николаевского-на-Амуре техникума народов Севера. Архивные документы отразили основные проблемы становления учебного заведения: строительство учебного помещения, необходимость общежития, взаимоотношения студентов с педагогическим и медицинским персоналом, а также особенности реализации учебных программ с обучающимися из числа коренных малочисленных народов Севера. Значимость использования исторических документов заключается в том, что весь период существования архивного фонда (с 1926 г. до настоящего времени) они впервые использованы в научных целях. авторам удалось показать сложные экономические и политические обстоятельства перевода техникума из краевого центра в удаленный район, представлена объективная картина начального этапа формирования системы образования и воспитания малочисленных этносов Нижнего Амура на примере одного среднего профессионального учреждения. Наиболее острыми вопросами на начальных этапах деятельности техникума стали не образовательные, а медицинские и бытовые проблемы обучающихся и педагогов. Значимость научных результатов исследования заключается в отсутствии подобных исследований в советской и современной историографии. Представленные в статье выводы позволяют выработать методику комплексного исследования образовательных учреждений удаленных регионов с национальной спецификой.

Ключевые слова: исторические источники, система среднего специального образования и воспитания, медицинское обслуживание, национальная интеллигенция, коренные малочисленные народы Севера, национальная политика, советское государство, Николаевск-на-Амуре.

Список литературы

Артеменко, О. И. Культура и образование коренных малочисленных народов Севера. Москва: ИНИО, 2007. 192 с.

Базанов, А. Г. Школа на Крайнем Севере. Ленинград: Учпедгиз: Ленингр. отд-ние, 1939. 208 с.

Балицкий, В. Г. От патриархально-общинного строя к социализму (О переходе к социализму малых народов Северо-Востока РСФСР). Москва: Мысль, 1969. 221 с.

Верин, Л. Н. Становление и развитие народного образования на Колыме и Чукотке. Магадан: Книжное изд-во, 1960. 92 с.

Кронгауз, Ф. Ф. К истории советской школы на Крайнем Севере. Москва: Учпедгиз, 1948. 124 с.

Романов, В. В. Становление педагогического образования в Приамурье: страницы истории. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2006. 192 с.

Севильгаев, Г. Ф. Очерки по истории просвещения малых народов Дальнего Востока. Ленинград: Просвещение, 1972. 423 с.

Якимов, О. Д. Печать коренных народов Северо-Восточной Азии и Северо-Западной Америки в этнокультурном аспекте // Историко-культурные связи между коренным населением Северо-Западной Америки и Северо-Восточной Азии. Владивосток: ДВО РАН, 1998. С. 225-227.

Chichlo, B. (1981), La collectivisation en Siberie: un problème de nationalites. IN: L’expérience sovietique et le problème national dans le monde, Publication Langues, vol. I, pp. 279–307.

Forsyth, J. (1992), A history of the peoples of Siberia. Russia's North Asian colony (1581–1990), Cambridge University Press, Cambridge, 455 p.

Humphrey, C. (1983), Karl Marx collective: society and religion in a Siberian collective farm, Cambridge University Press, Cambridge, 540 p.

Kotljarchuk, A. (2019), Indigenous people, vulnerability and the security dilemma: Sámi school education on the kola peninsula, 1917–1991, Sámi Educational History in a Comparative International Perspective, pp. 63–82.

Lizunova, I. V. (2022), National Press of Siberia and the Far East History: An Exploration of the Current State, ISVS E-Journal, vol. 9, № 4, pp. 220–228.

Malaurie, J. (1981), L’experience sovietique et le probleme national : le nord syberion; les petits peoples du Nord. IN: L’experience sovetique et le probleme national dans le monde. Paris, vol. 1, 410 p.

Vossen, R. (1980), Sowjetunion. IN: Volker der Sowjetunion vor und nach der Revolution, Christians, Hamburg, pp. 28–29.

Wood, A. (2011), Russia’s Frozen Frontier: a History of Siberia and the Russian Far East, 1581–1991, Bloomsbury Academic, New York, 272 p.

Сведения об авторах

Ахметова Анна Валинуровна, доктор исторических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, управление научно-исследовательскими работами, старший научный сотрудник, г. Хабаровск, Российская Федерация, 8-962-296-00-95, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Ковальчук Михаил Александрович, доктор исторических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, кафедра теории и истории государства и права, профессор, г. Хабаровск, Российская Федерация, 8-914-548-22-12, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Бобышев Сергей Васильевич, доктор исторических наук, профессор, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, кафедра теории и истории государства и права, заведующий кафедрой, г. Хабаровск, Российская Федерация, 8-914-175-80-07, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01366, https://rscf.ru/project/23-28-01366/

В редакцию статья поступила 02.02.2024 г., рекомендована к опубликованию 20.06.2024 г.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.