Судьба архива Китайской Восточной железной дороги (КВЖД). 1898-1953 гг.

Печать PDF

Научная статья

УДК 93/94+341.24+339.5+339.9+341+327.5+327.83+930.255+930.253+930.85+930.22+003.074+651.5+32.019.5+656.2+656.01+656.02+65-05

doi 10.28995/2073-0101-2024-3-930-942

Для цитирования

Кротова, М. В. Судьба архива Китайской Восточной железной дороги (КВЖД). 1898-1953 гг. // Вестник архивиста. 2024. № 3. С. 930-942, doi 10.28995/2073-0101-2024-3-930-942

Кротова, М. В.,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Судьба архива Китайской Восточной железной дороги (КВЖД). 1898-1953 гг.

Китайская Восточная железная дорога (КВЖД), построенная в 1898–1903 гг. на территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии) совместными усилиями России и Китая, стала продолжением и частью Транссибирской магистрали и на протяжении первой половины ХХ века несколько раз меняла владельцев и способ управления в связи с политическими событиями. Она была в центре внимания российской и советской дипломатии в первые 30 лет своего существования, затем была продана в 1935 г. японцам (формально права на КВЖД были уступлены государству Маньчжоу-Го) и под названием Северо-Маньчжурской железной дороги вошла в состав Государственных железных дорог Маньчжоу-Го. В 1945 г. после окончания советско-японской войны дорога была возвращена в советско-китайское управление под названием Китайско-Чанчуньская железная дорога (КЧЖД) и окончательно безвозмездно передана Китайской Народной Республике в 1952 г. как Харбинская железная дорога. Долгое время КВЖД была центром «русской Маньчжурии» и в ее судьбе отразилась история взаимоотношений России/СССР и Китая.

Выяснилось, что вопрос о судьбе архива КВЖД не поднимался в исследовательской литературе. В путеводителе по РГИА указано, что документы КВЖД поступили из ЦГА РСФСР Дальнего Востока, а часть материалов за советский период находится в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ). Однако не указано, как и когда документы попали в архив. Изучая историю архива КВЖД, выяснилось, что его судьба была извилистой и непростой.

Судьба архива КВЖД тесно увязана с историей взаимоотношений СССР и Китая. После образования в октябре 1949 г. Китайской Народной Республики (КНР) был заключен Советско-Китайский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи в Москве 14 февраля 1950 г., вступил в силу 11 апреля 1950 г., а также подписано соглашение о КЧЖД. Согласно документу между СССР и КНР о Китайской Чанчуньской железной дороге, Порт-Артуре и Дальнем от 14 февраля 1950 г., СССР обязался безвозмездно передать китайскому правительству КЧЖД со всем принадлежащим дороге имуществом не позднее конца 1952 г. Тогда же встал вопрос о судьбе архива КВЖД, и в 1952 г. в Харбине была создана комиссия по просмотру документальных материалов архива КВЖД и КЧЖД под руководством члена правления китайско-советского Общества КЧЖД И. В. Козлова, в которую вошли представители Правления и Управления КЧЖД А. П. Козырев, С. А. Иванов, М. В. Погорецкий, А. С. Баранов. Комиссии необходимо было принять решение относительно документов КВЖД, хранившихся в Харбине: вывозить их в СССР, «оставить на месте», передать китайской стороне, уничтожить. Была составлена опись документов «бывшей КВЖД», в которой все материалы были разделены на 20 разделов: протоколы заседаний; журналы совета Управления КВЖД; балансы счетов; приказы; циркуляры и распоряжения; переписка; технические отчеты; договора; личные и пенсионные дела; чертежи; печатные материалы и проч.

23 октября 1952 г. приказом Управляющего КЧЖД спешно была создана архивная комиссия по подготовке архивного материала бывшей КВЖД к передаче в СССР. На заседании этой комиссии 29 октября 1952 г. выступил член комиссии, заместитель начальника Административного отдела Управления КЧЖД инженер-капитан М. В. Погорецкий с докладом о состоянии подготовки архива бывшей КВЖД к передаче в СССР. Он посчитал необходимым повторно рассмотреть вопрос о «целесообразности» вывоза всех документов в СССР, так как систематизировать разрозненный материал по предметно-вопросным и номинальным признакам, то есть так, как указывалось в инструкции для работы архивов в СССР и перечне издания МПС, не представлялось возможным. Например, переписка бывшей КВЖД за период 1893–1935 гг. составляла сотни тысяч писем (1 313 папок) на самые разнообразные темы: авансовый отчет инженера Бочарова за 1904 г., переписка о хунхузах 1906 г., о торговле на р. Сунгари 1909 г., переписка о расхищении дров и шпал 1919 г. и т. д.

Китайской стороне по акту, подписанному 3 апреля 1953 г. бывшим начальником административно-хозяйственного отдела КЧЖД М. В. Погорецким и сменившим его на этом посту Чжен Делином, были переданы следующие материалы бывшей КВЖД (13 описей): протоколы заседаний Правления и Совета Управления КВЖД; сметы; отчеты; приказы; планы; чертежи. Это были в основном вторые экземпляры документов, подлежавших вывозу в СССР, а также техническая литература, руководства, пособия и прочее. Китайской стороне передавались также дела пенсионеров КВЖД, остававшихся в Маньчжурии, которым еще выплачивались пенсии от дороги. Согласно справке о пенсионерах бывшей КВЖД, составленной 17 октября 1952 г. Н. А. Шимилевичем, на 23 марта 1935 г. список пенсионеров составлял 4 639 чел., не считая пенсионеров китайской национальности. Из них выехало в СССР 2 218 чел., осталось в Маньчжурии 2 136 чел., выехало в другие страны – 105 чел. В настоящее время в фонде 323 РГИА содержится около 800 дел пенсионеров КВЖД.

Таким образом, часть архива КВЖД осталась в КНР. Скорее всего, эти материалы хранятся в Архиве провинции Хэйлунцзян в Харбине. Тем не менее, благодаря профессионализму работников архива МПС, которые хорошо понимали ценность комплекса документов, большинство материалов КВЖД было перевезено в СССР, причем структура комплектования сохранилась практически полностью. История передачи архива КВЖД из Китая в СССР в 1953 г. еще раз напоминает о важности человеческого фактора в сохранении архивного наследия. Документы КВЖД, хранящиеся в РГИА, ждут своих исследователей и поспособствуют новым научным открытиям.

Аннотация

Статья посвящена судьбе комплекса архивных документов Китайской Восточной железной дороги (КВЖД), вывезенному по частям из Китая в CCCР в 1935–1953 гг. Актуальность статьи обусловлена тем, что вопрос о судьбе архива КВЖД не поднимался в исследовательской литературе. Между тем, он имеет важное значение не только для архивистов, но и для специалистов, занимающихся проблемами внешней политики Российской империи и СССР, историей российско-китайских отношений, особенностями русского присутствия в Маньчжурии. Вопрос о формировании и вывозе комплекса документов КВЖД тесно увязан с историей дороги, построенной в 1898–1903 гг. на территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии). В связи с политическими событиями КВЖД несколько раз меняла владельцев и способ управления. За полвека существования дороги был накоплен значительный массив документов, который долительное время оставался разрозненным, но большая часть его находилась в Харбине. В 1952 г. в процессе передачи Китайско-Чанчуньской железной дороги (КЧЖД) Китайской Народной Республике (КНР) встал вопрос о судьбе огромного архива дороги. Первоначально специальная комиссия в Харбине приняла решение уничтожить большинство документов, но Министерство путей сообщения (МПС) CCCР настояло на вывозе их в Советский Союз. В статье сделан акцент на процессе решения судьбы архива КВЖД в 1952 г., его разделении, передачи части документов китайской стороне и вывозе основного массива материалов в СССР в 1953 г. Для выяснения обстоятельств, повлиявших на судьбу архива, использован историко-генетический метод. В основу статьи положен принцип сохранения целостности архивной информационной среды. В настоящее время большинство документов, вывезенных из Китая, хранится в фонде 323 «Правление Общества КВЖД» Российского государственного исторического архива (РГИА). Часть документов сосредоточена в Москве и содержится в фондах Российского государственного архива экономики (РГАЭ). До 1990 г. фонд 323 в РГИА был недоступен для широкого круга исследователей, но после его рассекречивания документы КВЖД активно используются, как для научной работы, так и генеалогических исследований. Автор приходит к выводу, что благодаря профессионализму работников архива МПС, которые понимали ценность комплекса документов, большинство материалов КВЖД были перевезены из КНР в СССР, причем структура комплектования сохранилась практически полностью.

Ключевые слова: Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), Китайская Чанчуньская железная дорога (КЧЖД), КНР, СССР, Российский государственный архив экономики (РГАЭ), Российский государственный исторический архив (РГИА), принцип целостности архивных документов, исторические источники.

Список литературы

Аблажей, Н. Н., Ли, Д. Китайская историография о КВЖД и российском присутствии на Северо-Востоке Китая // Новое прошлое / The New Past. 2023. № 4. С. 64–82.

Аблова, Н. Е. КВЖД и российская эмиграция в Китае: международные и политические аспекты истории (первая половина ХХ века). Москва: Русская панорама, 2005. 430 с.

Брянкина, Э. А., Рыжак, Н. В. Периодика «Русского Харбина» // Восточная коллекция. 2003. № 1 (12). С. 38–42.

Иноземцева З. П. Архивная информационная среда в воззрениях В. Н. Автократова (1922–1992) // История и архивы. 2023. Т. 5. № 1. С.138–146.

Самойлов, Н. А., Старовойтова, Е. О., Ходяков, М. В., Янченко, Д. Г. Китайско-Восточная железная дорога – историческое наследие двух народов: перспективы изучения // Новейшая история России. 2016. № 3 (17). С. 205–210.

Сведения об авторах

Кротова Мария Владимировна, доктор исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, кафедра международных отношений и политологии, профессор, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8–921–550–25–37, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 26.02.2024 г., рекомендована к опубликованию 20.06.2024 г.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.