«Осмеливаюсь предложить Вам карандашные портреты детей-правонарушителей»: визуальные источники по истории Лечебно-воспитательной колонии Наркомата здравоохранения РСФСР. 1922–1923 гг.



Документальная публикация
УДК 93/94+001.814.2+364.4.025.224+316.6+303.424+364.42/.44+351/354+616.89+159.973+930.85+303.422+334.7+303.423+930.2+930.24+364.02+364.2+364.48+364.4.046.6+37.013.78+316.023.4+364.08+364.44.046.42+364.442.6+371.12+371.13/.16+371.162+394.014+930.25
doi 10.28995/2073-0101-2024-4-1140-1159
Для цитирования
Слискова, В. В. «Осмеливаюсь предложить Вам карандашные портреты детей-правонарушителей»: визуальные источники по истории Лечебно-воспитательной колонии Наркомата здравоохранения РСФСР. 1922–1923 гг. // Вестник архивиста. 2024. № 4. С. 1140-1159, doi 10.28995/2073-0101-2024-4-1140-1159
Слискова, В. В.
Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация
«Осмеливаюсь предложить Вам карандашные портреты детей-правонарушителей»: визуальные источники по истории Лечебно-воспитательной колонии Наркомата здравоохранения РСФСР. 1922–1923 гг.
Введение. В феврале 1951 г. к советскому антропологу, заведующему лабораторией антропологической реконструкции Института этнографии Академии наук СССР Михаилу Михайловичу Герасимову обратилась Мария Ивановна Попова. В своем письме Мария Ивановна сообщила, что хотела бы передать Михаилу Михайловичу сохранившиеся у нее с 1920-х гг. портреты детей-воспитанников Лечебно-воспитательной колонии Наркомздрава РСФСР (ЛВК): «Глубокоуважаемый т[оварищ] Герасимов! Не будучи с Вами лично знакома, я все же осмеливаюсь предложить Вам карандашные портреты детей-правонарушителей, воспитанников Лечебно-воспитательной колонии Н[ародного] К[омиссариата] З[дравоохранения]. Эти портреты нарисованы одним из воспитателей колонии – худ[ожником] Булгаковым. Колония эта уже закрыта, и дети эти были выведены в [другие] учреждения. Может быть, Вам понадобятся эти скромные наброски. Я лично работала врачом в колонии и, если Вы захотите, могу дать и ценные пояснения. Вашими лекциями очень интересуюсь и стараюсь попасть на них, когда возможно». В 1920-х гг. Мария Ивановна работала врачом-ординатором в Лечебно-воспитательной колонии, которая действовала в Москве в 1918–1924 гг. в составе Государственного института дефективного ребенка Наркомздрава (далее – Гиндефреб, ГИДР). Вместе с другими врачами и воспитателями колонии она занималась с трудновоспитуемыми, как их тогда называли – морально-дефективными, детьми. С тех времен у нее сохранились портреты четырнадцати воспитанников колонии, которые она впоследствии направила М. М. Герасимову, заинтересовавшись его научными работами по пластической реконструкции. Хотя изображения оказались не востребованы Михаилом Михайловичем, они сохранились в составе личного фонда ученого в Научном архиве Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук (ИЭА РАН). Выявленные портреты представляют собой ценный визуальный источник как по истории самой Лечебно-воспитательной колонии Наркомздрава, так и по истории работы с детьми-беспризорниками в начале 1920-х гг. в общем.
Постановка проблемы. В период конца 1910-х – первой половины 1920-х гг. вопрос детской беспризорности и безнадзорности, спровоцированный военно-политическим и социально-экономическим кризисом (эпидемии, голос, обнищание, потеря родителей), стал особенно острым и требовал незамедлительного решения со стороны власти и общества. С целью преодоления сложившейся ситуации в стране была развернута сеть специальных учреждений, в задачи которых входила работа с детьми-беспризорниками, их (пере)воспитание и социализация. В их число входили как уже действовавшие ранее школы-санатории, коммуны и колонии, так и вновь образованные учреждения – одной из таких стала ЛВК.
Лечебно-воспитательная колония на радость не желавших перевоспитываться мальчишек, в 1924 г. ЛВК была расформирована. Сведения о закрытии колонии была сообщена ее руководству еще во второй половине 1923 г. В связи с этим, штаты учреждения стали сокращаться, а воспитанников начали отправлять в семьи, к родителям или родственникам.
Заключение. Публикуемые источники являются подлинниками, на тринадцати из четырнадцати портретов присутствуют подписи, фамилии воспитанников и дата создания, сделанные художником Б. П. Булгаковым, один портрет остается безымянным и недатированным. Письмо М. И. Поповой, к которому были приложены изображения, публикуется в соответствии с современными правилами орфографии и пунктуации, в тексте раскрыты сокращения адресанта, восстановленные публикатором фрагменты даются в квадратных скобках. Сведения об упоминаемых в источнике лицах даны в подстрочном примечании.
Аннотация
В статье и публикации вводятся в научный оборот письмо и портреты детей-воспитанников Лечебно-воспитательной колонии для морально-дефективных детей (ЛВК), действовавшей в 1918–1924 гг. в структуре Государственного института дефективного ребенка (Гиндефреб, ГИДР) Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. Публикуемые документы принадлежат проблемному полю истории отечественной науки и являются ценными источниками как по истории самой ЛВК, так и по истории преодоления кризиса детской беспризорности и безнадзорности в конце 1910-х – первой половине 1920-х гг. Публикуемые источники представляют собой письмо и четырнадцать карандашных портретов воспитанников ЛВК, написанных в 1922–1923 гг. педагогом-инструктором колонии по рисованию – художником Борисом Петровичем Булгаковым. На портретах изображены воспитанники: Павел Васин, Петр Гавришев, Юрий Гиммер, Александр Горохов, Виктор Дымков, Александр Забегаев, Лев Козин, Федор Крылов, Сергей Кубанцев, Дмитрий Петров, Михаил Чекмазов, Леонид Чекмарев, Зорефа Шамаков; ввиду отсутствия подписи четырнадцатый портрет остается безымянным. По случайности данные портреты сохранились в составе фонда советского антрополога и археолога, автора метода пластической реконструкции Михаила Михайловича Герасимова в Научном архиве Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук (НА ИЭА РАН, ф. 100). Михаилу Михайловичу портреты были переданы в 1951 г. бывшей заведующей и врачом-психиатром ЛВК Марией Ивановной Поповой вместе с сопроводительным письмом, в котором она указала, что данные изображения могут быть полезными в контексте научной работы ученого. Однако переданные М. И. Поповой портреты оказались невостребованы М. М. Герасимовым, хотя и сохранились в составе его личного фонда, который впоследствии был передан в НА ИЭА РАН его дочерью – Маргаритой Михайловной Герасимовой. Тем не менее, данные изображения стали уникальным визуальным источником по истории ЛВК, позволяющим восстановить внешность ее воспитанников и дополнить основной комплекс документов колонии, преимущественно делопроизводственных, сохранившихся в Центральном государственном архиве г. Москвы (ЦГАМ, ф. 2098). Документы являются подлинниками, на тринадцати портретах сохранились подписи, фамилии воспитанников и дата создания, сделанные художником Б. П. Булгаковым, один портрет не был подписан и датирован. Сопроводительное письмо М. И. Поповой публикуется в соответствии с современными правилами орфографии и пунктуации. В тексте раскрыты сокращения автора. Сведения об упоминаемых в источнике лицах даны в подстрочном примечании. Важное значение имеет предваряющий публикацию комментарий, актуализирующий данный источник.
Ключевые слова: визуальные источники, 1920-е гг., М. М. Герасимов, М. И. Попова, беспризорники, Лечебно-воспитательная колония.
Список литературы
Бердникова, Н. Е. Лица иркутской школы археологии: Михаил Михайлович Герасимов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. 2022. Т. 41. С. 6–30.
Железова, Н. П. Школа социально-индивидуального воспитания им. Ф. М. Достоевского (1920–1925 гг.): практика воспитания беспризорных // Левые идеологии, движения и организации в истории. Исторические документы и актуальные проблемы археографии, источниковедения, российской и всеобщей истории нового и новейшего времени. Москва: Издательство «Политическая энциклопедия», 2019. С. 155–157.
Железова, Н. П. Школа социально-индивидуального воспитания имени Ф. М. Достоевского (ШКИД) и проблема детской беспризорности в послереволюционном Петрограде // Время Коминтерна. Москва: ФГБУК «Государственная публичная историческая библиотека России», 2020. С. 169–177.
Кара, И. С. История создания специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в России советского и постсоветского периода // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). С. 133–145.
Кардашепко, В. Н. К истории школьно-санитарного надзора в России первой половины XX века (посвящается 75-летию 1-го Всероссийского съезда врачей по школьной санитарии) // Гигиена и санитария. 1994. № 9. С. 40–43.
Колокольникова, З. У., Лобанова, О. Б., Мосина, Н. А., Васичева, А. Н. Теоретические основы воспитания «дефективных детей» в РСФСР в 1920-е годы // Перспективы науки. 2020. № 8(131). С. 70–72.
Смирнова, Т. М. Детские дома и трудколонии: жизнь «Государственных детей» в советской России в 1920−1930-е гг. // Вестник РУДН. История России. 2012. № 3. С. 16–38.
Степанова, М. А. История коррекционной педагогики в фактах и событиях. К 110-летию санатория-школы для дефективных детей В. П. Кащенко // Специальное образование. 2018. № 4 (52). С. 158–177.
Шалаева, С. Л. Педология в России: сущность и историческая судьба // Интеграция образования. 2014. №3 (76). С. 95–98.
Шварцман, П. Я., Кузнецова, И. В. Педология // Репрессированная наука. Вып. 2. Санкт-Петербург: Наука, 1994. С. 121–139.
Шер, С. А., Альбицкий, В. Ю., Чурилов, Л. П. Из истории отечественной педологии // Клиническая патофизиология. 2019. Т. 25. № 1. С. 71–78.
Ball, A. (1993). State Children, Soviet Russia’s Besprizornye and the New Socialist Generation, The Russian Review, № 52 (2), pp. 228–247.
Ball, A. (1991). Survival in the Street World of Soviet Russia's “Besprizornye”, IN Jahrbücher für Geschichte Osteuropas, Neue Folge, Bd. 39, H. 1, pp. 33–52.
Caroli, D., Alan M. (1997). Ball, And Now My Soul Is Hardened. Abandoned Children in the Soviet Russia, 1918–1930, Annales, Histoire, Sciences Sociales, 52ᵉ année, № 3, pp. 651–653.
Kelly, C. (2007). Children's World, Growing Up in Russia, 1890–1991, New Haven, London, 598 p.
Wong, S. (2019). The Failure of Soviet Orphan Policies, 1918–1939, Armstrong Undergraduate Journal of History, V. 9, № 2, https://armstronghistoryjournal.wordpress.com/2019/11/11/the-failure-of-soviet-orphan-policies-1918-1939/#_ftnref38
Сведения об авторах
Слискова Валерия Викторовна, Российский государственный гуманитарный университет, центр истории российской науки и научно-технологического развития, младший научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, начальник отдела архива, г. Москва, Российская Федерация, 8-952-696-58-07, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
ORCID: 0000-0003-1724-184X
Сведения о грантах
Исследование выполнено в Российском государственном гуманитарном университете за счет субсидии на выполнение государственного задания на тему «Советская наука: механизмы развития и практики управления научно-техническим комплексом», № FSZG-2024-0001.
В редакцию статья поступила 20.03.2024 г., рекомендована к опубликованию 20.09.2024 г.
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.