| 14 Февраля 2017
И.А. КОСАЧЕВ, г. Москва, Российская Федерация
КИНОСЪЕМКА КАК ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ
Аннотация
Автор освещает актуальные вопросы возрождения съемок кинохроники с целью сохранить зримый облик эпохи. Рассматривается вопрос о выборе носителя для кинохроники, обеспечивающего длительную сохранность. Отмечается ненадежность использования цифровых носителей для сохранности кинохроники в качестве исторического источника, необходимость перевода их на 35-мм. кинопленку.
Ключевые слова
Киногруппа клуба имени Микоши, киносъемка, кинохроника, исторический источник, кинолаборатории, горючая пленка
Прошло более 10 лет, как перестали снимать кинохронику в нашей стране. Киногруппа клуба имени Микоши поставила перед собой задачу переосмыслить, что такое кинохроника в современном мире, понять какой она должна быть сейчас и постараться возродить съёмку кинохроники.
Первый вопрос, который встал перед нами – это выбор носителя. На что снимать кинохронику, чтобы её можно было надёжно сохранить? Если снимать на кинокамеру, как раньше, то остается оригинал-негатив, а если снимать на цифровую камеру – жесткий диск или карта памяти. Какой носитель долговечнее? Постараемся ответить на этот вопрос.
Выбирая носитель, пришлось столкнуться с мифами о кинопленке, которые возникли за последнее время.
МИФ 1. В современном цифровом изображении пикселей больше, чем на кинопленке, следовательно, оно лучшего качества. На самом деле, эмульсия кинопленки состоит из микрокристаллов серебра – светочувствительного слоя, и он цельный, на пиксели не делится.
МИФ 2. Кинопленка плохо сохраняется. Более 120 лет прошло с момента изобретения киносъемки. Фильмы, снятые более 100 лет назад, можно посмотреть, поскольку пленки хранятся, а миф – существует!
МИФ 3. Кинопленку перестали выпускать, потому что она горючая. Это – очень стойкий миф, основанный на устаревших данных. Дело в том, что до 1960-х гг. выпускали горючую киноплёнку на нитрооснове (то есть на горючей основе). Потом перешли на триацетат целлюлозы, которая была уже не горючей. А в конце 1990-х – начале 2000-х гг. появляется лавсановая плёнка. Она более прочная, чем обычная киноплёнка.
МИФ 4. На кинопленку снимать очень дорого. Понятно, что это самый стойкий миф. Были составлены две параллельные сметы на производство фильма на киноплёнке и цифровой ТВЧ-технике и оказалось, что эти сметы вполне соизмеримы. Главное, что хранить плёночный исходник в 12 раз дешевле, чем цифровой. В постпроизводстве не требуется дорогостоящей цветокоррекции. Цветопередача, динамический диапазон, фотографическая широта кинопленки превышают возможности всех электронных сенсоров цифровых камер.
МИФ 5. Кинопленка морально устарела. Скорее всего, моральное устаревание относится к цифровым носителям, которые, действительно, каждые 10 лет морально устаревают. Молодое поколение уже не знает, что такое дискета или видеокассеты. Существует множество носителей разных форматов, для которых сложно уже найти устройства воспроизведения. Хотя очень много уникальной информации на них хранится. Но, так сложилось, к сожалению.
МИФ 6. Кинооператор – умирающая профессия. Весь мир перешёл на цифру. По этому поводу очень показательна информация о количестве кинолабораторий на карте мира. Меньше всего их сегодня в России – только 3 на такую огромную территорию. В Европе – 33 кинолаборатории. В некоторых странах государство законодательно поддерживает кинематографистов, снимающих на кинопленку, понимая, что это важно для сохранения фильмов как культурной ценности. В нашей стране на плёнку снимают, в основном, высокобюджетную рекламу. В одной Москве снимается примерно 1000 метров киноплёнки в день.
Наша киногруппа приняла решение снимать хронику на киноплёнку. Был выбран классический вариант – киноплёнка 35 мм из-за сложившейся традиции, хотя 16 мм считается самым доступным и самым распространенным форматом. На него больше всего снимается рекламы, малобюджетного кинематографа. Но если говорить о более давней, столетней традиции, то это, конечно, 35 мм. Мы рассчитываем на большой размер экрана, на совместимость и преемственность традиционных стандартов киноизображения.
Документальное кино – от слова «документ». Документом является что-то материальное. Киноплёнка — это документ. А вот цифровой носитель — материальный он или нематериальный? Это еще вопрос.
У архивирования есть три задачи. Быстрый доступ, желательно онлайн, чтобы, кликнув мышкой, найти нужный документ. Эту задачу хорошо выполняют серверы. Кратковременное хранение в относительно близком доступе. Для этого существуют магнитная видеозапись, видеокассеты, DVD, Blue-RAY и голографические диски. Длительное хранение. На сегодняшний день это киноплёнка. Предполагается, что она хранится в определённых условиях более 500 лет. Но то, что уже 120 лет сохраняются первые кинематографические ленты, – это неоспоримый факт!
Дисковые массивы – ненадежная вещь. В среднем все жёсткие диски работают по 10 лет, потом выходят из строя. Видеокассета хранится дольше - с некоторыми выпадениями изображения она может сохраняться около 30–40 лет. Гарантийный срок хранения киноплёнки – для цветной 100, а для чёрно-белой – 500 лет. Следовательно, киноплёнка хранится дольше любого другого носителя информации.
Часто приходится слышать, что удобнее снять фильм на цифровой фотоаппарат или ARRI «Алексу», а затем перевести на кинопленку. На деле, как чаще происходит на производстве по системе ТВЧ? Термин ТВЧ (телевидение высокой чёткости), а не «цифровое кино», здесь используется потому, что «цифровое кино» – это нонсенс. Так вот, цифровой исходник после того, как попал на монтаж, куда-то незаметно исчезает. Карты памяти стирают, чтобы использовать многократно; жесткие диски и серверы очищают от лишней информации, когда с ней завершена работа. Конечно, было бы хорошо, чтобы вместе с цифровым монтажом делался перевод на пленку, но этого, как правило, не происходит. Разговоры об этом имеют только теоретический характер, никаких инструкций, технических регламентов на этот счет не существует.
Таким образом, в лучшем случае остается смонтированный сюжет или фильм, а исходник, носитель «живой истории», исчезает навсегда. Это реальность сегодняшнего дня.
Если же снимать на кинопленку, сразу получается документ, который сразу после экспонирования и проявки приобретает самостоятельную ценность, и если он дальше будет храниться, то с каждым годом его историческая ценность будет только расти.
Лучший вариант архивирования для цветных фильмов – не съемка на три пленки, не возвращение к технологии «tehnicolor», но цветоделение, перевод в цветоделенный черно-белый мастер. С цветной пленки или цифрового носителя печатаются три черно-белых контратипа, аддитивным способом, отдельно за синим, зеленым и красным светофильтрами. В итоге получается цветоделенный черно-белый мастер. Он может храниться до 500 лет.
Как бы ни совершенствовалось оборудование, за 100 лет стандарты кинопленки практически не менялись. Стандарт 35 мм пленки по ее ширине 34,975 сотых. Размеры перфорации менялись три раза за 100 лет. Во времена Эдисона и братьев Люмьер была круглая перфорация, позднее она стала квадратной, а «бочка» появилась относительно недавно и только для съемочной техники. Позитивная перфорация осталась квадратной.
Кинокамера «Debrie le parvo» начала ХХ в. и сейчас может быть заряжена современной кинопленкой, пленка отснята и продемонстрирована, в модном сегодня формате «Super 35», который является просто возвратом к обычному формату, придуманному Эдисоном времен немого кино 18х24 мм с соотношением сторон 4х3 то есть 1:1,33. Просто площадь пленки используется больше за счет отсутствия звуковой дорожки, так что все новое – это хорошо забытое старое.
Пленка, даже если мы ее сильно поцарапаем, даже ногами по ней походим, может быть использована, изображение все равно сохранится. И даже если порвалась перфорация, вырезал кадрик-другой, и можно заряжать в проектор или монтажный стол и использовать дальше. А любая мелочь, которая воздействует на цифровой носитель, будь то магнитное поле или физическое повреждение носителя, или хакерская атака, ведет к полной потере данных. Цифровое изображение - это то, чего нет. Иллюзия. В нем нет изображения, есть только цифровой код. И достаточно пропасть какому-нибудь нолику или единичке и от иллюзорной картинки не останется и следа.
Проанализировав все вышесказанное, киногруппа клуба имени Микоши выбрала киноплёнку для съемки кинохроники. Проявленная светочувствительная плёнка является материальным носителем культуры также, как архитектура, ваяние, зодчество, но всё же ближе к живописи. Сохранённая плёнка, где запечатлена уходящая натура, – это памятник культуры и истории.
Сегодня пленка просто экспонируется, а завтра она может стать очень серьёзным культурным наследием. Выбирая пленку, надо понимать, что сразу после экспонирования получается ценный исторический документ. В случае, выбора сложной технологической цепочки с цифровыми технологиями, до перевода информации на пленку можно так и не дойти, все закончится намного раньше. Конечно, такие благие намерения должны быть подкреплены и финансовой и технологической базами, и нормативами, и государственным регулированием.
Кинопленка должна запечатлевать зримую память эпохи. Память, которую мы можем потерять.
Сведения об авторах
Косачев Илья Александрович, кинооператор, член Московского клуба документального кино им. Джеммы и Владислава Микоши, Российская Федерация, г. Москва, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript