ОТ «ТАГАНСКОЙ» ДО «ПАРКА КУЛЬТУРЫ»: АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОТКРЫТИИ ПЕРВОГО УЧАСТКА КОЛЬЦЕВОЙ ЛИНИИ МЕТРО
| 17 Января 2020
Первые шесть станций Кольцевой линии метро открыли 70 лет назад. В фондах Главархива Москвы хранятся документы об истории этого события.
Ровно 70 лет назад, 1 января 1950 года, открыли первые шесть станций Кольцевой линии метро. Строительство начали в 1943 году. Трасса, которую называли тогда Большим кольцом, должна была связать 17 из 25 районов города и соединить семь московских вокзалов.
В 1950 году ввели в эксплуатацию шесть из запланированных двенадцати станций Кольцевой линии метро: «Курскую», «Таганскую», «Серпуховскую» (сейчас «Добрынинская»), «Калужскую» (сейчас «Октябрьская»), «Павелецкую», «Парк культуры и отдыха имени Горького» (сейчас «Парк культуры»).
Для художественной отделки вестибюлей использовали свыше 20 сортов мрамора, гранит, золото, хрусталь, бронзу, ценные породы дерева. Заказы готовили более 200 предприятий страны. Так, решение исполкома Моссовета от 27 января 1949 года предписывало Московскому керамико-плиточному заводу имени Булганина изготовить в первом и втором кварталах 1949-го художественные керамические изделия.
Например, для оформления станции «Калужская» требовалось 900 венков, 620 звезд и 2300 штук «полосок гладких, золотых» размером пять на 15 сантиметров. Для «Таганской» — 36 панно, 80 художественных решеток и 50 комплектов деталей станционных люстр. Для всех шести станций и вестибюлей заводу заказали 150 урн типа «метро» и 1000 квадратных метров ковровой керамической плитки-ириски.
В соответствии с приказом начальника Московского метрополитена И.С. Новикова от 30 декабря 1949 года с 06:00 часов утра 1 января 1950 года начальнику службы движения предписывалось «открыть нормальное пассажирское движение на первом участке четвертой очереди, с пропуском 20 пар поездов в часы интенсивного пассажиропотока», «организовать бесперебойную работу билетных касс, перронных контролеров, дежурного персонала диспетчерского пункта, блокпостов, станций и обеспечить высокую культуру обслуживания пассажиров и отличное содержание сооружений».
31 декабря 1949 года приказ разослали всем службам метрополитена. В тот же день в беломраморном зале «Курской» (кольцевой) состоялся митинг метростроевцев, работников эксплуатационных служб, стахановцев московских предприятий, представителей общественных организаций. Затем разрезали красную ленту, и первый состав отправился в тоннель. 1 января на новой трассе открылось регулярное движение поездов.
В 1940–1950-х годах в Мосметрострое часто создавали фотоальбомы, посвященные строительству метро. В Главархиве Москвы хранятся подобные альбомы, в том числе и по двум станциям первого участка Кольцевой линии: «Курской» и «Калужской». Объектив фотокамеры запечатлел наземные вестибюли и перронные залы, платформы, эскалаторы, переходы, а также скульптурные композиции, мозаичные, лепные и металлические панно, закрепленные на стенах и потолочном своде. Эти альбомы изначально предназначались для производственных нужд. Теперь же любой желающий может изучать по ним историю создания Кольцевой линии метро.