| 23 Марта 2020
До 1966 года за городскими службами не были закреплены собственные спецсигналы. Из-за этого сотрудники ГАИ не всегда понимали, какой автомобиль перед ними и имеет ли он право на свободный проезд.
В январе 1966 года по улицам Москвы впервые проехали автомобили со световыми и звуковыми сигналами единого образца. Сиренами, мигалками и проблесковыми маячками стали оснащать машины специальных городских служб — милиции, скорой помощи, пожарной охраны. О том, как это происходило, сегодня можно узнать благодаря документам, которые хранятся в Главархиве Москвы.
О проблемах со спецсигналами в 1960-х говорится в письме исполняющего обязанности начальника управления охраны общественного порядка Мосгорисполкома П.Ф. Благовидова. 11 января 1966 года он сообщал председателю исполкома Моссовета Владимиру Промыслову, что в столицу поступают автомобили со световыми сигналами, цвет которых устанавливают сами производители, не учитывая интересы городских служб.
Благовидов приводит примеры. По его словам, патрульные и пожарные машины, а также кареты скорой помощи, автомобили Мосгаза и техпомощи оснащались мигалками от темно-синего цвета до красного. Благовидов жаловался, что в столице много спецмашин вообще без световых сигналов — вместо них установлена сирена. Такая неупорядоченность создает проблемы, так как сотрудники ГАИ не всегда могут понять, автомобиль какой службы перед ними и имеет ли он право свободного проезда.
Еще один документ, который хранится в Главархиве Москвы, рассказывает, как городские власти решили проблему, на которую жаловался Благовидов. Уже через 11 дней после того письма, 22 января 1966 года, исполком Моссовета ввел систему специальных световых и звуковых сигналов для транспорта городских служб. Кроме того, документ регулировал порядок их использования.
Письмо исполняющего обязанности начальника управления охраны общественного порядка Мосгорисполкома П.Ф. Благовидова на имя председателя исполкома Моссовета В.Ф. Промыслова. Главархив Москвы
Милицейские машины у здания Главного управления внутренних дел Москвы на Петровке, 38. Автор С.Н. Поминов. 1990 год. Главархив Москвы
Машина скорой помощи у клиники терапии и профболезней 1-го Медицинского института имени И.М. Сеченова. Автор В. Зубарев. 1977 год. Главархив Москвы
Новые автомашины реанимации и скорой помощи на базе отечественных автомобилей во внутреннем дворике Мэрии. Автор С.Н. Калачев. Москва. Сентябрь 1999 года. Главархив Москвы
Решение исполкома Моссовета № 3/59 от 22 января 1966 года «О введении специальных мигающих световых сигналов на автомобилях скорой медицинской помощи, милиции, пожарной охраны, аварийных служб и ограничении применения звукового сигнала “сирена” в городе Москве». Главархив Москвы
Письмо исполняющего обязанности начальника управления охраны общественного порядка Мосгорисполкома П.Ф. Благовидова на имя председателя исполкома Моссовета В.Ф. Промыслова. Главархив Москвы
Милицейские машины у здания Главного управления внутренних дел Москвы на Петровке, 38. Автор С.Н. Поминов. 1990 год. Главархив Москвы
Машина скорой помощи у клиники терапии и профболезней 1-го Медицинского института имени И.М. Сеченова. Автор В. Зубарев. 1977 год. Главархив Москвы
Новые автомашины реанимации и скорой помощи на базе отечественных автомобилей во внутреннем дворике Мэрии. Автор С.Н. Калачев. Москва. Сентябрь 1999 года. Главархив Москвы
Решение исполкома Моссовета № 3/59 от 22 января 1966 года «О введении специальных мигающих световых сигналов на автомобилях скорой медицинской помощи, милиции, пожарной охраны, аварийных служб и ограничении применения звукового сигнала “сирена” в городе Москве». Главархив Москвы
Письмо исполняющего обязанности начальника управления охраны общественного порядка Мосгорисполкома П.Ф. Благовидова на имя председателя исполкома Моссовета В.Ф. Промыслова. Главархив Москвы
Согласно ему весь спецтранспорт должен был оснащаться сиренами и проблесковыми маячками. Вводилось четкое разделение по цвету: у скорой помощи мигалки стали желтыми, у пожарной охраны — красными, у милиции — фиолетовыми, а у аварийных городских служб — голубыми.
Все специальные автомобили могли требовать права свободного проезда при помощи световых сигналов в любое время суток, а вот включать сирену разрешалось только днем. Чтобы оснастить спецтранспорт мигалками, нужно было получить разрешение в отделе по регулированию уличного движения ГАИ.
С 1966 года цвета спецсигналов для каждой из служб не раз менялись. Корректировались и правила их использования.
Познакомиться с этими и другими историческими документами можно в читальных залах Главархива Москвы. Для посетителей открыты документы органов власти, организаций и учреждений города, личные собрания, а также фотографии, аудиозаписи, видеоматериалы. Кроме того, фонды Главархива Москвы используются при проведении выставок и реализации образовательных проектов.
Источник: https://www.mos.ru/news/item/68773073/