| 10 Июня 2022
В 1947 году Москва готовилась отметить свое 800-летие, и повсюду кипела работа по встрече юбилея столицы во всем блеске. Весной, когда на дорогах увеличилось число автомобилей и появились мотоциклисты, выяснилось, что со времен Великой Отечественной войны столичный автомотопарк не приводился в порядок и выглядит, мягко говоря, непрезентабельно. В порядке срочных мер был принят новый облик столичного транспорта. В преддверии праздника, Моссовет принял в начале июня 1947 года решение №26/5 «Об улучшении технического состояния и внешнего вида автомототранспорта в г. Москве». Этот интересный во всех отношениях документ сохранился в фондах Главархива Москвы.
Как же предлагалось автомобилистам и мотовладельцам улучшать техническое состояние и внешний вид «железных коней»? Обеспечить автолюбителей новым транспортом было выше возможностей Моссовета, поэтому на первый план вышли меры сугубо административного воздействия. Запрещалось появление на улицах города автомобилей и мотоциклов с неопрятным внешним видом, плохо или совсем неокрашенных. Не допускались машины с неотполированными кузовами и крыльями, без колпаков на колесах, а также попросту грязные или с запыленными номерными знаками. От автовладельцев и эксплуатирующих организаций, а также от авторемонтных предприятий строго-настрого потребовали ликвидировать такое «наследие проклятого военного прошлого», как некомплект фар и подфарников. В военные годы, в условиях светозатемнения, на многих авто оставляли лишь по одной фаре. Теперь предписывалось вернуться к нормам мирного времени.
Военные годы изрядно снизили уровень требований к техническому состоянию транспортных средств. Теперь же, на улицы праздничной столицы не пускали автомобили и мотоциклы без глушителей, машины, заправленные смрадными заменителями бензина, или грузовики "на дровах" - с газогенератором (в качестве топлива могли использоваться дрова, угольные брикеты, торф и т. п.).
Наконец, запрет коснулся и некоторых разновидностей автомобилей, прежде всего, повышенной проходимости. На московских магистралях отныне запрещалось появляться машинам марок ГАЗ-67, «Виллис», «Бантам», «Додж», - даже транзитным, из других районов страны. С одной стороны, разворачивалась «холодная война» и было нежелательно лишний раз демонстрировать гостям столицы наследие ленд-лиза (поставок Советскому Союзу различного оборудования и ресурсов от союзников в долг). А главное, все эти армейские автомобили строились по упрощенным военным стандартам, имели открытые или полузакрытые кабины, вовсе не имели дверей, а в силу изношенности, неэкономичности и шумности совершенно не подходили для эксплуатации в городских условиях. В результате старые армейские грузовики и джипы не исключили из состава участников столичного уличного движения. Отделу по регулированию уличного движения даже запрещалось отныне ставить "ветеранов" на учет и регистрировать в Москве. Ну, и заодно, на всякий случай, перестали выпускать на улицы мотоциклы и авто защитной окраски. Уже два года как война кончилась, пришла пора убрать с улиц строгий военный цвет хаки и заменить его яркой цветовой гаммой мирного времени…
Источник: https://www.mos.ru/news/item/108032073/