ЖЕНСКИЕ ВРАЧЕБНЫЕ КУРСЫ: ГЛАВАРХИВ – О ТОМ, КАК В РОССИИ ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ ЖЕНЩИНЫ-ВРАЧИ

Печать PDF

В 1872 году в виде опыта был открыт курс для образования ученых акушерок, благодаря которому выпустились первые женщины-врачи в России.

Во второй половине XIX века в России официально появились дипломированные женщины-врачи. Путь к этому событию был сложен и тернист, так как в то время женщины могли получать образование лишь с согласия отца, мужа или опекуна, а двери высших учебных заведений для них были закрыты. Важным днем в истории женского образования стало 4 марта 1877 года, когда в Петербурге состоялся первый выпуск Высших врачебных женских курсов. Как это было, рассказал Главархив Москвы на основе материалов из своих фондов.

В Главархиве Москвы хранится богатый фонд врача и министра здравоохранения СССР Марии Ковригиной. Она много говорила о защите детей и матерей, а за время деятельности на посту министра здравоохранения женщинам были увеличены дородовые и послеродовые отпуска, разрешено длительное лечение больных активной формой туберкулеза в стационарных и амбулаторных условиях, противотуберкулезные препараты начали выдавать бесплатно. В Главархиве Москвы хранится книга-брошюра Марии Ковригиной «Роль женщин-врачей в развитии здравоохранения нашей страны». Там она подробно рассказывает о первых русских женщинах-врачах и о трудностях, которые они преодолевали в своем стремлении быть полезными народу.

Несмотря на свое сложное положение, у будущих женщин-врачей были предшественницы. Так, первой в истории России женщиной-врачом стала Надежда Суслова, которая внесла неоценимый вклад в историю высшего женского медицинского образования, в медицинскую науку и практику. После того, как 18 июля 1863 года был утвержден новый университетский устав, запрещающий женщинам поступление в высшие учебные заведения даже в качестве вольнослушателей, Надежда Суслова уехала в Швейцарию в надежде закончить образование на медицинском факультете Цюрихского университета. Там девушку так же ждали трудности. О них Надежда Суслова написала в своем дневнике:

«Мне и здесь сначала категорически отказали в приеме. Ректор на мою просьбу ответил такими словами: “Женщина-студентка – явление еще небывалое, поэтому вопрос о зачислении не университетский, а государственный. Все, что я могу сделать, это просить господ профессоров терпеть вас на лекциях…” Я согласилась на это и начала работать в клиниках, одновременно обратившись к швейцарскому министру просвещения. На этот раз он выразил согласие, но с оговоркой: “Если господа профессора нe будут против”.

Господа профессора медицинского факультета создали специальную комиссию для того, чтобы решить вопрос обо мне. Профессор Брюмер не без ехидства сообщил мне его решение: “Принять мадемуазель Суслову в число студентов потому только, что эта первая попытка женщины будет последней, явится исключением и избавит комиссию от решения подобных вопросов в дальнейшем...”

Ох, как они ошибаются, мои седовласые и лысые коллеги! Они еще не знают нас, русских женщин! Я – первая, но не последняя! За мною придут тысячи!»

Преодолев трудные годы учёбы, Надежда Суслова публично успешно защитила диссертацию на степень доктора медицины 14 декабря 1867 года. В книге «Роль женщин-врачей в развитии здравоохранения нашей страны» Мария Ковригина описывала это событие так:

«Актовый зал Цюрихского университета переполнен. Сенсация! Впервые в Европе, впервые в истории женщина осмелилась оспаривать право на степень доктора медицины! Кто она, посягнувшая на святая святых? Дочь мужика из далекой полудикой России! Невероятно!»

Надежда Суслова с дипломом доктора медицины, хирургии и акушерства вернулась в Петербург, где после повторной сдачи экзаменов наконец-то получила право на врачебную практику. Помимо Надежды Сусловой, в книге Мария Ковригина описывает историю еще нескольких девушек-первопроходцев во врачебном деле – Марии Боковой-Сеченовой и Варвары Кашеваровой-Рудневой.

Многие женщины, стремясь получить высшее медицинское образование, тогда уезжали в Швейцарию, чем вызывали неодобрение царского правительства. Как раз это и побудило власть всё же начать приобщать женщин к высшему образованию в России. Так, например, на помощь будущим врачам пришел военный министр Дмитрий Милютин, который положительно относился к идее высшего женского медицинского образования, и при его содействии у Александра II было получено разрешение открыть при Медико-хирургической Академии особые курсы для образования ученых акушерок. Именно там 2 (14) ноября 1872 года “в виде опыта” был открыт так называемый “Особый четырехгодичный курс для образования ученых акушерок”, плата за который достигала 50 рублей в год, а последующие годы даже 70 рублей. В официальных объявлениях, печатавшихся в петербургских и московских газетах, это явление комментировалось так:

«Открываемый курс имеет исключительным назначением образование ученых акушерок, в той степени, чтобы по окончании учения они были способны подавать самостоятельную врачебную помощь при родах и последствиях их, а также в женских и детских болезнях и сифилисе женщин и детей».

В то время путь женщины к медицинскому образованию был тернист и труден, ведь в условиях полного бесправия об этом можно было только мечтать. Мария Ковригина это важное событие описывает следующим образом:

«В то памятное ноябрьское утро 89 девушек и молодых женщин с большим душевным волнением переступили порог храма медицинской науки. Это были люди образованные, зрелые. Они хорошо понимали, какую огромную ответственность возложила на их плечи история. Ведь это они – первый женский отряд – обязаны были проложить совершенно новую, еще нехоженую дорогу, по которой затем пройдут тысячи и тысячи женщин не только в царской России, но и во всей просвещенной Европе!»

К сожалению, первое высшее учебное заведение для подготовки женщин-врачей просуществовало всего лишь 10 лет. В течении последующих пяти лет курсы постепенно угасали, предоставляя только возможность закончить образование ранее поступившим слушательницам. За время своего существования с женских врачебных курсов выпустились 691 женщины-врача, которые принесли огромную пользу стране. Безусловно, после успеха этого начинания прогрессивная молодежь и активные женщины-врачи продолжили борьбу за свое право на высшее медицинское образование в своей стране.

И благодаря стараниям и силам передовой общественности уже 14 (26) сентября 1897 года в Петербурге был открыт Женский медицинский институт (ныне – Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова). А в 1904 году было утверждено новое «Положение», согласно которому Женский медицинский институт был отнесен к разряду государственных учреждений, находившихся в ведении Министерства народного просвещения. Таким образом, на слушательниц были распространены права студентов медицинских факультетов (кроме производства в чины), а руководители кафедр получили общеустановленные звания профессоров. В результате вслед за Петербургом центры высшего женского медицинского образования стали открываться и в других городах страны, в том числе и в Москве.

С полным содержанием книги Марии Ковригиной «Роль женщин-врачей в развитии здравоохранения нашей страны» можно ознакомиться в читальном зале Главархива Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 82, корпус 1. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/120705073/