| 14 Июня 2024
В конце 1930-х годов в системе учреждений народного образования Москвы стала очевидной нехватка учителей рисования и черчения для средних школ. В начале 1940 года в столице было всего 332 учителя рисования и 278 учителей по черчению. Это означало, что в некоторых школах вести эти предметы приходилось людям без специальной педагогической подготовки и совмещать работу в школе с деятельностью по специальности. Например, вести черчение могли поручить действующему специалисту в инженерной области. Естественно, что у приглашенных учителей часто не было специальной педагогической подготовки. Поэтому им не могли присвоить квалификацию, необходимую для официальной работы учителем по совместительству в средней школе. Часть новых учителей и вовсе никогда не планировала работать в школе.
Похожая картина была и с учителями черчения – педагогическое образование имели только 172 человека. 140 учителей имели непосильную нагрузку: совмещали работу в нескольких школах целых шесть дней в неделю. Кто-то был вынужден уходить с работы, не выдерживая напряженного графика. Ситуацию усугублял тот факт, что в системе образования РСФСР не существовало ни одного учебного заведения, готовившего учителей рисования и черчения. Приходилось прибегать к услугам лиц, окончивших учебные заведения художественного или инженерного профиля, и пытаться научить их работать с детьми.
Чиновники из Московского городского отдела образования пытались исправить ситуацию. Для этого они учредили с января 1939 года двухгодичные педагогические курсы рисования и черчения. На курсы принимали выпускников средних школ, выразивших желание учиться по этому профилю и сдавших специальное испытание по рисованию. На дневном отделении курсов в начале 1940 года учились 214 человек. Также на специально организованном вечернем отделении, без отрыва от основной работы, повышали квалификацию 50 действующих учителей рисования. К этому же времени сотрудники Комитета по делам высшей школы при Совете народных комиссаров СССР утвердили учебные планы и программы в объеме, соответствующем программе специального Учительского института. Так теперь назывались открытые еще в 1934 году специализированные педагогические учебные заведения с двухгодичным сроком обучения, предназначенные для подготовки учителей средних школ.
Уже в начале июня 1940 года вышло решение Моссовета №1140 «О реорганизации двухгодичных курсов рисования и черчения МосГОРОНО в Городской учительский институт». Документ представлен в Главархиве. В нем говорилось о том, что в Москве с 1 сентября 1940 года открывался Городской учительский институт по подготовке преподавателей рисования и черчения – первое педагогическое учебное заведение по этому профилю в столице. Располагаться институт должен был там же, где до того размещались и курсы – на первом этаже школы №255 Дзержинского района Москвы. Для создания новых чертежных классов в распоряжение института решили передать три больших комнаты в полуподвале школы. С началом Великой Отечественной войны институт был закрыт. В год 800-летия Москвы (1947) работу этого учебного заведения решили возобновить, но уже по другому адресу.
Так, в соответствии с решением Моссовета №26/26 «О подготовке учителей для школ гор. Москвы», принятым в июне 1947 года, в столице с 1947/1948 учебного года открывалось Городское художественно-графическое педагогическое училище, где готовили учителей рисования для средних школ. Теперь специальное училище работало по адресу: Сущевский вал, дом №32.
С документами Моссовета по организации курсов переподготовки для учителей рисования и черчения можно познакомиться в Главархиве по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.
Источник: https://www.mos.ru/news/item/139472073/