| 20 Июня 2024
В 1780 году в прусском городе Бад-Мюнстерайфель (сейчас – курортный город недалеко от Кельна) родился один из самых известных русских гуманистов и врачей Федор Гааз. При рождении мальчик получил имя Фридрих Иозеф. Тогда еще никто не думал, что большая часть его жизни будет связана с Россией, которую он полюбил и которой служил до конца жизни. Документы об известном враче сохранились в Главархиве Москвы.
В Россию Фридрих Гааз приехал после знакомства в 1806 году в Вене с русским дипломатом князем Николаем Репниным-Волконским. Его жена страдала от трахомы (сложная инфекция, вызывающая воспаление слизистой оболочки глаза и ведущая к слепоте). Медик сумел вылечить пациентку, хотя другие опытные врачи отказывались назначать лечение и считали этот случай безнадежным. Во многом благодаря хорошим рекомендациям молодой врач быстро обзавелся в Москве обширной частной практикой. Согласно сохранившемуся в Главархиве формулярному списку о службе, талантливый доктор быстро построил блестящую карьеру.
Например, в 1807 году по представлению обер-камергера князя Александра Голицына и по повелению императрицы Марии Федоровны Федор Гааз был назначен главным доктором Павловской больницы в Москве (сейчас – Городская клиническая больница № 4). Он быстро освоился на новом месте и полностью оправдал доверие императрицы. Энергичный врач самостоятельно организовал перевод больничных корпусов из деревянного помещения в основательно отстроенное каменное здание.
Федор Гааз руководил больницей пять лет и за это время сумел спасти жизнь многим пациентам. В Москве о нем ходила добрая слава. Никогда не отказывал он и малообеспеченным клиентам, которым нужна была помощь специалиста. «По прибытии в Москву, найдя в Екатерининской богадельне многих людей страждущими глазными болезнями и многих, коим нужна была операция, он занимался пользованием их», – сказано в его формулярном списке, который представлен в Главархиве. За самоотверженный труд по спасению людей он в 1808 году был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с формулировкой: «В воздаяние отличного усердия, оказанного страждущему человечеству пользованием без платы больных и возвращением зрения многим, лишившимся оного».
Во время Отечественной войны 1812 года Федор Гааз был военным врачом, служил в русской действующей армии. Дошел до Парижа и вернулся в Москву. После возвращения он принял окончательное решение о том, что остается в России, и стал изучать тонкости русского языка.
Федор Гааз принимал самое активное участие в борьбе с эпидемиями. Лечил и изучал эпидемию крупа в 1813—1818-х годах. Диагностировал это заболевание у детей, сумел теоретически описать свой опыт по определению ложного и истинного крупа у больных. За свою научную работу об этой инфекции Гааз удостоился похвалы от императрицы.
Врач активно занимался изучением тифа, холеры, трахомы. В 1820-е годы он успешно боролся с «повальной болезнью» рабочих на строительстве первого Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах (этот храм не был построен). За «отличную усердную службу» по ликвидации эпидемии доктора наградили орденом Святой Анны II степени.
Затем врач получил назначение и отправился лечить московских кантонистов. Среди них были распространены случаи золотухи, цинги, чахотки и глазных болезней. За успехи, достигнутые в этой работе, Федора Гааза вскоре назначили московским штадт-физиком (главой медицинской службы) в 1825 году. На этом посту он впервые соприкоснулся с болезнями, распространенными среди заключенных. Например, ему удалось ликвидировать повальную горячку в Московском губернском тюремном замке. Также энергичный врач сумел организовать чистоту в городских больницах, наладить работу фармацевтов и даже ввел в штат кошек для истребления мышей и крыс в помещениях. В тот же период Федор Гааз стал одним из основателей Московской глазной больницы.
Новый этап в жизни Федора Гааза наступил в 1828 году. Тогда его назначили членом Московского попечительного комитета о тюрьмах, затем главным врачом московских тюрем и секретарем попечительского комитета. Достаточно сказать, что благодаря ему заключенные больше не стирали до кости руки и ноги в тяжелых кандалах – он разработал специальные облегченные кандалы, которые получили название «гаазовские». Исключительно благодаря стараниям Гааза в 1840-е годы в Москве была устроена первая Полицейская больница, куда свозили для бесплатной помощи людей, потерявших сознание или получивших травмы на улицах, заболевших бедняков и бродяг без документов. Целиком на средства Федора Гааза и собранные им пожертвования была открыта больница при пересыльной тюрьме на 120 мест с трехразовым питанием в 1832 году. В 1836 году была открыта школа для детей арестантов, где он сам иногда проводил занятия. Кроме начальной школы, Гааз организовал приют для детей заключенных, а также смог добиться от городских властей выдачи дешевых квартир под наем для жен арестованных в Москве.
В заботе о больных Федор Гааз потратил все свои средства. Единственное его имение в селе Спасском в Московской губернии было заложено. Существует легенда о том, что однажды ночью на врача хотели напасть уличные грабители, но они узнали Федора Гааза и не только ничего не украли, но и проводили его до дома, так как час был поздний.
В 1848 году во время эпидемии холеры в Москве возникла паника. К холерным больным боялись подходить даже врачи. Тогда Гааз подал пример исполнения клятвы Гиппократа и врачебного гуманизма. Когда в Полицейскую больницу привезли первого холерного больного, первым к нему подошел Федор Гааз, стал утешать и поцеловал в губы. Чтобы успокоить коллег врачей, он садился в ванну, где перед этим купали заболевшего холерой. Московский генерал-губернатор Арсений Закревский, зная, каким доверием и любовью пользовался в Москве Гааз, попросил его при поездках по городу успокаивать людей. Тогда на «Московских площадях и перекрестках можно было не раз видеть высокого и бодрого старика в оригинальном костюме, вставшего в пролетке и говорящего собравшемуся вокруг него народу». Во много благодаря усилиям доброго доктора Федора Гааза эпидемия была побеждена.
Федор Гааз скончался в 1853 году. Все его средства были потрачены на помощь людям. Но память о нем жила среди горожан. Когда в 1904 году в Московской городской думе был поднят вопрос о приеме на счет города содержания могилы доктора, которая была запущена, вопрос был решен единогласно. В 1906 году за счет города на могиле был сооружен памятник, оплетенный арестантскими цепями с девизом «Спешите делать добро». Могила Федора Гааза на Введенском кладбище существует до сих пор. А документы об установке памятника представлены в Главархиве.
С документами Главархива о Федоре Гаазе можно познакомиться по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал Главархива открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.
Источник: https://www.mos.ru/news/item/140001073/