ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ПОПОЛНЕНИЮ АРХИВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

Печать PDF

Е.В. ВОЛКОВА

г. Красногорск, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ПОПОЛНЕНИЮ АРХИВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

К 90-летию Российского государственного архива кинофотодокументов и памяти заслуженного профессора РГГУ, основателя факультета технотронных архивов и документов Историко-архивного института РГГУ В.М. Магидова

Советская система комплектования Центрального государственного архива кинофотофонодокументов СССР предполагала основными источниками комплектования учреждения, для которых создание аудиовизуальных документов является основным видом деятельности – центральные студии страны (ЦНФ, ЦСДФ), кинокопировальная фабрика, информационные агентства (АПН, Фотохроника ТАСС), фототека Верховного Совета СССР, Всесоюзные общественные организации, редакции различных печатных изданий, научно-исследовательские учреждения; к возможным источникам комплектования относились музеи, фотолюбители и коллекционеры. Существовали списки организаций – источников комплектования, утверждаемые Центральной экспертно-проверочной комиссией Главархива при Союзе Министров СССР: список № 1 основных и список № 2 возможных источников комплектования, с которыми архив тесно и плодотворно работал. В список № 1 входили государственные организации, производящие кинофотодокументы; в список № 2 – в основном поступления от частных лиц, которые носили периодический характер и не являлись основой комплектования Архивного Фонда.

С развалом Советского Союза, во всех сферах жизни страны произошли кардинальные изменения, в том числе и в архивной отрасли. С 1991 по 2001 гг., несмотря на разработанные государством 105 нормативных актов в области архивного дела, государственная система комплектования аудиовизуальными документами начала разрушаться. Можно сказать, что процесс окончательного разрушения этой системы произошел в начале 2000-х годов. Это связано с упразднением предприятий, работавших с пленкой, а также с изменением формы собственности организаций, создающих аудиовизуальные документы, переходом государственных учреждений в частные руки, и осознанием того, что эти документы имеют высокую материальную стоимость. К сожалению, в этот период времени у архивной службы не было серьезных рычагов, стимулирующих безвозмездную передачу аудиовизуальных документов на постоянное хранение в государственные архивы. Поэтому переименованный в 1992 году ЦГАКФФД в Российский государственный архив кинофотодокументов был вынужден искать пути комплектования аудиовизуальными документами законными, но не традиционными путями. Архивисты убеждали производителей и частных владельцев в необходимости передачи документов, начали заниматься договорной формой комплектования, использовали так называемый «бартер», когда те, кто передает документы на хранение, могли на льготных условиях использовать аудиовизуальные документы архива, что собственно принесло определенные плоды.

Если говорить о фотодокументах, то в связи с неуклонным сокращением официальных государственных источников комплектования, РГАКФД стал комплектоваться фотодокументами из личных архивов. Их доля в общем объеме новых поступлений долгое время составляла меньшую часть, затем установился паритет, к концу 1990-х годов они стали составлять наибольшую часть, и, наконец, к началу 2000-х их доля составила основу поступлений. Сведения о личных архивах собирались из печатных изданий, во время посещения фотовыставок, а также поступали непосредственно от лиц, желающих передать личные архивы на государственное хранение. Передавались они как за денежное вознаграждение (из внебюджетных средств), так и безвозмездно.

Что касается кинодокументов, то ими архив стал комплектоваться от ликвидируемых киностудий, фильмофондов организаций, из личных архивов режиссеров, авторов документального кино, родственников и наследников кинодокументов.

Большую роль в организации комплектования сыграл принятый в 1994 году Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», в который РГАКФД вошел только спустя 8 лет в редакции 2002 года. Принятие ряда подзаконных актов, обязывающих кинопроизводителей, желающих получить прокат своих фильмов на территории Российской Федерации, обеспечили с 2003 года стабильный прием комплектов кино- и видеодокументов в РГАКФД.

Таким образом, на данный момент в РГАКФД отсутствуют списки организаций − источников комплектования как утратившие свое практическое значение. Тем не менее, РГАКФД остается, и,безусловно, останется постоянно комплектующимся архивом.

Несмотря на то, что фотодокументами РГАКФД комплектуется из личных архивов, темпы приема упорядоченных фотодокументов не снизился, а даже возрос по сравнению с 90-ми годами прошлого века. Однако, система комплектования из личных фондов имеет свои недостатки. Прежде всего большинство фотодокументов личного происхождения являются ретроспективной информацией 2-й половины XIX века – 80-х годов ХХ века, а 1990-е – 2000-е годы представлены в очень незначительном объеме (примерно 6%). Как правило, это «точечные» вкрапления запечатленных событий и фактов политической, общественной жизни страны, международных связей, быта российских граждан, спортивной, культурной жизни. Большими «белыми» пятнами остаются деятельность Президентов Российской Федерации, Председателей Правительства Российской Федерации, членов кабинета министров. То есть существующая практика привела к отсутствию фотодокументов, отражающих в полной мере историю рубежа XX–XXI вв.

Однако, за последние годы наметились некоторые позитивные сдвиги в сторону комплектования РГАКФД фотодокументами от организаций: по сравнению с 2005 – 2007 годов, когда процент приема фотодокументов от организаций составлял не более 7 %, в 2015 году он вырос до 25 %. Так в 2015 году архив получил фотодокументы, созданные в электронном формате от ликвидированной Государственной Корпорации «Олимпстрой», управлявшей работами, связанными с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией олимпийских объектов в городе Сочи. Надо особо отметить, что это единственная историческая «правда», оставшаяся от прошедших в 2014 году в нашей стране XXII Зимних Олимпийских играх. Несмотря на переговоры с Оргкомитетом Олимпиады, который был готов передать все фото- и видеоматериалы в государственное хранилище, в российские архивы не поступило ни одного документа, поскольку Международный олимпийский комитет не разрешил этого сделать с формулировкой «из уважения к Международному олимпийскому комитету». Все созданные на территории Российской Федерации, за государственные и спонсорские средства россиян фото- и видеодокументы о проведении Олимпиады остались у МОК. Тем ценнее фотодокументы ГК «Олимпстрой», которыеотражают процесс строительства, ввода в эксплуатацию олимпийских объектов и объектов инфраструктуры, некоторые спортивные мероприятия, предшествующие Олимпиаде; документы охватывают период с 2008 по 2014 годы.

Большой удачей стало налаживание контактов с Управлением пресс-службы и информации Президента Российской Федерации. В 2015 году была получена первая партия фотодокументов, созданных в электронном формате, об общественной и политической деятельности первого Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина в 1994 – 1996 годах.

Как говорилось выше, основная масса видеодокументов поступают в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», а также согласованным с Федеральным архивным агентством «Порядком передачи видеодокументов на постоянное государственное хранение в РГАКФД». Видеодокументы доставляются в архив в полном комплекте на кассетах профессиональных форматов с текстовой сопроводительной документацией. В этой части комплектования архива аудиовизуальными документами можно говорить о стабильности, по крайней мере до тех пор, пока в стране создаются документальные фильмы.

Хотелось бы отметить, что документалисты осознали преимущество цифровой съемки перед традиционной(на кинопленке)в том, что она дешевле, менее трудозатратная и позволяет оперативно обработать информацию. Также в стране практически прекратилось производство кинопленки и производство документальных фильмов на ней. Последний обязательный экземпляр на кинопленке РГАКФД получил в 2012 году. В настоящий момент комплектование РГАКФД кинодокументами, как и фотодокументами, происходит в основном из личных архивов.

Несмотря на очевидные достоинства кинофотодокументов из личных архивов, в их составе и содержании имеются определенные недостатки. Прежде всего, информационного плана. Как правило, эти документы плохо аннотированы: имеют скудное описание или его нет вообще. С такими «немыми» документами приходится проводить глубокую научно-исследовательскую работу, подвергать их тщательному анализу и отбору. Также кинофотодокументы из личных архивов имеют тенденцию поступать, что называется, «из-под кровати, из гаража, с чердака и т.п.». Материал – грязный, пыльный, плохой сохранности, что, безусловно, затрудняет процесс приема документов в архив.

Но несмотря на все трудности, РГАКФД ежегодно описывает и передает на постоянное хранение более 5000 ед.хр. аудиовизуальных документов. Эта цифра достаточно информационноемкая. Например, средняя продолжительность 39 минутного фильма составляет около 26МБ.

Для того, чтобы аудиовизуальный документ попал на архивную полку, специалист отдела комплектования и ведомственных архивов осуществляет следующие виды работ по приему и передаче аудиовизуальных документов:

- ведет переговоры с Владельцами;

- просматривает, отбирает и вывозит документы Владельцев;

- готовит и оформляет документы с Владельцами (договор, акт, заявление);

- проводит экспертизу ценности на предмет исторической ценности, уникальности, технического качества, возможности дальнейшего использования аудиовизуальных документов;

- просматривает киновидеодокументы, сверяет содержание с текстовой сопроводительной документацией;

- проводит источниковедческий анализ, аннотирование;

- работает с отделом технического контроля (технический контроль аудиовизуальных документов);

- подготавливает к утверждению на экспертно-проверочной комиссии архива описи аудиовизуальных документов;

- работает с электронными базами данных, в том числе вводит информацию о новых поступлениях фотодокументов в электронную базу данных «Архив-КАИСА»;

- передает аудиовизуальные документы с текстовой сопроводительной документацией и утвержденными экспертно-проверочной комиссией архива описями в отдел обеспечения сохранности и государственного учета документов;

- готовит акты о выделении к уничтожению аудиовизуальных документов, прошедших экспертизу ценности, но не принятых на постоянное хранение в архив;

- готовит акты о возврате Владельцам аудиовизуальных документов, прошедших экспертизу ценности, но не принятых на постоянное хранение в архив.

Это основные, но далеко не все виды работ, которые осуществляют специалисты отдела комплектования и ведомственных архивов с новыми поступлениями аудиовизуальных документов при приеме и передаче их на постоянное хранение в РГАКФД. Помимо комплектования специалисты отдела проводят научно-исследовательскую, методическую, консультационную и организационную работу в соответствии с разработанным на год планом работы отдела.

В 2012 году в связи с переходом в статус казенного учреждения РГАКФД лишился внебюджетных средств. Поэтому до настоящего времени единственным источником дополнительного финансирования являлась Федеральная целевая программа «Культура России». Эта программа позволяла привлекать сторонние организации для работ по проведению экспертизы ценности и упорядочиванию большего объема аудиовизуальных документов, принятых, но не переданных на постоянное хранение в архив. Однако, архив не мог быть уверен в качестве выполненной работы сторонними организациями, поскольку сам не имел права быть исполнителем. Также в рамках ФЦП «Культура России» РГАКФД мог приобретать отдельные архивы личного происхождения, но несмотря на это средства на приобретения выделялись очень ограниченные и процесс оформления финансовых документов мог затянуться на длительный срок.

Также хотелось бы отметить, что появление большого количества новых носителей информации, отсутствие единых стандартов и регламентов передачи электронных аудиовизуальных документов на постоянное хранение в архив негативно отражаются на оперативном включении такого рода документов в Архивный Фонд Российской Федерации. За последние годы наблюдается рост предложений о приеме на постоянное хранение в архив аудиовизуальных документов в электронной форме. РГАКФД предприняты шаги в разработке минимальных технических основ и методологии приема-передачи документов в электронной форме. Однако, этого недостаточно и необходима разработка стандартов, методических основ и регламентов по работе с электронными аудиовизуальными документами на государственном уровне.

В 2015 году в РГАКФД поступило предложение о приеме на постоянное хранение базы данных фотодокументов «Семейные фотохроники Великих войн России». Учащиеся образовательных учреждений под руководством учителей и при содействии городских и районных Советов ветеранов осуществляли и продолжают осуществлять сбор фотоматериалов из семейных архивов. В образовательных учреждениях фотографии сканируются, вносится информация о лицах, представленных на фотографиях, краткий комментарий, а также сведения о лице, предоставившим фотографии. После чего фотоматериалы возвращаются владельцам. Электронные версии фотографий направляются в Межрегиональную благотворительную общественную организацию «Социальная сеть добровольческих инициатив «СоСеДИ».

Также желающие самостоятельно принять участие в акции электронную версию фотографии (фотографий) с краткими комментариями о людях и событиях, представленных на них и сведениями об участнике акции, предоставившем фотографию, размещают на сайте «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны».

После длительных переговоров и решения Экспертно-проверочной комиссии РГАКФД в мае 2016 года база была принята для проведения экспертизы ценности и последующей передачи на постоянное хранение в архив. Можно предположить, что такого рода предложения могут стать систематическими. Прием баз данных на постоянное хранение в архив затрудняется вследствие отсутствия апробированной методологии и практического опыта работы с крупными массивами цифровой информации.

Подводя итоги, хочется отметить, что несмотря на существующие проблемы и несовершенство законодательной базы в части комплектования аудиовизуальными документами, в частности, на электронных носителях, намечаются положительные тенденции, такие как попытки вернуться к созданию кинолетописи на уровне государственного заказа, которое лоббируется Союзом кинематографистов Российской Федерации. Возможно, совместные мероприятия заинтересованных организаций, в том числе и РГАКФД, приведут к возврату создания кинолетописи Российской Федерации.

Хотелось бы верить, что современные фотокорреспонденты и кинопроизводители осознают необходимость сохранения запечатлеваемой ими истории страны и примут решение передавать созданные ими аудиовизуальные документы на хранение в архив, а государство, в этом смысле, поддержит архивную отрасль, возможно, вернувшись к государственной системе комплектования.

Сведения об авторе

Волкова Елена Викторовна, начальник отдела комплектования и ведомственных архивов Российского государственного архива кинофотодокументов, Российская Федерация, г. Красногорск, ул. Речная, д. 1, (495) 563-25-43, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript