ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В 2005 г., РЕЗУЛЬТАТАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ «АРХИВЫ РОССИИ» ФЦП «КУЛЬТУРА РОССИИ (2001-2005 гг.)» И ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА
| 07 Сентября 2009
Наша коллегия по итогам работы Федерального архивного агентства и организаций его системы проходит в новом формате. В связи с преобразованием Службы в Агентство сегодня и впредь на коллегии будет идти речь только о состоянии архивного дела на федеральном уровне.
Его, это состояние, в 2005 г. определяли различные факторы и противоречивые тенденции.
Основным фактором стала административная реформа. Для архивного дела федерального уровня ее важнейшими последствиями стали:
1) необходимость срочной обработки архивов упраздненных без правопреемства федеральных органов исполнительной власти и определение их дальнейшей судьбы в условиях острейшего дефицита площадей во всех комплектующихся федеральных архивах;
2) уточнение системы архивных учреждений федерального уровня;
3) поиск путей разрешения проблемы, связанной с комплектованием документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других организаций федеральной собственности, находящихся в субъектах Федерации;
4) обеспечение нормативного закрепления ответственности вновь образованных федеральных органов исполнительной власти за качественную постановку в них делопроизводственных и архивных служб в типовых положениях о них и в регламентах их работы;
5) постепенный, в рамках эксперимента, перевод архивных учреждений на новые принципы бюджетирования, ориентированные на результат.
Сразу отмечу, что эти пять задач, поставленные административной реформой перед Росархивом, в своей подавляющей части решены. Проблемными остаются вопросы, связанные с комплектованием документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других организаций федеральной собственности, находящихся в субъектах Федерации, и отчасти - уточнение системы федеральных архивных учреждений.
Второй фактор, определявший состояние архивного дела, и не только на федеральном уровне, - это (используя старое понятие, «внедрение» норм закона РФ «Об архивном деле в Российской Федерации и архивах») прежде всего разработка предусмотренных в нем подзаконных актов. Всего в 2005-2008 гг. Росархив должен подготовить 13 таких подзаконных актов. Пять из них, в том числе проект постановления Правительства «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда РФ», проект «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных, муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях РАН» представлены в Министерство культуры и массовых коммуникаций.
Третий фактор, оказывающий в истекшем году очень серьезное воздействие на состояние архивного дела на федеральном уровне, - это трудно, противоречиво, но все же складывающаяся система наших взаимоотношений с Министерством культуры и массовых коммуникаций, с входящими в его ведение службой и агентствами, прежде всего с Агентством по культуре и кинематографии.
Если говорить о связке Росархив-министерство, или министерство-Росархив, то ее можно охарактеризовать следующим образом. В 2005 г. я не знаю ни одного случая, чтобы министерство проигнорировало постановку того или иного вопроса со стороны Росархива. На коллегии министерства пять раз Росархив выступал с докладами по актуальным проблемам современного архивного строительства в нашей стране, причем все наши предложения по его совершенствованию были приняты. Понятно и вполне приемлемо стремление министерства привлекать к выработке той или иной позиции, тех или иных решений специалистов Росархива и других агентств, например в форме специальных комиссий или совещаний. Однако вызывает досаду замедленный, а подчас и безрезультативный процесс реализации таких решений, находящихся в пределах полномочий исключительно министерства и Правительства РФ.
Достаточно сказать, что представленный Росархивом в министерство в декабре 2004 г. проект Указа Президента РФ, содержащий чисто техническую норму отмены Указа Президента об утверждении «Положения об Архивном фонде РФ», не подписан до сих пор. С другой стороны, Росархив в 2005 г. оказался отстраненным от профессионального вмешательства в решение ряда вопросов, целиком затрагивающих его компетенцию. Нам удалось буквально случайно вмешаться между первым и вторым чтениями в Госдуме в разработку Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», на который министерство дало положительное заключение, но который содержал ряд норм, неприемлемых для архивного дела.
В другом случае мы оказались перед фактом принятия Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», возложившего на государственные архивы абсолютно невыполнимые требования хранения сотен миллионов дел, возникающих при ведении Единого государственного реестра прав на недвижимость.
Хорошее взаимопонимание, взаимодействие с высокой степенью эффективности сложилось у нас с Росохранкультурой. Оно в 2005 г. велось по четырем направлениям: проверка условий хранения документов в ведомствах и организациях, осуществляющих депозитарное хранение документов АФ РФ; рассмотрение вопросов, связанных с перемещенными на территорию РФ после Великой Отечественной войны архивными фондами иностранного происхождения; возвращение зарубежной архивной «Россики»; координация действий по расследованию последствий обнаруженных фактов краж архивных документов.
Иначе как противоречивыми не могу назвать наши взаимоотношения с Агентством по культуре и кинематографии. С одной стороны, подведомственные обоим агентствам организации — музеи, архивы и библиотеки - уже давно и тесно сотрудничают, например, в рамках выставочных проектов. С самим Агентством мы нашли быстрый и заинтересованный контакт при доработке и согласовании проекта Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда, распространив их на библиотеки и музеи. Меня до глубины души взволновала немедленная позитивная реакция главы Агентства М.Е. Швыдкого на просьбу помочь музейными и библиотечными работниками в беспрецедентной в истории архивного дела работе по перемещению фондов РГИА. С другой стороны, трудно объяснить ничем не оправданное более чем годичное торможение достигнутых договоренностей о комплектовании РГАКФД документальными фильмами современного производства.
Четвертый фактор воздействия на состояние архивного дела в 2005 г. был связан с разработкой ФЦП «Культура России» на 2006-2010 гг. Мы с тревогой наблюдали за затянувшимся согласованием ее концепции, а затем и наполнением ее реальными мероприятиями и показателями их финансирования. Разработка программы в части, касающейся архивов, заставила нас в очередной раз задуматься над приоритетами развития архивного дела в современных условиях и выработать совершенно новые показатели оценки эффективности реализации этих приоритетов. Жаль только, что новые установленные правила достижения программных показателей не дают нам той всегда возникающей необходимости маневра, которая существовала при реализации предшествующей ФЦП.
Пятый фактор относится к социальной ситуации в федеральных архивах. Несмотря на инициативы Росархива, Министерства культуры и массовых коммуникаций, письма в Правительство РФ трудовых коллективов, нам не удалось кардинально изменить уровень социальной защищенности архивных работников и снизить социальную напряженность. Прямым следствием этого стали усиление текучести кадров, ослабление отдельных направлений работы, снижение исполнительской дисциплины. Здесь важно подчеркнуть, что подобного рода явления особо проявились в сфере оказания государственных услуг, связанных прежде всего с исполнением социально-правовых запросов граждан.
Компенсатором этого негативного процесса может стать более четкая организация работы трудовых коллективов и определяющая роль в этом руководителей архивных учреждений, ряд которых уже переведены на основе принципа добровольности на контрактную систему оплаты труда. В текущем году ожидается увеличение заработной платы архивистов приблизительно на 25 процентов. Но это, конечно, не решение вопроса. Нам представляется, что выходом из нынешней ситуации мог бы стать перевод работников бюджетных организаций на отраслевые системы оплаты труда. Планом работы Правительства РФ рассмотрение этого вопроса предусмотрено в марте и апреле текущего года. Но перевод на отраслевую систему оплаты труда обязательно должен сопровождаться весомым добавлением к заработной плате.
Если отойти от этой крайне болезненной для нас темы, остающейся главной проблемой текущего момента, можно сделать вывод, что в 2005 г. в федеральных архивах продолжился медленный, но позитивный процесс их развития в его инфраструктурной составляющей, к сожалению, создающий все больший разрыв между развитием инфраструктуры федеральных архивов и заработной платой их работников.
Общий объем финансирования Росархива в 2005 г. составил 621,5 млн руб., в том числе в рамках ФЦП 298 млн руб. Дополнительным и очень существенным источником финансирования оставались внебюджетные средства - свыше 164 млн руб.
За счет бюджетных средств Росархива и средств, выделенных Управлению делами Президента Российской Федерации, продолжилось капитальное строительство. В строй введено новое здание РГИА (илл. 1) площадью около 60 тыс. кв. м. Впервые в истории российского архивного дела в церемонии его открытия приняло участие первое лицо нашего государства -Президент РФ В.В. Путин. Мы обязательно откликнемся на его пожелание о развертывании работы по оцифровке архивных документов, о чем я скажу чуть ниже. В первом полугодии 2006 г. будет завершено строительство нового здания РГАВМФ (илл. 2), в эксплуатацию введено новое архивохранилище ГА РФ, существенно продвинулось переоборудование под архивохранилища РГАЭ подземного сооружения в поселке Вороново, продолжилось строительство 10-этажного блока РГАНТД на Профсоюзной улице (илл. 3). ГА РФ приступил к проектированию второго корпуса архива на Бережковской набережной.
Практически во всех федеральных архивах проводилась модернизация систем жизнеобеспечения, осуществлялись работы по технической укрепленности архивохранилищ, решались вопросы технического переоснащения лабораторий. Однако доля документов федеральных архивов, находящихся в нормативных условиях хранения, продолжает оставаться недопустимо низкой - всего 17%.
Тем не менее в 2005 г. нам удалось принять в федеральные архивы более 210 тыс. единиц хранения за счет изощренных комбинаций с переоборудованием офисных помещений, подвалов. Благодаря этому в Россию возвращен комплекс документов эмигрантского общества «Родина», часть архива Высоцкого, запущен механизм передачи фондов Музея русской культуры в г. Сан-Франциско. Однако отчетный год останется последним по такому объему приема документов в федеральные архивы. «Проблема ноль», т.е. отсутствие свободных площадей архивохранилищ для приема документов вечного хранения, стала для нас второй, зловещей по своей реальности проблемой текущего момента.
Третьей по своей значимости остающейся нерешенной проблемой, если продолжать тему комплектования, остается судьба документов территориальных органов федеральных органов государственной власти и других организаций федерального подчинения. Наши предложения, представленные в Министерство культуры и массовых коммуникаций по ее разрешению через поправки в Закон «Об архивном деле в Российской Федерации и архивах», пока не получили дальнейшего движения.
Традиционно интенсивной и результативной оставалась в 2005 г. наша работа по оказанию государственных услуг и организации использования документов Архивного фонда РФ. Федеральные архивы исполнили ряд очень важных в политическом и экономическом отношениях запросов федеральных органов исполнительной власти, связанных с имущественными правами, и прежде всего за рубежом. Три архива - ГА РФ, РГИА и РГАКФД - провели огромную и на сегодняшний день фактически безвозмездную внеплановую работу в рамках престижнейшего проекта - электронного издания энциклопедии, посвященного 100-летию Государственной Думы (илл. 4, 5). Если все сложится благополучно, это будет первая в России столь масштабная документальная публикация в электронном формате.
Ряд крупных мероприятий проведен федеральными архивами в рамках празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Сайт Росархива «Архивы России» вошел в десятку лучших сайтов России в номинации «Государство и общество» Национальной премии РФ за вклад в развитие российского сегмента сети Интернета, а его тематический подраздел «Победа» удостоился 2-го места в номинации «Спецпроект СМИ» во Всероссийском конкурсе «Защитники Отечества», посвященном 60-летию Победы.
Ряд наших архивистов, принимавших участие в подготовке семитомной документальной публикации «История сталинского ГУЛАГа», были награждены медалями и памятными знаками Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Стабильностью в истекшем году отличались наши международные контакты, прежде всего с архивами Германии, Венгрии, Монголии, Белоруссии, Украины, Финляндии. Они расширились за счет подписания Соглашения о сотрудничестве с архивной службой Болгарии, явно активизировались на китайском направлении благодаря созданию российско-китайской рабочей группы по архивам в рамках Межправительственной российско-китайской комиссии по сотрудничеству.
Нашу жизнь, а вернее, развитие архивного дела на федеральном уровне в последние пять лет во многом определяла подпрограмма «Архивы России» ФЦП « Культура России (2001-2005 гг.)», действие которой завершилось в прошлом году. Поэтому есть смысл крупным планом посмотреть на то, что дала программа. Табл. 1 дает представление об объемах финансирования по годам и в целом. Финансирование программных мероприятий из бюджета шло по годам с нарастающим объемом и в целом составило 766,8 млн руб., из которых только 140 тыс. было возвращено в бюджет. Это много меньше того объема, который предусматривался подпрограммой (свыше 1 млрд руб.), но все же это дало нам возможность из 45 мероприятий, предусмотренных в ней, реализовать полностью или частично 40 мероприятий.
Подавляющая часть общего объема финансирования подпрограммы - свыше 592 млн пошла на капитальное строительство. Это 11 объектов архивной инфраструктуры - РГАНТД, филиал РГАЭ в поселке Вороново, РГАВМФ, газовая котельная РГАКФД, новый корпус ГА РФ на Бережковской набережной, строительство и реконструкция архивов в Ингушетии, Марий Эл, Удмуртии, Вологодской, Новгородской, Саратовской областях (илл. 6). Если все останется в силе, начиная с 2005 г., мы ежегодно, включая 2008 г., будем вводить в строй новые здания для федеральных архивов: в 2005 г. - РГИА, 2006 г. - РГАВМФ, в 2007 г. - РГАНТД, в 2008 г. - РГАЭ (Вороново).
Статья «Прочие расходы» была профинансирована в объеме около 170 млн руб. Табл. 2 дает представление об основных направлениях расходования этих средств. Как видим, 55% из них пошло на обеспечение сохранности документов Архивного фонда РФ. В результате завершена модернизация систем охранно-пожарной сигнализации в РГВИА, РГВА, РГАНТД и его филиале, модернизированы системы жизнеобеспечения в РГАСПИ, РГАЛИ, РГАКФД, филиале РГАНТД, отчасти в Архивном городке на Б. Пироговской, металлическими дверями переоборудовано большинство хранилищ ГА РФ, РГАДА, РГАЭ, РГВИА и РГАЛИ, новым стеллажным оборудованием оснащены ряд хранилищ РГАДА, РГАЛИ, РГАСПИ, РГАКФД, РГВИА, ГА РФ, модернизированы системы кондиционирования в РГАСПИ, РГАКФД, РГАНТД, ЦХСФ. В РГИА, РГАКФД, РГАНТД, ЦХСФ проведено частичное техническое переоснащение лабораторий.
Программа дала нам возможность полностью модернизировать участок микрофильмирования лаборатории РГАНТД. В результате после длительного перерыва возобновлено страховое копирование уникальных и особо ценных документов федеральных архивов. Табл. 3 показывает темпы микрофильмирования и его основные результаты - создан страховой фонд на почти 100 тыс. дел, объемом 8 млн кадров.
Восстановлена сложная реставрация уникальных и особо ценных документов, находящихся в РГАДА (илл. 7), в том числе отреставрированы «Саввина книга», екатерининский список «Слова о полку Игореве», дневник Патрика Гордона.
Нужно было бы еще больше увеличить объемы финансирования направления, связанного с обеспечением сохранности документов Архивного фонда РФ, особенно если учесть, что в 1990-е гг. именно здесь накопились наиболее чувствительные проблемы. Однако новое тысячелетие архивы России встретили с большим отставанием от научно-технического прогресса и прежде всего в части, связанной с внедрением современных информационных технологий. Поэтому вторым по объему финансирования по статье «Прочие расходы» стало финансирование компьютеризации архивов. Табл. 4 дает представление о темпах и объемах закупок компьютерной техники. На программные средства в последние пять лет было закуплено 875 компьютеров, 47 сканеров, а в Архивном городке создана локальная вычислительная сеть, объединившая три находящихся там архива.
Это дало нам возможность существенно интенсифицировать работу по централизованному автоматизированному учету документов Архивного фонда РФ прежде всего в рамках внедрения и ведения программных комплексов «Архивный фонд» и «Фондовый каталог». Табл. 5 дает представление об объемах этой работы. В централизованной базе данных (БД) находятся сведения о почти полумиллионе архивных фондов, что составляет больше половины от их общего количества по стране в целом, и около семисот тысяч описаний описей.
Программные средства позволили нам модернизировать и интенсифицировать использование документов Архивного фонда РФ. В Выставочном зале федеральных архивов прошли 26 документальных выставок, подавляющее большинство которых имели широкий общественный резонанс. Мы, например, откликнулись соответствующими выставочными проектами на юбилеи начала и окончания Великой Отечественной войны. Думаю, что в этом году у нас есть все основания выдвинуть серию выставочных проектов Выставочного зала федеральных архивов на соискание Премии Правительства РФ в области культуры. Соответствующая подготовительная работа в этом направлении ведется. В рамках подпрограммы подготовлены к изданию 25 сборников архивных документов. Коллаж некоторых из них, уже увидевших свет, вы видите на илл. 8. Программа дала возможность провести работы по оснащению читальных залов федеральных архивов техническими средствами использования и контроля. В читальных залах РГИА, ГА РФ, РГАЭ, РГАЛИ, РГВИА, РГАДА, РГАСПИ установлены системы видеонаблюдения (илл. 9). В их эффективности мы могли убедиться в 2005 г., когда благодаря видеоконтролю была пресечена попытка кражи из читального зала РГВИА. Закуплено 106 современных аппаратов для просмотра микрофотокопий в читальных залах РГАНИ, РГВИА, РГАСПИ, РГАЛИ, РГАДА, РГАЭ, РГВА, ГА РФ. В читальном зале РГАКФД оборудовано два автоматизированных рабочих места, оснащенных современной звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратурой.
«Прочие расходы» программы были использованы нами на приобретение в собственность государства части уникальной коллекции И.С. Зильберштейна (илл. 10), фотодокументов фотографов Великой Отечественной войны, позволили обработать не менее 10 крупных архивных фондов различных организаций - источников комплектования федеральных архивов, провести 6 научно-практических конференций, поддерживать работу Евро-Азиатского регионального отделения МСА и его Информационный вестник, организовать работу Совета по архивному делу РФ (илл. 11, 12) - новой полуобщественной, полугосударственной структуры, призванной рассматривать актуальные проблемы архивного строительства в нашей стране, после многолетнего перерыва провести в Санкт-Петербурге заседание Исполкома МСА. За счет программных средств на заочных и краткосрочных курсах прошли обучение 111 работников архивов, а через выездные семинары (табл. 6), повысили квалификацию более 1 тыс. архивистов.
На программные мероприятия по НИОКР было затрачено свыше 18 млн руб. Это очень приличная сумма, если учесть, что осуществлялось и текущее финансирование научных разработок. Среди полученных результатов ГОСТ «Репрография. Микрография. Микроформы», методрекомендации по выявлению «уксусного синдрома», две «Типовые инструкции по организации делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти», очень важные разработки, связанные с электронными документами, «Единый классификатор документной информации Архивного фонда РФ», исследования актуальных проблем перевода традиционных архивных технологий в электронный формат, в том числе создание экспериментальной модели автоматизированной системы учета, заказа и контроля движения единиц хранения ГА РФ и РГАЭ.
Близится к завершению фундаментальный, интересный и престижный проект «Государственность России», с помощью которого нам в прошедшие годы не раз удавалось пропагандировать архивы на самом высоком уровне. Следует подумать о фундаментальном, с иллюстрациями, переиздании всех томов этого труда. В 2006 г. планируется завершить работу над оригинальным проектом создания электронного музея «История письма, документа и архивов в России», в который войдут около 500 страниц текста и более двух тысяч оцифрованных экспонатов. Обсуждение на коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций вопроса о состоянии и организации НИР в агентствах Минкультуры показало, что наш ВНИИ документоведения и архивного дела выделяется среди других своими прикладными научными разработками. Это отмечалось на заседании коллегии Минкультуры России как несомненный позитивный факт, с чем не можем не согласиться и мы с вами. Однако к их качеству нередко предъявляют справедливые претензии. К сожалению, порядок реализации программных мероприятий не дает возможности провести тщательную экспертизу научно-исследовательских работ в течение календарного года.
В целом, оценивая полученные результаты реализации программных мероприятий, их соответствие поставленным целям, можно констатировать, что в 2001-2005 гг. подпрограмма была одним из основных факторов создания материально-технических и научно-методических предпосылок для устойчивого развития архивной отрасли в среднесрочной перспективе, а также способствовала решению задач социально-экономического развития страны, становлению и развитию гражданского общества, обеспечению конституционных прав граждан на доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям.
Хотелось бы, пользуясь случаем, в лице присутствующих в зале представителей трудовых коллективов федеральных архивов поблагодарить всех архивистов за дружную и достаточно эффективную работу по реализации программных мероприятий.
В этом году нам предстоит приступить к реализации новой программы «Культура России». Ее основные параметры - перечень мероприятий и объемы их финансирования -вам известны. В целом мы должны быть удовлетворены ими, особенно в инвестиционной и научно-исследовательской составляющих. Известны вам и три особенности работы в рамках этой программы, о которых мы говорили на двух специальных совещаниях в Росархиве: невозможность финансового маневра Росархива в рамках зафиксированных программных мероприятий, иная система их заказа и финансирования, лишающая уже архивные учреждения такого же маневра, более жесткий порядок организации размещения государственного заказа. Мы обязаны принять эти новые, более строгие правила и постараться освоить на сто процентов финансовые ресурсы программы.
Накопленный опыт ее реализации в 2001-2005 гг. должен помочь нам освоить и два новых источника финансирования, надежды на появление которых появились буквально в последние недели. Речь идет о национальном проекте «Культура». Наши предложения в этот проект, над которым сейчас активно работает Министерство культуры и массовых коммуникаций, будут представлены по меньшей мере тремя подпроектами. Первый из них связан с освобождением культовых зданий, занимаемых государственными архивами, и строительством для них современных архивных сооружений. Второй -создание общероссийского банка данных о местах хранения документов, связанных с социальной защитой граждан России. Хочу отметить, что оба этих подпроекта находят поддержку не только в Министерстве культуры и массовых коммуникаций, но и в других заинтересованных государственных и негосударственных структурах после разъяснительной работы, которую мы провели в последнее время. Третий проект - оцифрование документов для создания фонда пользования.
Еще один дополнительный источник финансирования -это ведомственные целевые программы. Хочу доложить, что на прошлой неделе одна из них - «Противопожарная безопасность федеральных архивов» - представлена в Министерство культуры и массовых коммуникаций для согласования в установленном порядке, прежде всего с Минэкономразвития и Минфином. Своей очевидностью, доказательностью и ориентацией на конечный результат она безупречна, и у меня нет никаких сомнений в том, что после технической шлифовки будет принята, поскольку в ней идет речь об очевидных вещах. Следующая ведомственная программа, о которой мы специально поговорим в марте этого года на Коллегии Росархива, касается общей безопасности федеральных архивов. Дерзкое нападение на Выставочный зал федеральных архивов, случившееся летом 2005 г., заставило нас всех серьезно проанализировать системы защиты архивов. Нельзя исключать, что собранный материал может быть использован для разработки еще одной ведомственной программы.
Несколько слов о работе собственно Федерального архивного агентства. Несмотря на ограничение его функций, сокращение штатной численности, всегда болезненную структурную перестройку аппарата с нелегкими последствиями для многих его специалистов, Росархив реально не ограничил сферу свой деятельности зафиксированными в Положении о нем полномочиями. Планы и отчеты субъектов Федерации исправно поступали к нам, анализировались, выявлялись тенденции организации архивного дела в целом по стране, о чем оперативно докладывалось в Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Росархив не устранился и от решения проблем документационного обеспечения государственного управления, разработав и представив в министерство свои предложения по организационному совершенствованию этой сферы государственной жизнедеятельности. В Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации представлены проекты 23 нормативных правовых актов, касающихся политики регулирования архивного дела не только на федеральном уровне, но и в целом по стране. Утверждены из них три. Это было и останется нашей принципиальной позицией -подпитывание министерства своими соображениями в области политики в архивном деле и в его нормативном регулировании. Важно, чтобы со стороны министерства мы встречали адекватную заинтересованность.
Не лишним стоит напомнить, что и в прошлом году, и в целом за последнее пятилетие Росархив брал на себя политическую ответственность за ряд неоднозначных в мировом и общественном сознании проектов, будь то проект информатизации архива Коминтерна, подготовка документальной публикации «История сталинского ГУЛАГа» или проекты «Красная армия в Австрии», «Катынь».
И в отчетный год, и в целом за пятилетие аппарат Росархива с разной степенью успеха искал и находил дополнительные источники финансирования федеральных архивных учреждений, будь то ФЦП «Электронная Россия», «Патриотическое воспитание граждан России», РГНФ, РГФФ или программа книгоиздания в России, а также ряд других финансовых ресурсов. Не все удалось, но кое-что все же получилось. В представленных к нашему сегодняшнему заседанию коллегии материалах вы можете найти подтверждение этому. В них мы постарались зафиксировать все те болевые точки и проблемы, которые стоят перед федеральными архивами. Надеюсь, что совместная и слаженная работа, тот дух корпоративности, который всегда отличал архивистов, позволят нам выполнить наш профессиональный и гражданский долг и обеспечить сохранность российских архивов, их развитие.