Дарственные надписи московскому букинисту и коллекционеру Э.Ф. Ципельзону

Печать PDF
Москва, Гоголевский бульвар, дом 17, квартира 13… Именно по этому адресу в квартиру моего деда А.И. Юшкова – историка и сподвижника В.О. Ключевского, многие годы приходила обширная корреспонденция моему дяде - известному московскому букинисту и коллекционеру Эммануилу Филипповичу Ципельзону.

Ему писали поэты М. Светлов и С. Шервинский; писатели В. Шкловский и И. Эренбург; переводчики В. Левик и Е. Гунст; литературоведы Л. Гроссман и Н. Пиксанов; музыканты А.Д. Артаболевская и

М.Ф. Гнесин; искусствоведы Ю. Бахрушин и И. Зильберштейн; коллекционеры М. Чуванов, Н. Харджиев, П. Эттингер; художники П.Корин, Е. Лансере; Кукрыниксы; Иоанна Брюсова, Ольга Олеша, Е.С. Булгакова; сотрудники и редакторы журналов, газет, руководители музеев, архивов, библиотек, энтузиасты-книголюбы из разных регионов страны.

По этому адресу из Центрального Дома литераторов, Дома ученых приходили приглашения принять участие в литературных вечерах общества друзей книги. Выступая на этих вечерах, Эммануил Филиппович рассказывал о своих встречах и беседах с М.А. Булгаковым и М.А. Шолоховым, с академиком С.И. Вавиловым, артистами и режиссерами Художественного театра, многими литераторами, деятелями искусства и культуры и, конечно же, о своей уникальной коллекции автографов и редких книг.

Эммануил Филиппович (Неемий Фалькович) Ципельзон (1890-1971) – один из известных московских букинистов и коллекционеров. Среди широких кругов творческой интеллигенции и любителей книги Э.Ф. Ципельзон был известен как тонкий знаток современной и антикварной книги и страстный собиратель книг и автографов. Родился он 20 августа 1890 г. в Ростове-на-Дону, куда в конце XIX века из местечка Россиены (Литва) перебрались его родители. После окончания школы и коммерческого училища переезжает в Москву, где с начала 1920-х гг. начинает работать в книжной торговле. Он работал в книжной лавке Центросоюза, в магазинах книгоиздательства «Недра», а позднее в «Академкниге». Долгие годы работая за книжным прилавком, он становится уникальным знатоком антикварно-букинистической книги, увлекается собиранием редких книг и автографов. В дальнейшем коллекционирование становится его основным занятием.

О своей коллекции, содержащей более двух с половиной тысяч автографов известных деятелей литературы и искусства, Э.Ф. Ципельзон рассказывает на вечерах общества книголюбов, в редакциях газет и журналов, выступает по телевидению. А те, кого он приглашает к себе домой на «экскурсию», восторженно отзываются о раритетах «Музея Ципельзона». Многие раритеты из своего собрания он дарил музеям, библиотекам, архивам Москвы и других городов, о чём свидетельствуют десятки благодарственных писем, сохранивших в его личном архиве.

С конца 1950-х гг. Э.Ф. Ципельзон начинает публиковать в газетах, журналах и других изданиях статьи и заметки о раритетах из своей коллекции, часто приурочивая эти публикации к юбилеям персонажей или событий. Многие литераторы отмечают, что Э.Ф. Ципельзон своими публикациями под рубриками «Заметки букиниста» или «Уголок коллекционера» создал новый своеобразный жанр в журналистике, в котором в лаконичной, но увлекательной форме рассказывал о неизвестных фактах или событиях, касающихся деятелей литературы, искусства, культуры. Всего Э.Ф. Ципельзоном опубликовано около 250 печатных работ.

На протяжении своей жизни Э.Ф. Ципельзон общался как с людьми творческих профессий, так и с рядовыми энтузиастами-библиофилами. Этому в немалой степени способствовала его публикаторская деятельность. В эпистолярном архиве Э.Ф. Ципельзона частично сохранилась его переписка с литераторами, а также с книголюбами Москвы и других городов. О широком круге общения свидетельствуют также посвящённые Э.Ф. Ципельзону дарственные надписи, которые можно классифицировать по нескольким признакам: по профессии и роду деятельности дарителя; по виду носителя, на котором сделана надпись (книга, журнал, газета, оттиск, фотография, программа вечера-встречи, концерта или спектакля, альбомный лист, рисунок и др.); по времени (дате) надписи; по форме текста надписи (прозаический, стихотворный); по характеру текста надписи (сдержанно-официальные, дружески-сердечные, восторженно-эмоциональные, благодарственно-признательные, шутливо-ироничные).

По роду деятельности авторы надписей подразделяются на литераторов, букинистов, деятелей искусства, науки, культуры. Среди литераторов – писатели, поэты, переводчики, литературоведы, журналисты, библиографы, книговеды. Среди деятелей искусства, науки, культуры – художники, артисты, режиссеры, композиторы, скульпторы, архивные и музейные работники, ученые разных специальностей (профессора, академики).

Из 202 авторов дарственных надписей: писателей – 32, литературоведов – 29, журналистов – 25, поэтов – 23, артистов – 14, художников – 13, искусствоведов – 11, архивных и музейных работников – 11, деятелей науки – 8, библиографов – 7, букинистов и книгопродавцев – 6, переводчиков – 5, книговедов – 5, архитекторов – 3, режиссеров – 3, спортсменов – 3, композиторов – 2, скульпторов – 2.

Среди предметов с дарственными надписями общим количеством 348: книги – 178, журналы – 19, газеты – 22, брошюры – 21, оттиски – 18, фотографии – 21, программы – 7, афиши – 4, ноты – 1, рисунки – 9, гравюра – 1, альбомные листы – 26, скульптура – 1, открытка – 1, памятка – 1, рукопись (машинопись) – 12, папка – 1, книжный знак – 1.

По дате (году) дарственные надписи распределяются в следующем хронологическом порядке: 1924 – 4, 1925 – 11, 1926 – 8, 1927 – 8, 1928 – 3, 1929 – 4, 1930 – 3, 1931 – 3, 1932 – 0, 1933 – 0, 1934 – 4, 1935 – 15, 1936 – 2, 1937 – 1, 1938 – 0, 1939 – 1, 1940 – 1, 1941 – 1, 1942 – 0, 1943 – 1, 1944 – 3, 1945 – 0, 1946 – 3, 1947 – 6, 1948 – 3, 1949 – 2, 1950 – 2, 1951 – 2, 1952 – 2, 1953 – 2, 1954 – 3, 1955 – 6, 1956 – 11, 1957 – 7, 1958 – 26, 1959 – 18, 1960 – 31, 1961 – 33, 1962 – 24, 1963 – 20, 1964 – 21, 1965 – 13, 1966 – 0, 1967 – 6, 1968 – 5, 1969 – 2, 1970 – 3.

Дарственные надписи, посвященные Э.Ф. Ципельзону, разнохарактерны как по содержанию, так и по форме. В основном это краткие или более пространные прозаические тексты, но имеются также надписи в стихотворной форме. Часть текстов сдержанно официальна, с традиционными «на добрую память», «глубокоуважаемый», «с приветом». Большая часть автографов показывает теплое, дружеское, часто восторженное отношение дарителя к адресату и его деятельности.

Основными темами инскриптов являются: профессиональные качества Э.Ф. Ципельзона как выдающегося букиниста, знатока книги и её истории, его эрудиция в области книговедения и книжной торговли; собирательская деятельность адресата –коллекционирование редких книг и автографов, его энтузиазм и одержимость любимым делом.

В ряде надписей отмечается важность и своеобразность его публикаторской деятельности. Например: «Эммануилу Филипповичу Ципельзону – создателю неповторимого и неподражаемого жанра в журналистике с величайшим уважением и преданностью» (Л.Гумилевский), «Неутомимому коллекционеру, Эммануилу Филипповичу Ципельзону, чьи собрания, чьи записки и чьи статьи надолго будут всем полезны» (В. Филиппов), «Неутомимому собеседнику и автору многих статей в отделе литературы «Вечерней Москвы» Э.Ф.Ципельзону от начинающей Н. Дмитриевой, «Молодому писателю Эммануилу Филипповичу Ципельзону…», «Милому другу Эммануилу Филипповичу в день его 80-го выступления в печати…» (Л. Гумилевский).

Ряд дарителей выражает благодарность и признательность адресату: за помощь в создании библиотеки по искусству (П. Корин), за содействие в создании книги о Есенине (И. Розанов), за сочувствие к оформленной книге (В. Фаворский), за разрешение познакомиться с коллекцией автографов (В. Чуванов), за сочувственный отзыв (Н. Щапов), за подборку прекрасных книг (Р. Симонов), за предоставленную коллекцию Новиковских изданий (А. Кондратьев), за свое литературное развитие (Г. Рябов).

Со многими деятелями литературы и искусства Э.Ф. Ципельзона связывала многолетняя дружба, часто на протяжении нескольких десятилетий. Интересны и своеобразны надписи, сделанные В.Б. Шкловским в разные периоды времени: «…Эммануил Филиппович книгам верен, он им муж, …без Эммануила Филипповича книгам было бы холодно» (1935 г.), «… верному служителю и обожателю книги…» (1962 г.), «книга бессмертна. Мне 77, Вам 80. Дорогой Эммануил Филиппович! Мы однополчане! У меня с Вами одно знамя – книга! Да здравствует рыцарь – букинист Э.Ф. Ципельзон!» (1970 г.).

С.М. Эйзенштейн в 1935 г. пишет в альбом Э.Ф. Ципельзону: «Товарищу и другу по самой увлекательной охоте – охоте на книгу…»; в 1944 году Сергей Михайлович делает надпись на форзаце своей книги «Иван Грозный» (киносценарий): «Дорогому Эммануилу Филипповичу – великому знатоку книги с неизменной любовью и благодарностью».

П. Антокольский в 1965 г. пишет на титульном листе книги «Четвертое измерение»: «Эммануилу Филипповичу Ципельзону на добрую память о нашей более, чем сорокалетней дружбе…».

В 1962 г. Ю. Арбат дарит свою книгу «Северный корень» с надписью: «Дорогому Эммануилу Филипповичу Ципельзону на память о тридцатилетнем добром знакомстве…».

Среди авторов шуточно – ироничных надписей – М. Светлов, Д. Бедный, Н. Мацуев, Л. Колпакчи, Кукрыниксы.

Художники–дарители свои автографы сопровождают рисунками или дружескими шаржами: Б. Бродский, Е. Терехов, Кукрыниксы, И. Игин. На акварельном рисунке Е. Лансере, посвященном Э.Ф. Ципельзону, изображены старинные книги у раскрытого окна и буквы «Э.Ф.Ц.».

Дарственные надписи Э.Ф. Ципельзону, охватывающие период с 1924 по 1970 г., характеризуют дарителей и адресата, раскрывают их взаимоотношения, а также отображают некоторые литературные процессы и события культурной жизни указанного периода.

Собрание текстов дарственных надписей Э.Ф. Ципельзону представляется важным материалом для исследования проблемы дарственной надписи, «как особого жанра словесного творчества» (Л. Озеров, 1979). Всего в личном архиве Э.Ф. Ципельзона имеется 348 дарственных надписей, сгруппированных по именам 202 дарителей в алфавитном порядке.