ИЗДАНА МОНОГРАФИЯ О ПРОБЛЕМАХ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОВОЛЖЬЯ В 1939-1945 гг.

Печать PDF

Тузова О.В. Региональные модели советской музыкальной культуры в 1939-1945 гг. (наматериалах Поволжья): монография. - Самара: Самарский государственный технический университет, 2016. - 212 с.

Книга посвящена актуальной проблеме изучения музыкальной культуры Поволжья в 1939-1945 гг. с применением системного и компаративного подходов. Впервые в историографии провинциальная культура представлена как совокупность моделей музыкально-культурной системы (куйбышевская, ульяновская, саратовская, энгельсская, казанская, пензенская, сталинградская, астраханская); анализируется и описывается их структура и состояние компонентов: управленческого, музыкально-театрального, концертно-организационного, образовательного, креативного, музыковедческого, информационного, производственно-технического, самодеятельного. Исследование основано на документах центральных и местных архивов, материалах периодической печати, источниках личного происхождения и др.

Реконструкция и анализ структуры восьми поволжских моделей музыкально-культурной системы в 1939-1945 гг. позволяет сделать следующие выводы.

Элементы столичности были свойственны казанской, энгельсской (центры автономных республик в составе РСФСР) и на ограниченном хронологическом этапе - куйбышевской («запасная столица» страны) модели. Применение дихотомии «центр - периферия» предполагает наделение понятия «центр» («столица») такими характеристиками, как «образец», сравнительно высокая степень интенсивности социокультурных процессов, приоритетность в финансировании объектов культуры и размещении передовых эвакуированных институтов и музыкантов, возможность оперативного управления по причине территориальной близости субъектов и объектов процесса и проч.

Управленческий компонент выполнял организационную, координирующую, контролирующую, стимулирующую, прогностическую функции и включал Управления по делам искусств при СНК Татарской АССР и АССР Немцев Поволжья, областные и городские отделы по делам искусств, руководителей учреждений и коллективов. В национальных автономных республиках отсутствовали городские и областные отделы по делам искусств. В ульяновской и пензенской моделях координация работы музыкальных учреждений находилась в ведении областных, а в Куйбышеве и Саратове с осени - зимы 1943 г. - городских отделов по делам искусств.

Театральный компонент нацелен на воссоздание в сценических условиях музыкально-драматических произведений в репетиционном режиме с дальнейшими публичными представлениями в специально оборудованном пространстве. В Поволжье его составляли Куйбышевский, Пензенский, Татарский театры оперы и балета, а также Саратовский, активно гастролировавший в Энгельсе. Театры музыкальной комедии работали в Куйбышеве (до слияния с оперным театром с осени 1941 г.), Сызрани (до ликвидации 1 июня 1940 г.), Энгельсе(до интеграции в саратовскую модель). Кроме того, в Поволжье эвакуировали Большой театр, Житомирский (размещался последовательно в Сызрани и Мелекессе) и Ростовский театр музкомедии.

Концертно-организационный компонент состоял из индивидуальных исполнителей, коллективов (оркестры, ансамбли, хоры и др.) и институтов, организующих, координирующих и регламентирующих их деятельность, представленных в Поволжье концертно-эстрадными бюро, Теамузбюро, филармониями. Аналог на общегосударственном уровне - Всесоюзное гастрольно-концертное объединение, имевшее региональные отделения и уполномоченных.

Образовательный компонент преимущественно транслировал музыкально-культурные ценности между поколениями, в более узком смысле - готовил профессиональных носителей специализированной информации и навыков. Участники образовательного процесса выполняли также функции просвещения и представляли собой вспомогательные концертно-исполнительские силы.

В Поволжье в 1939-1945 гг. работали три консерватории (Саратовская, Московская, основанная в 1945 г. Казанская). В Пензу эвакуировали Центральную детскую музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (ЦДМШ). Традиционными для региона стали существовавшие на протяжении нескольких десятков лет тандемы музыкальная школа - училище. В образовательных институтах концентрировались педагогический опыт, методики профессионально-музыкальной социализации, формы реализации педагогического процесса, различные виды исполнительской деятельности (творческие отчеты, концерты юных музыкантов и т. д.).

В конце 1930-х гг. появилась тенденция к расширению музыкально-культурного пространства в сторону региональной периферии, малых провинциальных городов, получившая развитие во второй половине Великой Отечественной войны. В Мелекессе начал работать кружок, на основе которого в годы войны открыли первую в городе детскую музыкальную школу; созданы Зеленодольская и Кузнецкая (1944 г.), а также Сызранская (с января 1945 г.) ДМТТТ. Для ускоренной подготовки кадров предназначались студия эстрадного искусства при Куйбышевской филармонии (1943 г.), балетные и хоровые студии при Татарском, Пензенском (1943 г.), Куйбышевском, Саратовском театрах оперы и балета.

Креативный компонент не был ярко выражен в изучаемом пространстве и являлся прерогативой слабо связанных между собой композиторов. Степень организованности также была различной: в 1939 г. возникло отделение Союза советских композиторов в Татарской АССР, в 1941 г. - в Куйбышеве. Музыковедческий компонент в Поволжье в 1939-1945 гг. был развит недостаточно. Негативными последствиями слабости сегмента критики была ее фрагментарная представленность в информационном пространстве, пассивность в продвижении новых произведений и других проявлений в отечественной культуре. Компенсационные механизмы отразились в выполнении композиторами функций музыкальных критиков в местной печати.

Производственно-технический компонент был представлен главным образом отделениями Музпроката, а также специальными подразделениями театров. Указанный компонент был наиболее развитым в саратовской модели по сравнению с региональными аналогами за счет функционирования Театрально-производственного комбината.

Информационный компонент складывался из многих составляющих: литература, ноты, звуковые носители (грампластинки), тексты в периодической печати, афиши и проч. Основными точками их сосредоточения и распространения были типографии, магазины (нотные или книжные), библиотеки (отдельных институтов или частные), издательства (газеты, журналы, афиши).

Самодеятельный компонент, в отличие от вышеуказанных, нельзя отнести к четко организованным в границах музыкально-культурной системы. При этом именно любительское музицирование оставалось базовым и наиболее массовым компонентом, как, например, в Сталинградском крае в результате битвы. Он отличался многочисленностью (большим количеством, по сравнению с профессиональными, коллективных и индивидуальных исполнителей; хоровых, музыкальных, танцевальных, инструментальных кружков, оркестров народных инструментов и т. д.), аморфностью, распространенностью как в административных и культурных центрах, так и в сельских местностях. Ключевыми институтами в сфере художественной самодеятельности были сектора, областные дома народного творчества и в некоторых моделях - городские (Казань, Куйбышев). Базой для размещения кружков художественной самодеятельности были клубы.

К консолидирующим музыкантов и других представителей культуры институтам можно отнести областные комитеты профсоюза работников искусства, Всероссийское театральное общество.

Практически во всех регионах были сформированы управленческий, музыкально-театральный, концертно-организационный, образовательный, информационный, самодеятельный компоненты; в разной степени в разных моделях были развиты креативный, музыковедческий, информационный, производственно-технический, самодеятельный.

В 1939-1945 гг. изменялась социокультурная карта Поволжья: во вновь созданных пензенской, ульяновской, астраханской моделях выстраивались региональные подсистемы. Война сделала музыкально-культурный ландшафт более рельефным, обогатив одни модели и практически полностью разрушив другие (энгельсская, сталинградская). Редукции и диверсификации подверглись куйбышевская и казанская модели, укрупнению - саратовская. Тем не менее системная реконструкция музыкальной панорамы Поволжья в 1939-1945 гг. дает основания констатировать правомерность тезиса о жизнеспособности и эффективности советской культуры в исследуемый период.