ДЕКАБРИСТЫ. КТО ОНИ? К ВЫХОДУ В СВЕТ НОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССОРА Е. А. СИКОРСКОГО

Печать PDF

Сикорский Е. А. Страницы отечественной истории. Взгляд из XXI века. Сборник второй. – Смоленск: Универсум, 2017. – 513 с.

Тема исследования профессора Е. А. Сикорского отнюдь не относится к числу «не изученных» или «малоисследованных» - о декабристах - этих политических деятелях, их убеждениях и деяниях в нашей стране и за рубежом написано немало. Что касается отечественных исследователей, то, как известно, к данной странице российского прошлого они обращались как до Октябрьской революции, так и после. «Литература о декабристах, - отметили в конце первой четверти XX века историки Б. Л. Модзалевский и А. А. Сиверс, - чрезвычайно обширна по объему и в достаточной степени значительна по своему существу: мы располагаем и большим количеством опубликованных первоисточников - официальной перепиской правительственных учреждений и частной корреспонденцией самих декабристов, - и богатою коллекцией» их собственных, ценнейших по значению мемуаров, а равно воспоминаний лиц, знавших их в разные времена и в различных положениях; наконец, рядом серьёзных исследований и разысканий, в которых выяснены как сущность всего движения, так и его генезис и развитие».

Что касается оценки степени прогрессивности движения декабристов, то после краха самодержавия они были прославлены безоговорочно, хотя уже во времена Александра Пушкина отзывы о них «передовой части российского общества» были преимущественно восхищённые. В СССР эти политические деятели преподносились общественному мнению (да и ныне зачастую преподносятся) не иначе как «отважные борцы за свободу и демократию», как «рыцари справедливости и прогресса», как «поборники светлых идеалов» и т. д. К слову, советские историки даже создали новый (и внушительный!) раздел отечественной истории — декабристоведение. «Глубоко изучив архивные материалы и мемуары, руководствуясь ленинской концепцией декабризма», они «прочно утвердили понимание декабристов как представителей революционного движения, находящегося в неразрывной связи с последующим русским революционным движением».

В постперестроечной России интерес исследователей к декабризму заметно ослаб, а вышедшие в свет немногие труды по данной проблематике, как правило, уже не содержат сугубо положительных оценок этого политического движения и восторженных характеристик его участников. Более того, в книгах некоторых современных историков (О. А. Платонов, А. А. Бушков, Н. В. Стариков) история появления в общественной жизни России декабризма, а также убеждения, цели и дела его участников представлены в совершенно ином, чем в советское время, свете. Нет, в этих исследованиях отнюдь не пропагандируется мысль о том, что люди 14 декабря 1825 года - «злоумышленники гнусного вида, частью пьяные», как о них упомянуто в первом правительственном сообщении о мятеже на Сенатской площади в тот день. Непредвзято проанализировав большой массив ранее неизвестной (или запрещенной властями к использованию) информации, упомянутые историки пришли к выводам, обнародование которых в советское время было бы просто немыслимо...