МОРСКАЯ АВИАЦИЯ НА ЧЕРНОМ МОРЕ (1910 г.-МАРТ 1915 г.)

Печать PDF

Историография отечественной морской авиации пополнилась новой работой - вышла в свет монография «Морская авиация на Черном море (1910 г. - март 1915 г.)» (Выборг: «АиБ», 2005. - 220 с), посвященная авиации Черноморского флота накануне и в начале Первой мировой войны. Автор монографии - начальник отдела координации и планирования научных исследований в области военной истории Института военной истории, канд. ист. наук полковник В.Л. Герасимов.

Книга состоит из введения, четырех глав, заключения и приложений. Вопросы строительства и боевого применения морской авиации Черноморского флота в 1910-1915 гг., рассмотренные в главах: «Военно-теоретические взгляды на роль и место черноморской авиации в вооруженной борьбе на море (1910 - август 1914 гг.)», «Состояние авиации Морских сил Черного моря накануне Первой мировой войны», «Строительство черноморской авиации (1914 - март 1915 гг.)» и «Боевое применение авиации Черноморского флота в кампании 1914 года - начале кампании 1915 года», - в отечественной историографии так детально исследуются впервые.

Основу источниковой базы монографии составили архивные документы и материалы РГАВМФ и РГВИА. В научный оборот вводится большое количество малоизвестных фактов и архивных документов, в одном из которых полностью приведено «Положение о службе авиации в службе связи», которое является первым официальным документом морской авиации России.

Автор книги показал, как авиация Черноморского флота была выделена из службы связи в самостоятельную авиационную структуру, отметив решающую роль командующего флотом адмирала А.А. Эбергарда. Это позволило исправить устоявшуюся в отечественной историографии точку зрения, что лишь в декабре 1916 г. морская авиация вышла из состава службы связи Бал-тийского и Черноморского флотов. Хотя в действительности, черноморцы сделали это на полтора года раньше балтийцев.

При этом автор особый упор сделал на раскрытие направлений строительства черноморской авиации: совершенствование авиационной техники и создание авианесущих кораблей; развитие системы управления морской авиацией; совершенствование организационных структур авиации; развитие аэродромной сети флота.

Отмечается, что с марта 1915 г. роль морской авиации на Черном море накануне войны определялась ее вкладом в решение тактических задач в морских операциях флота. С началом ведения боевых действий на Черном море авиация почти сразу же всерьез заявила о себе как ударной силе флота.

В монографии показан реальный вклад в создание морской авиации некоторых офицеров Российского Императорского флота. В приложениях приведены краткие биографические данные о пионерах морской авиации России и флота Черного моря, большая часть которых в отечественной историографии ранее не использовалась и не публиковалась.

В работе автор использовал современную техническую и оперативно-тактическую терминологию, обосновав это тем, что в рассматриваемом периоде дефиниции морской авиации только вырабатывались. Применение же их в современных работах, даже таких, которые относятся к периоду зарождения отечественной морской авиации, не всегда корректно. Такая точка зрения представляется правомерной.

Монография рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей отечественной морской авиации, Военно-Морского Флота и Военно-Воздушных Сил России. Она открывает совершенно неизвестные страницы из истории авиации флота и должна занять достойное место в отечественной историографии.