| 19 Июля 2012
Генеалогия как историческая дисциплина занимается выяснением происхождения того или иного лица или семьи, установлением, по выражению С.Б. Веселовского, «родства по крови, свойству и бракам, то есть всей совокупности семейных связей данного рода, наряду с исследованием его места и роли в истории путем изучения всех видов деятельности представителей данного рода». Изначально генеалогия, как любая научная дисциплина, прошла практический этап в своем развитии. Известный немецкий теоретик генеалогии О. Форст-Баттаглиа утверждал, что «генеалогическое исследование так же старо, как история» и, по его мнению, уже в древнейших памятниках письменной деятельности присутствует генеалогия.
Истоки отечественной научной генеалогии крестьянского населения ведут к работам провинциальных историков второй половины XVIII в. Попытки разработать основы научного подхода к генеалогии непривилегированных сословий России присутствуют в ряде работ архангелогородского историка В. Крестинина. Прежде всего, он указывает на важность источниковой базы генеалогических исследований. По его мнению, полнота и сохранность документов – определяющий фактор успешного составления родословной и изучения того или иного рода. В. Крестинину удалось удачно реконструировать родословную богатой купеческой семьи Негодяевых, предки которой были выходцами из двинских крестьян. Используя актовый материал XVI в. и переписные книги XVII–XVIII вв., он проследил за постепенным ростом финансового и имущественного положения этого рода и становлением межсословных брачных связей.
С середины XIX в. в печати регионального уровня появляются публикации, посвященные проблемам семьи и обычаев русского населения непривилегированных сословий. Авторы публикаций, представители местной общественности – военные, сельское духовенство, учителя, просто любители старины – не столько анализировали, сколько собирали и осуществляли первичную обработку собранного фактического материала (т.н. «живой старины»). Для исследователей этого периода наибольший интерес представляли прежде всего родословия известных личностей. Довольно обстоятельно в дореволюционной литературе освещалась история происхождения крестьянской ветви рода Строгановых, проживавших в Сольвычегодском уезде и история происхождения крестьянского рода Ивана Сусанина, совершившего в начале XVII в. героический подвиг в борьбе против польско-литовских захватчиков.
В дореволюционной литературе предпринимались первые попытки изучения документов, содержащих информацию по генеалогии крестьянства. Н.Н. Кашкиным была подготовлена статья о синодиках, содержащих записи о ряде крестьянских семей Козельского уезда почти за вековой период, А. Левитским были опубликованы выдержки из исповедной ведомости церковного прихода подмосковной Покровской вотчины Нарышкиных за 1812 г. В них содержались сведения о составе семьи крепостного крестьянина Михаила Фролова, в избе которого проходил знаменитый военный совет в Филях.
Повышенное внимание в советской исторической науке к глобальным политическим и цивилизационным процессам в ущерб изучению отдельной личности, привело к вытеснению генеалогии за рамки официальной исторической науки. Долгое время генеалогические исследования не проводились, а генеалогия как самостоятельное научное направление не развивалась. Отдельные упоминания о целесообразности генеалогических исследований применительно к истории крестьянства можно встретить лишь в некоторых работах.
В 1977 г. вышел один из первых отечественных сборников, полностью посвященный вопросам генеалогии в СССР, в котором были определены основные направления научных разработок по этой дисциплине. В обзорной статье А.И. Аксенова «Очерк истории генеалогии в России», посвященной историографии вопроса, была также отмечена недостаточная разработанность такого направления генеалогии как изучение крестьянских родословных.
Начиная с конца 1970-х гг. появляются исследования, которые специально посвящены изучению крестьянских родов. По этой тематике одну из первых статей опубликовала М.М. Громыко. Комплексный подход автора к документам по истории сельского населения Сибири за XVII–XVIII вв. позволил выяснить происхождение отдельных родов крестьян, выявить их родственные связи, проследить постепенное формирование т.н. фамильных «гнезд», установить хозяйственно-общественное положение семей. Особое внимание М.М. Громыко уделила исповедным ведомостям – ценному источнику по генеалогии крестьян. На основе конкретных примеров в работах раскрываются приемы и способы идентификации одинаковых имен, прозвищ и фамилий.
Работы М.М. Громыко показали, что только на основе широкого круга разнообразных и разновременных источников (ревизских сказок, первичных материалов ревизий, метрических книг, посемейных списков, исповедных росписей и т.д.), их изучения и сопоставления можно написать достоверную историю крестьянского рода.
Качественный и количественный рост исследований по обозначенной проблеме приходится на начало 1990-х гг. Первый всплеск интереса к истории собственных предков имел отчетливо дворянский характер, что объясняется лучшей разработанностью данной проблематики. Однако вскоре эта заинтересованность распространилась и на выходцев из простонародных семей, в частности, крестьянских.
В 1993 г. появляется публикация Н.Ф. Филатова «Генеалогия Нижегородских крестьян XVII века». Ряд статей этой тематике посвящает М.Ф. Прохоров. Автор приходит к выводу, что массив источников по крестьянской генеалогии дает возможность провести изучение «родства» крестьян, определить длительность существования рода, традиционность и стихийность семейных связей, выяснить конкретную судьбу отдельных членов крестьянского мира. Анализируя надворные описания ХVIII в., автор отмечает, что эти материалы помогают изучать имущественное и социальное положение крестьян, их хозяйственные возможности, обеспеченность крестьянских семей рабочей силой, скотом, землей; выяснить состав и структуру семей, их трудовые ресурсы.
Обстоятельно исследует вопросы крестьянской генеалогии М.В. Борисенко (работы последних лет вышли под фамилией Тарасов-Борисенко). Автор подготовил ряд публикаций на материалах нескольких уездов Тобольской губернии. В частности, он анализирует документы по истории сибирских крестьян-переселенцев конца XIX–начала ХХ в., привлекая такие малоизвестные источники как «увольнительное свидетельство крестьян» из числа сельских обществ и «список крестьянина», документ, содержащий сведения о семейном и имущественном положении семьи переселенца.
М.В. Борисенко проводит подробный анализ переписных бланков крестьян Всероссийской переписи 1897 г., в частности, указывает на информативную значимость внесенных в них ответов, рассматривает вопросы сохранности генеалогических источников советского периода. Результаты многолетней исследовательской работы обобщены им в научной монографии, изданной в 2001 г.
В специальной литературе особое внимание начинает уделяться таким массовым документам как ревизские сказки и метрические книги. Авторы предпринимают попытки определить значимость этих документов как генеалогических источников, выяснить их состав и содержание, степень полноты и достоверности, приемы работы с ними.
Ревизкие сказки стали предметом специального изучения Е.П. Подъяпольской и Н.Л. Юрченко. Исследователи дают всестороннюю оценку этому источнику, определяют широкий круг вопросов, который можно изучать на их основе. Ряд работ посвящены изучению важнейшего генеалогического источника – метрических книг. Среди них работа Л.П. Новикова, в которой составитель собрал все законоположения и дополнения к ним Российской империи, которые касаются формуляра, структуры метрик, особенностей их ведения в основных христианских конфессиях (православие, католицизм, лютеранство), а также у иудеев, караимов, мусульман. Ценными для генеалогических исследований являются такие наблюдения автора как особенности присвоения имен при рождении в православной и других христианских церквах; занесение в метрики сведений о рождении только по факту крещения младенца; присвоение имен и отчеств внебрачным детям, определение статуса детей, рожденных вдовами .
Методику использования метрик в историко-демографических исследованиях, на основе изучения лютеранских метрических книг Эстонии, разработал Х. Палли. Глубокое исследование метрических книг проведено тульскими историками Д.Н. Антоновым и И.А. Антоновой. Они рассмотрели историю развития отечественных метрик, выделили их информационные возможности, оценили достоверность информации, содержащейся в метрических книгах, рассмотрели вопрос хранения и фондирования метрических книг.
На изучении массовых генеалогических источников - исповедных росписей, ревизских сказок, метрических книг, сосредоточился А. Онучин. Он считает необходимым не только исследовать генеалогические источники, но и обеспечить доступ к полученной информации, прежде всего чтением лекционных курсов, таких как «Историческая генеалогия» на историческом факультете Пермского университета и практических пособий для составления родословных.
Исследованием метрических книг и ревизских сказок, как видов массовых документов, необходимых для изучения демографии, занимался В.М. Кабузан. В его работе дана критика метрических книг, выделены недостатки массовых источников церковного происхождения, затронут вопрос формирования метрического учета в России.
Подробный анализ исповедных росписей проводит известный специалист по социальной истории России Б.Н. Миронов. В 1999 г. был издан его сводный труд «Социальная история России периода империи», а в 2003 г. вышло 3-е издание этой монографии, где отражены многие аспекты жизни и быта крестьянской семьи.
Г.А. Алексейченко анализирует приговоры сельских сходов как источник по истории и социально-экономическому состоянию крестьянской общины в целом и крестьянской семьи в отдельности. В работе даны указания по практическому использованию источника в исторических исследованиях. Л.И. Панина рассматривает специфический исторический источник - списки населенных мест, излагается история возникновения списков и дается анализ их состава и содержания. М.Е. Бычкова рассматривает вопросы источниковой базы крестьянских родословных, а также анализирует работы российских историков, посвященные этой теме.
Проблему изучения документов, содержащих генеалогическую информацию, поднимает в статье И.И. Глуховская. Автор дает краткую характеристику тех источников, из которых можно почерпнуть информацию о непривилегированных слоях населения, в первую очередь о крестьянах. На такой малоизвестный и колоритный источник по истории крестьянских семей как этнографические рассказы обратила внимание Т.И. Трошина. Д.А. Панов, занимаясь вопросами истории генеалогии и проблемами разработки методики генеалогического исследования, акцентирует внимание на вопросах историографии и источниковедения генеалогического исследования. Исследователь ведет большую работу по описанию генеалогических источников в региональных архивохранилищах.
Ряд работ посвящены проблеме происхождения крестьянских имен, фамилий, прозвищ. Историографический обзор основных дореволюционных и новейших изданий по данной теме содержится в статье Н.В. Лопатина. Истории происхождения отдельных крестьянских имен, прозвищ и фамилий посвящена работа И.А. Королевой. Обобщающими работами по видовому составу источников генеалогической информации за период с XVI в. до 1991 г. стали справочные пособия «Генеалогическая информация в государственных архивах России» (рассматриваются документы до 1917 г.) и «Биографическая и генеалогическая информация в государственных архивах Российской Федерации. 1917–1991 гг.». Отвечая современным общественным интересам, специалисты ВНИИДАД в 1997-2011 гг. провели необходимые исследования видового состава документов в государственных архивах России, фиксирующих биографическую и генеалогическую информацию, и издали справочные пособия по документам с генеалогической информацией сначала за дореволюционный, а затем и за советский периоды. В указанных пособиях раскрывается содержание основных понятий и приемов генеалогических исследований, представлены архивные источники, имеются указатели видов документов, содержащих генеалогическую информацию за период с XVI века до 1991 г.
Документоведческие и источниковедческие вопросы генеалогии получили освещение в статьях А.В. Елпатьевского и Д.М. Шаховского. В обзоре А.В. Богинского дается перечень методической и справочной литературы по генеалогии, разработанной различными учреждениями Росархива и депонированной во Всероссийском научно-исследовательском институте документоведения и архивного дела.
В первой половине 1990-х г. начали выходить или были возобновлены издания историко-родословного направления: журнал «Историческая генеалогия», продолжающиеся издания - «Летопись историко-родословного общества», «Известия русского генеалогического общества», «Генеалогический вестник» и др., в которых публикуются генеалогические исследования, материалы о новых методиках генеалогического поиска, идет обмен опытом. Необходимо отметить, что в столичных изданиях по-прежнему, сохраняется тенденция очевидного приоритета дворянской генеалогии, в то время как в регионах преобладают генеалогические исследования по крестьянству.
Большую работу в деле развития и популяризации крестьянской генеалогии осуществляет Уральское историко-родословное общество. С 1996 г. выходит в свет сборник Уральского историко-родословного общества – «Уральский родовед», где публикуются результаты генеалогических исследований крестьянства, мастеровых, мещан, казаков, ямщиков и т.д. В работе «Уральская родословная книга. Крестьянские фамилии» опубликованы 11 разноплановых статей по данной тематике, представлен краткий обзор истории крестьянства региона, указанны источники, использованные в исследовании, проведен анализ сохранности различных генеалогических документов, их информативного наполнения и взаимосвязи. Именно хорошо сохранившаяся источниковая база позволяет Уральскому региону в настоящее время стать центром исследования крестьянских родословных.
Проведенный обзор литературы, анализирующей источники по крестьянской генеалогии, свидетельствует о том, что генеалогия крестьянства, как массового слоя населения царской России, оставалась до последнего времени наименее исследуемым объектом. Вместе с тем, семейная история крестьян документирована в России ничуть не хуже дворянства. Имеющаяся практика составления крестьянских родословных показывает, что возможно проводить качественное исследование крестьянских родов, нередко насчитывающих более 10 поколений и охватывающих период с ХVI в. по ХХ в., трудности в составлении родословных представителей наиболее массовых социальных слоев общества связаны не с отсутствием источников, а, в первую очередь, с обработкой огромного массива специфической документной информации.
Федорова Ирина Степановна
Всероссийский научно – исследовательский институт
делопроизводства и архивного дела, аспирант
Электронный адрес
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Тел.: 8 9032621513
Аннотация
В статье анализируются источники по генеалогии крестьянства, особенности поиска информации в документах для составления родословного древа, документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — первой половине XIX в.
Ключевые слова
Генеалогическое исследование, ревизская сказка, метрическая книга, исповедная книга, синодик, посемейный список, хронологическая запись о рождении, браке и смерти.
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.