ФОРМИРОВАНИЕ В СССР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЕВРОПЕ В СФЕРЕ ИДЕОЛОГИИ И КУЛЬТУРЫ В 1950-1960-е гг. ПО ДОКУМЕНТАМ РГАНИ
| 08 Марта 2009
Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ, прежнее название - Центр хранения современной документации, ЦХСД) был образован в августе 1991 г. после национализации всех советских партийных архивов и передачи их в ведение Комитета по делам архивов при Правительстве Российской Федерации. Ныне РГАНИ - научное учреждение Федеральной архивной службы России, осуществляющее постоянное хранение, научную разработку и использование документов Архивного фонда Российской Федерации.
Специфика фондов архива состоит в том, что они включают ин-формационные записки МИД, КГБ, Министерства обороны СССР; записи бесед сотрудников советских посольств с государственными, политическими и общественными деятелями других стран, политические письма и отчеты посольств, справки министерств, ведомств, общественных организаций. После смерти И.В. Сталина главным тормозом самопознания советского общества оказалось отсутствие знаний о самом обществе, поскольку средства обмена идеями и информацией были полностью монополизированы партией и государст-вом.
Тотальная закрытость советского общества в годы управления страной И.В. Сталиным не могла быть разрушена мгновенно. За границу под различными предлогами не выпускали не только ученых, но и артистов, художников, спортсменов. Причем от последних требовали 100-процентной гарантии победы над "капиталистическими" соперниками - как подтверждение превосходства советского строя.
Нередко советские писатели, художники, ученые направлялись в командировки с конкретной целью установления контактов с деятелями культуры Запада. Интересен в этом смысле отчет, направленный в ЦК КПСС о командировке писателей Н. Погодина и Л. Шейниса во Францию и Швейцарию, состоявшийся в ноябре-декабре 1961 г. "В результате двухнедельного пребывания во Франции, - сообщают в своем отчете писатели, - мы встретились и завязали полезные контакты со многими видными французскими писателями, режиссерами, актерами, директорами издательств и редакторами газет и журналов. В частности, мы встречались с Франсуа Морианом, Жаном Полем Сартром, Натали Саррот, Луи Арагоном, Пьером Эманюэлем, Пьером Котом, Рене Жюльяром, Клодом Галлимаром, Керомом, Серро и многими другими. ... При переговорах выяснилось, что они были бы рады, чтобы некоторые французские пьесы были поставлены в московских театрах французскими режиссерами, а некоторые советские пьесы - поставлены во Франции советскими режиссерами".
Специфика фондов архива состоит в том, что они включают ин-формационные записки МИД, КГБ, Министерства обороны СССР; записи бесед сотрудников советских посольств с государственными, политическими и общественными деятелями других стран, политические письма и отчеты посольств, справки министерств, ведомств, общественных организаций. После смерти И.В. Сталина главным тормозом самопознания советского общества оказалось отсутствие знаний о самом обществе, поскольку средства обмена идеями и информацией были полностью монополизированы партией и государст-вом.
Тотальная закрытость советского общества в годы управления страной И.В. Сталиным не могла быть разрушена мгновенно. За границу под различными предлогами не выпускали не только ученых, но и артистов, художников, спортсменов. Причем от последних требовали 100-процентной гарантии победы над "капиталистическими" соперниками - как подтверждение превосходства советского строя.
Нередко советские писатели, художники, ученые направлялись в командировки с конкретной целью установления контактов с деятелями культуры Запада. Интересен в этом смысле отчет, направленный в ЦК КПСС о командировке писателей Н. Погодина и Л. Шейниса во Францию и Швейцарию, состоявшийся в ноябре-декабре 1961 г. "В результате двухнедельного пребывания во Франции, - сообщают в своем отчете писатели, - мы встретились и завязали полезные контакты со многими видными французскими писателями, режиссерами, актерами, директорами издательств и редакторами газет и журналов. В частности, мы встречались с Франсуа Морианом, Жаном Полем Сартром, Натали Саррот, Луи Арагоном, Пьером Эманюэлем, Пьером Котом, Рене Жюльяром, Клодом Галлимаром, Керомом, Серро и многими другими. ... При переговорах выяснилось, что они были бы рады, чтобы некоторые французские пьесы были поставлены в московских театрах французскими режиссерами, а некоторые советские пьесы - поставлены во Франции советскими режиссерами".
В ближайших номерах печатной версии журнала
«Вестник архивиста»
публикуется исследование директора
Российского государственного архива новейшей истории
Н.Г. Томилиной о том,
что вызывало гнев партийного руководства.
Оказывается, тиражи таких буржуазных фильмов, как "Римские каникулы", "12 девушек и один мужчина",
"Мистер Питкин в тылу врага", "Бабетта идет на войну"
превышали тиражи советских кинокартин
и фильмов других стран социалистического лагеря.
Одним из методов воздействия, оказывающего влияние на формирование в советском обществе представления о Европе в области идеологии в 1950-е - 1960-е гг., оставалось активное
противодействие "враждебной" радиопропаганды,
направленной из-за границы на СССР.
В РГАНИ отложились записки различных организаций
и ведомств в ЦК КПСС, рассматривающие
проблему борьбы с враждебной радиопропагандой.
В информационной записке И. Ильичева, А. Романова и Г. Казакова подчеркивалось, что "общая мощность передатчиков глушения в три раза превосходит максимальную мощность
станций антисоветского вещания, а в отдельные сеансы средства глушения превышают средства враждебного радио в пять- десять- двадцать раз"...
"И несмотря на все усилия и миллиардные затраты,
глушение не достигает цели.
Враждебное радио прослушивается по всей стране...
Развивая средства глушения, мы не используем другие эф-фективные способы защиты населения
от антисоветской радиопропаганды".
Таким образом, делает вывод автор журнала «Вестник архи-виста», документы РГАНИ свидетельствуют о том,
что несмотря на наметившиеся перемены в жизни советского общества в отношении Запада в конце 1950-х - начале 1960-х гг., сдвигов всеохватывающего типа не произошло.
Происходившие перемены оставались непол¬ными, однобокими и, можно сказать, что именно эта неполнота,
несистемность, непоследовательность изменений
составляли характерные свойства общественного развития в этот период.
Определяющий признак тоталитарного общества - контроль над всеми - всеми без исключения - областями социаль-ной жизни, включая и международные контакты, сохранялся.
По-прежнему ни одна сфера жизни общества
не оставалась непрозрачной для власти.
«Вестник архивиста»
публикуется исследование директора
Российского государственного архива новейшей истории
Н.Г. Томилиной о том,
что вызывало гнев партийного руководства.
Оказывается, тиражи таких буржуазных фильмов, как "Римские каникулы", "12 девушек и один мужчина",
"Мистер Питкин в тылу врага", "Бабетта идет на войну"
превышали тиражи советских кинокартин
и фильмов других стран социалистического лагеря.
Одним из методов воздействия, оказывающего влияние на формирование в советском обществе представления о Европе в области идеологии в 1950-е - 1960-е гг., оставалось активное
противодействие "враждебной" радиопропаганды,
направленной из-за границы на СССР.
В РГАНИ отложились записки различных организаций
и ведомств в ЦК КПСС, рассматривающие
проблему борьбы с враждебной радиопропагандой.
В информационной записке И. Ильичева, А. Романова и Г. Казакова подчеркивалось, что "общая мощность передатчиков глушения в три раза превосходит максимальную мощность
станций антисоветского вещания, а в отдельные сеансы средства глушения превышают средства враждебного радио в пять- десять- двадцать раз"...
"И несмотря на все усилия и миллиардные затраты,
глушение не достигает цели.
Враждебное радио прослушивается по всей стране...
Развивая средства глушения, мы не используем другие эф-фективные способы защиты населения
от антисоветской радиопропаганды".
Таким образом, делает вывод автор журнала «Вестник архи-виста», документы РГАНИ свидетельствуют о том,
что несмотря на наметившиеся перемены в жизни советского общества в отношении Запада в конце 1950-х - начале 1960-х гг., сдвигов всеохватывающего типа не произошло.
Происходившие перемены оставались непол¬ными, однобокими и, можно сказать, что именно эта неполнота,
несистемность, непоследовательность изменений
составляли характерные свойства общественного развития в этот период.
Определяющий признак тоталитарного общества - контроль над всеми - всеми без исключения - областями социаль-ной жизни, включая и международные контакты, сохранялся.
По-прежнему ни одна сфера жизни общества
не оставалась непрозрачной для власти.
Подписной индекс
журнала «Вестник архивиста»
48655
по Каталогу Агентства «Роспечать»
«ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ»
в разделе «История. Филология»
ПОДПИСКА
принимается
ВО ВСЕХ ОТДЕЛЕНИЯХ СВЯЗИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОДРОБНЕЕ СМ. WWW.VESTARCHIVE.RU
журнала «Вестник архивиста»
48655
по Каталогу Агентства «Роспечать»
«ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ»
в разделе «История. Филология»
ПОДПИСКА
принимается
ВО ВСЕХ ОТДЕЛЕНИЯХ СВЯЗИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОДРОБНЕЕ СМ. WWW.VESTARCHIVE.RU