| 18 Января 2014
Важным для понимания функции Аптекарского приказа в определении его места в приказной системе государства является вопрос о характере этого ведомства, направленного на удовлетворение узко дворцовых потребностей или же государственной необходимости. Вопрос этот в науке является весьма дискуссионным.
Некоторые исследователи относили Аптекарский приказ к исключительно дворцовым ведомствам. Этот взгляд излагал С.Ф. Платонов, называвший это ведомство «интимным дворцовым приказом» , а позднее, Н.В. Устюгов считал Аптекарский приказ «чисто дворцовым учреждением» . Некоторые современные историки, в том числе и Д.В. Лисейцев также придерживаются этой точки зрения. Противоположную позицию занимали такие исследователи как И.И. Вернер, а вслед за ним — А.В. Чернов и А.К. Леонтьев. Они полагали, что Аптекарский приказ являлся учреждением государственного управления. И.И. Вернер утверждал, что приказ существовал «не в качестве специально дворцовых учреждений, для удовлетворения нужд исключительно царского двора, но в целях общего благоустройства» .
А.В. Чернов и А.К. Леонтьев выделяли его предназначение как административно-хозяйственное и военное соответственно. С последним соглашался и Н.П. Ерошкин, занявший, однако, компромиссную позицию. Она заключалась в том, что Аптекарский приказ, по мнению историка, первоначально «являлся придворным учреждением, обслуживающим царя, царскую фамилию и близких ко двору лиц», и лишь «в XVII в. приказ превратился в государственный центр медицинского дела» . Солидарен с этой точкой зрения и М.Б. Мирский: «Созданный вначале как чисто дворцовое ведомство, очень скоро он расширил компетенцию за пределы Кремля и включил в сферу своей деятельности помимо забот о здоровье царского семейства еще и заботу о придворных царя, ближних боярах, военачальниках, а затем и обо всем царском войске, и еще многое другое» .
Таким образом, функции, которые входили в сферу компетенции Аптекарского приказа, можно условно разделить на функции дворцовые и государственные. Военно-полицейское назначение приказа, отмеченное А.К. Леонтьевым, несомненно, относится к числу общегосударственных функций. Административно-хозяйственные задачи приказа, о которых говорит А.В. Чернов, видимо, следует расположить между двумя этими группами, однако, на наш взгляд, они более тяготеют к сфере дворцовых интересов ведомства. Так или иначе, разделение это в высшей степени условно. Не вызывает сомнений то, что охрана жизни и здоровья государя входила в компетенцию дворцовых ведомств, была первоочередной задачей государственной важности, т.к. любые непредвиденные обстоятельства в этой сфере могли привести к острому политическому кризису.
К функциям Аптекарского приказа как дворцового ведомства можно отнести, еще раз подчеркнем – весьма условно, следующие:
Лечебную: забота о жизни и здоровье царя , царицы и их приближенных , консультирование по тем или иным заболеваниям , составление для больных лекарственных рецептов, т.н. «составов».
Ветеринарную: лечение «государевых лошадей» и птиц .
Продовольственную: снабжение Сытного дворца произведенными на аптекарском дворе различными напитками (водками) и кушаньями (медами, сахарами и пр.), идущими к царскому столу .
Заготовительную: сбор лекарственного сырья с дворцовых территорий.
Производственную: производство на аптекарском дворе различных медицинских препаратов и полуфабрикатов для рецептов.
Садоводческую: обслуживание царских садов и усадеб .
Последние две функции вполне могут быть отнесены к общегосударственным, т.к. государство практически полностью отождествлялось с царской особой, в том числе и в сфере собственности. А посему мы можем говорить лишь о разнице в масштабах в отношении сбора, заготовления и разведения лекарственных растений. Несомненно, объемы его растут ближе к середине XVII в., что связано как с общественным развитием, так и с личным интересом Алексея Михайловича к этой сфере жизни.
В большей степени к общегосударственной сфере можно отнести следующие функции Аптекарского приказа. Это разделение также весьма условно, т.к. все эти функции тесно связаны:
Медико-полицейская: обеспечение карантинной защиты и иных мер в условиях эпидемий .
Военно-медицинская («интендантская»): обеспечение армии сырьем для боеприпасов , медикаментами и полковыми лекарями , а также подготовка последних, что отчасти составляет следующую функцию.
Образовательная: подготовка «учеников» различных медицинских профилей ; проведение экзамена с вновь прибывшими врачами ; переводческая деятельность .
Управленческая: организация контроля за общиной врачей-иностранцев, регламентация их жизни ; разрешение споров в отношении тех лиц, которые входят в сферу ответственности Аптекарского приказа.
В период своей деятельности Аптекарский приказ взаимодействовал со многими учреждениями, широта этих контактов отразилась в источниках, в переписке между такими ведомствами как: Приказ Большого дворца ; Приказ Большого прихода ; Земский приказ ; Иноземский приказ ; Приказ Казанского дворца ; Казенный двор ; Приказ Каменных дел ; Конюшенный приказ ; Новая четь ; Новгородская четверть ; Печатный приказ ; Поместный приказ ; Посольский приказ ; Пушкарский приказ ; Разрядный приказ ; Сибирский приказ ; Приказ ствольного дела ; Стрелецкий приказ ; Ямской приказ.
Для реализации всех вышеназванных функций, приказу требовался значительный штат специалистов в различных, в том числе и в областях, не связанных напрямую с медициной. Помимо приказных служащих, а также докторов, лекарей («цирюльников», «окулистов» и др.), аптекарей и алхимистов, в Аптекарском приказе состояли толмачи, переводчики и даже часовых дел мастера.
Учитывая достаточно широкий круг вопросов, входивших в сферу компетенции Аптекарского приказа, не вызывает удивления и большое разнообразие разного рода специалистов, и не только медиков, подчинявшихся этому ведомству.
Самой привилегированной группой специалистов были доктора — врачи, имевшие диплом европейского университета (в России в то время высших учебных заведений не существовало). На русскую службу они принимались только по рекомендательным письмам от монархов или знатных особ других государств и по прохождению экзамена. Доктора отвечали за самое важное — здоровье царя и его семьи. Причем отвечали иногда в буквальном смысле — головой (особенно это характерно для более раннего времени — конца XV – начала XVI вв.): наиболее примечательны случаи с Антоном Немчиным и Леоном Жидовиным, которые были казнены после неудачного лечения своих пациентов . Доктора также «участвовали в проведении экзаменов вновь прибывшим медикам, в проведении судебно медицинской экспертизы , в разработке противоэпидемических мероприятий»и в назначении лечения и медикаментов пациентам .
Наиболее известные доктора, упоминавшиеся в документах за этот период: Валентин Бильс , Артемий Дий , Иоганн Белау , Артман Граман и Венделиус Сибилист .
Лекарями называли врачей, не имевших докторского диплома, но прошедших курс медицинского обучения. В частности, первая в России медицинская школа, при Аптекарском приказе появилась в 1654 г., должна была готовить медицинские кадры из российского населения. Дефицит кадров особенно стал ощутим с началом русско-польской войны (1654–1667 гг.). Обычно они занимались «малой хирургией (кровопусканием, лечением ран)» , их труд был незаменим в условиях боевых действий. В качестве лекарей упоминаются: Олферий Олферьев , Кашпар Давыдов , Вилим Крамор , Елизарий Ролант , Кильфин , Александр Павлов , Матвей Андреев . Доктора занимались внутренними («нутряными») болезнями, а лекари — наружными, например, кожными заболеваниями .
Лекари, в свою очередь подразделялись на более узкие категории. Так, «цирюльники» были специалистами, близкими к современным хирургам . Другие врачи — «окулисты» — медики без университетского образования, «специализировавшиеся на проведении глазных операций» . В документах встречаются имена окулистов Анца Шлюца и Давыда Бруна .
Несколько обособленной группой стоят в списке штата аптекари. Это были «фармацевты высшей квалификации», в иерархической лестнице стоящие близко к докторам. Они «заведовали аптеками, аптекарскими огородами и складами», кроме того, они занимались непосредственным приготовлением лекарств для царской семьи, в соответствии с составленными докторами рецептами. В сферу ответственности аптекарей также входил прием поступивших медикаментов и организация их хранения. В документах Аптекарского приказа упоминаются аптекари Андрей Иванов , Роман Ульянов , Филипп Бриот , Роман Биньян , Роман Тиу , Иван Михайлов и Христиан Эглер . С первой задачей им помогали справляться находившиеся у них в подчинении алхимисты, а со второй — целовальники. Алхимисты занимались «перегонкой спирта, получением эфирных масел из растений, изготовлением водок (настоек)». В документах встречаются фамилии алхимистов: Томаса Винанса , Виллима Смита , Христофора Пухнера и др . Целовальники же ведали аптекарскими запасами, что в каком количестве осталось, а какие запасы требуется пополнить. В документах упоминаются «зелейные казны целовальники Мишка Корнилов да Микулка Семенов» .
Непосредственным сбором и заготовлением лекарственных растений, занимались травники, которые выполняли эти процедуры сами или с привлечением стрельцов или местного населения. В дополнение к этому каждому травнику выделялось по лошади, если выполнение задания подразумевало перемещения на большие расстояния .
Делопроизводственное сопровождение медицинской деятельности Аптекарского приказа осуществляли дьяки и подьячие Никифор Вальцов , Иван Десятово , Иван Патрикеев и Антипа Степанов . Часто, в условиях постоянного взаимодействия с иноземными специалистами и использования латыни как медицинского языка, требовалась помощь переводчиков или толмачей. Толмачи интерпретировали устную речь, а переводчики — письменную. В документах Аптекарского приказа встречаются имена толмачей Елисея Юрьева , Федора Шредера , Вента , Феодосия Мартьянова и имена переводчиков Захара Захарова и Матвея Елисеева .
В исследованных документах Аптекарский приказ предстает достаточно влиятельным ведомством, включенным в решение задач в различных сферах общественной жизни. Его интересы не исчерпываются исключительно узко дворцовыми; по мере развития этого учреждения они распространились на множество направлений государственной политики. Однако охрана жизни и здоровья царствующей фамилии и обеспечение ее необходимыми лекарственными средствами — в ту эпоху, в той политической системе, не могло не приравниваться к важнейшей государственной задаче. А посему, это разделение, вполне условно, скорее, по букве, нежели по духу.
Hudin K.S. The place of the Apothecary Chancery in the Russian departmental system in the reigh of the first representativies of Romanov dynasty. 1620-1650
Аннотация / Annotation
Статья посвящена деятельности медицинского ведомства — Аптекарского приказа в России XVIIв. Рассматриваются широкий круг связей этого учреждения с другими внутри приказной системы России, разнородный штат приказа, свидетельствующий о разнообразии его функций.
The article is devoted to the medical department – the Apothecary Chancery and its activities in Russia of 17th century. In the article is investigated the extensive list of the links into the system, and also the diverse staff that testify to the variety of functions.
Ключевые слова/ Keywords
Источник, архив, история медицины, социальная история, история науки, Россия, приказная система, Аптекарский приказ, XVII век. Source, archive, medical history, social history of medicine, history of science, Russia, departmental system, Apothecary chancery, 17th century.
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.