| 16 Декабря 2016
А.В. МАРКОВ
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА В СОВЕТСКОМ НЕИГРОВОМ КИНО
К 90-летию Российского государственного архива кинофотодокументов и памяти заслуженного профессора РГГУ, основателя факультета технотронных архивов и документов Историко-архивного института РГГУ В.М. Магидова
В 1960 году сразу семнадцать стран Африканского континента получили независимость. В ситуации холодной войны, когда две сверхдержавы боролись за влияние в мире, «новые» страны также стали ареной этой борьбы. В период хрущевской «оттепели» внешняя политика СССР активизировалась, а Африка и арабский мир стали приоритетными сферами советской дипломатии (отсюда, в частности, расцвет советской африканистики в 1960-е годы). Советские кинематографисты были откомандированы снимать документальные фильмы, чтобы запечатлеть «дружбу» между экспертами из соцстран, несущими научно-технический прогресс, и теми, кто только встал на путь социалистического строительства, скинув ярмо колониализма. Созданные советскими режиссерами фильмы назывались чаще всего однотипно: «Гордый сын Африки» (1961), «Мы с тобой, Африка!» (1963), «Говорят века Африки» (1966), «Ритмы Африки» (1966),«Дружба с народами Африки» (1980) и т. п.
Как можно судить даже по названиям, эти ленты резко контрастировали с фильмами, созданными по другую сторону «железного занавеса», – например, с итальянским документальным фильмом о Черном континенте под названием «Прощай, Африка!» (AddioAfrica, 1966). В провокационном и неоднозначном «шокьюментари» ГуалтьероЯкопетти показаны гражданские войны и жестокие конфликты, начавшиеся на континенте после ухода европейских колониалистов.
Несмотря на сосредоточение кинопроизводства на студиях Москвы и Ленинграда, фильмы об Африке создавались и в Литве, Латвии, Эстонии, Украине, Белоруссии, Грузии и Узбекистане. В их создании принимали участие профессионалы высшего класса:Александр Медведкин, Владимир Ешурин, Ирина Венжер, Евгений Аккуратов, Леонид Махнач, Георгий Асатиани, Семирамида Пумпянская, Семен Школьников,Илья Копалин, Владлен Трошкин, Михаил Литвяков, Юрий Альдохин, Ивар Селецкис, ВикторасСтарошас, РимитаутасШилинис, Андрес Сёёт, Алексей Учитель, и многие другие.Особо акцентированной темой советской документалистики на африканском континенте было обращение к войнам за независимость и вооруженным конфликтах в Эфиопии, Либерии, Алжире, Конго, Египте, Гвинее-Бисау, Мозамбике, Анголе и Намибии. Такая работа была сопряжена с опасностями, и ее поручали, в 50-х-60-х гг., по большей части тем операторам, которые имели опыт фронтовой съемки в годы Второй мировой войны. Нельзя сказать, что тема вооруженного противостояния подавалась только «прямыми съемками», нередко она была отражена через заимствованные кинохроникальные кадры или иконографию.
Добрая половина документальных лент об Африке посвящена официальным визитам партийных лидеров, представителей правительств и глав государств. Другая половина показывает африканские реалии с советской точки зрения, которая сама по себе нуждается в определении. Советским кинематографистам был присущ специфический революционный романтизм: по всему СССР – на фабриках, в школах и университетах, на улицах и площадях – советские граждане выступали в поддержку своих африканских товарищей (или собратьев) с их стремлением к самоопределению и освобождению от колониального гнета. От фильма к фильму риторика Октябрьского переворота 1917 года,«освободившего” рабочих и крестьян от гнета помещиков и капиталистов, переносилась на оппозицию колониалист – угнетенный или раб – работорговец. Хрущевская «оттепель» принесла в страну новые надежды, которые перекликались с оптимистическими чаяниями граждан новых суверенных государств Африки. Впрочем, повседневная культура социалистической Африки формировалась по той же советской модели: с парадами военных и молодежи, коллективизацией сельского хозяйства и однопартийной политической системой.
Документальные фильмы периода «оттепели» отличает особая стилистика: несмотря на идеологический посыл, который они содержат, в них чувствуется ослаблениезапретов, пронизывавших советское общество в предыдущие десятилетия. Идеологически зашоренный зритель увидит в них лишь то, что ему хочется видеть, но в этих фильмахприсутствует и неподдельный интерес к «другому» в африканской реальности. Наряду с кадрами парадов и колхозов они показывают и простых людей в повседневной обстановке. Камера передает противоречивые чувства и умонастроение операторов: непосредственные эмоции и воодушевление смешиваются с идеологическими шаблонами. Переживающая исторические трансформации Африка, наглядно представляла путь в «светлое будущее» и в то же время обнаруживала близость духу «оттепели», что парадоксальным образом сближало африканцев с советскими людьми. Сейчас это может показаться наивной иллюзией, но эта иллюзия неотъемлема от той эпохи. Пожалуй, наиболее сильно идеологические условия отразились в драматургической структуре этих фильмов. Почти все картины построены по одной схеме – что и неудивительно, ведь они были заказаны государством, ставившим идеологию выше искусства кинодокументалистики. Отснятый материал редактировался в соответствии со сценарием, который писался на студии в Москве или Ленинграде. Советские композиторы создавали музыкальное сопровождение. Звуковая дорожка редко включала звуки, записанные в ходе съемки, и почти никогда – голоса самих африканцев. Вместо этого восприятие визуального ряда сопровождалось и направлялось закадровым голосом, воплощавшим официальную точку зрения.
Первые советские съемки в Африке проводились в 1935-1936 гг. во время второй Итало-Эфиопской войны. Фильм, выпущенный в советский прокат, назывался «Абиссиния». Съемкивыполняли, в том числе, и с разведывательными целями, два кинооператора: Владимир Ешурин (оператор кинопоезда А.И. Медведкина) и Борис Цейтлин (репрессирован в 1937 году). Режиссер «Абиссинии» – Илья Копалин, шестикратный лауреат Сталинских премий.
Активность СССР в Африке набирает обороты к 1955-ом году и достигает своей кульминации в середине 60-х гг.Съемки в Северной и Тропической Африке стартуют, практически, одновременно. В 1955–1956 гг. «киноглаз» фокусируется на Египте и Либерии.
Первымиоказались в Северной Африке, в Египте, в 1956-ом году сотрудники Московской студии кинохроники (ЦСДФ): режиссер-оператор МаркТрояновский, операторы Аркадий Зенякин и Алексей Семин. Экспедиция оказалась весьма урожайной, было выпушено сразу несколько короткометражных фильмов: «Интервенты, вон из Египта!», «Открытие Лондонской конференции по вопросу о Суэцком канале», «Археологические раскопки в Египте», «Пребывание Д.Т. Шепилова в Египте», «Выборы президента Египта», «Вероломное нападение на Египет», «События в Египте». Главной причиной съемок в Арабской Республике был, естественно, Суэцкий кризис. Поскольку Советский Союз активно вмешивался в происходящее, способствуя вместе с США выводу французских, английских и израильских войск с территории Суэцкого канала.
В Тропической Африке съемки начались даже раньше, в 1955 году режиссер-оператор Алексей Семин был в составе советской делегации в Либерии на третьей инаугурации президента Уильяма Табмена. Из «добытого» материала было смонтировано два фильма: «Советская партийная делегация в Либерии» и «В Либерии». Советская делегация вела переговоры об открытии посольства СССР в Либерии, на тот момент безуспешно.
В 60–70-е годы отсняты все страны Западной, Восточной и Юго-Восточной Африки. Фильмами о Мозамбике и Анголе заканчивается период советского кинематографического десанта на африканский континент. Еще встречаются редкие «вылазки» на острова Зеленого Мыса, Мадагаскар, в Руанду и Сенегал вплоть до начала 90-х. С распадом СССР советская кино одиссея в Африке сворачивается. Государственного заказа на киносъемки африканского континента больше нет. На первый план выходит телевидение. Но это уже совсем другая история…
Библиография:
1. Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я: справочник-каталог/ Авт.-сост. Горбатский В., отв. ред. А. Дерябин;Федер. агентство по культуре и кинематографии Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства - Москва : Материк, 2005.
2. Режиссеры советского документального кино. Информация№8 / Мчелидзе Н.А., Джулай Л.Н., Долматовская Г.Е., Копалина Г.И, Балтаусе О.Я., Янулайтис К.А. и др.; Зав. ред. Карасев Л.А.; Гос. Комитет СССР по кинематогр. и всесоюзн. объедин. «Союзинформкино». – М.: Госкино, 1985.
3. Мазов С.В. Холодная война в «сердце Африки»: СССР и конголезский кризис, 1960-1964 / Ун-т Дмитрия Пожарского; Ин-т всеобщей истории РАН. – М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2015.
4. Забытая гражданская война в Анголе: воспоминания очевидцев: Изд. 2-е, испр. и доп.: В 2-х томах: Том 1 / Ин-т Ист. Нац. Академии Наук. Респ. Беларусь; Ин-т Африки РАН; Ред.-сост. Шубин Г.В. и др. – М.: Изд. И.Б.Белый, 2015.
5. Африка: история и историки / Балезин А.С., Воеводский А.В., Давидсон А.Б. и др.; Отв. ред. Давидсон А.Б.; Нац. исслед. ун-т – Высш. шк. экономики, Ин-т всеобщ. истории РАН. – М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2014.
Сведения об авторе
Марков Александр Владимирович, доцент кафедры режиссуры Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ), Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, 8 (904) 639-29-63, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript