| 09 Сентября 2009
Работа с детьми в ГМИИ им. А.С. Пушкина началась практически со дня его основания. Создатель музея изящных искусств И.В. Цветаев придавал большое значение воспитанию подрастающего поколения, недаром сам музей был создан не только как просветительский, но и учебный центр, предлагая изучение искусств в их историческом развитии. С 1916 г. здесь проходили «эстетические уроки» известного искусствоведа А.В. Бакушинского. По сведениям газет, еще до 1917 г. в музее практиковались экскурсии для учащейся молодежи и для детей.
История работы с подрастающим поколением заслуживает особого внимания. В 1926 г. в № 2 журнала «Жизнь музея» была опубликована статья директора музея Н.И. Романова о методике занятий с детьми. В 1928-1930-х гг. проводилось исследование художественного восприятия у детей. Н.И. Романов сформулировал «идею насыщения детской фантазии образами исторической эпохи, которые помогают оживить памятники искусства». Систематическая работа в этом направлении была начата в 1928 г. Возглавила ее СВ. Разумовская. Она стала лектором-руководителем групп школьников 15-17 лет, которые стали заниматься в музейных кружках. В 1929 г. ГМИИ организовал выставку детского изобразительного творчества, подготовленную к Всесоюзному слету пионеров.
В 1932 г. в музее возник сектор детской работы, которым стала руководить Д.С. Либман. Проводились экскурсии на исторические темы, например, «Рабовладение», «Феодализм и его разложение» и т.п. В 1934 г. состоялась международная выставка «Дети СССР и дети капиталистических стран». Интересными источниками, дошедшими до нашего времени, являются фотографии, на которых изображены дети 10-12 лет, очевидно, из детдомов, слушающие экскурсовода, рассказывающего им историю искусства древнего мира. На фотографии видны атрибуты тех лет: плакаты о пионерском движении, листовки о справедливости советской власти и произведения античного искусства - экспонаты музея. В те годы в музее не было специалистов по работе с детьми, но каждый его отдел специально выделял определенное время для этого.
В 1930-е гг. в музее появляются группы учащихся и студентов, делающих наброски, зарисовки памятников, экспонатов музея, под руководством методиста. Сведения о работе отделов с детьми можно обнаружить в отчетах 1930-х гг. В отчете за 1935 г. отмечалось, «что основным содержанием школьной работы являлась помощь школе в преподавании истории в соответствии с обязательствами, принятыми ГМИИ по всероссийскому конкурсу на лучший музей по работе со школой». Работа уже велась на серьезном уровне. На фотографиях, сделанных незадолго до Великой Отечественной войны, изображены школьники, посещающие кружки нумизматики у Л.П. Харко, истории графического искусства у В.М. Невежиной.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. детской работе не уделялось много внимания и вряд ли она велась в заметном объеме. После войны работа возобновилась. На фотографиях послевоенных лет на лицах детей можно увидеть следы всех тягот военного времени. Вместе с взрослыми пережив ужасы войны, они не потеряли интереса к истории, к мировому искусству. Эти документы представлены в альбоме, посвященном открытию нового детского Центра при Музее изобразительных искусств. В 1947 г. возник кружок юных друзей музея под руководством крупного ученого А.Д. Чегодаева. В 1949 г. был организован школьный лекторий, которым стали руководить Р.И. Рубинштейн и М.М. Макоед.
Особый статус эта работа приобрела в 1960-е гг., когда ее руководителем стала Э.И. Ларионова, создавшая в музее изостудию, кружки любителей искусства, юных искусствоведов. Проводилось много конкурсов, например, конкурс детского и юношеского рисунка «Африка борется, Африка строит», фестиваль искусств пионеров и школьников (1976), за который коллектив изостудии получил диплом I степени, оформлялись специальные газеты, афиши, дети принимали активное участие в олимпиадах, поддерживались связи с зарубежными музеями. Сотрудники музея постоянно искали новые формы работы с детьми. Например, в 1980-е гг. возникли семейные группы: группы родителей с детьми 5-8 лет, занимающихся вместе в течение двух лет. Музейное начинание, когда через игру дети познают искусство, возглавила Н.Н. Кофман. Для подростков были созданы и существуют кружки по истории искусств, связанные с изучением школьной программы. С детьми, интересующимися историей искусств, беседы проводятся непосредственно в залах музея. Каждый учебный год заканчивается выставкой работ членов клуба и выпускным спектаклем по мотивам произведений классической литературы - «Илиады», «Двенадцатой ночи» и т.д. Идея таких представлений принадлежит А.С. Стельмах.
Об истории работы музея с детьми посетителям расскажут документы, представленные в экспозиции в детском центре: детские рисунки, программы, дипломы, списки участников конкурсов и многие другие.
История самого здания детского центра и его бывших владельцев весьма интересна. Эта земля на территории Белого города в XVII в. принадлежала храму Св. Антипия. Церковь была построена в 1620-х гг. Сам особняк был создан в конце XVIII в. и принадлежал семье Глебовых, имеющих очень древние корни: они произошли из Рюриковичей, их предком был великий князь Владимир Святославович, крестивший Русь. Правнука князя звали Глебом, от его имени и пошла фамилия.
Территория, примыкающая к Центру, составляет часть музейных владений, рядом, на той же стороне Колымажного переулка, расположен Музей личных коллекций, а также административное здание с многочисленными службами ГМИИ им. А.С. Пушкина. В самом начале советской власти в этом особняке (в котором сейчас расположен детский Центр) находился детский сад, потом - детский дом. Теперь же этот особняк снова перешел детям, там открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества - «Мусейон». Это название восходит к известнейшему античному центру культуры Александрийскому мусейону III в. до н.э. - храму муз, символу науки и просвещения Древнего мира, в котором работали знаменитые ученые античности и средневековья, там же находилась прекрасная библиотека. Эмблема Центра - знак Афины, мудрости, знания. Здесь существуют компьютерные классы, музыкальный салон, офортная и керамическая мастерские, прекрасная библиотека. Подобного центра в музейной практике еще не было.