Выбор читателей:

«ОТКРЫТИЕ ТАВРИЗСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ». ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО МОНТАЖА ФИЛЬМА СКОБЕЛЕВСКОГО КОМИТЕТА. 1914 г.

Печать PDF


Среди ранних киноматериалов РГАКФД многие десятилетия не изучался кинофильм Скобелевского комитета «Открытие Тавризской железной дороги»1. Когда его посмотрели на экране, оказалось, что начинается он внутренним титром «Часть вторая», который вслед за заголовком, повторяется в середине ленты. Некоторые внутренние титры2 в ролике явно отсутствовали. Например, не комментировались съемки, в которых персидские конники демонстрируют умение преодолевать препятствия, не было и заключительного титра3. Создавалось впечатление, что и сюжеты не все сохранились, а первоначальный монтаж фильма нарушен.



Так, например, стало очевидно, что сюжет «Прибытие в Тавриз» «разрезан» и часть его приклеена к сюжету «Мост через реку Аракс». Кроме того, были проблемы и с установлением даты события. В 1937 г. при описании съемок фильм был условно датирован 1915-1917 гг., в заголовке было слово «Петроград», а среди членов российской военной делегации, возглавляемой генералом от инфантерии Н.Н. Янушкевичем 4, на открытии дороги мы опознали группу офицеров из его окружения в бытность начальником штаба Верховного главнокомандующего в 1914-1915 гг. Все это наводило на предположения, что открыта дорога была не ранее 1915 г. Так продолжалось до тех пор, пока в четвертом номере журнала «Искры» за 26 января 1914 г. не были обнаружены две фотографии, аналогичные киносъемкам, сделанные на открытии дороги. Текст под ними гласил: «Персия обогатилась первой железной дорогой - Джульфа-Тавриз, открытой при торжественной обстановке. Пока открыто лишь пробное движение, но вскоре дорога начнет функционировать правильно. Дорога строилась русскими под наблюдением инженера Трескинского».

То, что фильм был снят еще до войны, дало нам очень важную информацию, которая опровергает давно существующие убеждения киноисториков о том, что производственная деятельность комитета началась с образования его военно-кинематографического отдела 6 марта 1914 г. Наши последующие изыскания позволили установить, что уже в 1913 г. комитет по поручению военного министра снял и выпустил на экраны не менее семи документальных фильмов «из жизни и деятельности войсковых частей»5.

Дополнительные сведения о фильме «Открытие Тавризской железной дороги» мы попытались поискать в литературных источниках. Но ни в кинематографических журналах, ни в самом полном справочнике В. Вишневского «Документальные фильмы дореволюционной России. 1907-1916 гг.», основанном на изучении рекламных данных прессы6, информации о демонстрации такого фильма на российском экране найти не удалось. Поэтому для выяснения первоначальной полноты и последовательности сюжетов у нас оставался единственный путь - попытаться поискать в фондах архива более полные копии фильма.

Выявлялись любые упоминания о железных дорогах в каталоге и книгах учета, производился просмотр материала на экране. Из 35 отобранных для просмотра лент сюжеты открытия Тавризской дороги7 были идентифицированы в трех учетных номерах. Особенно ценным было то, что среди них оказались негативные сюжеты (которые были в камере оператора в момент съемок) и сюжеты с последовательной нумерацией в начале планов (подготовленные кинофирмой к тиражированию прокатные копии)8. Однако, все эти материалы были неоднородны, кроме копий открытия дороги, к ним были приклеены различные, никакого отношения друг к другу не имеющие сюжеты9.

Например, в кинороликах № 745 и № 13004 имелись еще и фрагменты фильма «Падение Трапезунда», который в 1916 г. прокатывал на экранах Скобелевский комитет10. В какой период эти фрагменты были подклеены к материалу, выяснить уже не представится возможным, так как в старых описях конца 1930-х гг. и книгах учета они вообще не фигурируют11.



Работу по изучению съемок открытия дороги было решено временно приостановить, чтобы прояснить ситуацию с фрагментами «Падения Трапезунда», так как в архиве имелись и другие материалы по этой теме. Когда в процессе исследования фильм «Падение Трапезунда» был восстановлен, его копии с Тавризской дорогой разъединили и попытались идентифицировать некоторые другие чужеродные фрагменты в выявленных роликах. Большинство из них (более 15 сюжетов) определить удалось. Например, идентичные съемки эмира Бухарского, отложившиеся в ролике № 745, были обнаружены также в № 12979 среди «смеси» съемок В.И. Ленина, Н.К. Крупской и С.М. Буденного. В итоге идентифицированные дубли списали с учета, а съемки, случайно отложившиеся в материалах и требующие отдельного изучения, перевели на другие учетные номера12.



Когда в нашем распоряжении остались только «очищенные от примесей» сюжеты13, мы вернулись к изучению материалов фильма «Открытие Тавризской железной дороги». Предстояло более внимательно изучить монтаж фильма и соответствие титров съемкам. Позитив снова и снова просматривался и анализировался, изучалась справочная литература. Появилось убеждение в том, что монтаж фильма нарушен принципиально, так как в соответствии с логикой событий в первой половине ролика должны были быть съемки, сделанные по ходу движения поезда из России в Персию на открытие дороги, а не наоборот (как это имело место в позитиве). Так стало понятно, что вторая половина ролика на самом деле - первая часть фильма, а первая половина – его вторая часть. Наши предположения подтвердили режиссерские последовательные разметки идентичных контратипных съемок на станции Джульфа - Русская под №№ 3, 5 и 7 в ролике № 13004.

Удачной была и находка в ролике № 13014. В нем мы обнаружили единым тот план, который в титрованной копии был «разрезан» на две части14. В нем не только отсутствовали склейки, но он на 50 метров был длиннее разрезанного. Поэтому укороченный план из № 11676 в процессе работы изъяли и на его место вставили полноценный план из № 1301415. Оставались, правда, еще сомнения по сюжету въезда поезда в Тавриз (ныне Тебриз): две съемки, сделанные с движения в одном и том же месте разными операторами после дождя (видны лужи и грязь вдоль дороги), были включены в фильм с «перебивкой» третьим планом, сделанным на другом участке дороги в солнечную погоду. Но никаких убедительных предположений по такому монтажу сюжета сделать не удалось. Загадку могло бы решить наличие или отсутствие склеек в позитиве-оригинале, но он не сохранился, а триацетатная копия подобной информации уже не содержит. Поэтому монтаж фрагмента был оставлен без изменения, чтобы не нарушать возможный авторский замысел.



Первую и вторую половины ролика с полным основанием поменяли местами, скопировали заголовок и вмонтировали его в начало ролика. Так последовательность сюжетов фильма «Открытие Тавризской железной дороги» была восстановлена, и его длина, по сравнению с 1936 г.16, увеличилась с 300 до 357 метров17. В фильме сохранились 14 титров и такие сюжеты: вид железнодорожной станции Джульфа-Русская, генерал Н.Н. Янушкевич и другие русские офицеры приветствуют встречающих у поезда в Джульфе-Русской, парад русских войск на станции, вид моста через р. Аракс (граница между Россией и Персией) и станции Джульфа-Персидская; Н.Н. Янушкевич, русские офицеры и персидский представитель приветствуют строй персидской пехоты на станции и принимают парад персидских войск. Н.Н. Янушкевич с сопровождающими лицами выходят из здания вокзала и садятся в поезд, движение поезда по дороге и через железнодорожный мост, местные жители провожают поезд. Н.Н. Янушкевич, русские и персидские офицеры беседуют друг с другом недалеко от Тавриза, приветствуют строй почетного караула персидской пехоты, парад персидских войск. Н.Н. Янушкевич, русские и персидские офицеры выходят из палатки. Н.Н. Янушкевич с группой военных выходит из вагона поезда. Движение поезда с российскими и персидскими флагами по железнодорожной линии Джульфа – Тавриз и через железнодорожный мост, местные жители провожают поезд, персидские и русские офицеры и местные жители встречают поезда. Н.Н. Янушкевич и сопровождающие его лица идут по дороге, коляски с русскими офицерами проезжают мимо провожающих их местных жителей, персидские кавалеристы демонстрируют гимнастические приемы в поле верхом на конях.

Как уже было рассказано выше, при изучении с помощью лупы каждого кадра № 13004 в начале некоторых контратипных кусков были обнаружены режиссерские последовательные разметки18, а в позитивных - трафаретки из одного-двух кадриков с повторяющимся словом Amkino. Наличие трафареток обозначало следующее: в первые годы советской власти существовала внешнеторговая организация Амкино (Инторгкино), которая занималась продажей кинофильмов за границу. Часть материалов, экспортированная ошибочно, позднее была возвращена в СССР с соответствующими отметками непосредственно в кинодокументах. Видимо, трафаретки и указывают на принадлежность наших съемок к серии возвращенных19.



Сравнение позитива № 11676 с негативом № 7452О показало, что хотя негативных сюжетов по сравнению с титрованным вариантом на 100 метров меньше, в нем имеются не только идентичные съемки (более 162-х метров из 202-х метров), но и сюжеты, которые либо не сохранились в титрованной копии, либо являются остатками от монтажа (всего таких 17 планов). Например, стало очевидно, что в титрованной копии не сохранились съемки выступления на открытии дороги генерала Н.Н. Янушкевича и персидского представителя, освящение дороги и смотр персидских войск; Н.Н. Янушкевич у палатки и некоторые другие съемки. Включать эти фрагменты в позитив (из-за отсутствия титров и точной информации об авторском монтаже) мы не стали. Но из негативных первоисточников, а также контратипных сюжетов (пронумерованных и снабженных трафаретками Амкино)21 мы сформировали раритет22 длиной 279 метров за общим с титрованной версией фильма № 745. На раритет составлена отдельная опись с необходимыми пояснениями.

Частичным восстановлением фильма, формированием его раритета, идентификацией и изъятием дублей и чужеродных фрагментов возможности изучения материалов «Открытие Тавризской железной дороги» в РГАКФД можно считать исчерпанными. Однако следует отметить, что в процессе исследования не удалось установить, кто возглавлял персидскую делегацию на открытии дороги, неизвестными остаются пока операторы и первоначальная длина фильма, а также – располагает ли какой либо другой киноархив полной копией такого фильма.

Malysheva G.E. Reconstruction of original montage of the film of the Skobelevsky committee. 1914

Аннотация / Annotation

Статья посвящена методике восстановления хранящегося в РГАКФД фильма «Открытие Тавризской железной дороги», формированием его раритета, идентификацией и изъятием дублей и чужеродных фрагментов, а также возможности изучения связанных с ним материалов.

The article is devoted to technique of restoration stored in RSACPD film “Opening of the Tavrizsky railway”, formation of its curiosity, identification and withdrawal of doubles and alien fragments, and also possibilities of studying of the materials connected with it.

Ключевые слова / Keywords

Киноматериалы РГАКФД, первая железная дорога Персии - Джульфа-Тавриз, Скобелевский комитет, генерал от инфантерии Н.Н.Янушкевич, инженер Трескинский, фильм «Падение Трапезунда». Cinematerials RGAKFD, the first railway of Persia - Dzhulfa-Tavriz, Skobelevsky committee, the infantry general N.N. Janushkevich, the engineer Treskinsky, the film “Falling of Trebizond”.


Примечания

1 Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД). Уч. № 11676. Исходный позитив не сохранился, имеется его копия на триацетатной основе.

2 Титры не нумерованы, поэтому неясно, сколько их было первоначально.

3 Изучение другого, не прокомментированного сюжета второй половины ролика, позволило сделать предположение, что съемки сделаны у здания вокзала в Джульфе - Персидской, из которого выходят и садятся в поезд Н.Н. Янушкевич с русскими и персидскими представителями.

4 Янушкевич Николай Николаевич (1868-1918) - в августе 1915 г. отбыл вместе с великим князем Николаем Николаевичем на Кавказ, был помощником наместника и главнокомандующего войсками Кавказского военного округа.

5 14 ноября 1913 г. императору Николаю II были показаны некоторые картины Скобелевского комитета. См. Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 431; Вишневский Вен. Документальные фильмы дореволюционной России 1907-1916. М., 1996. С. 162-198.

6 Болтянский Г. Перечень хроникальных картин дореволюционной России // РГАЛИ. Ф. 2057. Оп. 1; Лихачев Б. Кино в России (1896-1926). Ч. 1. 1906-1913. Л., 1927; Лихачев Б. Материалы к истории кино в России (1914-1916) // Из истории кино. № 3. М., 1960. С. 37-103; Ханжонков А. Первые годы русской кинематографии. М., 1937; Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963; Алейников М. Разумный кинематограф. Вып. 1-2. М., 1912; Вишневский Вен. Документальные фильмы дореволюционной России 1907-1916. М., 1996.

7 В учетных документах архива об этих номерах имелась противоречивая информация. Съемки № 745 не были датированы и считались «Открытием Таврической железной дороги»; № 13004 был озаглавлен «Генерал Янушкевич в Персии» с условной датировкой 1916 г., а № 13014 числился съемками империалистической войны.

8 Негативы в ранний период кинопроизводства не монтировались - титры впечатывались в состав позитивов при их тиражировании.

9 Случайное объединение сюжетов в одном месте могло быть проведено на стадии национализации кинопромышленности, когда реквизируемые киноматериалы фирм сматывались в рулоны без разборки.

10 Скобелевский комитет помощи увечным воинам при Николаевской императорской военной академии Генерального штаба учрежден 26 ноября 1904 г. для оказания помощи раненым и инвалидам войн. Съемки на фронтах Первой мировой войны производили операторы его военно-кинематографического отдела. Упразднен комитет 15 апреля 1918 г. См. РГВИА. Ф. 16280. Оп. 1; РГАЛИ. Ф. 2057. Оп. 1.

11 Это обстоятельство может свидетельствовать о том, что фрагменты составляли ранее часть национализированного фонда Скобелевского комитета.

12 Из № 13004 (без разметок и трафареток) были выделены в Отборочный список 285 метров съемок-дублей открытия Тавризской дороги, а часть неопознанных сюжетов (о которых до сих пор определенно можно сказать только то, что они сделаны в другом месте и к фильму не имеют никакого отношения) - переведены на новый учетный номер и подлежат дальнейшему изучению.

13 Титрованный вариант, негативные съемки и контратип с цифровыми режиссерскими разметками в начале планов.

14 Наличие склейки в титрованном сюжете могло быть связано с тем, что из-за отсутствия собственной кинолаборатории, вплоть до 1950-х гг., копирование сюжетов проводилось на киностудиях: фрагменты вырезались из позитивов и вклеивались обратно после возвращения в архив.

15 Материал уч. № 13014 представлял собой россыпь съемок, тематически мало связанных друг с другом. В старой описи есть отметка, что в 1968 г. из № 13014 было изъято четыре плана периода Гражданской войны. На данный момент в ролике остаются не идентифицированными съемки Первой мировой войны.

16 Этот метраж зафиксирован в описи 1936 г.

17 Титрованный вариант принят на № 745, а № 11676 снят с учета.

18 В контратипе сюжеты имеют номера: 3, 5, 7, 8, 14, 16, 17, 20, 28, 31, 36.

19 Кроме того, в документах архива зафиксировано, что получен материал (в отличие от множества других ранних киносъемок) не от «Совкино», а от «Союзинторгкино».

2О В позитиве № 745 (в негативе она отсутствует) сохранилась единственная разметка № 36 (проход русских представителей по полю после смотра персидских войск). По всей вероятности, другие разметки из материала на каком-то этапе технических работ архива были изъяты.

21 Разметки и трафаретки свидетельствуют о первоначальном авторском монтаже и истории Инторгкино.

22 В состав раритета включены такие съемки: Н.Н.Янушкевич принимает парад русских войск на станции Джульфа – Русская, принимает парад персидской пехоты на станции Джульфа - Персидская, Н.Н.Янушкевич, русские офицеры и персидские представители садятся в поезд. Полуразрушенное здание, местность с проезда. Н.Н. Янушкевич, русские железнодорожники и персидские представители беседуют друг с другом на одной из станций близ Тавриза; персидские представители у палатки; движение поезда по дороге и через мост, местные жители провожают поезд, встреча Н.Н. Янушкевича русскими и персидскими гражданскими и военными лицами у поезда в Тавризе, парад персидской пехоты; персидский представитель перерезает ленточку и выступает на открытии дороги, освящение дороги; присутствующие на открытии дороги у палатки; Н.Н. Янушкевич с супругой, русские и английский офицеры идут по аллее; смотр персидской пехоты в поле, русские и персидские представители обходят участников смотра, после смотра.

Подписи

1. Первый поезд новой дороги. Персия. Январь 1914 г. Фрагмент к/ф «Открытие Тавризской железной дороги».
РГАКФД. Уч. № 745.

2. Местные жители, стоя на обочине, встречают поезд. Персия. Январь 1914 г. Фрагмент к/ф «Открытие Тавризской железной дороги».
РГАКФД. Уч. № 745.

3. Местное население на перроне станции Джульфа - Персидская. Фрагмент к/ф «Открытие Тавризской железной дороги».
РГАКФД. Уч. № 745.

4. Представитель Персии перерезает ленточку на открытии дороги. Справа – генерал от инфантерии Н.Н. Янушкевич. Джульфа - Персидская. Негатив-раритет к/ф «Открытие Тавризской железной дороги».
РГАКФД. Уч. № 745.

5. Персидские кавалеристы демонстрируют гимнастические приемы верхом на конях. Персия. г. Тавриз. 1914 г. Фрагмент к/ф «Открытие Тавризской железной дороги».
РГАКФД. Уч. № 745.