Выбор читателей:

К ИСТОРИИ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКОБЕЛЕВСКОГО КОМИТЕТА. 1913-1914 гг.

Печать PDF





«4 ноября 1913 года.
Читал бумаги.
В 9 часов в театре был кинематограф
от Скобелевского комитета.
Вернулся домой около 12 часов».

Дневник императора Николая II. М., 1991. С. 431.





В истории Скобелевского комитета1 есть недостаточно изученные страницы. Так, например, до сих пор не только не подсчитано, даже приблизительно, количество выпущенных комитетом фильмов, но не отражена и его деятельность по прокату отечественных и зарубежных фильмов. Более того, многие исследователи до сих пор считают, что производство собственных фильмов комитет начал только после официального открытия военно-кинематографического отдела комитета в марте 1914 г.2 Впервые в этих выводах архивисты усомнились, когда выяснилось, что фильм Скобелевского комитета «Открытие Тавризской железной дороги» был снят более чем за месяц до этой даты - в конце января 1914 г.3 Подкрепляли наши сомнения и воспоминания бывшего комиссара Скобелевского комитета Михаила Кресина, который рассказал о том, что идея создания киноотдела комитета в 1913 г. принадлежала штабс-капитану Н.Д. Селивановичу4. Когда же кандидат искусствоведения, сотрудник НИИ киноискусства Н.А. Изволов обнаружил в Госфильмофонде печатный вариант справочника «Документальные фильмы дореволюционной России. 1907 - 1916 гг.», то в нем мы выявили информацию о шести фильмах Скобелевского комитета, выпущенных на экраны страны уже в 1913 г.5 18 июля в Царскосельском театре состоялась премьера двух фильмов – «Гимнастика на машинах» и «Конская езда г.г. офицеров»6, а в Красносельском театре впервые были показаны четыре других фильма: «Наводка мостов», «Прожекторная станция», «Редут и способы преодоления проволочных заграждений» и «Ротное учение»7.



Так как справочник В.Е. Вишневского8, составленный в 1947 г. на основании различных источников, содержит наиболее полный перечень хроникальных фильмов дореволюционной России, было решено его опубликовать совместно с Музеем кино и Госфильмофондом. РГАКФД предстояло составить указатель сохранившихся материалов. Но на момент издания справочника в архивном каталоге удалось выявить только один (первый из военной серии) фильм Скобелевского комитета за 1913 г. – «Гимнастика на машинах». Сделан этот фильм в форме кинопособия, фабричной маркой не помечен, а в заголовке, оформленном в фигурной рамке, четко указано, когда и где сделаны съемки: «Гимнастика на машинах в Павловском военном училище июля 5-го дня 1913»9. Внутренние титры, шрифтом напоминающие титры фирмы Гомон10, комментируют различные гимнастические упражнения юнкеров под наблюдением офицеров - на турнике, брусьях, «коне», «лошади», прыжки через «кобылу».

Когда справочник подготовили к изданию, Н.И. Изволов написал для него вступительную статью, в которой первым из отечественных историков кино отметил, что Скобелевский комитет предпринял попытки производства собственных фильмов еще летом 1913 г. Но через пять лет после выхода справочника в свет «Военно-исторический журнал» опубликовал статью А.Ю. Кальянова «Воочию увидеть на экране правдивое воплощение подвигов наших героев, наших чудо богатырей (история создания и деятельность Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета)», в которой автор подчеркнул, что информация об образовании киноотдела в 1913 г. не находит подтверждения11. Поэтому сотрудники научно-справочного отдела архива решили внести ясность в этот вопрос.



В РГВИА просмотрели документы, касающиеся Скобелевского комитета12. Убедились, что приказов или иных документов об открытии киноотдела и производстве фильмов комитетом до 1914 г. там действительно нет. Зато в «Дневниках императора Николая II» мы нашли запись о том, что он уже 4 ноября 1913 г. присутствовал на просмотре фильмов Скобелевского комитета. Особенно ценной стала находка в Госфильмофонде копии «Инвентаря картин прокатного кинематографического отдела Скобелевского просветительного комитета в Петербурге (на 1-е апреля 1918 года)», составленного за две недели до официального упразднения комитета. Этого документа до сих пор в распоряжении киноведов, видимо, не было (во всяком случае, он не фигурирует в их работах о Скобелевском комитете13. Хотя «Инвентарь...» составлен по алфавитному принципу без указания времени производства, он позволил нам уточнить сведения о принадлежности ряда фильмов комитету и их первоначальную длину. Например, в справочнике В.Е. Вишневского сказано, что метраж «Гимнастики на машинах» неизвестен, но на 47-й странице в «Инвентаре...» записано, что принятый на хранение в Ленинградский областной архив Октябрьской революции (ЛОАОР) фильм составлял 324 м. В РГАКФД же он сохранился длиной 251 м.

Прежде чем приступать к поискам в архиве фильмов Скобелевского комитета за 1913 г., необходимо было выяснить состав и последовательность сюжетов в них. Для этого предстояло просмотреть в первую очередь журналы «Вестник кинематографии», на которые ссылается В.Е. Вишневский14, узнать, напечатаны ли там краткие анонсы, имеются ли аннотации к фильмам. Однако поиски этих журналов превратились в настоящую проблему. На наш запрос сотрудники Российской государственной библиотеки (ГБЛ) и Государственной публичной исторической библиотеки (ГПИБ) дали отрицательный ответ. Главный специалист научно-справочного отдела РГАКФД Л.Б. Иноземцева лично перепроверила эту информацию и, к сожалению, подтвердила ее. В этих библиотеках, на которые мы рассчитывали, именно разыскиваемые нами номера журналов на хранении не числятся.



Тогда к поискам подключились сотрудник ГАРФ В.П. Захаров и доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства Н.И. Нусинова. Было сделано 18 запросов. Однако библиотеки Госфильмофонда, Библиотека киноискусства им. С.М. Эйзенштейна, Театральная библиотека в Москве, Государственная публичная научно-техническая библиотека России, Российская государственная библиотека искусств (РГБИ), Российская национальная библиотека (г. Санкт-Петербург), Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, библиотеки Центрального Дома ученых РАН, Союза театральных деятелей, Политехнического музея, Музея кино, НИИ киноискусства, отдела редких книг РГГУ, Московского государственного университета культуры и искусства, МГУ, РГАЛИ, РАН (г. Санкт-Петербург) также ответили, что запрашиваемые журналы у них не хранятся. Оставалась последняя надежда - на ВГИК. Но некоторое время по техническим причинам библиотечный фонд его был закрыт. Когда же сотрудники ВГИКА смогли поработать в каталоге, то выяснили, что 8-го и 18-го номеров «Вестника кинематографии» в университете нет, но зато 17-й (самый важный для нашего исследования) журнал за 1913 г. сохранился. В.П. Захаров ознакомился с этим номером журнала и выяснил, что там действительно рекламируются шесть первых фильмов Скобелевского комитета, которые перечислены в справочнике В.Е. Вишневского. Аннотаций на них в журнале нет, не указаны и операторы.

Теперь архивисты могли приступить к выяснению, сохранились ли в РГАКФД эти фильмы. Поиск оказался непростым, но очень результативным. В процессе исследования некоторые фильмы были собраны из разрозненных фрагментов и восстановлены в первоначальном монтаже15. Правда, как и «Гимнастика на машинах», ни один из фильмов еще не помечен фабричной маркой комитета, а внутренние титры напоминают шрифты других кинофирм, в лабораториях которых тиражные копии печатались.



Фильм «Редут и способы преодоления проволочных заграждений» на хранении в архиве не числился, т.к. в книге учета и старой описи был записан под названием «Военное укрепление». Его выявили только при просмотре внутриархивного «Справочника титров»16 с заголовком «Редут полный на одну роту». Сплошной просмотр киноматериала позволил идентифицировать также и его негатив с последовательными разметками17. В книге учета он значился как «Пате-журнал», к которому не имел никакого отношения. При сравнении позитива и негатива выяснилось, что сюжеты позитивной титрованной копии фильма перепутаны местами. Используя цифровые разметки негативных фрагментов, первоначальный монтаж позитива автором данной статьи был восстановлен длиной 102 м18. Фирма А. Ханжонкова, осуществлявшая прокат фильма, пометила внутренние титры своими клеймами, но в принадлежащем ему «Вестнике кинематографии» Ханжонков отметил, что фильм сделан Скобелевским комитетом19. Съемки демонстрируют зрителю разные моменты обучения солдат преодолению проволочных заграждений и устройство ими земляных укреплений.

С помощью «Инвентаря...» удалось понять, о каком ротном учении Скобелевский комитет снял свой фильм. Так как в архиве имелся фильм «Лейб-гвардии Павловского полка уставное ротное учение 9-й роты»20 с заголовком, помеченным маркой Торгового дома А. Дранкова и А. Талдыкина, первоначально возникло предположение, что указанная фирма не производитель, а лишь прокатчик фильма Скобелевского комитета. Но то, что комитет выпустил на экраны другой фильм – «Ротное учение Павловского военного училища» длиной 126 м, было выяснено на 48-й странице «Инвентаря...» В процессе идентификации сюжетов, к нему нами найден был только первоисточник – негатив21. При детальном изучении оказалось, что съемки сделаны в том же месте и в то же время, что и сюжеты фильма «Гимнастика на машинах», т.е. в 1913 г., и показывают строевые занятия юнкеров Павловского училища на поле перед казармами.



Работая с материалами, мы провели не только различные уточнения, но и дополнительно нашли два фильма Скобелевского комитета за 1913 г., о которых у В. Вишневского данных нет, но они вписаны в «Инвентарь...». Так, в разделе каталога «Армия» главный специалист РГАКФД И.В. Князькова выявила карточку на фильм «Смена караула лейб-гвардии Павловского военного училища». К титрованному позитиву фильма был найден и негатив. Однако после того, как съемки были изучены и дата их установлена, начальник научно-справочного отдела нашего архива В.Н. Баталин определил, что в тексте заголовка, оформленном в стилистике фирмы Бр. Пате, имеется серьезная ошибка: съемки проведены не в Павловском училище, а в Лейб-гвардии Павловском полку. Поэтому название фильма должно было быть «Смена караула лейб-гвардии Павловского полка». Кстати, в «Инвентаре...» название фильма воспроизведено по тексту титра с той же ошибкой22. В характерных остроконечных головных уборах солдаты полка, а не юнкера училища, сняты во время церемонии смены караула: командир обходит военный караул перед зданием казарм, караул училища строится и проходит по улице в Зимний дворец для несения службы, знаменосцы и музыканты училища на площади, командир отдает команду, публика наблюдает за церемонией23.

Другой фильм комитета был обнаружен при поиске «Наводки мостов». Первоначально в каталоге по этой тематике значились только 14-я и 18-я серии «Русской военной хроники» Скобелевского комитета, сделанные во время войны в 1915 г.24 Так как третий номер журнала «Сине-фоно» за 1913 г. представлял фильм «Постройка понтонного моста» в прокате фирмой Бр. Пате25, а не «Наводка мостов»26, было непонятно, что искать - фильм о наводке одного или нескольких мостов. Только тогда, когда в «Инвентаре картин Скобелевского комитета» мы обнаружили информацию о его фильмах «Наводка моста через Неву» (длиной 172 метра) и «Л. Гв. Саперный батальон - наводка моста» (две копии - 175 и 210 метров)27, стало ясно, в каком направлении продолжать поиски.

Фильм с заголовком «Лейб-гвардии Саперный батальон. Июля 8 дня 1913 года» (как видим, его название несколько отличается и от того, что записано в «Инвентаре...») сохранился длиной 137 метров28. Несмотря на то, что титры фильма помечены фирмой А. Ханжонкова, сведения «Инвентаря...» однозначно подтверждают его принадлежность Скобелевскому комитету, и то, что А. Ханжонков являлся лишь прокатчиком этого фильма, как и фильма «Редут и способы преодоления проволочных заграждений»29.

Анализ сюжетов показал, что в фильме снято строительство солдатами-саперами батальона понтонного моста и виды готовых понтонных мостов. Продолжая исследование, при просмотре ранних киноматериалов, мы нашли негатив30, в котором идентифицировали 103 м первоисточника этого фильма, не зафиксированного в описи, с последовательно пронумерованными сюжетами. Когда их изъяли из ролика и смонтировали по разметкам, то убедились в том, что монтаж позитива дошел до нашего времени в первоначальном виде31. Однако в негативном ролике остались стометровые фрагменты о наведении еще одного понтонного моста. Так как сюжеты были пронумерованы не стандартным, как предыдущие, а кустарным способом (процарапаны пером), то стало ясно, что это съемки другого фильма. Когда сюжеты внимательно проанализировали и смонтировали по разметкам, то поняли, что это - основная часть первоисточника фильма Скобелевского комитета «Наводка моста через Неву», о котором в справочнике В. Вишневского информации также нет. Зритель видит моменты наводки понтонного моста через р. Неву солдатами-саперами под руководством офицеров. Видны заводские строения на противоположном берегу реки, плывущая по реке лодка с конструкциями для моста, ее стыковка со строящимся мостом, офицеры, проходившие по готовому мосту32. Таким образом, нам стало понятно, какие фильмы выходили на экраны, что анонсы в источниках не всегда точны, а также то, что архивные исследования вносят ясность в этот вопрос.

Император Николай II, видевший эти мосты и учения, 29 июля 1913 г. записал в своем дневнике: «Чудным жарким утром выехал в 9.35 в Усть-Ижорский лагерь через Царское село в Колпино. Прибыл в 11 час. Бригадный маневр заключался в атаке укрепленной позиции и редута со всеми новейшими изобретениями. С берега Невы видел конец наводки понтонного моста. Завтракал в шатре Л. Гв. Саперного батальона»33. В дневнике за 4 августа читаем: «В 8.45 отправился через Царское село в Усть-Ижору, пешком перешел по понтонному мосту»34.

Анализируя заголовки фильмов за разные годы, мы предположили, что некоторые фильмы довоенного времени из-за дефицита военных сюжетов могли в частичном или перемонтированном виде выпускаться в повторный прокат уже в годы Первой мировой войны35. Предстояло проверить, не были ли использованы или выпущены в 1915-1916 гг. фильмы 1913 г. «Прожекторная станция»36 - как «Телефон и прожектор в современной войне»37, а «Жизнь учебной автомобильной роты»38 как «День автомобильной роты в действующей армии»39. В первую очередь надо было внимательно проанализировать, имеются ли в съемках признаки военного времени. Съемки прожекторной станции были найдены нами только в составе ХХ-й серии киножурнала 1915 г. «Русская военная хроника» (РВХ) под названием «Телефон и прожектор в современной войне», прокат которой осуществляла фирма Бр. Пате40. Надо отметить, что телефонная тематика у комитета в литературе не фигурирует. В справочнике можно прочитать только то, что в декабре 1914 г. не Скобелевский комитет, а фирма А. Ханжонкова представила на экраны фильм «Телефонная рота»41. Но вполне вероятно, что А. Ханжонков этот фильм, как и некоторые другие, только прокатывал на российских экранах. Нельзя исключать и того, что Скобелевский комитет в 1915 г. из двух своих фильмов смонтировал ХХ-ю серию РВХ. Проверка, в какое время года сделаны съемки и есть ли в них приметы военного времени, показала, что съемки произведены летом или в начале осени. Они малозначимые по своему содержанию и показывают лишь один небольшой прожектор, предназначенный для сигнальных целей, и некоторые способы его применения в полевых условиях. По телефонной роте показан только выезд телефонистов на двуколках и протяжка кабеля по ветвям деревьев. Все это очень мало соотносится с настоящими военными условиями того времени и нельзя исключать, что съемки были сделаны еще в мирное время – то есть в 1913 г. Следует отметить, что в «Инвентаре...» фильм «Прожекторная станция» не фигурирует. Может быть оттого, что он целиком вошел в состав ХХ-й серии РВХ?

При просмотре на киноэкране фильма «День автомобильной роты в действующей армии» мы увидели, что Скобелевский комитет как производитель зафиксирован в конце каждой части фильма. Прямых фронтовых съемок в фильме нет. Титр «В гараж доставляют захваченный нами вражеский автомобиль» иллюстрирует не вражеский автомобиль, а способ транспортировки аварийного автомобиля, не более того. Титру «Автомобиль погружения снарядов отправляется к передовой линии» вместо погрузки снарядов для отправки на фронт соответствует показ выезда автомобилей из автопарка, а это мог быть выезд их для любых целей, в том числе для учебных. Но вот съемка мальчика, «сына полка», может свидетельствовать в пользу военного времени, когда началось патриотическое движение и дети бежали на фронт для «борьбы с германским супостатом»42. Так что с этим фильмом полной ясности пока нет, поскольку остается неизвестным состав съемок фильма «Конская езда г.г. офицеров». Ни позитив, ни негатив к нему идентифицировать пока не удалось. Однако в нашем архиве хранятся различные сюжеты об участии офицеров в конских скачках, и, возможно, некоторые из них – часть разыскиваемого нами фильма43.

Следует остановиться еще на таком моменте. В справочнике В.Е. Вишневского есть два фильма, снятые оператором В.Ф. Гельгаром, которые причисляются комитету условно – это «Гатчинская офицерская авиационная школа»44 и «Гимнастические упражнения юнкеров Павловского военного училища»45. В ходе исследования мы выяснили, что «Гатчинская офицерская авиационная школа» к Скобелевскому комитету отношения не имеет, т.к. в «Ялтинском вестнике» и «Кине-журнале»46 производитель вообще не указан, а в «Инвентаре картин прокатного кинематографического отдела Скобелевского просветительного комитета» он фигурирует в разделе «Видовые, купленные у разных фирм»47. Что касается «Гимнастических упражнений юнкеров Павловского военного училища», то в «Инвентаре...» этот фильм не фигурирует, а в «Ялтинском вестнике»48 таковым является вовсе не название, а краткое содержание фильма без указания фирмы-производителя. Поэтому нельзя исключать, что речь идет все о том же фильме «Гимнастика на машинах».

Таким образом, удалось установить, что Скобелевский комитет к середине лета 1913 г. сделал не менее восьми документальных фильмов. Архивистами РГАКФД найдены, что зафиксировано и в «Инвентаре...», следующие фильмы (или их первоисточники): «Гимнастика на машинах в Павловском военном училище июля 5-го дня 1913» (титрованный позитив); «Лейб-гвардии Саперный батальон. Июля 8 дня 1913 года» в прокате фирмы А. Ханжонкова (титрованный позитив и негатив); «Редут и способы преодоления проволочных заграждений» в прокате фирмы А. Ханжонкова (титрованный позитив и негатив); «Ротное учение Павловского военного училища (негатив); «Смена караула лейб-гвардии Павловского полка» (титрованный позитив и негатив) и «Наводка моста через Неву» (негатив). Сделано предположение, что часть фильма «Прожекторная станция» комитетом могла быть использована в военное время при монтаже ХХ-й серии киножурнала «Русская военная хроника». Мы видим, что у двух из фильмов в заголовке указана дата.

Полученные результаты исследовательской работы позволили внести ряд уточнений в картотеку РГАКФД, электронные варианты книги В.Н. Баталина «Кинохроника в России. 1896-1916»49 и в справочник В.Е. Вишневского. Стало понятно, что историки, изучавшие деятельность Скобелевского комитета, обошли своим вниманием некоторые документы по национализации комитета, материалы РГАКФД и фонда В.Е. Вишневского в Госфильмофонде, «Дневники Николая II», номера журнала «Вестник кинематографии» за 1913 г. и другие источники. Возможно, что кинематографический комитет был открыт в 1913 г. Документов об этом либо не сохранилось, либо отдел официально утвердили (или переименовали) с названием «военно-кинематографический» в 1914 г. после выделения средств на закупку оборудования и открытия лаборатории. Поскольку на первых порах у комитета не было собственной технической базы, он печатал свои фильмы в чужих лабораториях и отдавал их в прокат другим фирмам, что и объясняет отсутствие единообразия в их техническом оформлении, наличие фабричных марок прокатчиков в заголовках.

Поиск новых литературно-архивных источников и изучение киносюжетов для восполнения неизвестных страниц деятельности Скобелевского комитета в настоящее время продолжается. Т.к. не все фильмы рекламировались в прессе, нам предстоит сравнить указатель «Инвентаря...» с фильмами архива для установления их точной датировки. Мы будем продолжать поиски новых материалов о национализации комитета и недостающих номеров журнала «Вестник кинематографии» (№№ 8 и 18)50 в надежде узнать состав сюжетов фильмов, фамилии операторов и другие исторически важные сведения.

Примечания

1 Скобелевский комитет при Николаевской академии Генерального штаба (с 1909 г. — Императорская Николаевская военная академия) был основан в ноябре 1904 г., чтобы «призреть и облегчить участь потерпевших на войне». В 1908 г. Николай II принял комитет под свое покровительство. Съемки документальных фильмов из жизни и деятельности войсковых частей комитету были поручены военным министром. Во время Первой мировой войны операторы комитета работали на фронтах войны, пользуясь вплоть до 1916 г. исключительно монопольным правом съемок военных событий. В Москве находилось киноателье комитета, а главная прокатная контора, правление и кинолаборатория - в Петрограде. С декабря 1917 г. комитет переименован в Скобелевский просветительный комитет. 15 апреля 1918 г. упразднен.

2 Деятельность Скобелевского комитета до 1917 г. нашла отражение в работах: Лихачев Б. Материалы к истории кино в России (1914-1916) / /Из истории кино. 1960. № 3. С. 37-103; Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963; Магидов В.М. К истории киноорганизаций в России (Скобелевский комитет) // Труды ВНИИДАД. М., 1978. Т. VII. Ч. 1; Он же. Зримая память истории. М., 1984 и др. Информация об истории комитета содержится также в мемуарах: Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематографии. М., 1937; Левицкий А.А. Рассказы о кинематографе. М., 1964. Кресин М. Самые первые дни // Жизнь в кино. М., 1961. С.7-32.

3 Надпись в заголовке «Скобелевский комитет. Петроград» свидетельствует о том, что фильм был выпущен на экраны в начале войны. См.: Малышева Г.Е. Открытие Тавризской железной дороги. Восстановление первоначального монтажа фильма Скобелевского комитета. 1914 г. // Вестник архивиста. 2010. № 4. С. 45-54.

4 См.: Кресин М. Указ. соч. С. 9-10.

5 Ни к одному из перечисленных фильмов метраж в справочнике не указан.

6 Вишневский Вен. Документальные фильмы дореволюционной России. 1907-1916 гг. М., 1996 г. №№ 1489 и 1556. С. 167, 174.

7 Там же. №№ 1591, 1709, 1725,1731. С. 177, 188-190.

8 Вишневский В.Е. (1898-1952) - выдающийся советский киновед, автор методологии фильмографического описания, справочников «25 лет советского кино в датах и фактах», «Художественные фильмы дореволюционной России», «Документальные фильмы дореволюционной России. 1907-1916 гг.», автор более 130 научно-исследовательских и научно-вспомогательных работ по истории и историографии кино, библиографии, фильмографии, хронологии, в том числе хронологических таблиц по истории советского кино (1917-1945), фильмографии советских (1917-1934) и дореволюционных фильмов, творческих биографий ведущих советских кинодеятелей, сборника архивных документов по истории советского кино, двухтомного труда «Театральная периодика», «Ежегодника советской кинематографии». Один из создателей кафедры истории кино и кабинета киноведения во ВГИКе.

9 Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД). Уч. № 11693.

10 Единообразие в оформлении титров и подпись «Скобелевский комитет» появляются лишь с 1914 г.

11 Военно-исторический журнал. 2001. № 9. С. 68.

12 Российский государственный военно-истоорический архив (РГВИА). Ф. 2001. Оп. 2; Ф. 2003. Оп. 1, 2; Ф. 16280. Оп. 1; Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2057. Оп. 1; Госфильмофонд. Архив В.Е. Вишневского. Д.18. С. 45-61.

13 Госфильмофонд. Архив В.Е.Вишневского. Д.18.

«Инвентарь...» скопирован В.Е. Вишневским из фондов Ленинградского областного архива Октябрьской революции (ЛОАОР. 1936-1941). ЛОАОР до 1936 г. был в составе Архива Октябрьской революции Ленинградской области, после реорганизации в 1936 г. стал самостоятельным учреждением.

14 8-й, 17-й и 18-й номера журнала. Двухнедельный журнал «Вестник кинематографии», основанный А. Ханжонковым, выходил с декабря 1910-го по 1918 г.

15 Большинство национализированных в 1918-1919 гг. материалов российских кинофирм, вплоть до организации в 1926 г. специализированного архива, хранились в неприспособленных складах Всероссийского фото-киноотдела, элементы комплекта были перепутаны, разъединены между собой и перемешаны с документами разных фондообразователей. Часть из них погибла из-за гидролиза кинопленки.

16 См. Отдел НСА «Справочник титров кинодокументов раннего периода, хранящихся в РГАКФД. 1896-1917».

17 Уч. №№ 12402 и 1092. В процессе работы материал был объединен за номером 1092.

18 Это свидетельствует о том, что некоторые сюжеты ранее вырезались при копировании на киностудиях и неправильно были вклеены вновь.

19 На стр. 46 «Инвентаря...» длина фильма - 145 м., название – «Взятие редута».

20 РГАКФД. Уч. № 12704. Информация о таком фильме в справочнике В.Е. Вишневского отсутствует.

21 Негатив найден в уч. № 979. В начале 1916 г. этот фильм был повторно выпущен на экраны в пропагандистских целях. См. указанный справочник В.Е. Вишневского. № 2663. С. 275.

22 Он сохранился длиной 98 м., но на стр. 51 «Инвентаря...» первоначальная длина его указана - 150 м.

23 Позитив был найден в уч. № 12407, а негатив – в № 996. В процессе изучения материал объединен за номером 996.

24 РГАКФД. Уч. №№ 22013 и 12150.

25 Сине-фоно. 1913. № 3. С. 32.

26 См. указанный справочник В.Е. Вишневского. № 1591. С. 177.

27 См. указ. «Инвентарь...». С. 47, 51.

28 РГАКФД. Уч. №12388.

29 Накануне Первой мировой войны оптовый прокат кинофильмов, равно как и импорт, находился в 80% в руках трех крупнейших фирм – бр. Пате, А. Ханжонкова, «Тимана и Рейнгардта» // Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963. С. 186.

30 РГАКФД. Уч. № 545.

31 Негатив и позитив объединили за номером 12388. То обстоятельство, что в негативном ролике были склеены съемки к двум разным фильмам, говорит в пользу того, что оба фрагмента - часть фонда Скобелевского комитета, сформированного в одном месте в период национализации.

32 В ранний период негативы не монтировались, их сюжеты нумеровались, а позитив печатался в соответствии с разметками и заранее подготовленными титрами.

33 Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 414. С 9 июля император отдыхал, плавая на «Штандарте». В Красном селе он появился лишь 23 июля.

34 Там же. С. 415.

35 За неимением достаточного количества съемок с фронта, некоторые кинопредприниматели в годы войны выпускали на экран фальсификации, использовали инсценировки, перемонтировали фильмы довоенного времени, снабдив их актуальными титрами, повторно выпускали фильмы мирного времени.

36 В октябре 1914 г. комитет рекламировал выход на экраны фильма «Работа прожекторов», в марте 1916 г. – «Прожекторная станция» и «Установка прожекторов». См. справочник В.Е. Вишневского. № 2170. С. 229; №№ 2657 и 2681. С. 274 и 276.

37 См. указ. справочник В.Е. Вишневского. № 2514. С. 260.

38 Там же. № 1528. С. 171.

39 Там же. № 2409. С. 251. В.Е. Вишневский причисляет его к «С.Петербургскому ателье кинематографии», а не к Скобелевскому комитету. Первоначальный монтаж фильма восстановлен автором данной статьи за № 57 (I -II).

40 Фильм восстановлен автором данной статьи из фрагментов уч. №№ 11778 и 11664 за № 11778.

41 Два фильма 1913 г.: «Установка прожекторов» и «Ротное учение Павловского военного училища» в 1916 г. анонсировал также 57-й номер «Ведомостей Петроградского градоначальства».

42 В фильм авторы включили бытовые съемки солдат в палаточном лагере, работы в механической мастерской и на железнодорожной станции, строевые занятия, распределение нарядов для несения караульной службы, вечернюю молитву солдат и пр.

43 Следует отметить, что в «Инвентаре...» фильма с таким названием нет.

44 См. указ. справочник В.Е. Вишневского. № 1486. С. 166-167.

45 Там же. № 1491. С. 167.

46 Ялтинский вестник. № 1240. С. 3; Кине-журнал. № 17. С. 49; Аннотация в «Кине-журнале» дает нам надежду на опознание в архиве фрагментов фильма, хотя он и не относится к Скобелевскому комитету.

47 См. указ. «Инвентарь...». С. 56.

48 Ялтинский вестник. № 1240. С. 3.

49 См. Баталин В.Н. Кинохроника в России 1896-1916 гг. Опись киносъемок, хранящихся в РГАКФД. М., 2002.

50 Возможно, что с некоторыми номерами журнала «Вестник кинематографии» В.Е. Вишневский знакомился в какой-либо частной коллекции или в одной из провинциальных библиотек.

Аннотация / Annotation

В статье раскрывается уникальный опыт и методика исследовательской работы специалистов Российского государственного архива кинофотодокументов по розыску документальных фильмов, выпущенных Скобелевским комитетом. Автор исследует проблемы описания и отражения информации о документальных фильмах в системе научно-справочного аппарата архива.

Ключевые слова / Keywords

Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД), Скобелевский комитет, документальный фильм, каталоги, А.А. Ханжонков, В.Е. Вишневский, Госфильмофонд, «Пате-журнал», «Сине-фоно», Первая мировая война.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.